Митрополит Амвросий


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Religion


Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Religion
Statistics
Posts filter


Считается, что вкусно поесть — грех. А для чего тогда вкусная еда?

Ничто из сотворенного Богом не можем быть злым и греховным по природе, поскольку Бог зла не творил. Зло — это следствие свободной воли. Поэтому сама по себе вкусная еда злом быть не может, как не может быть грехом ее вкушение.

Грехом является пристрастие к вкусной еде, как и вообще пристрастие к чему угодно, когда ради какой-то вещи или какого-то чувства мы становимся готовыми на всё, на любые средства, даже если это будет приносить страдание окружающим нас людям и даже нам самим. Если вернуться к тому же примеру с вкусной пищей, то злоупотребление даже самой вкусной и, как кажется, полезной пищей может принести вред нашему здоровью. А огромные на нее траты при отсутствии средств лишат нас, а особенно тех, за кого мы несем ответственность, каких-то других необходимых предметов быта, медикаментов и т.д.

И вместе с тем ее наличие иногда помогает нам, когда мы грустим или даже находимся в унынии, помогает, когда мы болеем и есть совсем не хочется, но совершенно необходимо. Не обладая сама свободной волей, являясь лишь инструментом в наших руках, вкусная еда служит лишь тому, что избираем мы, свободные личности.


Сегодня перед нами история, которая как будто бы не касается каждого из нас напрямую. Редко кто из нас встречался с бесноватыми, и нам кажется, что недуг этот, столь распространенный во времена древние, ныне как будто бы отступил от общества. И действительно, если задуматься, то можно поймать себя на мысли о том, что для евангелистов и первых христиан, да и для христиан средневековья и нового времени, вплоть до XX века, беснование было довольно распространенным явлением, мы находим много вполне бытовых свидетельств об этом. А сейчас как будто бы это явление стало уделом отдаленных монастырей, мест, где практикуется экзорцизм, оно стало совсем диковинным и необычным.

Кажется, что в наше время демоны всё больше ориентируются на привлекательность зла, на посев злых нарративов и идей, искажают образ Божий в человеке уже не прежним, страшным путем, но, скорее, через искажение его образа действий, образа мыслей, целей. Бесноватые ныне как будто бы уже не скрываются среди могил, но вполне могут выступать, через средства массовой информации вести свои шоу, завораживать аудитории эпатажем. И этот способ, нужно признать, гораздо более эффективный, чем тот, что диавол использовал до эпохи массовых коммуникаций.

А теперь, имея такое представление о возможном действии диавола через людей, давайте вновь посмотрим на нынешнее повествование. Ученики Христовы не могли изгнать демона из юноши, хотя у них была сила и власть на это. Господь досадует по этому поводу, но, видя веру отца юноши, изгоняет демона. Позже, оставшись с учениками наедине, Он говорит им, что род сей изгоняется только молитвой и постом.


Как не осуждать людей, если очень хочется?

Вот самый простой рецепт: просто не осуждайте. Но если серьезно, то в духовной жизни, как и в жизни повседневной, не существует никаких рецептов, есть только проживание этой жизни и наши попытки делать это достойно или не очень. Чтобы не осуждать людей, нужно, во-первых, постараться обратить больше внимания на самого себя, на свою внутреннюю жизнь. Очень часто, раздражаясь на что-то в другом человеке, мы раздражаемся на то, что имеется в нас самих, но искоренить это у нас не получается, а осудить себя тоже нет желания. Поэтому, заметив в себе желание что-то осудить в другом, нам стоит подумать, не следует ли то же самое прежде всего изъять из самих себя.

Кроме того, следует всегда иметь в виду то, что в социальной психологии называется фундаментальной ошибкой атрибуции, а в христианской традиции часто упоминается как необходимость различать грех и грешника, хотя второе, скорее, шире. Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что мы часто переоцениваем личностную составляющую поступка человека и объективные обстоятельства, в которых этот поступок совершается, при этом к себе самим мы применяем часто полностью противоположный принцип. Если мы видим человека кричащего и раздраженного, то часто описываем его как гневливого по определению, себя же в раздраженной ситуации мы, как правило, оправдываем объективными обстоятельствами: усталостью, некорректным поведением другого человека, напряженной атмосферой и т.д.

