Чашкины сказки


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books


Авторские сказки Елены Чашкиной.
Место, где сказка дружит с былью...

По всем вопросам обращайтесь: @ElenaCh3009

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


Весенний Ветер

—Тук-тук, —прозвучало тихо. И повторилось настойчивее: —Тук-тук!

Оборачиваюсь к окну и вскакиваю со стула. Прилетел! Глядит сквозь стекло, расплывшись в тёплой широкой улыбке.

— Привет, Весенний Ветер! — кричу, — сейчас, сейчас!

Торопливо открываю окно нараспашку.

Мой дружок тут же врывается в комнату и обнимает меня со всех сторон. Треплет волосы, заглядывает в глаза…

Сколько же любви в Весеннем Ветре! А пахнет он так свежо, что дух захватывает от радости…

— Ну здравствуй, друг, — говорю.

— Здравствуй, — звонко отвечает он. А потом подлетает к столу и раскидывает исписанные мной листы.

Я хмурюсь и собираю их с пола, пытаюсь заново разложить по стопкам.

— Ветер! Ну ты чего? Вообще-то, это для меня важно…

Но он меня как будто не слышит.
— Гулять! Летим гулять! Бросай всё!

Я присаживаюсь на край кровати и вздыхаю.

— Ты меня извини, но не сегодня… Мне тут текст закончить надо.

Глаза у Весеннего Ветра становятся огромными, как те голубые тарелки, что я зачем-то купила на прошлой неделе. И смешно на него смотреть, и грустно…

— Закончить? С каких это пор текст для тебя стал важнее, чем я? Может, ты меня не признала?

Признала. Как не признать…

Перед моим взором всплывает двор родительской пятиэтажки. Мне от силы лет семь, и я выхожу на прогулку.

Сегодня мама разрешила одеть весеннюю куртку — розовую, мою любимую. От её лёгкости мне радостно и волнительно.

Любуюсь на весеннее солнце, вприпрыжку скачу по двору, и тут… Подлетает он, хватает шапку и несётся, хохоча, впереди меня. Я бегу следом, негодуя.

А когда наконец догоняю и ловлю шапку, Ветер шепчет, опустив голову и пиная по асфальту прошлогодние листья:

— Кажется, я переборщил с игрой… Наверное, ты не захочешь теперь со мной дружить?

Я смотрю на него во все глаза. Конечно, он переборщил. Но какой же всё-таки замечательный и тёплый этот Весенний Ветер!

— Ладно, я тебя прощаю. Только не забирай больше шапку — мама говорит, у меня могут заболеть уши.

Ветер визжит от восторга и накидывается на меня с обнимашками. Он умеет обниматься по-особенному. Вселять запас радости, надежды и любви к жизни…

В тот день мы с Весенним Ветром пускали кораблики в серебристых ручьях и носились по улице до самого заката…

Эх… Вспомнила так вспомнила! Теперь глаза на мокром месте. Но моего друга это, видимо, только радует. Он улыбается во весь рот и говорит:

— Пойдём уже. Бросай свои бумажки. Там ручей за углом — как раз для корабликов. Только шапку не забудь, а то могут заболеть уши…

Какой же всё-таки замечательный и тёплый этот Весенний Ветер…

#сказки_повседневности


#сказочные_цитаты




Прототипы сказки "Щелкунчик и мышиный король"

«Щелкунчик» на протяжении двухсот с лишним лет остаётся одним из главных символов рождества и манит к себе читателей со всего света. Но даже в красочном повествовании Эрнста Амадея Гофмана с удивительными персонажами и локациями не обошлось без реальности. Многих героев сказки он позаимствовал из своей жизни.

Начнём с Дроссельмейера — крёстного Мари и Фрица, а по совместительству — старшего советника суда. Несмотря на строгость и «скучную» профессию, Дроссельмейер — не только талантливый мастер, но и настоящий волшебник.
Некоторые из историков полагают, что его прототипом стал дядя друга Гофмана.

