Переводчик с бухгалтерского


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Economics


Как извлекать пользу для бизнеса из бухгалтерии. Канал Алексея Иванова — кандидата экономических наук, автора бестселлера «Бухгалтерия для небухгалтеров» и CEO Академии «Регламент». Связь: @accwhisperqwestions_bot

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Economics
Statistics
Posts filter


Анализируй это: вертикальный анализ

До сих пор в этой рубрике я в основном рассказывал о финансовых мультипликаторах, с помощью которых можно оценить компанию с разных сторон ее хозяйственной жизни. Сегодня речь пойдет о подходе, который позволяет оценить структуру активов, пассивов и финансовых результатов компании.

Зачем проводить вертикальный анализ

Вертикальный анализ — метод исследования структуры финансовой отчетности за один отчетный период. Его проводят, преследуя две цели:

1️⃣ Определить вклад каждой статьи отчетности в итоговый результат и изменение этого вклада по сравнению с прошлыми периодами. Доля дебиторской задолженности в активах в этом году увеличилась, а денежных средств снизилась? Стоит задуматься о найме коллекторов об усилении работы с дебиторами. Чистая прибыль занимает 1% от выручки, а управленческие расходы — 50%? Кажется, мы не бизнесом занимаемся, а обеспечением красивой жизни менеджмента.

2️⃣ Сопоставить структуру с бенчмарком — конкурентом или лидером отрасли. Абсолютные цифры «Пятерочки» и региональной сети магазинов несопоставимы, сравнение относительных же даст понять, где искать резервы повышения эффективности. Лидер растит долю коммерческих расходов, уменьшает долю управленческих, при этом прибыли в выручке становится больше? Ок, главбух, готовь план по сокращению штата бухгалтерии!

Как считать

Общий принцип универсален, но алгоритм расчета зависит от формы финансовой отчетности.

Для бухгалтерского баланса:

Оценка конкретного вида активов / Общая стоимость активов

Оценка конкретного вида пассивов / Общая стоимость пассивов


Для отчета о финансовых результатах:

Оценка конкретного вида доходов, расходов и финансовых результатов / Выручка

Для отчета о движении денежных средств:

Оценка конкретного вида поступлений / Сумма поступлений от всех видов деятельности

Оценка конкретного вида выплат / Сумма выплат по всем видов деятельности


Как обычно, рекомендую анализировать финансовую отчетность в комплексе. Но даже вертикальный анализ одной формы может дать полезную пищу для размышлений.

Пример.

Вертикальный анализ свежего бухгалтерского баланса ООО «Рога и копыта» выглядит так:

АКТИВ
Основные средства: 10%
Запасы: 85%
Денежные средства: 5%
ИТОГО: 100%

ПАССИВ
Уставный капитал: 5%
Заемные средства: 75%
Кредиторская задолженность: 20%
ИТОГО: 100%

Год назад структура выглядела иначе:

АКТИВ
Основные средства: 40%
Запасы: 40%
Денежные средства: 20%
ИТОГО: 100%

ПАССИВ
Уставный капитал: 10%
Заемные средства: 55%
Кредиторская задолженность: 35%
ИТОГО: 100%

Доля заемных средств выросла на 20 процентных пунктов, а запасов — на 45. Выглядит так, будто компания взяла кредит и набрала запасов, которые лежат на складе мертвым грузом. Берем за горло уполномоченного по копытам Балаганова и вскоре выясняем, что он за откат вместо копыт накупил втридорога рогов сбитых единорогов. А они мало того, что не поддаются обработке, так еще и жутко токсичны.


Где взять исходные данные

Для числителя — в конкретных статьях соответствующих форм финансовой отчетности. Для знаменателя:

👉 Общая стоимость активов — строка 1600 бухгалтерского баланса, общая стоимость пассивов — строка 1700. Если вы их перепутаете — ничего страшного не произойдет, как ни странно
👉 Выручка — строка 2110 отчета о финансовых результатах
👉 Сумма поступлений от всех видов деятельности — сумма строк 4110, 4210 и 4310 отчета о движении денежных средств. Сумма выплат по всем видов деятельности — сумма строк 4120, 4220 и 4320.

#анализируйэто


🤔 Помните ли вы обо всех нюансах бухучета деловых поездок?

Если задумались, прочитав вопрос, стоит освежить знания. Сделать это можно на бесплатном интенсиве с финансовым директором Smartway — сервиса №1 на рынке по организации командировок. Он расскажет:

- Как избежать самых частых ошибок бухгалтера при учете билетов и гостиниц.
- Какие обязательные и дополнительные документы нужны для отчетов.
- Как сэкономить до 4 рабочих дней в месяц за счет автоматизации процессов.