Наша христианская вера побуждает нас к тому, чтобы плохой поступок всегда оценивать как плохой, независимо от обстоятельств, а вот к человеку, его совершающему, напротив, проявлять сострадания и милосердие. Вот две направляющие, которые, возможно, помогут нам меньше осуждать, но будет это совсем не просто.


Сегодня в центрах наших храмов на аналоях лежит Крест Господень, которому мы поклоняемся в третье воскресенье Великого поста. На Древе висит Господь. Люди убили своего Бога самым позорным способом. И тут же, рядом, икона Благовещения Богородицы, поскольку два этих праздника в нынешнем году совпали. Там юная девушка в горнице при Иерусалимском храме слышит голос небесного вестника: «Радуйся! Господь с Тобою!»

Нынешний праздник во многом перекликается с зарождением человеческой истории, с событиями райской жизни, о которых мы знаем из Писания. Было обещание от Бога, данное древнему змею, искусившему Еву: И Господь Бог сказал змею: «Ты проклят за то, что сделал: изгой средь зверей и скота, ты будешь ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь. Тебя и женщину я сделаю врагами и дети ваши будут врагами друг другу: сын ее голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту» (Быт 3:14–15). И вот Архангел возвещает пришествие от Жены Того Самого Сына, Который разобьет главу змею, но Которого змей смертельно ужалит в пяту.

Христос — жизнь каждого человека, но Он же отрада Матери. Он Творец человека, но Он же любимый сын. Сегодня верующие видят распятого Иисуса, но в это же время они смотрят, как радуется и скорбит Его Мать. Бесплотный глашатай обещал ей радость — она была. Земной вестник обещал Ей страдания — настало и их время.


Forward from: Тверская епархия
4 апреля 2024 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Тверской области Игорем Михайловичем Руденей и главой Тверской митрополии митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием.


Человек, ищущий добро, находит его повсюду. Он видит добро в падшем человеке, в грешнике, даже в закоренелом злодее. Он сокрушается о злых поступках, но любит людей, их совершающих. Он видит Бога даже в самом последнем, опустившемся на дно жизни преступнике, зависимом или лентяе.

А человек, ищущий только зло, находит зло повсюду. Он собирает грязь и наслаждается ею. Он критикует и ищет подвох в каждом поступке. Пытается найти грех, преступления против закона. Он выпячивает все несовершенства других, делая их гротескными, наслаждаясь плодом своего сознания. Но он не останавливается на реальных поступках и идет дальше: выдумывает, клевещет, лжесвидетельствует. Это нужно для того, чтобы оправдать свой образ мысли: вот видите, я же говорил, какой плохой этот другой человек.

Еще более он наслаждается, когда находит повод осуждать, критиковать и очернять людей, которые пытаются жить святой жизнью, делать добро, вставать после падений. Он радуется их падениям, злорадствует и делает всё возможное, чтобы человек не встал. А в конце концов он начинает всё то же делать по отношению к Богу. Так пал Денница, ангел света, возгордившийся и в гордости своей начавший создавать грязь, в которой позже едва не утонул мир.


Христос во время земной жизни знал, что умрет в муках, но и знал, что воскреснет. У него была определенность. Как простым людям меньше бояться или вовсе не бояться смерти? Возможно ли это?

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15:14). Именно воскресение Христово и превращает нашу смерть в нечто, чего мы не должны бояться с точки зрения, условно говоря, онтологической. Воскресение Христа делает любую смерть не существующей, лишает ее экзистенциального измерения.

В том-то всё и дело, что христиане верят, что в связи с тем, что Христос воскрес, у нас тоже есть определенность. Мы ведь тоже знаем, что воскреснем. Но проблема состоит не в том, что мы боимся смерти в том смысле, в каком должны были бы бояться ее до Воскресения, и даже не в том смысле, в каком ее следует бояться сейчас, т.е. быть не готовым к встрече со Христом. Большинство из нас боится смерти как бытового факта. Наша первая мысль, когда мы говорим о смерти, ведет нас в лучшем случае на кладбище, а чаще просто к сожалению о том, что нас не будет здесь, не будет в этой суете, не будет в наших привычках, не будет в нашем доме, не будет, собственно говоря, в быту.