Но мне ближе другая версия, согласно которой Дроссельмейер — никто иной, как сам автор «Щелкунчика».

Также, как и Дроссельмейер, Гофман был юристом — скорее, поневоле. С самого детства он тяготел к творчеству, а повзрослев, подытожил:
«Ах, если бы я мог действовать согласно влечениям своей природы, я непременно стал бы композитором. Я убежден, что в этой области я мог бы стать великим художником, а в области юриспруденции всегда останусь ничтожеством».

Но Гофман сохранил в себе творческую искру даже на чиновничьем посту. За пределами основной работы он создавал настоящее волшебство. А иногда даже мастерил игрушки, как Дроссельмейер, и дарил их… прототипам других героев «Щелкунчика».

Ими стали дети друга Гофмана — Юлиуса Эдуарда Хитцига.
В этом месте я немного застопорилась. Потому что в некоторых источниках говорится о том, что у Хитцигов был сын Фриц, но среди дочерей — только Клара, Евгения и приёмная Антония.

🤔Может быть, поэтому в других версиях Щелкунчика Мари иногда переименовывали в Клару? Но Клара в сказке уже есть. Так зовут любимую куклу Мари.

К тому же, их отец, Эдуард Хитциг, позже напишет о Гофмане: "Выпавшие на его долю страдания прошлых лет сделали его мягче, он был чрезвычайно скромен, общителен и столь добродушен, что дети Хитцига не могли нарадоваться вновь прибывшему другу их отца. К примеру, они жили тогда надеждой своими глазами увидеть на сцене "Ундину", сочиненную их любимцем, и Гофман, чтобы дать им предвкушение этого блаженства, старательно нарисовал для них к Рождеству замок Рингштетен, потом разрезал и склеил его, замечательно осветив изнутри; впоследствии он написал для них сказку "Щелкунчик и мышиный король", где они, к величайшей их радости, появились под своими собственными именами..."
(Биографию Гофмана Хитциг писал анонимно, поэтому текст от третьего лица.)

Я немного покопалась и выяснила: Мари Хитциг всё-таки существовала. Ниже прикрепляю генеалогию рода Хитцигов.

Кроме того, у Хитцигов была ещё одна дочь, Флорена Хитциг. Она родилась первой и прожила всего три года.

А Мари умерла в возрасте 13 лет. В том же году, что Гофман. Получается, что на момент написания «Щелкунчика» ей было семь — как и в сказке.

Только вот с Кларой в этом документе явно ошиблись. Годом смерти указан год её рождения, а на следующей строке указано имя её же мужа, Франца Кюглера.

Известно, что Клара прожила долгую жизнь и имела внуков.

Что касается Фрица, или Фридриха — ему суждено было стать известным и занять пост президента Берлинской академии художеств.

Одним словом, в жизни, как и в сказке, нашлось место всему — и печальным утратам, и невероятным победам…

Изображения: генеалогия Хитцигов, портрет Эрнста Амадея Гофмана, портрет Фридриха Хитцига (нарисован Гофманом)

#прототипы_сказочных_героев


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
#философские_сказки_аудио




— Неужели это всё из-за обиды на родителей? Это она, что ли, так меня разрушила?

— Я предупреждал,— напомнил Ангел, — Ангелы всегда предупреждают: не копите, не носите, не травите себя обидами...

...— А я ещё смогу сломать этот коралловый риф? Или уже поздно?

— Никогда не поздно попробовать,— мягко сказал Ангел.

— Но они ведь давно умерли! Не у кого больше просить прощения, и как же быть?

— Ты проси. Они услышат. А может, и не услышат. В конце концов, ты делаешь это не для них, а для себя.

