Forward from: Уроки истории с Тамарой Эйдельман
А ЧЁ ТАМ В ТУНИСЕ?
Арабская весна началась в городе Сиди-Бузид с населением в 40 тысяч человек в 300 километрах от столицы Туниса.
17 декабря 2010 года местная чиновница Фаида Хамди, конфисковала тележку у молодого продавца овощей и фруктов Мохаммеда Буазизи, единственного кормильца большой семьи. Буазизи, торговавший без лицензии, пытался не то протестовать, не то заплатить штраф, началась перепалка, Хамди вызвала полицию, и те его избили.
Буазизи пытался получить обратно хотя бы весы, без которых он не мог торговать, но никто из представителей властей не поговорил с ним, после чего он купил канистру бензина, вылил ее содержимое на себя и поджег.
Мохаммеда Буазизи доставили в больницу с ожогами 90% тела — 4 января он умер. К этому моменту Тунис был охвачен революцией. Независимо от того, дала Фаида Хамди пощечину Буазизи или нет, эта история стала символом того, насколько властям наплевать на жителей страны. (Это я про Тунис, если что...)
Следующие десять весь мир внимательно следил за тем, что происходило в Египте на площади Тахрир, в Ливии, где шатался бедуинский шатер полковника Каддафи, в несчастной Сирии — а в Тунисе, в Тунисе-то что?
С одной стороны эта страна прошла типичный для Ближнего Востока путь — освобождение от французского владычества, многолетняя диктатура Хабиба Бургибы. Характерная политика восточного диктатора — с правами человека дело плохо, но зато государство хотя бы светское...
В 1987 году состарившегося Бургибу сместил его же премьер-министр Бен Али, который стал новым диктатором. И вот в 2011 году Бен Али был свергнут, бежал из страны, осужден заочно — а в стране вырвались на свободу все те силы, которые до этого подавлялись.
Вот он, русский (зачеркнуто) арабский бунт, бессмысленный и беспощадный. Сейчас здесь появятся Аль-Каида, ИГИЛ, введут законы шариата, всех поубивают — и тут-то вы еще пожалеете о былом диктаторе, при котором была стабильность. Сначала казалось, что все так и будет — исламская «Партия Возрождения» побеждала на выборах и уже начались разговоры о введении шариата, террористы совершили несколько ужасных терактов и все должно было закончиться очень плохо.
И вдруг оказалось, что в Тунисе существует гражданское общество.
Четыре организации, представлявшие разные социальные группы — Всеобщая конфедерация труда — объединение профсоюзов, Конфедерация промышленности, торговли и ремесел, Лига в защиту прав человека и Союз адвокатов — объединились в «Квартет национального диалога» — и смогли — не сразу, не легко, не быстро — но добиться диалога. Они предотвратили гражданскую войну, кровь и новую диктатуру — неважно, исламскую, или светскую.
Были проведены выборы в Учредительное собрание, разработана новая Конституция, которая признает ислам государственной религией, но при этом вводит отсутствовавшую раньше главу о правах человека, уравнивает женщин и мужчин в правах, устанавливает квоту для представительства женщин в парламенте. Кстати, Тунис после революции стал первой в арабском мире страной, где ввели закон, запрещающий домашнее насилие...
Корреспондент Бибиси, посетивший в начале революции Сиди-Бузид, записал слова одного из торговцев на рынке: «Мы разочарованы. Это нормально. Что такое революции у арабов? Арабы всегда переживают разочарования, у нас всегда драмы, мы знаем, что лучше не будет». И вдруг оказалось, что стало лучше...
Читая новости из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, где люди не захотели мириться с очередным — и очень мощным — плевком в лицо, начинаешь думать: за ЛДПРовца заступаются, да они там вообще всегда за ЛДПР голосуют, да им только волю дай, они все разнесут...
Пока что никто ничего не разносит — и если протестующих в Хабаровском крае не начнут провоцировать власти, то ничего и не разнесут. А во вторых, когда появляются люди, способные к национальному диалогу, то оказывается, что не все потеряно, и бунт может быть совсем не бессмысленным и не беспощадным...