Мне очень близок ответ, который дан, вероятно, в самом замечательном сочинении отца Александра Шмемана — в его дневниках, в записи от 21 февраля 1974 года: «Страх смерти — от суеты, не от счастья. Именно когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она кажется невыносимым абсурдом, ужасом. Но когда в душе тишина и счастье — и о смерти думаешь и ее воспринимаешь иначе. Ибо она сама на уровне высокого, “важного”, и ужасает в ней несоответствие ее только мелочному, ничтожному. В счастье, подлинном счастье — всегда прикосновение вечности к душе, и потому оно открыто смерти: подобное познается подобным. В суете же нет вечности, и потому она ужасается смерти. “Во блаженном успении” — это значит: в смерти, воспринимаемой счастливым человеком».


Следовать Истине, независимо от обстоятельств, действовать, руководствуясь Истиной и только Истиной, — и означает быть православным, то есть членом Церкви. И подчас это бывает очень непросто, ведь Истина всегда понуждает нас быть верными не только догматическому учению отцов, красота которого действительно удивительна, но и их образу жизни, их моральному облику. И подлинное Торжество Православия возможно только тогда, когда Истина пронизывает всю нашу жизнь. Когда наше почитание Бога выражается не только в словах, но и во всей нашей жизни.

Как писал архимандрит Софроний (Сахаров), «быть православным — значит быть святым по жизни и совершенным в познании Божественной Истины». И это невозможное требование. Неприложимое ни к кому из нас, но приложимое к Церкви. Будучи свята и непогрешима святостью и непогрешимостью Господа Иисуса Христа, Церковь наша потому называется православной.

Торжество Православия — это не наша победа. Это не победа православных над инославными. Это даже не победа над самими собой и над собственным грехом. Это победа Бога над нами. Победа, которая рождается через борьбу с нами. Победа, которая всегда происходит через наше поражение. Чтобы Бог победил в нас — мы должны позволить Ему одержать эту победу. Победу над нашими страхами, над нашим добровольным рабством страстям, над нашей горделивой самонадеянностью, над нашим ощущением собственной правоты, над нашей черствостью и насмешливым неверием. Победа Христова — это дарование нам свободы, освобождения от рабства, в котором мы добровольно себя держим, не зная лучшей участи.


Forward from: Тверская епархия
Глава Тверской митрополии обратился к тверской пастве с призывом о совместной молитве о людях, находящихся в «Крокус Сити Холле».

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий:

Сегодня в Москве произошло страшное событие: в «Крокус Сити Холле» в результате действий злоумышленников погибли и пострадали многие люди. Мы не знаем подлинных обстоятельств происходящего, но я призываю и прошу верующих Тверской земли присоединиться сейчас к молитвам о тех, кто находится в страшных обстоятельствах. Давайте вместе вознесем молитвы Богу, чтобы Он помог нашим братьям и сестрам, спас их.

Давайте молиться словами канона Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Избавительница от бед». Молитесь и своими словами о тех, кому сейчас трудно и страшно. В своих молитвах мы будем вместе с теми, кому сейчас очень нужны эти молитвы. Вместе с ними сейчас и наш Господь.


Давайте помолимся все вместе


Сегодняшнее воскресенье называется Неделей Адамова изгнания. Воспоминая об этой первой человеческой трагедии, мы отправляемся в великопостный путь. Первые люди жили в Раю и могли общаться с Богом непосредственно, лицом к Лицу. У них не было дилеммы: верить или не верить, ибо они знали. Но у них была одна заповедь: не вкушать плодов от Древа познания. В общем-то, не самая сложная заповедь, однако первые люди не смогли устоять, будучи искушаемы противником.

Перед Великим постом Господь напутствует нас следующими словами: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:16–21).

Адам захотел сделать из явного — тайное. Из явного проступка, греха перед Богом он сделал тайное преступление, которое попытался скрыть. А позже люди, да и каждый из нас в разное время, стали поступать не только так, но и совсем наоборот, делая из своих добрых дел публичные акты, как бы заявляя другим о том, что мы творим добро. И от первого, и от второго Бог нас хочет уберечь и напоминает нам об этих вещах перед началом Поста. Ему не нужен наш пост как таковой, он не нужен и другим людям. Прежде всего всё это нужно нам самим, и потому в клети собственной души мы и должны совершать все эти действия, аскетические и духовные упражнения, свои маленькие регулярные подвиги.