Подключайтесь 24 апреля в 12:00 по Москве, чтобы задать свои вопросы эксперту и узнать все о безупречном оформлении деловых поездок.

Зарегистрироваться


Как здесь все устроено

В воскресенье-понедельник пришло много новых подписчиков. Я рад всех приветствовать, а этот пост поможет легче сориентироваться в контенте канала, которому уже больше пяти лет!

Меня зовут Алексей Иванов. Здесь можно узнать больше фактов обо мне. Это авторский канал, все посты я пишу сам без копирайтеров, редакторов и паблишеров. Как правило, выпускаю три поста в неделю.

В понедельник — традиционный опрос на околобухгалтерскую тематику. Иногда это вопрос-викторина на знание нюансов нормативки, иногда — выяснение подробностей нелегкой бухгалтерской жизни. Интересно же знать, а как у других.

В среду обычно выходит что-то хардкорно-бухгалтерское. Чаще всего это видео с нарезками моих вебинаров по нюансам применения бухгалтерских стандартов. В упорядоченном по плейлистам виде их можно найти в ютуб-канале.

Пятница — время главного поста недели, в котором я перевожу с бухгалтерского на русский какое-то понятие. Спектр тем широкий, для навигации по ним предусмотрены два инструмента:

1️⃣ Хэштеги. Если ввести хэштег в поиск по каналу, отобразятся все посты соответствующей тематики:

#словарик — бухгалтерские понятия в переводе на русский

#анализируйэто — простым языком с примерами о пользе финанализа для предпринимателя

#плансчетов — как пользоваться бухгалтерскими счетами и понимать проводки

#вариативность — зачем существуют разные способы учета одних и тех же фактов хозяйственной жизни и как они работают

#реформа — зачем и как меняется бухгалтерская нормативка

#налоги — как устроена налоговая система в целом и каждый налог в частности

#оптимизация — как законно платить меньше налогов

#тренды — технологии, роботы и будущее бухгалтерской профессии

#залеты — как бизнес может пострадать от действий нерадивого бухгалтера

#задачка — тесты и задачи с объяснением решения

#видео — видеоролики с моим участием

2️⃣ Дайджесты. Один раз в месяц я выпускаю дайджест постов по каждой рубрике. Такие посты — чемпионы по цитируемости, подписчики делятся ими с коллегами. Видимо, удобно.

В другие дни в канале может выходить реклама. Продвижение канала — дело затратное, реклама позволяет каналу окупать эти расходы. Рекламодателей тщательно отбираю. Обычно это полезные бизнес-сервисы, образовательные платформы или профильные телеграм-каналы. Никакой крипты, торговых сигналов, бумажного НДС и прочего скама. Реклама маркируется соответствующей пометкой. Если вы хотите купить рекламу — пишите в бота обратной связи.

Еще у канала есть чат. Там уже больше 2000 бухгалтеров, аудиторов, предпринимателей и других интересующихся учетом людей. Всегда можно поболтать на профессиональные темы и получить совет от коллег.

Вливайтесь!

4.9k 1 22 2 113

Понедельничный #опрос. Сегодня в формате бухгалтерской викторины. Нужно ли арендатору амортизировать право пользования активом (ППА) по взятому в аренду земельному участку?
Poll
  •   Нужно в любом случае
  •   Нужно, если аренда квалифицируется как операционная
  •   Нужно, если аренда квалифицируется как финансовая
  •   Не нужно в любом случае
  •   Не нужно, если договор аренды предусматривает возможность субаренды
  •   Не нужно, если по договору аренды участок подлежит выкупу арендатором
1112 votes


Курсовые разницы

Бухгалтерский учет ведется в универсальном измерителе — рублях. Рублевая оценка позволяет сопоставлять разнородные объекты учета. Иностранная валюта — не исключение, она тоже пересчитывается в рубли. Но курс иностранных валют к рублю все время меняется, из-за этого возникает героиня сегодняшнего поста — курсовая разница.

Начну с воодушевляющего определения, которое дает ей ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»: «Курсовая разница — разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода». Как обычно, слона лучше есть по частям.

Как только у компании появился объект учета со стоимостью, выраженной в иностранной валюте, нужно произвести ее пересчет в рубли. Таким объектом может быть дебиторка, кредиторка, заемные средства, финансовые вложения или собственно иностранная валюта на счетах и в кассе. Пересчет, как правило, производится по официальному курсу ЦБ.

В следующий раз пересчитывать стоимость этих активов и обязательств придется по состоянию на следующие даты:

1️⃣ Дату совершения операции в иностранной валюте (например, оплаты дебиторки или кредиторки)
2️⃣ Отчетную дату — чтобы в финансовой отчетности оценка была актуальной

Курсовая разница возникает при последующих пересчетах, если курс инвалюты по отношению к рублю изменится. Курсовая разница показывает насколько компания стала богаче или беднее в рублевом эквиваленте из-за изменения валютного курса. При этом рублевая оценка самого актива или обязательства не изменяется — курсовые разницы влияют только на финансовый результат.