Ирина Сёмина (Эльфика), «Сказка о прощении»

Иллюстрация Аннабель Спэнсли

С прощённым воскресеньем, друзья!
Простите, если кого обидела
🙏

#сказочные_цитаты


Пару недель назад я пришла к неутешительному выводу: я почти ничего не знаю о современных сказках и об их авторах.

Чтобы исправить ситуацию, мне нужно расширять кругозор. Решено: начиная с сегодняшнего дня, я буду регулярно знакомиться с новыми сказками и делиться с вами впечатлениями о них.

И не только со сказками, но и с фэнтези. Во-первых — потому что фэнтези мне тоже нравится, а во-вторых — потому что грань между этими жанрами бывает практически неуловима.

Итак, начнём.

Открываю новую рубрику рассказом о книге Анны Богатырёвой «Город, в котором я всё могу».

Тут я немного слукавила. На самом деле, я прочитала её около года назад. Но, когда подумала о современных сказках, сразу вспомнила «Город, в котором я всё могу». Мне почему-то очень захотелось поделиться своими мыслями по поводу именно этой книги.

Так о чём книга?

Согласно сюжету, главная героиня Анна и её подруга Тереска отправляются в Синий город. Это город, в котором Тереска всё может. Здесь она воплощает в жизнь свою миссию — помогать другим открывать собственные миры.

Происходящее мы видим сквозь призму Анны. Именно её переживания становятся ключевыми в повествовании, похожем на какой-то чудесный сон. Мне кажется, «сон» — самое подходящее слово для описания атмосферы сказки (или фэнтези). Нереальность удивительным образом смешивается с ощущением присутствия. Всё как я люблю.

Но первостепенным в книге Анны Богатырёвой (впрочем, как и во всех остальных книгах) для меня стало то, что можно прочесть только между строк.

«Город, в котором я всё могу» — это история о любви, искренности и истинной радости. О вреде гордыни и о силе смирения. О том, что мешает людям становиться счастливыми, и о том, что у каждого из нас есть свой неповторимый мир.

Напоследок — несколько цитат из «Города, в котором я всё могу»:

«Я уже научилась принимать многие вещи как данность, поэтому меня бы не удивили ни аквариумы посреди улиц, ни огромные спруты и медузы, выглядывающие из окон, ни аэростаты, стреляющие мыльными пузырями… Стоп! А почему именно эти вещи меня не удивили бы, а не какие-то другие? Я что, и впрямь ожидала их увидеть? Но почему? Что между ними общего?»

«Время любви. А ты непростая девочка, Луна. Откуда ты знаешь, что я это знаю? Вообще, да, знаю. Потому я и привезла Тереске сердечко, которое оказалось Сердцем Льва. Потому она и перепрыгнула свой барьер и вырвалась на свободу. Где любовь, там и свобода».

«– Анютка ты моя, Анютка! – Папа наконец отсмеялся. – Ты можешь накормить и одеть весь мир, но так и остаться гордой и надменной. И, самое главное, даже не подозревать об этом. И носить Мантию лжесмирения, которая и выглядит как старая, рваная половая тряпка. Мою же Мантию можно получить только в Радости».


https://www.litres.ru/book/anna-bogatyreva-27104552/gorod-v-kotorom-ya-vse-mogu-63689057/

#новые_сказки


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Вот и пролетел ещё один год с того дня, как я написала сказку Про Чёрного Кота.

Милый, обожаемый Кот! 😍 Поздравляю тебя с Днём рождения и благодарю за то, что согласился стать героем моей первой волшебной истории.

Ровно два года я пишу сказки. Поначалу даже не подозревала, что это так затянется.

А сейчас не могу представить, как без них обходиться…

С Днём Рождения!!! Ура!!! 🥳

#День_рождения_сказки


— Ах, боже мой, — вмешался я, — каких только зацепок не напридумывал для нас черт, всюду они — на стенах комнат и беседок, на увитых розами живых изгородях, и всякий раз, проходя мимо, мы оставляем на этих зацепках частицу нашего бесценного "я".

Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Приключения в новогоднюю ночь"

#сказочные_цитаты


Новый год уже давно прошёл, но так уж вышло, что свою новогоднюю книжку я опубликовала только сейчас. 😝

Сказка "Настины часы" будет доступна бесплатно в течение месяца.

Если история придётся вам по душе, оставьте, пожалуйста, отзыв на Литрес. Это для меня очень важно.

https://www.litres.ru/book/elena-chashkina/nastiny-chasy-71612719/


— До шестнадцати? — воскликнул Паддингтон, едва веря своим ушам. — До шестнадцати... Но мне всего два года. Значит, надо ждать ещё целых четырнадцать лет. А может, я тогда уже и не захочу в кино!

Майкл Бонд, «Медвежонок по имени Паддингтон»

Иллюстрация Р.В. Элли

#сказочные_цитаты


Долгий путь к сказке Фрэнка Баума

Сказка «Удивительный волшебник из страны Оз» была впервые издана в 1900 году тиражом в 10 тысяч экземпляров. Она так понравилась американским детям, что была мгновенно раскуплена. В этом же году её напечатали ещё двумя тиражами — в 25 и 30 тысяч.

Но сказочному успеху автора книги, Фрэнка Баума, предшествовал непростой и долгий путь. Если бы не его неутомимый оптимизм, маленькие читатели никогда бы не познакомились с Дороти, Страшилой, Железным дровосеком и Трусливым Львом.

До появления Фрэнка его мать и отец потеряли троих детей. Мальчик не отличался крепким здоровьем, но много читал и любил литературу.

К подростковому возрасту здоровье Фрэнка улучшилось, и его отправили в военное училище. Но мальчик не смог вынести тамошних порядков, и однажды у него случился психогенный сердечный приступ. После этого родители забрали его домой.

Повзрослев, Фрэнк начал искать себя. Первым, что его привлекло, стало актёрское мастерство. Он играл в провинциальной труппе, а иногда писал пьесы.

После женитьбы Баум решил заняться нефтяным бизнесом, как и его отец. И скоро прогорел.
Следующим делом, за которое он взялся, было разведение кур. Но и тут ничего не вышло.

В 1888 году Баум с семьёй переезжает в штат Канзас. К слову, именно здесь дом Дороти настигнет великий ураган. Но до сказки ещё целых двенадцать лет...
Он открывает магазин по продаже разных мелочей — от канцелярии до кухонной утвари. Чтобы привлечь внимание покупателей, однажды Фрэнк сооружает прообраз Железного дровосека — человечка с жестяной воронкой на голове и руками из топоров.

По доброте душевной, Фрэнк часто отдаёт беднякам товары из магазина бесплатно. Скоро ему приходится закрыться.

Следующим делом Баума была местная газета. Он издавал её практически в одиночку. Работая над статьёй о засухе в США, он написал шутку, которая станет одной из ключевых мыслей будущей сказки. В шутке говорилось о смекалистом фермере. Вместо того, чтобы ждать помощи от правительства, он одел лошадям зелёные очки и накормил их опилками.
Газету скоро тоже пришлось закрыть.

В 1891 году Фрэнк переезжает в Чикаго, надеясь, что здесь ему наконец улыбнётся удача. Он выпускает журнал по дизайну, а в 1897 году издаёт свою первую книжку для детей — «Истории матушки Гусыни».

И только в 1898 году наконец пишет сказку о стране Оз.

Из дневника Фрэнка Баума:
«Я начал работать тут же в гостиной. Сказка писалась сама собой. Скоро у меня кончилась бумага, и я строчил на старых конвертах, пока и они не кончились. Мне никак было не придумать название волшебной страны. Но останавливаться не хотелось. Я оглянул гостиную и вдруг увидел два ящика с деловыми бумагами, разложенными в алфавитном порядке. На одном было написано „От, А до N“, а на другом „От О до Z“ — „OZ“, страна OZ».

