Репост из: Под ковром
В дискуссиях о свободе воли и праве распоряжаться своим телом, в контексте секс-работы, например, меня очень смущает то, что люди, независимо от занимаемой стороны, оперируют понятием свободы воли не пытаясь дать ему определения.
Между тем, свобода воли - это очень сложное понятие, не зря о нем философы столетиями спорили и до сих пор не договорились, в общем-то.
Например, есть такая проблема с выпускниками детдомов: как правило они совершенно не понимают смысла денег, их стоимости, потому что им никогда до выпуска из детдома не приходилось с ними сталкиваться. И очень легко попадаются на крючок мошенникам. Когда мы говорим о выпускнике детдома, который отдал внушительную сумму денег за какую-то мелочь, можем ли мы назвать его выбор полностью свободным? Да, ему предложили, он согласился, пистолет у виска никто не держал - но он не знал истинной ценности того, что отдает. И мы называем людей, которые предлагают такой выбор таким людям, мошенниками. Так же как и людей, которые навязывают пожилым людям кредиты, которые те не могут выплатить.
Так вот, будучи людьми, которые выросли в обществе, в котором почти никого не учили чувствовать свое тело и пользоваться своей телесностью, и радоваться ей, в обществе, где физические границы постоянно нарушаются, где право на свое тело приходится отстаивать с кулаками, - и я тут имею в виду целый спектр явлений, от принуждения поцеловать тетю и сидеть в школе по 45 минут без возможности размяться, когда хочется, до сексуального насилия и врачебных вмешательств без согласия пациента - так вот, живя в обществе, где многим людям приходится ходить к психотерапевту, чтобы научиться различать сигналы и желания своего тела, и понимать, хотя бы, хочется ли им пить или есть в конкретный момент, потому что в детстве этому их никто не учил, а то и учил эти сигналы игнорировать, с учётом этого всего и осознавая все эти вещи - можем ли мы говорить, что выбор любого человека, например, заняться секс-работой - это выбор осознанный и свободный - или всё-таки эту ситуацию скорее стоит рассматривать как ситуацию обмана, в которой человеку суют пустышку в обмен на величайшую ценность, потому что человек, делающий выбор, этой ценности не понимает и не ощущает, точно так же, как детдомовец не понимает и не ощущает ценность денег?
Между тем, свобода воли - это очень сложное понятие, не зря о нем философы столетиями спорили и до сих пор не договорились, в общем-то.
Например, есть такая проблема с выпускниками детдомов: как правило они совершенно не понимают смысла денег, их стоимости, потому что им никогда до выпуска из детдома не приходилось с ними сталкиваться. И очень легко попадаются на крючок мошенникам. Когда мы говорим о выпускнике детдома, который отдал внушительную сумму денег за какую-то мелочь, можем ли мы назвать его выбор полностью свободным? Да, ему предложили, он согласился, пистолет у виска никто не держал - но он не знал истинной ценности того, что отдает. И мы называем людей, которые предлагают такой выбор таким людям, мошенниками. Так же как и людей, которые навязывают пожилым людям кредиты, которые те не могут выплатить.
Так вот, будучи людьми, которые выросли в обществе, в котором почти никого не учили чувствовать свое тело и пользоваться своей телесностью, и радоваться ей, в обществе, где физические границы постоянно нарушаются, где право на свое тело приходится отстаивать с кулаками, - и я тут имею в виду целый спектр явлений, от принуждения поцеловать тетю и сидеть в школе по 45 минут без возможности размяться, когда хочется, до сексуального насилия и врачебных вмешательств без согласия пациента - так вот, живя в обществе, где многим людям приходится ходить к психотерапевту, чтобы научиться различать сигналы и желания своего тела, и понимать, хотя бы, хочется ли им пить или есть в конкретный момент, потому что в детстве этому их никто не учил, а то и учил эти сигналы игнорировать, с учётом этого всего и осознавая все эти вещи - можем ли мы говорить, что выбор любого человека, например, заняться секс-работой - это выбор осознанный и свободный - или всё-таки эту ситуацию скорее стоит рассматривать как ситуацию обмана, в которой человеку суют пустышку в обмен на величайшую ценность, потому что человек, делающий выбор, этой ценности не понимает и не ощущает, точно так же, как детдомовец не понимает и не ощущает ценность денег?