Желаю всем нам встать на этот великопостный путь с такой готовностью тайно совершать дела любви и милосердия, поста и молитвы. Желаю нам всем не искать признания, даров или наград за свои постные практики. Желаю нам помнить, что мы это делаем не для Бога и не для других, но прежде всего — для себя самих, чтобы изменить себя, достичь совершенства, таким образом очистившись, обрести в себе знамения некогда потерянного Рая.


Как перестать спешить по жизни и остановиться, услышать себя? Особенно если очень много дел, обязательств, суеты. Как научиться слушать тишину, Бога, себя самого?

Это очень хороший вопрос, на который у меня, увы, нет полноценного ответа. Я и сам временами так погружаюсь в суету, что забываю обо всём, забываю Бога, забываю себя. Несколько помогает наличие определенного режима, в том числе богослужебного, но, мне кажется, важно иметь еще и какой-то свой собственный график спокойного времени, наедине с собой и Богом. Это может быть краткое время перед сном или, наоборот, с утра. Те, кто проводит значительное время в пути, будь то в общественном транспорте или в машине, могут посвятить тишине это самое время перемещения из точки А в точку Б.

Не так давно почивший митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) любил шутить, что британская система общественного транспорта предоставляет очень удобные условия для Иисусовой молитвы. И это верно и в нашем случае. Порой приходится ждать автобуса или электрички достаточно долго. Да и не только в ситуации длительного ожидания. Я часто вижу, как люди, будучи не в силах дождаться зеленого света светофора на пешеходном переходе, бросаются перебегать дорогу, потому что не могут ждать. Но не всегда мы действительно настолько опаздываем на важное мероприятие, что невозможно подождать пятнадцать секунд. Речь тут, скорее, не об этом, нам просто невыносимы эти секунды бездействия, секунды наедине с собой. Пятнадцать секунд ожидания светофора — это еще и пятнадцать секунд для воздыхания Богу, пятнадцать секунд для Иисусовой молитвы, пятнадцать секунд внутренней тишины.

Нам неприятно оставаться в тишине, наедине со своими мыслями, и мы включаем музыку или находим еще какое-то отвлечение. Но тишины не стоит бояться, она может многому научить. И самое главное — она предоставляет возможность услышать себя и Бога, она позволяет научиться мышлению, ведь ничто, кроме, собственно, самого мышления, этому не научает. То же верно и в отношении молитвы.


Невозможно быть христианином, изучать Писание и вести духовную жизнь, принимая только обетования вечной жизни и заповедей блаженства и упуская из виду пугающие нас вещи. Невозможно питаться обетованиями рая, но забывать о том, что Господь обещал грядущий день расплаты за грехи и Страшный суд. Странно было бы лелеять в себе надежды на то, что Господь без наших трудов по Своей милости определит нам сторону спасаемых. Безумством было бы забывать слова апостола Павла в послании к Римлянам о том, что возмездие за грех — смерть (Рим 6:23). Невозможно и глупо было бы думать о спасении, но забывать о реальности существования ада.

Мы склонны к тому, чтобы прятаться от правды. Это касается и нашей веры, ведь мы с гораздо большим интересом размышляем о духовном росте и о духовных дарах, чем о неприятной правде будущего нелицеприятного суда. Тем более что мы хотя и верим в его неминуемость, но всё же утешаем себя надеждой на то, что всё это случится нескоро.

Один христианский автор написал аллюзию на это наше поведение в следующей притче. Диавол со своими прислужниками планировал, как погубить человечество. Один из его слуг предложил убедить людей, что рая не существует. И сатана ответил ему, что люди попросту не поверят этому, ведь Божие благовестие исполнено обетований о прощении и надежды на прощение грехов. «Они не поверят, поскольку знают, какая слава их ждет впереди». Тогда другой демон предложил план более изощренный: «Давай я заставлю их поверить в то, что нет ада». Но князь мира сего ответил, что и в это тоже довольно тяжело поверить, ибо Богочеловек сказал об аде так много, что людей будет сложно переубедить и заставить не верить словам Христа, тем более что в душе каждый человек понимает, что ад — это как раз то, что он заслуживает по своим делам, а потому память о нем заставляет его работать над собой.

И тогда последний служитель ада предложил свой вариант. Он сказал: «Я знаю, какой план сработает лучше других. Давай я заставлю их поверить в то, что спешить им некуда». И именно эту стратегию выбрал диавол.


Зачем Богу наши молитвы, если Он Сам знает, в чем нам нужна помощь? Такой вопрос задали мне на одном из наших тверских интернет-порталов.