Баум прочёл произведение своей семье. Тёща, Матильда Кейдж, тут же посоветовала ему отнести рукопись в издательство. Это было неожиданно — их отношения с зятем оставляли желать лучшего. Матильда недолюбливала Фрэнка за его «мягкотелость» и считала неудачником.

Фрэнк привлёк к созданию книги своего друга, художника Уильяма Денслоу.

Но издателей «Удивительный волшебник страны Оз» не впечатлил.
«Если бы на американскую сказку был спрос, она давным-давно была бы написана», — объяснил свой отказ Бауму один из редакторов.

В итоге книжку всё-таки согласилось напечатать издательство «J. M. Hill Company». Впрочем, оно ничем не рисковало — Фрэнк взял все расходы на себя. Но и прибыль, соответственно, теперь принадлежала только ему.

Как я уже писала, «Удивительный волшебник страны Оз» произвёл невероятный фурор и принёс Бауму успех, о котором он так давно мечтал. Позже сказку начнут разбирать по косточкам и искать потаённый смысл. Её будут связывать с золотым стандартом, партией популистов и даже феминизмом. (Возможно, напишу об этом в следующих постах.)

Но сам Баум уверял, что «Удивительный волшебник из страны Оз» написан исключительно для удовольствия детей».
И что для него «Радовать детей — очаровательное занятие, греющее сердце и приносящее глубокое удовлетворение».

#история_сказки


И туманной предрассветной ранью вся компания высыпала в сад. На востоке небо посветлело в ожидании восхода солнца. А оно уже вот-вот было готово взойти, ночь кончалась, и всё было готово распахнуться сначала.

Распахнулись новые ворота в невероятное и возможное, начался новый день, когда всё может случиться, если ты не имеешь ничего против этого.

Туве Янссон, «Мемуары папы Муми-Тролля»

#сказочные_цитаты


К тому времени, когда речка добралась до края леса, она очень выросла — выросла в настоящую Реку. И, сделавшись взрослой, она перестала прыгать, скакать и вертеться, как вначале, в детстве, а двигалась плавно и медленно.
Ведь теперь она знала, куда идёт, и говорила себе: «Спешить незачем. Когда-нибудь все там будем».
Алан Милн, «Дом на Пуховой опушке»
#сказочные_цитаты


Сквозь волшебный кристалл

Мы все видим мир по-разному. Находим важное для себя и делаем его больше.  Прикрываем или вовсе стираем страшное и неприятное. Раскрашиваем людей и обстоятельства в разные цвета — тёплые и холодные, тёмные и светлые, насыщенные и бледные.

Временами устаём от своих миров и оказываемся во тьме. Но только для того, чтобы через некоторое время построить новые.

Творить собственное видение помогает волшебный кристалл.
У каждого из нас есть такой. Особенный. Неповторимый.
И я уверена, что именно в его настройке заключён секрет человеческого счастья.

В наступившем году я желаю вам настроить свой кристалл так, чтобы ежеминутно ощущать ценность бытия.

Чтобы хватало смелости посмотреть в глаза тому, что так хочется стереть и замазать.

Чтобы в самые сложные моменты удавалось сохранять целостность и опору.

Чтобы ошибки не казались великанами, а радостные события вдохновляли и занимали достаточно места.

Желаю вам веры себе и в себя.

Курсы, книги и наставники могут разнообразить выбор. Но не настроят кристалл на нужную вам частоту. 

И я считаю, это здорово. Это и делает каждого из нас творцом собственной истории. Или, если хотите — картины мира.

С Новым годом и наступающим Рождеством!

P.S. Немного запаздываю со своим подарком, но постараюсь доделать и опубликовать его через неделю.

#настоящие_чудеса


Высоко над большой горой висит ни к чему не прицепленный желток.

