Триратна


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: not specified


Буддизм. Учение Будды. Мантры.

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


Накапливаем заслуги мало-помалу

Нам советуют приносить пользу другим, и мы можем захотеть что-то делать для них, но это может быть сложно, если мы не знаем, что делать. Даже может казаться, что мы ничего не можем поделать. В наших жизнях, люди, которых мы встречаем, выглядят изолированными, находящимися в своем личном пространстве, или, возможно, они могут казаться чересчур серьезными. Мы просто хотим дать им чего-то сладкого или полезного, но, похоже, что это не подходящая вещь или поступок. В общем, иногда мы расстраиваемся оттого, что никак не можем найти правильного способа помогать. Когда это происходит, мы можем совершить маленький поступок прямо в том месте, где мы находимся, например, поднять немного мусора и положить его туда, где ему следует быть. Даже если мы совершаем только это и ничего больше, мы можем сказать: "Я сделал что-то хорошее." Это небольшое дело, но это начало.

Это именно то, как нам следует накапливать заслуги. Мы не можем совершить что-то великое сразу. Мы можем хотеть этого, но это довольно сложно. Вот почему говорится, что мы накапливаем заслуги капля за каплей - именно так, мало-помалу. Мы достигаем чего-то маленького, что делает наш ум счастливым, и, тогда, мы чувствуем, что можем сделать немного больше. Так, маленькие, положительные вещи, которые мы совершаем, со временем будут накапливаться.

Его Святейшество Кармапа 17-й

#помощь #заслуги




Как известно, в духовном пути мы выделяем два аспекта: метод и мудрость. В целом легче понять аспект метода, легче добиться и твердой убежденности в правильности относящихся к нему учений. Это вызывает сильные, захватывающие эмоции. Но и в отношении аспекта мудрости можно сказать, что, хотя начальные этапы развития понимания относящихся к этому аспекту учений и достижение твердой убежденности в них даются труднее, стоит вам прийти к такой глубокой уверенности, и вы тоже ощутите сильные чувства и эмоции.

Однако не стоит надеяться на скоропалительные результаты и рассчитывать, что нечто подобное произойдет в течение нескольких лет. В вопросе о продолжительности практики важно обратиться за вдохновением к цитатам из духовных писаний. В них сказано, что на достижение полного пробуждения уходят три неизмеримые кальпы.

Также и Шантидева в своем «Вступлении на путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара) пишет:

*Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать тьму.*

Размышление над такими высказываниями придаст силы и вдохновения. Если вы станете упражнять свой ум таким образом, то, хотя ваше тело и останется таким же, как и прежде, ваш ум изменится – он преобразится. Результатом такого преображения будет счастье. Принесет ли это пользу другим, зависит от многих факторов и внешних условий. Но что касается вашего личного опыта, то вы извлечете несомненную пользу.

Его Святейшество Далай-лама

Из книги «Срединный путь. Комментарий к “Муламадхьямака-карике” Нагарджуны»
___

Подписаться на новости Телеграм-канала «Сохраним Тибет»




☸️Истинные причины страданий☸️

1. Люди в этом мире склонны быть эгоистичными и черствыми

Они не знают, что такое любовь к ближнему и взаимоуважение, они ссорятся и спорят по пустякам, но причиняют себе лишь вред и страдания, и жизнь их скучна и несчастлива.

Независимо от того, богаты они или бедны, люди беспокоятся о деньгах; они страдают и от бедности, и от богатства. Алчность контролирует их жизнь, поэтому они всегда недовольны, и удовлетворение никак не наступает.

Богач, если имеет поместье, постоянно беспокоится о нем: об особняке в поместье и других вещах. Он волнуется, как бы какая-нибудь беда не
случилась с поместьем: не сгорел бы особняк, не разрушили бы его грабители, воры не похитили б имущество. А потом богач беспокоится, как бы пристроить свое имущество после своей смерти. И получается, что он одинок в своем пути к смерти, и никто за ним не последует, и богатство свое он забрать в могилу не сможет.

Бедняк же всегда страдает от того, что не живет, как богач, и надрывается на работе, чтоб удовлетворить несбыточные мечтания о собственном поместье и доме. Сгорая в огне алчности, он истощает и тело, и разум и умирает прежде времени.

И кажется, что весь мир против него, и даже путь к смерти кажется долгим и полным одиночества, как будто длительное странствие без дружеской компании.

2. В мире господствуют пять зол

Во-первых, жестокость; каждое существо, даже насекомое, борется с другим. Сильный нападает на слабого, слабый обманывает сильного, повсюду вражда и жестокость.