Отвечу на него здесь.

Вы совершенно правы, ставя такой вопрос. Богу наши молитвы не нужны совершенно. Он вообще ни в чем не нуждается и сотворил мир и нас с вами по собственному произволению, а не из необходимости.

Молитвы нужны прежде всего нам самим. В Боге, в общении с Ним нуждаемся мы, люди, к которым Он непрестанно простирает Свои объятия. И от Бога нам нужна прежде всего не помощь в наших бытовых проблемах, но Его любовь, Его благодать, Он Сам. Только в такой перспективе наши молитвы могут стать поистине молитвами, общением с Богом, преображающим нас. Иначе они не отличаются от обращения в окошко по оказанию услуг населению, для чего Бог в общем-то и не нужен.


В Неделю о блудном сыне мы вновь возвращаемся к одной из самых вдохновляющих историй о Божественной любви и милосердии. Сюжет этой притчи прост. Вот сын, желающий пожить собственной жизнью, выпорхнуть, подобно птенцу, из родительского дома и расправить крылья. Вот отец, который позволяет ему это делать. И, как кажется, даже поощряет, дает ему половину имения и провожает в путь. Вот сам путь, который никогда не бывает легким. Это путь скитаний и поиска, путь греха и падений, путь сожалений о соделанном, раскаяния, за которым следует возвращение.

Этой притчей наш Бог и Отец говорит нам об одном: каким бы образом вы ни ушли на страну далече, как ни забыли бы про Меня, Я всё равно жду вас с распростертыми объятиями. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить: Он нас ждет любыми, в любой грязи и из любой глубины падения. Но давайте поразмышляем о том, какие еще смыслы Христос доносит до нашего сердца через эту важнейшую для человечества притчу. Может быть, стоит даже взглянуть на нее немного под иным углом, не совсем так, как мы делаем это обычно, опираясь лишь на нарратив, подумать о маленьких смыслах, которые вложил в нее Господь для внимательных слушателей и читателей.

Мы порой склонны смотреть на время, проведенное младшим сыном в «далекой стране», только как на период полного морального и духовного падения. Однако представим: если бы это время было неизбежным этапом его духовного роста, необходимым условием для истинного осознания своей потребности в Отце и Его любви? Ведь, не побывав там, за чертой, он никогда бы не понял и не осознал ценность родительской любви, не оценил бы гостеприимство родительского дома. Ведь только переживший голод способен по-настоящему почувствовать вкус хлеба. И мы видим подтверждение этому в образе старшего сына: он не был там, где больно и плохо. И он не понимает того, что понимает отец, принимая младшего сына как самого дорогого гостя. Наши грехи и падения, которых мы никак не можем и не сможем избежать, — это, помимо прочего, еще и тот самый «поход в далекую страну», который может привести нас к гибели, а может быть путешествием к более глубокому самопознанию и пониманию Божией любви, даже если это путешествие ознаменовано болью и страданием. Погибель от познания тут стоит очень близко, но мы видим в притче, как избежать погибели: нужно раскаяться и повернуть вспять, желая вернуться к Отцу.


Сегодня вопрос из плоскости именно духовной жизни. Как часто надо причащаться?

Простой ответ на этот вопрос звучит так: как можно чаще. Но с этим вопросом все не так уж и просто, как может показаться. Ведь для разных людей слово «чаще» означает разные вещи. Для того, кто причащается раз в год, причащаться раз в месяц уже будет значительно более частым, а для того, кто причащается раз в месяц, аналогом этого будет, вероятно, причащаться раз в неделю.

Митрополит Сурожский Антоний любил говорить о том, что в этом вопросе существуют две грани. С одной стороны, первое Причастие является для нас одним из этапов вхождения в Церковь, и эта первая приобщенность уже делает нас сотелесными Христу, и ее одной было бы достаточно. С другой стороны, именно в силу этой приобщенности мы можем снова и снова приобщаться Святых Таин. И эта постоянная жажда быть приобщенными Христу вполне естественна. Но не менее естественным является и осознание собственного недостоинства перед Богом.