«Что и требовалось доказать», — довольно крякнул утёнок. Он попал в новое яйцо, только и всего. Огромнющее яйцо номер два.

Но когда-нибудь он вырастет, пробьёт клювом и его скорлупу и перейдёт в яйцо номер три.

"Так устроена жизнь," — подумал он. Удивительная вещь.

Руне Белсвик, «Простодурсен. Зима от начала до конца».

#сказочные_цитаты


Video is unavailable for watching
Show in Telegram


Секрет для Ледяной девочки

— Вот тебе! Вот! Вот!

По комнате разлетаются клочки бумаги.

— От тебя никакого толку! Ничего не выходит!

Моя буря не утихает. Нужно спуститься во двор, продышаться...
Кинув последний взгляд на останки ежедневника, выхожу в коридор.

Смотрю в зеркало. Волосы растрёпаны, губы поджаты, взгляд исподлобья. Ну и пусть!

Натягиваю на уши шапку.

На улице вьюга. Колкие клочья снега бросаются в лицо, пытаются залезть за шиворот. Я упрямо иду навстречу ледяному ветру. Меня веселит непогода — такая же злющая, как я…

Бело и безлюдно. Но мне это только на руку. Можно даже порычать — всё равно никто не услышит.

— Р-р-р… Р-р-р!!!

— Р-р-р!!! — раздаётся в ответ.

Я оглядываюсь. Никого. Показалось, наверное…

И тут опять:

— Р-р-р… Вот тебе, вот!!!

Кажется, это сверху. Задираю голову и вижу престранную картину.

Надо мной стоит белокурая девочка-великанша. Глаза высекают снежные искры. В руках — остатки ледяной тетради. Она рвёт листы на крохотные кусочки и осыпает ими улицы.

Я заворожённо наблюдаю за великаншей. А через некоторое время осторожно спрашиваю:

— Тоже не получилось по плану?

Она удивлённо замирает, смотрит на меня. Но тут же сдвигает брови и снова берётся за свою тетрадь.

— Не получилось! Всё не так и не вовремя! Я ничего не успеваю!

— Понимаю. И я не успеваю…

Ледяная девочка наклоняется ко мне. Её лицо теперь совсем рядом.

— Правда? Понимаешь?

Бр-р… Как же холодно она дышит…

— Правда. Только что разорвала свой ежедневник. Не думала, что у ВАС тоже так бывает.

— А я не думала, что у ВАС…

Моя новая знакомая садится на крышу соседнего дома. Ветер прекратился, и снег медленно кружит в воздухе.

— Хорошо, когда кто-то понимает. Побудешь со мной ещё немного? — тихо спрашивает она.

Киваю в ответ. Стряхиваю снег со скамейки и сажусь.

Как раз в это время в голову приходит блестящая мысль, и я спешу поделиться ей с Ледяной девочкой:
— Знаешь, я тут подумала…

Но мои слова застывают в воздухе. На крыше уже никого нет.  

******

На следующий день я купила новый ежедневник. И вести его стала по-новому.  Мои планы раза в два сократились. Но зато я теперь всё успеваю. А значит, ежедневнику пока не грозит быть разорванным на кусочки…

По вечерам смотрю в окно — не разыгралась ли вьюга? Уж очень хочется поделиться с Ледяной Девочкой своим секретом...

#сказки_повседневности


Недавно, в пасмурный, ненастный день, мне встретились мальчик и девочка. И сразу в сером, тусклом небе словно замелькал луч солнца, всё кругом посветлело, на хмурых лицах прохожих появилась улыбка…

Вот когда среди зимы наступает весна. И лёд начинает таять — на окнах и в сердцах людей. Даже старый веник в углу покрывается свежими листьями, на сухой изгороди расцветают розы, а под высоким сводом неба поют весёлые жаворонки.

Сакариас Топелиус, «Зимняя сказка»

#сказочные_цитаты

20 last posts shown.