Во-вторых, отсутствует четкое разграничение между правами отца и сына, между старшим братом и младшим, между мужем и женой, между взрослыми и молодыми; при удобном случае каждый желает быть выше других, в более выгодном положении. Все
обманывают друг друга, повсюду ложь и недостаток искренности.

В-третьих, нет четкого разграничения в поведении мужчин и женщин. Каждого порой одолевают нечистые и похотливые мысли и желания, приводящие к сомнительным поступкам, спорам, а зачастую – к дракам, несправедливости и беззаконию.

В-четвертых, люди склонны не уважать права других, преувеличивая собственную значимость за счет унижения остальных, подают дурной пример и, будучи несправедливы в своих высказываниях, обманывают, клевещут и оскорбляют других.

В-пятых, люди склонны пренебрегать своими обязанностями перед другими. Они думают лишь о своем комфорте и о своих собственных желаниях, забывая о помощи, которую им когда-то оказали, наоборот, память об этом становится причиной их недовольства теми, кто им помог, что приводит в конечном итоге к большой несправедливости.

3. Люди должны лучше относиться друг к другу, уважать друг друга, видя в каждом его достоинства, и помогать друг другу в беде

Но вместо этого люди эгоистичны и жестокосердны, они презирают друг друга, видя лишь недостатки другого, и ненавидят за успехи. Это отвращение со временем только усугубляется и через некоторое время становится нестерпимым.

Эти чувства неприязни не сразу приводят к насилию, но все же они, отравляя жизнь ненавистью и гневом, настолько глубоко укореняются в человеческом сознании, что люди вновь и вновь приносят в этот мир гнев и ненависть.
Воистину, в этом мире похоти человек рождается один и умирает в одиночку, и после смерти никто не разделит с ним воздаяние за совершенные при жизни деяния.

Закон причины и следствия является универсальным, каждый грешник должен нести бремя своего греха и принять возмездие за свершенное.

Такой же закон причины и следствия распространяется и на добрые дела. Жизнь в сострадании и доброте приведет к удаче и счастью.

#Будда




Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче:

Практика Дхармы ‒ предприятие, по определению чреватое разочарованиями.

Практикующие, особенно начинающие, зачастую не отдают себе отчета в том, что разочарования ‒ красноречивые свидетельства нашего успеха.

Невыносимое отсутствие сосредоточения, преданности или вдохновения, возможно, и есть именно то, что заставит вас приложить дополнительное усилие и полностью включиться в практику. Альтернативный вариант: эта же причина толкает вас в противоположном направлении и вы полностью прекращаете практику ‒ это соблазн, которому вы должны противостоять любой ценой. Всегда помните, что разочарование в своем духовном пути нередко служит признаком того, что вы становитесь настоящим практиком Дхармы.

Главное ‒ это последовательность. Ведь часто происходит так: чувствуя прилив вдохновения, практикующие проявляют чрезмерное рвение в со своей практике, а затем испытывают глубокое разочарование, когда им не удается увидеть хороший сон, добиться необходимой концентрации или сохранить контроль над собой. Пресытившись практикой, они бросают ее на несколько месяцев, а когда вновь возвращаются к ней, им приходится начинать с нуля. При такой схеме поступательное развитие идет медленно. Гораздо лучше ‒ уподобиться черепахе.

Пусть кажется, что на каждый шаг у вас уходит целая вечность, все же, несмотря на отсутствие вдохновения, продолжайте выполнять свою практику четко и последовательно. Так вам удастся развернуть всю мощь своего врага, привычки, против него самого.

Привычка присасывается к нам, как пиявка, становясь все сильнее и упрямее с каждым мгновением, и даже если нам удается ее стряхнуть, она все равно оставляет после себя зудящее напоминание о своем существовании.

Приучив же себя к регулярной практике Дхармы, мы можем развернуть мощь своего врага против него самого, победив наши дурные привычки силой благой привычки к практике.
Ведь, как говорил Шантидева, *«нет ничего, к чему постепенно нельзя было бы себя приучить».*




37. Даже в этой короткой жизни
Я потерял много друзей и врагов.
Но [плоды] злодеяний, что я вершил из-за них,
Ждут меня впереди.

38. Так, не понимая,
Что и я сам не вечен,
Я творил много зла
По неведению, из-за ненависти и страсти.

39. Неустанно, денно и нощно,
Эта жизнь убывает,
И ни дня к ней не прибавишь.
Так разве могут подобные мне смерти избегнуть?

40. И над смертным ложем моим напрасно
Склонятся друзья и родные.
Кончину и предсмертные муки
Мне придётся пережить в одиночку.

41. Когда схватят меня посланцы Ямы,
Где будут тогда друзья и родные?
Лишь моя заслуга сможет меня защитить,
Но на неё я никогда не полагался.