Курсовые разницы могут быть положительными и отрицательными. Первые относят на увеличение прочих доходов, вторые — на увеличение прочих расходов. Исключение — курсовые разницы по расчетам с учредителями по вкладам, которые списываются на добавочный капитал.

Положительные курсовые разницы возникают в следующих случаях:

👉 Оплата валютной дебиторки, если курс инвалюты к рублю вырос с даты прошлого пересчета
👉 Оплата валютной кредиторки, если курс инвалюты к рублю снизился с даты прошлого пересчета
👉 Пересчет валютных активов на отчетную дату, если курс инвалюты к рублю вырос с даты прошлого пересчета
👉 Пересчет валютных обязательств на отчетную дату, если курс инвалюты к рублю снизился с даты прошлого пересчета

Отрицательные курсовые разницы образуются в тех же ситуациях, но с противоположными изменениями валютных курсов.

Пример.

ООО «Рога и копыта» 25.03.2024 отгрузило зарубежному покупателю партию рогов. Цена поставки 1000 $. Покупатель перевел эту сумму на валютный счет компании 05.04.2024.

25.03.2024 признается выручка. Курс ЦБ на эту дату — 92,612 руб./$. Значит, выручка составила 92 612 руб. Больше меняться она не будет, а вот дебиторка покупателя — еще как.

31.03.2024 наступает отчетная дата для квартальной финансовой отчетности («Рога и копыта» ее составляют, красавчики!). Значит, нужно пересчитать валютную дебиторку. Курс ЦБ — 92,366 руб./$. Теперь дебиторка стоит 92 366 руб. Курсовая разница составила - 246 руб. (92 366 руб. - 92 612 руб.). Это — прочий расход.

05.04.2024
На валютный счет упала 1000 $. Курс ЦБ — 92,306 руб./$ То есть в оплату дебиторки в рублевом эквиваленте поступило 92 306 руб. Курсовая разница составила -60 руб. (92 306 руб. - 92 366 руб.). Это тоже прочий расход.


Есть еще курсовые разницы, которые образуются из-за разницы между курсом покупки или продажи инвалюты и ее официальным курсом. Но нам здесь такого хардкора не надо. Или надо?

#словарик


Академия «Регламент» закрывается

Часто говорят, что из 100 стартапов выживает только 10. Наш в эту десятку не попал. Мы закрываем Академию «Регламент». Причина проста: не подтвердилась гипотеза о конверсии интереса в покупку. Поэтому в феврале мы остановили набор студентов. Доучиваем оставшихся и закрываемся. Не самый удачный опыт, зато очень развивающий и отрезвляющий. Не такое-то уж простое дело это ваше предпринимательство, как выяснилось.

Не надо оваций! Стартапера из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы. Ну, или еще в кого-нибудь — пока думаю. В отличие от прошлых смен работы, я еще не решил, чем хочу заниматься дальше. Трижды уже пивотил резко разворачивал карьеру, может и в этот раз что-то совсем новое будет. Открыт для предложений, пишите @ivanovpublic. Только в бухгалтерию не зовите 🙂

UPD: По следам из комментариев. Закрывается стартап, которым я руководил последние 8 месяцев. Канал никуда не денется — наоборот, сейчас у меня есть больше времени на его развитие!


Понедельничный #опрос. Считаете ли вы, что российские бухгалтерские стандарты должны продолжать гармонизироваться с МСФО?
Poll
  •   Да
  •   Нет, нужно искать свой особый путь
  •   Нет, нужно вернуться к ПБУ
  •   Другое (пишите в комментарии)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1406 votes


Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Продолжаю переводить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций на русский язык. Сегодня расскажу о счете 29. Напоминаю, что если значение термина непонятно, а он написан синим шрифтом — смело кликайте на него, и окажетесь в посте с объяснением.

Зачем этот счет

Счет 29 по назначению и механике работы идентичен счету 20 «Основное производство». Разница в том, что используется для учета затрат обслуживающих производств и хозяйств. Обслуживающими они называются потому, что обслуживают производственный процесс. В отличие от вспомогательного производства, здесь не создается необходимый основному производству продукт типа энергии, отремонтированного инструмента или перевезенной из цеха в цех заготовки. Обслуживающие производства и хозяйства обслуживают людей. Например, это:

👉 Столовые
👉 Дома отдыха и санатории
👉 Прачечные и мастерские по ремонту спецодежды
👉 Общежития и жилые дома для сотрудников
👉 Ясли и детсады для их детей

Четкой грани между обслуживающими производствами и хозяйствами в бухгалтерской нормативке нет. Я склонен считать, что если на выходе у таких подразделений продукция — это производства. Если работы или услуги — хозяйства. Но буду рад обратной связи в комментариях — возможно, разделение надо вести по другому признаку. Дальше для краткости буду писать «обслуживающие хозяйства».

