🇲🇼 Политическая экономия вампиризма, или кто сосет кровь у малавийцев
Малави редко попадает на передовицы мировой прессы. А между тем в стране разворачивается эпидемия — отнюдь не коронавирусная. На севере страны, по данным полиции, жители линчевали восьмерых подозреваемых в вампиризме. Речь идет об анамапопа — «кровососах», лишь отдаленно напоминающих своих элегантных собратьев из западной культуры.
В Малави анамапопа боятся как огня — местные жители под руководством вождей и старейшин сколачивают натуральные «отряды самообороны», объявляют «комендантские часы», с дубинками и мачете наперевес патрулируют улицы и жестоко наказывают подозреваемых. Эта истерия — не первая в новейшей истории страны. Аналогичные трагедии прокатывались по Малави в 2002, 2007-2008 и 2017 гг.
Вампирами здесь считают людей, которые используют магию или технологии, чтобы обездвижить жертв, а затем выкачать из них кровь с помощью шприцов или зарубежного (!) медицинского оборудования. Считается, что впоследствии они продают добытую кровь, предположительно сатанистам и/или белым — малавийцы считают, что в тропическом климате без местной кровушки белые быстро загибаются.
Здесь отчетливо прослеживается один общеафриканский мотив — как и в других странах Восточной и Южной Африки, ведьмами и колдунами малавийцы считают в первую очередь «плохих» соплеменников, в то время как вампирами — чужаков. Так что в «кровососных погромах» нередко достается иностранцам — в этом случае одной из жертв стал гражданин Мозамбика, в 2017 г. пострадали несколько туристов, а в следующем году чуть не погибли журналисты BBC.
Но дело не в косности или, как пишут малограмотные журналисты, суеверности малавийцев. В истерии ясно проступают уши былых, но все еще не залеченных колониальных травм — в свое время британские медики довольно халатно относились к вакцинации и заборам крови у чернокожих, использовали грязные и многократно пользованные шприцы, тем самым распространяя массу опасных болезней (в том числе — СПИД) и причиняя куда больше вреда, чем пользы.
Но с долгожданным уходом белых лучше в стране особо не стало. Поэтому в вампиризме начали винить уже не только белых, но и своих — функционеров правящих партий и коалиций, бизнесменов, высокопоставленных чиновников и просто богатых людей. Финальная связка — 2002 г., когда правительство накануне чудовищного голода и под давлением МВФ распродало зерновые резервы.
Именно тогда властей стали винить в оккультном сговоре с белыми людьми. Удачная и во многом справедливая метафора «кровососущего государства», таким образом, слилась с прелестями неолиберизма и стала универсальным ответом на все беды страны — во время очередного обострения 2017 г. погромы затронули в основном богатых малавийцев.
Любопытно, что дрова для растопки паранойи доставляют протестанты. Точнее — пятидесятнические церкви, буквально помешанные на демонах и демономании и заражающие паранойей своих прихожан. В Блантайре и Лилонгве постоянно гуляют слухи о сатанинских церквях и шабашах.
Все это липкое безумие воспроизводится из года в год благодаря чудовищному положению в экономике. Малави — одна из беднейших и наименее благополучных стран мира. Устроиться на работу без связей здесь сложно, разбогатеть — еще сложнее; бюджет на 40% зависит от донорской помощи стран Европы и США, а зарубежные некоммерческие организации и всякие там «иностранные агенты» — единственные работодатели для образованного среднего класса.
Поэтому отрезанные от иностранной валюты и бюджетной кормушки автохтоны задаются вопросом — если в стране ошивается так много белых, то почему не становится лучше? Так что вампиры — это такой своеобразный, во многом уродливый способ простых и малограмотных людей поговорить о насущных проблемах своей страны. Без жертв и mob justice эти пересуды не обходятся никогда.
Малави редко попадает на передовицы мировой прессы. А между тем в стране разворачивается эпидемия — отнюдь не коронавирусная. На севере страны, по данным полиции, жители линчевали восьмерых подозреваемых в вампиризме. Речь идет об анамапопа — «кровососах», лишь отдаленно напоминающих своих элегантных собратьев из западной культуры.
В Малави анамапопа боятся как огня — местные жители под руководством вождей и старейшин сколачивают натуральные «отряды самообороны», объявляют «комендантские часы», с дубинками и мачете наперевес патрулируют улицы и жестоко наказывают подозреваемых. Эта истерия — не первая в новейшей истории страны. Аналогичные трагедии прокатывались по Малави в 2002, 2007-2008 и 2017 гг.
Вампирами здесь считают людей, которые используют магию или технологии, чтобы обездвижить жертв, а затем выкачать из них кровь с помощью шприцов или зарубежного (!) медицинского оборудования. Считается, что впоследствии они продают добытую кровь, предположительно сатанистам и/или белым — малавийцы считают, что в тропическом климате без местной кровушки белые быстро загибаются.
Здесь отчетливо прослеживается один общеафриканский мотив — как и в других странах Восточной и Южной Африки, ведьмами и колдунами малавийцы считают в первую очередь «плохих» соплеменников, в то время как вампирами — чужаков. Так что в «кровососных погромах» нередко достается иностранцам — в этом случае одной из жертв стал гражданин Мозамбика, в 2017 г. пострадали несколько туристов, а в следующем году чуть не погибли журналисты BBC.
Но дело не в косности или, как пишут малограмотные журналисты, суеверности малавийцев. В истерии ясно проступают уши былых, но все еще не залеченных колониальных травм — в свое время британские медики довольно халатно относились к вакцинации и заборам крови у чернокожих, использовали грязные и многократно пользованные шприцы, тем самым распространяя массу опасных болезней (в том числе — СПИД) и причиняя куда больше вреда, чем пользы.
Но с долгожданным уходом белых лучше в стране особо не стало. Поэтому в вампиризме начали винить уже не только белых, но и своих — функционеров правящих партий и коалиций, бизнесменов, высокопоставленных чиновников и просто богатых людей. Финальная связка — 2002 г., когда правительство накануне чудовищного голода и под давлением МВФ распродало зерновые резервы.
Именно тогда властей стали винить в оккультном сговоре с белыми людьми. Удачная и во многом справедливая метафора «кровососущего государства», таким образом, слилась с прелестями неолиберизма и стала универсальным ответом на все беды страны — во время очередного обострения 2017 г. погромы затронули в основном богатых малавийцев.
Любопытно, что дрова для растопки паранойи доставляют протестанты. Точнее — пятидесятнические церкви, буквально помешанные на демонах и демономании и заражающие паранойей своих прихожан. В Блантайре и Лилонгве постоянно гуляют слухи о сатанинских церквях и шабашах.
Все это липкое безумие воспроизводится из года в год благодаря чудовищному положению в экономике. Малави — одна из беднейших и наименее благополучных стран мира. Устроиться на работу без связей здесь сложно, разбогатеть — еще сложнее; бюджет на 40% зависит от донорской помощи стран Европы и США, а зарубежные некоммерческие организации и всякие там «иностранные агенты» — единственные работодатели для образованного среднего класса.
Поэтому отрезанные от иностранной валюты и бюджетной кормушки автохтоны задаются вопросом — если в стране ошивается так много белых, то почему не становится лучше? Так что вампиры — это такой своеобразный, во многом уродливый способ простых и малограмотных людей поговорить о насущных проблемах своей страны. Без жертв и mob justice эти пересуды не обходятся никогда.