Я не смогу сказать лучше, поэтому приведу слова владыки Антония: «Я думаю, что только такой человек, который отказывается от общей жизни во Христе, должен считать, что он вне Литургии, потому что (и это мне кажется очень важным для нашего православного сознания) мы не ставим на первое место приобщение, а — приобщенность. Приобщение, то, что мы принимали Таинство за таким-то богослужением, обуславливается всецело тем, что я приобщен цельной, всецелой жизни Церкви и через нее — Христу. И человек, который не приобщается за Литургией сегодня, потому что его духовная жизнь следует определенному ходу, и он хочет приобщиться в определенный момент, когда он к этому духовно созрел, прав, так же как другой человек, у которого ход духовной жизни иной, тоже не подпадает под осуждение. Но тот и другой до конца участвуют в Литургии постольку, поскольку они до конца участвуют в жизни Церкви. Я говорю, разумеется, не о каком-то внешнем участии, а о той основной, глубокой приобщенности к тайне Церкви, вне которой не может быть самого причащения».


Наступает долгожданный для верующих людей период церковного года, который готовит нас к великим событиям Страстей и Воскресения нашего Господа. Сегодня мы слышали евангельское провозвестие этого периода — притчу о мытаре и фарисее, над которой Церковь всякий раз размышляет в преддверии великопостной весны.

Обращаясь словами этой притчи, Господь напоминает нам об истинной духовности и о верном внутреннем содержании, которые мы должны особенно стяжать в дни Поста. Мы слышали о том, что фарисей соблюдал пост, давал много милостыни и молился Богу. Но тем не менее он уходит осужденным из храма, поскольку делал это не из любви к Богу и людям, а для того, чтобы укреплять свой статус человека верующего, для того, чтобы показаться хорошим в глазах других людей. Несмотря на внешне благочестивую духовную жизнь, он даже перед Богом остается гордецом и эгоистом, даже в молитве осуждает своего ближнего и хвалит самого себя.

Первый урок начавшегося великопостного периода — это урок о гордости и смирении. Можно держать сколь угодно строгий пост, можно проводить все свое время в молитве, но при всем этом оставаться гордецом. И если не преодолеть в себе это поклонение самому себе, которым по существу и является гордыня, то нет смысла делать и последующие аскетические шаги.

Гордость заставляет человека делать так, чтобы другие считали его самым главным, поскольку он сам так считает. Гордость не останавливается ни перед чем, она заставляет человека постоянно соперничать с другими людьми и с Богом. Именно поэтому, начиная постный путь, Церковь напоминает нам об этой страсти, которая, если с ней не работать, становится настоящей духовной раковой опухолью человека, болезнью, которая повреждает незаметно и неумолимо все остальные стороны духовной жизни. Самое страшное в ней то, что если многие другие пороки и страсти мы можем в себе замечать, то гордость разъедает нас незаметно, как мы видим в случае с фарисеем, который искренне думает, что именно так и нужно молиться и поступать.


КАК ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО, ЕСЛИ БЛИЖНИЙ НЕ ЛЮБИТ ТЕБЯ?

Как говорится в Евангелии от Луки, если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. (Лк 6:32–33).

Действительно, заповедь о любви к ближним — одновременно самая простая и самая сложная. Простая — потому что не требует никаких физических усилий, никаких материальных затрат, никаких особых условий. Сложная — потому что нам присуще видеть в другом, даже в своем родственнике, соперника или даже врага. Мы часто становимся адом друг для друга.

Для того чтобы полюбить ближнего, нужно полюбить прежде всего самого себя, увидеть себя как человека, а не как центр вселенной, от каждого действия которого зависит судьба вселенной. И, увидев в себе обычного человека, постараться применить эту логику и ко всякому другому, не похожему на нас человеку.

Одновременно нужно научиться любить благо само по себе, безусловно. Мы привыкли жить будто на войне, где каждый воюет сам за себя и каждый применяет те средства, который ведут его к цели, избранной самостоятельно или навязанной обществом.

Однако, согласно Канту, моральный закон, а значит, желание следовать благу, является неотъемлемой частью нас как людей. Необходимо предпринять некоторое усилие, чтобы его услышать, и начать к нему прислушиваться. Прекратить порочный круг войны всех против всех и начать жить согласно закону любви, а не закону этой бесконечной войны.