Обычно счет 29 используется, если масштаб обслуживающих хозяйств достаточно большой. Иначе, руководствуясь требованием рациональности, лучше вести учет затрат таких хозяйств в составе общепроизводственных расходов.

Как он работает

Это основной активный счет из группы калькуляционных операционных счетов, его дебетовое сальдо включается в сумму по статье «Запасы» в бухгалтерском балансе.

По дебету счета 29 отражается фактические затраты обслуживающих хозяйств. Прямые затраты попадают туда сразу, косвенные — в конце месяца. Порядок учета аналогичен порядку для основного производства — замените в проводках счет 20 на счет 29, и будет вам счастье.

Общепроизводственные затраты распределяются проводкой Д29Кт25 на конкретные виды продукции. Общехозяйственные расходы с 2021 года на себестоимость выпуска не относятся — не дайте себя обмануть рекомендованной корреспонденции Дт29Кт26, теперь их можно списать только на себестоимость продаж (Дт90Кт26).

💥 О том, как составляются проводки, я рассказывал здесь и здесь.

С кредита счета 29 списывается себестоимость выпуска:

👉 Дт20,23Кт29 — если продукция обслуживающих хозяйств потреблена основным или вспомогательным производством
👉 Дт10Кт29 — если продукция обслуживающих хозяйств является материалами для других направлений деятельности
👉 Дт43,40Кт29 — если продукция обслуживающих хозяйств будет продана
👉 Дт90Кт29 — если обслуживающие хозяйства выполнили работы или оказали услуги на сторону

Отсюда же списываются затраты, которые не привели к выпуску. Например, стоимость производственного брака (Дт28Кт29) или недостачи, выявленные в результате инвентаризации (Дт94Кт29).

Внутри синтетического счета 29 организуется аналитический учет — по видам хозяйств и отдельным статьям затрат. Например, затраты столовой собираются на субсчете 29.1, базы отдыха — 29.2, прачечной — 29.3. А по субконто уже идет постатейная разбивка.

Что можно увидеть из оборотки по счету

Вот как перевести показатели оборотно-сальдовой ведомости по счету 29. Сальдо — остаток незавершенного производства обслуживающих хозяйств на начало и конец периода. Оборот по дебету — затраты за период. Оборот по кредиту — выпуск и другие выбытия незавершенки за период.

#плансчетов


Новый ФСБУ и информация Минфина

Давненько реформу бухучета не комментировал, а в марте аж два интересных документа вышло.

1️⃣ Зарегистрирован в Минюсте ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Стандарт вступает в силу для обязательного применения с 2025 года. Финансовая отчетность за 2024 год будет составляться еще по старым правилам, а за 2025 — по новым. Досрочное применение в добровольном порядке не предусмотрено. Поэтому подробно анализировать нововведения пока не буду. Революции в финансовой отчетности не произойдет, но жду последующей отмены Приказа Минфина России №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» — он с новым стандартом не очень-то дружит.

2️⃣Выпущена Информация Минфина России № ПЗ-3/2024 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность»

В Минфине заморочились и свели в один документ все послабления для малого бизнеса, НКО и «сколковцев», предусмотренные ФСБУ. Сюда же попала часть минфиновских рекомендаций по организации упрощенного бухучета аж от 1998 года, когда действовал старый План счетов. Вот последнее не понял — есть гораздо более актуальные рекомендации ИПБР 2020 года. Как по мне, Минфин сделал работу негосударственных регуляторов, не обращая внимание на их наличие. Логичней было ИПБР обновить свои рекомендации. При этом информация Минфина — это беллетристика, а рекомендации — нормативный документ. Но для составления учетной политики «малыша» пользоваться удобно.

#реформа


Понедельничный #опрос. Сегодня для бухгалтеров. Вам поднимали зарплату в течение последнего года?
Poll
  •   Да, внутри одной компании на той же должности
  •   Да, внутри одной компании на новой должности
  •   Да, с переходом в другую компанию на такую же должность
  •   Да, с переходом в другую компанию на новую должность
  •   Другое (пишите в комментарии)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1375 votes


Понимаете ли вы бухгалтерские термины? Выпуск 32

Тридцать второй выпуск посвящен иностранным бухгалтерским терминам, которые прижились в российском учете.

Как обычно, в тесте пять вопросов. Под каждым вопросом можно кликнуть на «ПОДСКАЗКА» и прочитать почему правильные ответы именно такие. Там же есть ссылки на предыдущие тесты. Удачи!

