Telegram месяц спустя: расширенная аналитика

Telegram заблокирован уже месяц. Павел Дуров говорит, что будет биться до победного конца, Александр Жаров, глава Роскомнадзора, говорит, что с ним «запросто» можно связаться в Telegram, Роскомнадзор говорит, что они эффективное ведомство, пользователи в интернете и вице-премьер Аркадий Дворкович говорят, что у них все работает. Разберемся, о чем же говорят нам данные об активности аудитории Telegram и авторов каналов.

Процент активной аудитории снизился на 7 процентных пунктов

Разработчики Crosser Bot проанализировали активность почти трех миллионов подписчиков русскоязычных каналов (данные о языке брались с TGStat.ru, где языковая принадлежность проверяется в том числе вручную модераторами), и выяснили, что доля тех, кто был в сети за последнюю неделю до и после блокировки, уменьшилась на 7 процентных пунктов. Это с любой точки зрения очень мало, однако есть причина считать, что на самом деле реальное уменьшение активности пользователей еще меньше:

Для того чтобы все было максимально корректно, Crosser Bot измерял активность у одних и тех же людей до 15 апреля, и после. Таким образом, в изменении активности учитывается и естественная убыль пользователей (кто-то уходит из Telegram, кто-то приходит, и за последний год активная аудитория мессенджера росла со скоростью примерно в миллион человек в месяц). Мы попросили ребят из Crosser Bot посмотреть те же данные по зарубежным каналам, там естественная убыль составила примерно 5 процентных пунктов. Можно сделать вывод, что реальное снижение активности в России составило примерно 2%.

Среднее количество просмотров в день: снижение на 15%

По данным сервиса аналитики Telegram-каналов TGStat.ru, предоставленным его СЕО Юрием Кижикиным, за последнюю неделю посты в каналах набирают в среднем на 15% меньше просмотров, чем за первую неделю апреля. Это не критичное проседание просмотров в некоторых каналах (крупные каналы рапортуют о повышении просмотров после блокировки) может быть связано как с оттоком нелояльной аудитории из-за информации о блокировке мессенджера, так и с майскими праздниками, традиционно отрывающими пользователей от всех социальных сетей. Для сравнения мы посмотрели, как влияли на охваты новогодние праздники: тогда проседание просмотров достигало 28%.

Среднее количество постов в день: снижение на 2%

Количество выпускаемых постов практически не изменилось, количество каналов, переставших обновляться, укладывается в майскую погрешность, количество новых каналов стабильное в течение последних двух месяцев, хотя и увеличивалось из-за хайпа в дни начала блокировки. Многие государственные СМИ, изначально отказавшиеся вести каналы, вернулись к активному постингу.

Рекламный рынок: падения интереса крупных брендов не наблюдается

Мы в Combot не заметили снижения рекламных активностей в Telegram, скорее прямо сейчас наблюдается стандартный рост заказов после майских выходных. Моя коллега Лиза Апрельская, коммерческий директор Combot, уточняет: «В самом начале истории с блокировкой Telegram, ряд крупных клиентов остановили размещения — но быстро пересмотрели свое решение.

Окончание праздников подтвердило дальнейшие перспективы роста рынка: несмотря на то, что приток новой аудитории в российский сегмент мессенджера, без всякого сомнения, снизится, потенциал маркетинговых коммуникаций с уже имеющимися 15 млн. пользователей высочайший».

Подводя итоги хочется напомнить, что по оценкам экспертов убытки российских компаний из-за действий Роскомнадзора составили более чем миллиард долларов, в то время как по данным Медузы (от сотрудников Роскомнадзора) ежегодное поддержание системы, в которой ведется учет данных о блокировках, стоит ведомству 117 миллионов рублей.

Роскомнадзор говорит, что они эффективное ведомство.

Мы говорим, что даже майские праздники более эффективно борются с активностью аудитории Telegram, чем РКН.

Антон Проценко, руководитель отдела контента и аналитики Combot

Исследование подготовлено: TGStat.ru (@tg_analytics), Combot (@tgmarketing), Crosser Bot (@crosser_bot), Telegram Info (@tginfo).