42. О Покровители! Я, беспечный,
Не знающий страха смерти,
Совершил великое множество злодеяний
Ради этой мимолётной жизни.

Шантидева: Путь бодхисатвы. Бодхичарья-аватара




Золгонгүй танилтай болохогүй, зобонгүй эрдэмтэй болохогүй
«Без встречи не знакомятся, без мучений ученым не становятся»


Смотрим во внутрь на себя

Среди множества различных способ исследования, есть один, который мы выполняем постоянно: мы постоянно находимся в поиске недостатков других - какие проблемы у них есть или что не так с их поступками или мыслями. Наш ум обращен во вне, чтобы судить других, а не во внутрь, чтобы узнать, что мы сами делаем не так или какими проблемы, возможно, у нас есть. В этом случае всё наоборот. По неверным причинам, мы считаем других более важными, и, более того, мы не считаем себя центром нашей обеспокоенности тогда, когда нам следовало бы. Нам следует смотреть во внутрь на себя, чтобы узнать от чего отказаться и что изменить. Если мы не стараемся этого делать, самосовершенствование будет далёкой мечтой.

Его Святейшество 17-ый Кармапа, из книги "Следуем по пути сострадания" ("Traveling the Path of Compassion")




Забота о благополучии всех живых существ основана на уравнивании себя и других, но помните, что это не означает пытаться радикально изменить их внешние обстоятельства. Это ошибочная концепция. Вы ставите других на одну ступень с вами в своем уме, и на основе этого равенства практикуете обмен своего счастья на счастье других.

Сегодня вечером, прежде чем пойти спать, сядьте на кровати и выполните короткую медитацию по обмену своего благополучия на счастье других. Переключите свое внимание с концепции «Я» на других. Если вы сможете развить такую мудрость, то вместо того, чтобы быть переполненным и раздавленным под грузом проблем, вы пробудитесь. Проблемы подтолкнут вас к нахождению своей мудрости и дадут дополнительную силу и энергию следовать по пути просветления. Также практика обмена своего счастья на счастье других помогает вам преодолеть страх. Весь страх и небезопасность происходят от привязанности. Когда вы чувствуете страх, спросите себя, откуда он исходит. Сейчас у вас есть ответ. Он исходит от слишком сильной заботы о себе, от галлюцинации, которую проецирует концепция эго.

Лама Тубтен Еше




Сострадательные поступки очень важны – для страны и для всего мира. Недобродетельная, нездоровая, вредоносная деятельность так и льётся на нас дождём, днём и ночью! Поэтому в мире повсюду столько проблем. Глобальные проблемы – следствие необузданного ума живых существ, нашей коллективной кармы. И наоборот, чем больше сострадания в наших действиях, тем больше покоя это принесёт нашей местности, стране и всему миру. И не только людям, но и животным – всем существам!

Лама Сопа Ринпоче. Из книги «Бескрайние небеса блага».

* Молитвы о быстром возвращении ламы Сопы Ринпоче




Во-вторых, тот тип мастера, которого следует отвергнуть, — это тот, у кого отсутствуют качества подлинного мастера, кто потерял обеты и самаи, невежественен, горд, занят в этой жизни мирской деятельностью и поощряет тоже самое среди учеников, и кто пытается сохранить учеников для себя, не позволяя им учиться в другом месте, чтобы глаза мудрости учеников закрылись и они потеряли путь к освобождению.

Комментарий на «Сокровищницу слов и смысла» / Кхемпо Намдрол




Бодхичитта видит кристально чистую природу, живущую в каждом из нас и, осознавая красоту человеческого потенциала, всегда его почитает.

Для непочтительного ума люди — всё равно что трава, их можно просто использовать. «Он для меня ничего не значит. Люди для меня — ничто».

Мы все пытаемся кем-то воспользоваться, добиться одной только личной выгоды. Весь наш мир построен на привязанности. Большие страны подчиняют страны поменьше, большие дети отбирают конфеты у малышей, мужья пользуются своими жёнами.

Желание дружить только ради того, чтобы помочь другому, возникает невероятно редко. Однако оно очень ценно. Будда говорил, что даже секундная мысль, посвящённая просветлению ради блага других, может разрушить дурную карму сотен тысяч жизней.

Наша привязанность делает нас зажатыми и нервными. Но одна лишь крошечная искра от огня бодхичитты согревает и расслабляет наше сердце.

Бодхичитта — это мощнейшее решение, это атомная энергия, разрушающая царство привязанности.

Лама Еше
#Буддизм#Из Сансары в Нирвану

20 last posts shown.