Мне очень интересны ваши результаты — здорово будет, если после тестирования вы поделитесь ими здесь! Просто нажмите на соответствующий оценке смайлик под постом.

🙄 — 0-2 баллов
😎 — 3 балла
😊 — 4 балла
🤓 — 5 баллов

#задачка


Реклассификация объектов учета аренды

Посмотрел на заголовок и вздрогнул: звучит максимально непонятно. Но вы сами проголосовали за углубление темы. Реклассификация — это изменение классификации аренды с финансовой на операционную или наоборот.

Классификация объектов учета аренды может быть пересмотрена только если меняются условия договора аренды. Из новых условий договора должно вытекать, что теперь получает выгоды и несет риски не тот, кто получал и нес раньше.

Например, арендатор планировал выкупать предмет аренды, а потом условия договора изменили, и арендатор должен будет вернуть его. Причем, вернуть не в конце срока полезного использования, а раньше — когда предмет аренды можно будет еще долго эксплуатировать и извлекать из него экономические выгоды.

В таком случае классификацию аренды нужно изменить с финансовой на операционную, а именно:

👉 Прекратить признание в учете объекта финансовой аренды — инвестиции в аренду
👉 Признать в учете предмет аренды. На практике это чаще всего будет объект основных средств, хотя могут быть и другие виды активов. Балансовая стоимость актива будет равна чистой стоимости инвестиции в аренду на дату реклассификации
👉 Отразить в учете вновь возникшие объекты операционной аренды — доходы, которые в дальнейшем будут признаваться до конца срока действия договора

Может быть и обратная ситуация. Например, сначала была краткосрочная аренда без выкупа, а затем договор продлили и включили в него условие о выкупе объекта. Тогда классификацию аренды нужно изменить с операционной на финансовую следующим образом:

👉 Прекратить признавать объект учета операционной аренды — доходы
👉 Списать балансовую стоимость предмета аренды, например, объекта основных средств
👉 Признать вновь возникший объект учета финансовой аренды — инвестицию в аренду

Пример.

ООО «Рога и копыта» 01.01.2024 заключило договор аренды автомобиля на 2 месяца. Автомобиль планируется эксплуатировать для доставки готовой продукции весь срок аренды, а по истечении — вернуть арендодателю. Ежемесячный арендный платеж — 100 000 руб. Справедливая стоимость автомобиля — 1 200 000 руб. Обычный срок полезного использования такого автомобиля — 3 года.

29.02.2024 договор аренды изменен: срок аренды продлен до 12 месяцев, после чего арендатор обязуется выкупить автомобиль.

01.01.2024
Срок аренды — 2 месяца, срок полезного использования объекта существенно больше — 3 года. По окончании срока аренды объект возвращается арендодателю, и весь оставшийся срок полезного использования извлекать выгоды и нести риски будет именно он. Поэтому аренда классифицируется как операционная.

29.02.2024
Срок аренды продлен до 12 месяцев, а по его окончанию арендатор обязуется выкупить автомобиль. Автомобиль будет в аренде год, а затем оставшийся срок полезного использования будет приносить экономические выгоды бывшему арендатору уже как собственнику. Значит, аренда стала финансовой, и необходимо провести реклассификацию.


Повышаем ставки: накидайте 200 🔥, если хотите иногда читать контент посложнее. Возможно, даже с проводками.

#словарик


Понедельничный #опрос. До дедлайна сдачи годовой бухгалтерской отчетности осталась неделя. Ваша компания отчиталась?
Poll
  •   Да, всегда заранее сдаем
  •   Да, раньше тянули, но в этом году получилось заранее
  •   Нет, но в срок сдадим
  •   Нет, и в срок не сдадим
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1345 votes


Единый налоговый платеж

Готовлю второе издание «Бухгалтерии для небухгалтеров». Тут добавил, там исправил, здесь актуализировал — нормальная редакторская работа. Но только не с главой 6 про налоги. В ней изменения пришлось вносить почти в каждый раздел. И главный виновник тому — герой сегодняшнего поста.

С 2023 года радикально изменился порядок уплаты налогов. Если раньше у каждого налога были свои сроки исчисления и уплаты, то теперь они стали едиными:

👉 Исчисление — до 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Срок сдачи декларации за налоговый период для разных налогов наступает в разные месяцы, но всегда 25 числа
👉 Уплата — до 28 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Сроки уплаты за налоговый период тоже отличаются, но всегда 28 числа

Исключение — НДФЛ, который исчисляется и уплачивается дважды в месяц:

👉 Исчисление: за период с 1 по 22 числа месяца — до 25 числа этого месяца; за период с 23 до последнего числа месяца — до 3 числа следующего месяца
👉 Уплата: за период с 1 по 22 числа месяца — до 28 числа этого месяца; за период с 23 до последнего числа месяца — до 5 числа следующего месяца

Унификация сроков — лишь технический нюанс, который нужен для реализации основной идеи. А она креативна, свежа и продолжает тренд на сервисность налоговой службы: раз уж налоги все равно нужно платить, то процесс должен быть максимально удобным для налогоплательщика. Реально считаю идею классной, а вот исполнение традиционно на старте подкачало.

