Буллинг и дети-агрессоры.
🏷Тема травли детей в образовательных учреждениях стала меня особенно интересовать, когда ко мне всё больше стало обращаться взрослых клиентов, которые в детстве были объектом издевательств сверстников. Я поразилась, на сколько сильно эта травма влияет на их взрослую уже жизнь, на сколько страшно им до сих пор проявляться в социуме и на сколько они не уверены в себе. И по опыту могу сказать, что работа с такими клиентами проводится серьёзная и продолжительная.
🐈⬛ Сегодня хочу поговорить подробнее о том, что такое травля, какая она бывает и кто эти детки, которые издеваются над другими. Хочется сразу сказать, что не нужно путать конфликт с буллингом. Давайте разберёмся в определениях.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов.
➡️
В то время, как буллинг это агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого или группы лиц.То есть в конфликте есть столкновение мнений, интересов, целей, а в буллинге просто один человек ( или группа) подавляет другого.
Каких участников можно выделить в ситуации травли?🔵
Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
🔵
Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
🔵
Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
🔵
Жертва: подвергается травле.
🔵
Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
🔵
Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
❕
Какие же они, дети-агрессоры?
Можно выделить 2 вида травли:
1.
Реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая.
2.
Проактивная травля.Это спланированные заранее (целенаправленные) издевательства. Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).
➡️
Исходя из вышеизложенного, можно точно заключить, что для того, чтобы Ваш ребёнок не стал агрессором, нужно развивать в нём следующие навыки и качества:➖ умение понимать эмоции и переживания других людей;
➖умение эффективно общаться, сотрудничать, решать конфликты;
➖способность адаптироваться к разнообразным социальным ситуациям.
➖умение проявлять эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека)
➖умение быть лидером без подавления других людей
➖умение уважать себя и окружающих
➖способность работать в группах и командно
➖понимание, что все мы разные, это нормально. Принимать право других иначе думать, одеваться, говорить и чувствовать.
🐈⬛ =Но начать, конечно, лучше родителям с себя. А у Вас достаточно развиты все эти социальные навыки? ✅ Если нет, то самое время поработать над собой и своим примером показывать ребёнку здоровую модель взаимодействия с окружающими и чем раньше это произойдёт в воспитании ребёнка, тем лучше.
#детская_психология #психология #психолог #отношения #дети #детскийпсихолог #совет_психолога