Репост из: Расовая антропология
Гномы как отражение альпийской расы в европейском фольклоре
#Расы_Европы_РА
В разделе книги «Die Rassenseele des deutschen Volkes ...» (1937), посвященном описанию альпийской расы (именуемой также восточной), немецкий расовый антрополог Эрих Риттерсхаус кратко развивает идею происхождения мифа о гномах и эльфах, как мифа на основе опыта раннего взаимодействия низкой и темной альпийской и высокой и светлой нордической расы, в их чистом и позднее смешанном виде. Вот что он пишет:
«… Можно сделать вывод, что эти люди [альпийская раса] почти точно соответствуют той картине, которую дают нам красивые, красочно раскрашенные глиняные фигурки, более или менее причудливо «украшающие» многие сады в виде «гномов» или «брауни» (нем. Heinzelmännchen). Хотя они и не совсем такие маленькие, как эти «изделия искусства», все же можно сказать, что средний рост этой расы составляет около 150-160 см.
Они и есть настоящие «гномы» из легенд нордической расы и четко отличаются от описанных выше маленьких, но светловолосых представителей расы Лонгбю [Lyngbyrasse (англ. Lyngby culture, иначе культура Бромме) – прим.], потому что их описывают как милых и дружелюбных, как светлых и нежных, как «светлых альвов» и «эльфов», в то время как восточную расу можно безошибочно назвать «темными альвами», а темного Альбериха [властитель нибелунгов – прим.] их повелителем.
При описании психических характеристик этой расы, мы уже невольно замечаем в старых сагах дихотомию, на которую, возможно, могли указывать и разница между каштановыми и черными волосами, и цветом глаз, но это ещё остается нерешенным.
Можно было бы и здесь подумать, что эта раса первоначально состояла из двух разных рас, которые, должно быть, слились в очень ранние времена, или что она очень рано разделилась на две расы, развивавшиеся отдельно, особенно эмоционально: одна в счастливой и мирной жизни, в которой развились не совсем воинственные качества, а безобидная жизнерадостность, миролюбие и счастливый, дружелюбный нрав. Другим, однако, пришлось тысячелетиями стоять в жесткой, ожесточенной, но безнадежной борьбе с гораздо превосходящим противником, который оттеснил их в самые негостеприимные горы, где они могли затем горько, но все же спокойно влачить свою жизнь, скучно и довольно скудно. Когда и где произошло воссоединение с сестринской расой, или же когда изначально добродушные и безобидные черты характера части этой расы затем вновь проявились в скудной, но относительно мирной жизни, также остается открытым вопросом.
В любом случае, сага описывает гномов в самых мрачных тонах, как коварных, лживых и нелояльных, жестоких и вероломных, и именно так могли протекать сражения с нордической расой, которая не считала этих противников равными, и, в ответ на лживость побежденных, не относилась к ним с особой благосклонностью и деликатностью.
Они всегда были угнетенными, никогда не могли свободно развиваться, и поэтому в узком пространстве формировались в чувстве узких рамок, малодушия и ограниченности, неспособности к великой мысли, как недальновидные, эгоистичные местячковые политики и мещане – именно так описывает эту расу расовая наука, и никто не станет отрицать, что таких людей можно встретить среди нас и сегодня.
С другой стороны, однако, легенды описывают этих «гномов» как безобидных и веселых, теплосердечных, с глубоким нравом, добродушных, дружелюбных и отзывчивых. Достаточно вспомнить сказку о Белоснежке – (в которой черные волосы – «красные, как кровь, белые как снег, черные как черное дерево» — очевидно, являются более поздним дополнением, которое встречается и во многих других сказках, особенно за пределами Германии), – но в остальном прекрасно изображает встречу представителей нордической и восточной рас.
Это добродушие и готовность помочь находит отклик и в сказке Гауфа «Каменное сердце» (Das steinere Herz) ; вполне возможно, что поэт использовал здесь древние предания и развил их в художественном ключе.