Платить налоги теперь нужно раз в месяц. Вместо нескольких платежей с разными реквизитами — единый налоговый платеж (ЕНП) на всю сумму исчисленных налогов. В 2022 году мытари насчитали 1375 кодов бюджетной классификации, по которым нужно было перечислять налоги. В 2023 каждому налогоплательщику открыли единый налоговый счет (ЕНС), на который и зачисляется ЕНП.

Пополнять ЕНС можно любыми суммами, но к 28 числу на нем должно быть достаточно денег, чтобы заплатить все налоги. ФНС сама спишет с ЕНС суммы налогов в конкретные бюджеты. Деньги списывают в установленном порядке:

1️⃣ Недоимка по НДФЛ
2️⃣ НДФЛ с текущим сроком уплаты
3️⃣ Недоимка по остальным налогам, сборам и страховым взносам
4️⃣ Остальные налоги с текущим сроком уплаты
5️⃣ Пени, проценты и штрафы

Если сальдо ЕНС недостаточно для уплаты всех текущих налогов — его раскидают пропорционально суммам задолженностей. Недоимки, пени, проценты и штрафы списывают в хронологическом порядке.

Чтобы ФНС поняла на какие налоги нужно списать деньги, до 25 числа каждого месяца налогоплательщик сдает декларацию или уведомление об исчисленных суммах налога.

На бумаге все выглядело как стройная система. Что могло пойти не по плану? А примерно все. Налоговые задолженности в личных кабинетах налогоплательщиков отображались некорректно. Сами личные кабинеты не открывались. Региональные бюджеты недополучали НДФЛ из-за приоритетного списания недоимок по другим налогам (до середины 2023 года НДФЛ не стоял в начале очереди на оплату с ЕНС).

В мае главе ФНС Егорову даже пришлось публично извиниться за плохое внедрение. Но уже в ежегодном ноябрьском интервью ко Дню работника налоговых органов он признал реформу состоявшейся и поделился обратной связью от налогоплательщиков: «Мы постоянно на связи с налогоплательщиками — я сам их обзваниваю. Сказать, что произошел какой-то швах, абсолютно нельзя: люди работают и никаких ярко выраженных проблем не видят. Кто-то, наоборот, видит положительные эффекты: делаешь один платеж, а управление платежами всей сети взяло на себя государство». А кто я такой, чтобы не верить телефонным опросам Даниила Вячеславовича?

Но предположу невероятное: вдруг у кого-то из вас еще сохраняются сложности с ЕНП и ЕНС или, допустим, Егоров вам не позвонил. Напишите в комментах.

#налоги

16k 2 64 19 111

«Капитал» Маркса Маркова

Два года назад автор бестселлера «Хулиномика» и одноименного телеграм-канала Алексей Марков написал предисловие к моей книжке «Бухгалтерия для небухгалтеров». Годом спустя тезка предложил мне написать комментарий для его новой книги «Рептилогия». Комментировать нужно было этот текст:

Уортонский экономист Джереми Рифкин написал бестселлер «Конец работы» , где пишет, что всё: она вот-вот кончится. Роботы уже здесь. Надо полагать, останутся только писатели . В 2020 году даже один из кандидатов в президенты США (держу пари, вы о нём не слышали) Эндрю Янг сделал это главной мыслью своей промо-кампании. Вот цитата из его речи : «Всё, что нужно для дестабилизации общества – это самоездящие машины. Всего через несколько лет у нас появится миллион безработных мужчин, которым уже не нужно будет управлять грузовиком. А ведь они в лучшем случае пэтэушники – а некоторые вообще только школу окончили. Только одна эта технология способна вызвать протесты на улицах. А ведь мы увидим то же самое с продавцами в магазинах, работниками фаст-фуда, страховщиками и бухгалтерами»

В сентябре книга вышла под названием «Капитал» (ага, как у Маркса). На днях я ее дочитал, и смело могу рекомендовать. Леха традиционно демонстрирует отличное чувство юмора, рассматривая непростую тему: как сколотить капитал, как его не потерять и почему нам его так не хватает. А вот и мой комментарий:

До 2023 года я очень скептически относился к перспективам замены бухгалтера искусственным интеллектом. Большинство мамкиных футурологов, которые пророчили смерть профессии, понятия не имеют о сути бухгалтерской работы! Они считают, что работа сводится к следованию заранее определенным алгоритмам, а это не так. С повторяющимися (и уже описанными) процессами отлично справляется классическая автоматизация и RPA (Robotic Process Automation) – роботизированная автоматизация процессов, которая активно внедряется в бухгалтерии с середины 2010-х. Но RPA ограничена рутинными бухгалтерскими процедурами: созданием и проведением цепочек связанных документов или осуществлением сверок данных. RPA-решения не умеют анализировать информацию и принимать решений. Это не альтернатива бухгалтеру, а его рабочий инструмент — как учётная система.

