Репост из: 𝐈𝐍𝐍𝐎𝐕𝐀𝐓𝐈𝐕𝐄 𝐋𝐀𝐁𝐒
Моё эссе для защиты квалификации нейрофизиолога в МГУ
Мозг и родительское поведение
Актуальность данной темы затрагивает не только область понимания физиологических процессов, протекающих в головном мозге при формировании отношений между родителем и ребенком, но и затрагивает важнейшие социальные проблемы в извечном вопросе, (как в названии одноименного романа Ивана Тургенева), «отцы и дети». Объяснение причинно-следственной связи, определенных поступков родителей, через призму нейрофизиологии, позволяет, как минимум, отнестись с пониманием к некоторым, как нам кажется, отклонениям во взаимодействии субъектов отношений, и как максимум, предугадать, или даже, предотвратить определенные негативные последствия.
Родительское поведение – великий двигатель всей эволюции животного мира, и важная составляющая нашей психической жизни.
Дубынин Вячеслав Альбертович. «Мозг и его потребности 2.0. От питания до признания».
Начнем с того, что детско-родительское взаимодействие, относится к группе зоосоциальных биологических потребностей (по классификации П.В.Симонова). У нас на генетическом уровне стоит настройка, для удовлетворения этой потребности, и, конечно же, получения положительных эмоций при этом.
В нашем мозге присутствуют определенные нейросети, обеспечивающие привязанность к родителям, и такие, которые отвечают за родительское поведение. Оба поведения, и родительское и детское, связано с передней частью гипоталамуса, где нервные клетки, запрограммированы на воспроизводство. Здесь же находятся и центры полового поведения, формируются привязанности субъектов отношений. Миндалина выполняет важную функцию – контролирует эти типы поведения. Например, блокирует чрезмерные проявления детско-родительского взаимодействия (чрезмерная опека или же патологическая привязанность). Главный центр положительных эмоций, расположен в прилежащем ядре прозрачной перегородки, именно его функционирование связано, в частности, с заботой о потомстве.
Стоит понимать, что родительское поведение тем и интересно, что зависит от ряда определенных факторов, и не ограничено только лишь наличием «ответственных» областей мозга. Это и генетический, гормональный фактор. Особую роль имеют сигналы внутренней и внешней среды организма, внутриутробное развитие будущего родителя, или уже имеющийся родительский опыт, или же наглядный пример родительских отношений с последующим «отпечатком», сказывающийся на собственных паттернах.
Безусловно, каждый из нас знает, что состояние ребенка в первые месяцы после рождения, сказывается на психологическом статусе матери. Аналогично, как и состояние матери, влияет на функционирование всего организма малыша, в частности нервной системы. Удивительно, но факт: различные программы, в обособленных нервных системах взрослого и детского организма, работают как единый организм. Стоить заметить, исходя из вышесказанного, что хотя эти программы и являются врожденными, тем не менее их настройка и так сказать, усовершенствование, вполне закономерная история, корректирующаяся опытом и определенными, уже знакомыми алгоритмами. С каждым последующим ребенком, появляется больше понимания на базисном уровне ухода за ним, автоматически закрепленным в головном мозге. Эта автоматизация происходит за счет мозжечка, в целях облегчить жизнь родителя. Многие видели мультфильм про маму обезьянку, которая могла одновременно готовить, стирать, пеленать, с абсолютно спокойной мордашкой, будто мыслительные процессы в это время полностью отсутствовали. Или же, новоиспеченный родитель, который при виде одного лишь использованного памперса, находится в полной растерянности, одновременно названивая бабушкам и осуществляя поиск в интернете соответствующей информации о пеленании. Глобально, обучение и приобретенные реакции формируются в коре больших полушарий. Ну и конечно, данный опыт подкрепляется положительными эмоциями, потому что в случае с нашим отчаявшимся родителем, после удачной десяткой попытки смены памперса, он получает вознаграждение в виде воображаемой медали «За взятие подгузника».
Мозг и родительское поведение
Актуальность данной темы затрагивает не только область понимания физиологических процессов, протекающих в головном мозге при формировании отношений между родителем и ребенком, но и затрагивает важнейшие социальные проблемы в извечном вопросе, (как в названии одноименного романа Ивана Тургенева), «отцы и дети». Объяснение причинно-следственной связи, определенных поступков родителей, через призму нейрофизиологии, позволяет, как минимум, отнестись с пониманием к некоторым, как нам кажется, отклонениям во взаимодействии субъектов отношений, и как максимум, предугадать, или даже, предотвратить определенные негативные последствия.
Родительское поведение – великий двигатель всей эволюции животного мира, и важная составляющая нашей психической жизни.
Дубынин Вячеслав Альбертович. «Мозг и его потребности 2.0. От питания до признания».
Начнем с того, что детско-родительское взаимодействие, относится к группе зоосоциальных биологических потребностей (по классификации П.В.Симонова). У нас на генетическом уровне стоит настройка, для удовлетворения этой потребности, и, конечно же, получения положительных эмоций при этом.
В нашем мозге присутствуют определенные нейросети, обеспечивающие привязанность к родителям, и такие, которые отвечают за родительское поведение. Оба поведения, и родительское и детское, связано с передней частью гипоталамуса, где нервные клетки, запрограммированы на воспроизводство. Здесь же находятся и центры полового поведения, формируются привязанности субъектов отношений. Миндалина выполняет важную функцию – контролирует эти типы поведения. Например, блокирует чрезмерные проявления детско-родительского взаимодействия (чрезмерная опека или же патологическая привязанность). Главный центр положительных эмоций, расположен в прилежащем ядре прозрачной перегородки, именно его функционирование связано, в частности, с заботой о потомстве.
Стоит понимать, что родительское поведение тем и интересно, что зависит от ряда определенных факторов, и не ограничено только лишь наличием «ответственных» областей мозга. Это и генетический, гормональный фактор. Особую роль имеют сигналы внутренней и внешней среды организма, внутриутробное развитие будущего родителя, или уже имеющийся родительский опыт, или же наглядный пример родительских отношений с последующим «отпечатком», сказывающийся на собственных паттернах.
Безусловно, каждый из нас знает, что состояние ребенка в первые месяцы после рождения, сказывается на психологическом статусе матери. Аналогично, как и состояние матери, влияет на функционирование всего организма малыша, в частности нервной системы. Удивительно, но факт: различные программы, в обособленных нервных системах взрослого и детского организма, работают как единый организм. Стоить заметить, исходя из вышесказанного, что хотя эти программы и являются врожденными, тем не менее их настройка и так сказать, усовершенствование, вполне закономерная история, корректирующаяся опытом и определенными, уже знакомыми алгоритмами. С каждым последующим ребенком, появляется больше понимания на базисном уровне ухода за ним, автоматически закрепленным в головном мозге. Эта автоматизация происходит за счет мозжечка, в целях облегчить жизнь родителя. Многие видели мультфильм про маму обезьянку, которая могла одновременно готовить, стирать, пеленать, с абсолютно спокойной мордашкой, будто мыслительные процессы в это время полностью отсутствовали. Или же, новоиспеченный родитель, который при виде одного лишь использованного памперса, находится в полной растерянности, одновременно названивая бабушкам и осуществляя поиск в интернете соответствующей информации о пеленании. Глобально, обучение и приобретенные реакции формируются в коре больших полушарий. Ну и конечно, данный опыт подкрепляется положительными эмоциями, потому что в случае с нашим отчаявшимся родителем, после удачной десяткой попытки смены памперса, он получает вознаграждение в виде воображаемой медали «За взятие подгузника».