Рэперы, проповедники и филантропы. Кто выиграет от африканского коронакризиса
Аналитический центр при МИД Франции предрекает скорый коллапс сахельских и центральноафриканских режимов из-за социального кризиса, спровоцированного эпидемией нового коронавируса. Скандальная аналитическая записка уже вызвала широкие дискуссии среди африканских политиков, интеллектуалов и журналистов. Однако нельзя не признать, что она содержит немало здравых оценок.
Крупнейшие международные структуры — ООН, Всемирный банк, МВФ, — называют грядущий кризис беспрецедентным. В ряде стран коронакризис наложился на снижение нефтедобычи и падение экспортных цен на топливо, замораживаются инвестиционные проекты и пересматриваются бюджеты. В этих условиях ожидают скорого конца нефтяной ренты для ряда застойных, хотя и устойчивых петрократий — Камеруна, Габона, Республики Конго.
Невыполнение базовых социальных обязательств перед населением, по мнению экспертов, может привести к дискредитации политической элиты, а карантинные меры — к образованию деклассированных масс в городских агломерациях — эпицентрах грядущего социального кризиса. Необходимым запасом прочности обладают лишь очень немногие страны с устойчивой экономикой и государственным аппаратом — Сенегал и Руанда.
Именно крупные города становятся узлами небывалого социального напряжения — продовольственный кризис усугубляется тиражированием слухов и теорий заговоров в социальных сетях, в первую очередь в WhatsApp. Известно, например, что во время эпидемии лихорадки Эбола в лесной Гвинее широко гуляли слухи, что вирус вышел из потайной лаборатории госпиталя в Сьерра-Леоне, находящегося на попечении Джорджа Сороса — якобы друга и влиятельного спонсора президента Альфы Конде. А о политизации эпидемии Эболы на востоке ДР Конго я уже неоднократно писал ранее. Нынешняя пандемия — не исключение.
Считается, что едва ли не ключевую роль в политических бурях могут сыграть религиозные лидеры — приверженцы реформистских течений в исламе и деятели некоторых протестантских движений с сильным эсхатологическим уклоном (в частности, пятидесятническая Церковь Возрождения в Кот-д'Ивуаре). Чудесные исцеления, пророчества и помешательства вновь становятся нормой общественной жизни. Так, в Уганде за отрицание пандемии уже поплатился свободой популярный пастор Августин Ига, распространявший свои заявления по национальному телевидению.
У этого прогноза есть некоторые основания. Так, по последним опросам Afrobarometer, наибольшее число африканцев (69%) доверяют именно религиозным деятелям. Крайне высоким доверием религиозные авторитеты пользуются в Сенегале, Уганде, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гамбии, Нигере и Гвинее. Уровень доверия главам государств составляет не более 52%, местным органам власти - 43%, а правящим партиям - только 42%. К слову, оппозиционные партии с 32% поддержки и вовсе замыкают рейтинги доверия африканцев.
В странах с меньшим доверием к религиозным авторитетам коронакризис способен привести к власти "несистемных", но популярных в народе и в особенности среди молодежи политиков-популистов, таких как Боби Вайн (Уганда) или скандальный Джулиус Малема (ЮАР).
А также — влиятельных деятелей диаспоры (именно в их руках сосредоточены ключевые медиаресурсы), популярных музыкантов и бизнесменов-филантропов неолиберального склада, способных при благоприятных обстоятельствах перехватить политическую повестку и возглавить оппозиционные массы.
Но главное — подъем популизма и обновление политического ландшафта рискует обернуться катастрофой в первую очередь для неоколониальной системы Françafrique и таких ее бастионов, как Камерун и Габон. Молодежные движения в странах Западной и Центральной Африки уже давно обрели отчетливо антифранцузский оттенок, так что падения местных сервильных геронтократий в Париже боятся как огня.
Аналитический центр при МИД Франции предрекает скорый коллапс сахельских и центральноафриканских режимов из-за социального кризиса, спровоцированного эпидемией нового коронавируса. Скандальная аналитическая записка уже вызвала широкие дискуссии среди африканских политиков, интеллектуалов и журналистов. Однако нельзя не признать, что она содержит немало здравых оценок.
Крупнейшие международные структуры — ООН, Всемирный банк, МВФ, — называют грядущий кризис беспрецедентным. В ряде стран коронакризис наложился на снижение нефтедобычи и падение экспортных цен на топливо, замораживаются инвестиционные проекты и пересматриваются бюджеты. В этих условиях ожидают скорого конца нефтяной ренты для ряда застойных, хотя и устойчивых петрократий — Камеруна, Габона, Республики Конго.
Невыполнение базовых социальных обязательств перед населением, по мнению экспертов, может привести к дискредитации политической элиты, а карантинные меры — к образованию деклассированных масс в городских агломерациях — эпицентрах грядущего социального кризиса. Необходимым запасом прочности обладают лишь очень немногие страны с устойчивой экономикой и государственным аппаратом — Сенегал и Руанда.
Именно крупные города становятся узлами небывалого социального напряжения — продовольственный кризис усугубляется тиражированием слухов и теорий заговоров в социальных сетях, в первую очередь в WhatsApp. Известно, например, что во время эпидемии лихорадки Эбола в лесной Гвинее широко гуляли слухи, что вирус вышел из потайной лаборатории госпиталя в Сьерра-Леоне, находящегося на попечении Джорджа Сороса — якобы друга и влиятельного спонсора президента Альфы Конде. А о политизации эпидемии Эболы на востоке ДР Конго я уже неоднократно писал ранее. Нынешняя пандемия — не исключение.
Считается, что едва ли не ключевую роль в политических бурях могут сыграть религиозные лидеры — приверженцы реформистских течений в исламе и деятели некоторых протестантских движений с сильным эсхатологическим уклоном (в частности, пятидесятническая Церковь Возрождения в Кот-д'Ивуаре). Чудесные исцеления, пророчества и помешательства вновь становятся нормой общественной жизни. Так, в Уганде за отрицание пандемии уже поплатился свободой популярный пастор Августин Ига, распространявший свои заявления по национальному телевидению.
У этого прогноза есть некоторые основания. Так, по последним опросам Afrobarometer, наибольшее число африканцев (69%) доверяют именно религиозным деятелям. Крайне высоким доверием религиозные авторитеты пользуются в Сенегале, Уганде, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гамбии, Нигере и Гвинее. Уровень доверия главам государств составляет не более 52%, местным органам власти - 43%, а правящим партиям - только 42%. К слову, оппозиционные партии с 32% поддержки и вовсе замыкают рейтинги доверия африканцев.
В странах с меньшим доверием к религиозным авторитетам коронакризис способен привести к власти "несистемных", но популярных в народе и в особенности среди молодежи политиков-популистов, таких как Боби Вайн (Уганда) или скандальный Джулиус Малема (ЮАР).
А также — влиятельных деятелей диаспоры (именно в их руках сосредоточены ключевые медиаресурсы), популярных музыкантов и бизнесменов-филантропов неолиберального склада, способных при благоприятных обстоятельствах перехватить политическую повестку и возглавить оппозиционные массы.
Но главное — подъем популизма и обновление политического ландшафта рискует обернуться катастрофой в первую очередь для неоколониальной системы Françafrique и таких ее бастионов, как Камерун и Габон. Молодежные движения в странах Западной и Центральной Африки уже давно обрели отчетливо антифранцузский оттенок, так что падения местных сервильных геронтократий в Париже боятся как огня.