AI в бухгалтерии всерьез прижился только в одной области — преобразовании отсканированных бумажных документов в машиночитаемый формат данных. Это вытесняет из профессии так называемых первичников — операторов, которые перебивают данные с бумажной «первички» в программу.

Само использование машинного обучения для решения прикладных бухгалтерских задач достойно уважения. Но направление мертво — с учетом грядущего принудительного перевода всего российского бизнеса на электронный документооборот, которым пугает нас Федеральная налоговая служба. А на других участках бухгалтерской работы AI массово не прижился.

Однако, все изменилось с бустом генеративных текстовых моделей в конце 2022 года. Вот простой пример. Я задал ChatGPT-4 вопрос о практическом применении ПБУ 18/02, которое не понимает большинство бухгалтеров, и скормил ему ссылки на бухгалтерскую нормативку. После нескольких уточняющих и наводящих вопросов он от полного незнания предмета перешел к все более осмысленным ответам и наконец-таки выдал правильный.

В вузе я бы поставил за такое трояк — и это очень неплохо! Студент до этого уровня учится три года, а на обучение нейросетки я потратил минут двадцать. Так что, думаю, дальнейшее развитие искусственного интеллекта не убьет профессию, а просто изменит ее характер. Бухгалтер из исполнителя бухгалтерской работы эволюционирует в архитектора учетных систем, постановщика задач и учителя виртуальных помощников. И, конечно, в интерпретатора бухгалтерской информации для руководителя: я скинул лог переписки с ChatGPT автору книги, он сказал, что он напоминает битву двух йокодзун. На том стоим!


#тренды


Понедельничный #опрос. Вы оцениваете свою компанию по общедоступным критериям оценки налоговых рисков?
Poll
  •   Да, ежеквартально или чаще
  •   Да, 1-2 раза в год
  •   Да, не каждый год
  •   Нет
  •   Какие еще общедоступные критерии?
  •   Другое (пишите в комментарии)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
830 votes


Финансовая и операционная аренда

Даже бухгалтерам иногда нужен перевод с бухгалтерского. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» — как раз тот случай. Сегодня расскажу, как отличить финансовую аренду от операционной. От этой квалификации зависит дальнейший порядок учета у арендодателя. Нормальным людям читать не обязательно, а бухам деваться некуда.

Отличия между двумя видами аренды в том, какая сторона сделки преимущественно получает выгоды и несет риски, связанные с предметом аренды — той штукой, которую арендуют. Если выгоды и риски на арендодателе, то аренда операционная, а если на арендаторе — финансовая.

При финансовой аренде арендатор — это квазисобственник, потому что он полностью контролирует предмет аренды и получает от него экономические выгоды, как от собственных активов. В пункте 25 ФСБУ 25/2018 приведены несколько примеров финансовой аренды, поясню их логику:

👉 Условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды. Это означает, что арендатор в полной мере извлекает выгоды из актива: сначала в рамках аренды, а после выкупа эксплуатирует его уже как собственный объект основных средств

👉 Арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости. Такое право говорит о том, что практически всю выгоду из предмета аренды арендатор уже извлек за срок аренды, и арендодателю нет смысла возвращать предмет аренды себе

👉 Срок аренды сопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию. Значит за срок аренды арендатор извлечет практически все экономические выгоды из этого предмета, как если бы он его купил

👉 На дату заключения договора аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды. Смысл в том, что арендатор как бы выкупает предмет аренды в рассрочку, платя за него справедливую стоимость

👉 Арендатор может продлить срок аренды с арендной платой значительно ниже рыночной. Очевидно, что в такой ситуации контроль за предметом аренды остается за арендатором, и он извлекает из этого контроля дополнительную выгоду

Признаки операционной аренды перечислены в пункте 26 ФСБУ 25/2018. Выгоды и риски, связанные с предметом аренды, остаются у арендодателя, например, в следующих случаях:

👉 Срок аренды существенно меньше периода, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию. Это значит, что после возврата предмета аренды арендодатель продолжит получать выгоды от него: сдавая в следующую аренду, либо эксплуатируя для своих нужд

