В Неделю о блудном сыне мы вновь возвращаемся к одной из самых вдохновляющих историй о Божественной любви и милосердии. Сюжет этой притчи прост. Вот сын, желающий пожить собственной жизнью, выпорхнуть, подобно птенцу, из родительского дома и расправить крылья. Вот отец, который позволяет ему это делать. И, как кажется, даже поощряет, дает ему половину имения и провожает в путь. Вот сам путь, который никогда не бывает легким. Это путь скитаний и поиска, путь греха и падений, путь сожалений о соделанном, раскаяния, за которым следует возвращение.
Этой притчей наш Бог и Отец говорит нам об одном: каким бы образом вы ни ушли на страну далече, как ни забыли бы про Меня, Я всё равно жду вас с распростертыми объятиями. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить: Он нас ждет любыми, в любой грязи и из любой глубины падения. Но давайте поразмышляем о том, какие еще смыслы Христос доносит до нашего сердца через эту важнейшую для человечества притчу. Может быть, стоит даже взглянуть на нее немного под иным углом, не совсем так, как мы делаем это обычно, опираясь лишь на нарратив, подумать о маленьких смыслах, которые вложил в нее Господь для внимательных слушателей и читателей.
Мы порой склонны смотреть на время, проведенное младшим сыном в «далекой стране», только как на период полного морального и духовного падения. Однако представим: если бы это время было неизбежным этапом его духовного роста, необходимым условием для истинного осознания своей потребности в Отце и Его любви? Ведь, не побывав там, за чертой, он никогда бы не понял и не осознал ценность родительской любви, не оценил бы гостеприимство родительского дома. Ведь только переживший голод способен по-настоящему почувствовать вкус хлеба. И мы видим подтверждение этому в образе старшего сына: он не был там, где больно и плохо. И он не понимает того, что понимает отец, принимая младшего сына как самого дорогого гостя. Наши грехи и падения, которых мы никак не можем и не сможем избежать, — это, помимо прочего, еще и тот самый «поход в далекую страну», который может привести нас к гибели, а может быть путешествием к более глубокому самопознанию и пониманию Божией любви, даже если это путешествие ознаменовано болью и страданием. Погибель от познания тут стоит очень близко, но мы видим в притче, как избежать погибели: нужно раскаяться и повернуть вспять, желая вернуться к Отцу.