Арабская весна началась в городе Сиди-Бузид с населением в 40 тысяч человек в 300 километрах от столицы Туниса.
17 декабря 2010 года местная чиновница Фаида Хамди, конфисковала тележку у молодого продавца овощей и фруктов Мохаммеда Буазизи, единственного кормильца большой семьи. Буазизи, торговавший без лицензии, пытался не то протестовать, не то заплатить штраф, началась перепалка, Хамди вызвала полицию, и те его избили.
Буазизи пытался получить обратно хотя бы весы, без которых он не мог торговать, но никто из представителей властей не поговорил с ним, после чего он купил канистру бензина, вылил ее содержимое на себя и поджег.
Мохаммеда Буазизи доставили в больницу с ожогами 90% тела — 4 января он умер. К этому моменту Тунис был охвачен революцией. Независимо от того, дала Фаида Хамди пощечину Буазизи или нет, эта история стала символом того, насколько властям наплевать на жителей страны. (Это я про Тунис, если что...)
Следующие десять весь мир внимательно следил за тем, что происходило в Египте на площади Тахрир, в Ливии, где шатался бедуинский шатер полковника Каддафи, в несчастной Сирии — а в Тунисе, в Тунисе-то что?
С одной стороны эта страна прошла типичный для Ближнего Востока путь — освобождение от французского владычества, многолетняя диктатура Хабиба Бургибы. Характерная политика восточного диктатора — с правами человека дело плохо, но зато государство хотя бы светское...
В 1987 году состарившегося Бургибу сместил его же премьер-министр Бен Али, который стал новым диктатором. И вот в 2011 году Бен Али был свергнут, бежал из страны, осужден заочно — а в стране вырвались на свободу все те силы, которые до этого подавлялись.
Вот он, русский (зачеркнуто) арабский бунт, бессмысленный и беспощадный. Сейчас здесь появятся Аль-Каида, ИГИЛ, введут законы шариата, всех поубивают — и тут-то вы еще пожалеете о былом диктаторе, при котором была стабильность. Сначала казалось, что все так и будет — исламская «Партия Возрождения» побеждала на выборах и уже начались разговоры о введении шариата, террористы совершили несколько ужасных терактов и все должно было закончиться очень плохо.
И вдруг оказалось, что в Тунисе существует гражданское общество.
Четыре организации, представлявшие разные социальные группы — Всеобщая конфедерация труда — объединение профсоюзов, Конфедерация промышленности, торговли и ремесел, Лига в защиту прав человека и Союз адвокатов — объединились в «Квартет национального диалога» — и смогли — не сразу, не легко, не быстро — но добиться диалога. Они предотвратили гражданскую войну, кровь и новую диктатуру — неважно, исламскую, или светскую.
Были проведены выборы в Учредительное собрание, разработана новая Конституция, которая признает ислам государственной религией, но при этом вводит отсутствовавшую раньше главу о правах человека, уравнивает женщин и мужчин в правах, устанавливает квоту для представительства женщин в парламенте. Кстати, Тунис после революции стал первой в арабском мире страной, где ввели закон, запрещающий домашнее насилие...
Корреспондент Бибиси, посетивший в начале революции Сиди-Бузид, записал слова одного из торговцев на рынке: «Мы разочарованы. Это нормально. Что такое революции у арабов? Арабы всегда переживают разочарования, у нас всегда драмы, мы знаем, что лучше не будет». И вдруг оказалось, что стало лучше...
Читая новости из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, где люди не захотели мириться с очередным — и очень мощным — плевком в лицо, начинаешь думать: за ЛДПРовца заступаются, да они там вообще всегда за ЛДПР голосуют, да им только волю дай, они все разнесут...
Пока что никто ничего не разносит — и если протестующих в Хабаровском крае не начнут провоцировать власти, то ничего и не разнесут. А во вторых, когда появляются люди, способные к национальному диалогу, то оказывается, что не все потеряно, и бунт может быть совсем не бессмысленным и не беспощадным...