👉 Предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Например, это может быть земельный участок. Раз срок полезного использования бесконечный, то и большую часть выгод от объекта будет извлекать собственник. Арендатор получит экономические выгоды полностью, только если он выкупит этот участок по окончании аренды. Тогда аренда будет классифицирована как финансовая

👉 На дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды. Это значит, что арендодатель планирует после завершения аренды извлекать выгоду из предмета аренды

Классификация объектов учета аренды может быть пересмотрена. Что делать в этом случае — тема отдельного поста. Кажется, что это уже слишком сложный контент для канала, который хочет влюбить предпринимателей в бухучет. Накидайте сотню 🔥, если продолжение интересно. Выглядит как инфоцыганство, но по-другому сложно интерес к углублению темы замерить.

#словарик


Дайджест: оптимизация

Очередной дайджест лучших постов рубрик канала для вдумчивого прочтения на выходных. Новым подписчикам дайджесты помогут сориентироваться в том, что уже написано. Старожилам — убедиться в том, что они ничего не пропустили.

Оптимизация — это рубрика, в которой я рассказываю как можно сэкономить на налогах, не нарушая закон. По результатам голосований, это одна из любимых рубрик подписчиков, хотя меня такие результаты расстраивают — я о налогах не очень люблю писать.

Главный инструмент законной налоговой оптимизации — учетная политика. Это внутренний документ компании, в котором описываются применяемые методы бухгалтерского и налогового учетов. Законодательство разрешает многие ситуации отражать альтернативными способами. Но не все главбухи знают варианты учета, которыми можно снизить налоги, а некоторые сознательно их не применяют, чтобы не усложнять себе работу 🙈

Пока вышло 10 выпусков рубрики. Ссылки кликабельны:

👉 Возможности учетной политики — как работает законная налоговая оптимизация
👉 Налог на имущество и бухгалтерская амортизация — как снизить налог на имущество за счет выбора метода амортизации основных средств в бухучете
👉 Амортизационная премия — как снизить налог на прибыль при приобретении основных средств
👉 Повышающие коэффициенты к нормам амортизации — как быстрее признать амортизацию расходом
👉 Резервы — какие они бывают и как за их счет снизить налог на прибыль
👉 Резерв по сомнительным долгам — как списать в расходы дебиторку при просрочке платежа
👉 Резерв на оплату отпусков — как включить отпускные в расходы до их начисления
👉 Резерв на ремонт основных средств — как включить стоимость будущих ремонтов в расходы
👉 Резерв на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств — как включить стоимость будущих капитальных ремонтов в расходы
👉 Резерв по гарантийному ремонту — как включить стоимость будущих гарантийных ремонтов проданных товаров в расходы

Также все выпуски рубрики можно найти по хэштегу #оптимизация.


Понедельничный #опрос. Зачем вы читаете этот канал? Можно выбрать несколько вариантов ответов.
Poll
  •   Подтянуть теорию
  •   Разобраться с практикой
  •   Развлечься
  •   Быть в курсе трендов в бухгалтерской профессии
  •   Протестировать свои знания
  •   Другое (пишите в комментарии)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1182 votes


Женщины в бухгалтерии

Каждый год 8 марта я пишу примерно одно и то же: рассказываю о том, что профессия бухгалтера до начала прошлого века была сугубо мужской, о первой женщине-бухгалтере и о неравных условиях мужской и женской бухгалтерской карьеры. Текст можно почитать тут, повторять его мне надоело. Да и подписчикам со стажем вряд ли нравится каждый год одно и то же читать.

Решил найти свежую статистику о роли женщин в бухгалтерии: вдруг за пять лет ситуация изменилась. Пандемия многие бизнес-процессы перестроила, могла и создать условия для более равной конкуренции между мужчинами и женщинами в профессии. Глобального исследования не нашел, да и прошлое почему-то с сайта Catalyst удалено. Зато попались свежие данные по одной из компаний Big4 — KPMG. Это достаточно репрезентативная выборка: в 2023 году в KPMG по всему миру работали почти 300 тысяч человек. Ну, хорошо, не по всему миру. Выйти из офиса KPMG и пообедать во «Вкусно и точке» не получится.

И вот какая гендерная статистика у буржуинов:

👉 В целом по компании распределение почти равномерное: 51% мужчин, 49% женщин
👉 Среди директоров женщин только 35%
👉 Среди партнеров — 23%

И это в компании с головным офисом в США, где Metoo, феминизм и прочие права меньшинств. То есть пять прошедших лет мало что изменили: по-прежнему работу работают женщины, а руководят мужчины.

Спасибо вам, девочки, за то, что тащите профессию на своих хрупких плечах! И с праздником!

20 last posts shown.