Я вряд ли смогу дать простые и ясные практические советы, как все это сделать, как начать любить всякого, ведь у каждого из нас свои особые обстоятельства жизни. Для кого-то хорошим началом будет просто постараться сдерживать себя в желании нагрубить другому, кому-то потребуется принять участие в каком-то совместном действии, чтобы разглядеть в другом человека. Важно, однако, помнить, что подобно тому, как мы сами, поступая не очень достойно, находим причиной тому сложившиеся обстоятельства, так и другие люди в большинстве своем исходят не из человеконенавистнических предустановок, но тоже действуют исходя из обстоятельств.


Евангельское чтение о Закхее является знаком того, что совсем уже скоро начнется подготовка к встрече духовной весны, совсем уже скоро будут подготовительные к Великому посту недели. А значит, и нынешнее воскресенье, являясь в некотором смысле преддверием к началу пути, готовит нас к внутреннему перерождению.

Закхей, как мы сегодня могли бы сказать, руководитель налоговой службы по Иерихону, будучи мал ростом, взобрался на смоковницу, чтобы увидеть Господа Иисуса Христа. И неожиданно Господь обратился к нему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Закхей был главным сборщиком налогов. Но это не совсем то, что понимаем сегодня под данной должностью мы. Закхей собирает налоги для государства-оккупанта, будучи евреем, он у своих собратьев забирает деньги, для того чтобы отдать их римскому правительству. И, собственно, богатство Закхея было основано на этом деле: он должен был определенную сумму отдать римским властям, а все, что оставалось, и было его заработком.

За деньги не купить друзей, не купить любовь. За деньги можно купить дом, но не семью и не тепло домашнего очага. За деньги не купить здоровья. За деньги можно купить комфорт для тела, но никогда не купить душевного спокойствия. Закхей — тот человек, у которого вроде бы есть все, но одновременно — нет ничего. Эту фразу можно сказать о каждом из нас.

И Закхей делает единственно верный шаг — он обращается к Богу. Он ищет Христа. Он идет ради встречи с Ним даже на некоторое безумие: представьте, если бы сегодня какой-либо крупный чиновник ради того, чтобы увидеть бродячего проповедника, проходящего по городу старца-монаха, влез бы на дерево на центральной площади!

Самое большое препятствие на пути ко Христу — наша гордость, которая так часто не позволяет нам поставить себя, подобно Закхею, в нелепую ситуацию ради того, чтобы помочь ближнему, ради проповеди Евангелия, ради любого добра, в конце концов, ради того, чтобы Господь сказал нам: «Сегодня Мне надобно быть в твоем доме, спускайся».


Сегодня мы видим духовными очами старца Симеона, держащего на руках Богомладенца Христа, Которого по Закону родители принесли в Храм для посвящения Богу. Евангелист рассказывает нам о том, что у старца этого тоже был свой план событий прежде смерти, но включал он всего один пункт: увидеть Искупителя мира. И ради этого события он жил свою долгую, наполненную лишениями, скорбями и болью жизнь.

Обычно, имея свой собственный план, мы имеем и возможности выполнять задуманное. Но у Симеона была только вера, все остальное зависело не от него. Очень давно ему было открыто это обещание Бога, и всю последующую жизнь он ежедневно ждал, много лет. Он был терпелив, поскольку ожидание этой встречи и было единственным смыслом и наполнением его жизни.

Мы видим и второй пример — пророчицу Анну, ветхую старицу, жизнь которой по нашим современным меркам никак нельзя назвать счастливой. Она овдовела очень рано, будучи еще юной, и вела совершенно одинокую жизнь, находясь в Храме Божием и проводя жизнь свою в молитве и посте. Можем представить себе эту жизнь — долгую, полную общественного отвержения, лишенную, казалось бы, всякой надежды. И вот она встречает Спасителя мира, и встреча эта становится самым важным событием в ее жизни, она совершенно преображает все прожитые годы и придает им новое значение.

Встреча с Богом изменяет все. Она преображает наш предыдущий опыт, показывает под иным углом весь пройденный путь, наполняет богатством бедность, придает новую жизнь старости, преображает человеческую ветхость, дает надежду на новую жизнь. Мы видим это не только на примере Симеона и Анны, мы знаем о таких встречах из множества историй святых людей. Более того, мы знаем это и из своей собственной жизни. Все мы рано или поздно переживаем такую встречу, порой когда долго ждем ее, а иногда — и вовсе не ожидая. Может быть, с нами это происходит иногда не столь явным образом, но происходит, и этого опыта никогда не отнять. Бог Сам знает, как и когда выйти к нам с распростертыми объятиями.

20 last posts shown.