#Расы_Европы_РА
В разделе книги «Die Rassenseele des deutschen Volkes ...» (1937), посвященном описанию альпийской расы (именуемой также восточной), немецкий расовый антрополог Эрих Риттерсхаус кратко развивает идею происхождения мифа о гномах и эльфах, как мифа на основе опыта раннего взаимодействия низкой и темной альпийской и высокой и светлой нордической расы, в их чистом и позднее смешанном виде. Вот что он пишет:
«… Можно сделать вывод, что эти люди [альпийская раса] почти точно соответствуют той картине, которую дают нам красивые, красочно раскрашенные глиняные фигурки, более или менее причудливо «украшающие» многие сады в виде «гномов» или «брауни» (нем. Heinzelmännchen). Хотя они и не совсем такие маленькие, как эти «изделия искусства», все же можно сказать, что средний рост этой расы составляет около 150-160 см.
Они и есть настоящие «гномы» из легенд нордической расы и четко отличаются от описанных выше маленьких, но светловолосых представителей расы Лонгбю [Lyngbyrasse (англ. Lyngby culture, иначе культура Бромме) – прим.], потому что их описывают как милых и дружелюбных, как светлых и нежных, как «светлых альвов» и «эльфов», в то время как восточную расу можно безошибочно назвать «темными альвами», а темного Альбериха [властитель нибелунгов – прим.] их повелителем.
При описании психических характеристик этой расы, мы уже невольно замечаем в старых сагах дихотомию, на которую, возможно, могли указывать и разница между каштановыми и черными волосами, и цветом глаз, но это ещё остается нерешенным.
Можно было бы и здесь подумать, что эта раса первоначально состояла из двух разных рас, которые, должно быть, слились в очень ранние времена, или что она очень рано разделилась на две расы, развивавшиеся отдельно, особенно эмоционально: одна в счастливой и мирной жизни, в которой развились не совсем воинственные качества, а безобидная жизнерадостность, миролюбие и счастливый, дружелюбный нрав. Другим, однако, пришлось тысячелетиями стоять в жесткой, ожесточенной, но безнадежной борьбе с гораздо превосходящим противником, который оттеснил их в самые негостеприимные горы, где они могли затем горько, но все же спокойно влачить свою жизнь, скучно и довольно скудно. Когда и где произошло воссоединение с сестринской расой, или же когда изначально добродушные и безобидные черты характера части этой расы затем вновь проявились в скудной, но относительно мирной жизни, также остается открытым вопросом.
В любом случае, сага описывает гномов в самых мрачных тонах, как коварных, лживых и нелояльных, жестоких и вероломных, и именно так могли протекать сражения с нордической расой, которая не считала этих противников равными, и, в ответ на лживость побежденных, не относилась к ним с особой благосклонностью и деликатностью.
Они всегда были угнетенными, никогда не могли свободно развиваться, и поэтому в узком пространстве формировались в чувстве узких рамок, малодушия и ограниченности, неспособности к великой мысли, как недальновидные, эгоистичные местячковые политики и мещане – именно так описывает эту расу расовая наука, и никто не станет отрицать, что таких людей можно встретить среди нас и сегодня.
С другой стороны, однако, легенды описывают этих «гномов» как безобидных и веселых, теплосердечных, с глубоким нравом, добродушных, дружелюбных и отзывчивых. Достаточно вспомнить сказку о Белоснежке – (в которой черные волосы – «красные, как кровь, белые как снег, черные как черное дерево» — очевидно, являются более поздним дополнением, которое встречается и во многих других сказках, особенно за пределами Германии), – но в остальном прекрасно изображает встречу представителей нордической и восточной рас.
Это добродушие и готовность помочь находит отклик и в сказке Гауфа «Каменное сердце» (Das steinere Herz) ; вполне возможно, что поэт использовал здесь древние предания и развил их в художественном ключе.