Forward from: Россия не Европа
Франция блефует, делая вид, что стремится нанести удар по планам Эрдогана на Кавказе.
В 24 ноября Сенат Франции принял резолюцию, призывающую правительство страны признать НКР. За принятие документа проголосовали 305 французских сенаторов из 306. Как пояснили эксперты, резолюция носит рекомендательный характер и не является обязательной для выполнения правительством.
В заявлении МИД Армении по этому поводу говорится: «Резолюция, принятая Сенатом Франции, является важнейшим шагом на пути к признанию права народа Арцаха (непризнанной Нагорно-Карабахской Республики - прим. ТАСС) на самоопределение и к справедливому решению арцахского вопроса. Этим решением народ Франции и представляющий его Сенат вновь подтверждают свою непоколебимую приверженность всеобщим цивилизационным ценностям прав человека».
Означает ли это, что французский Сенат вдруг обеспокоился судьбой карабахских армян? Вряд ли. Франция решила стать игроком на Кавказе, или по крайней мере позиционировать себя в этом качестве. Макрон пытается активно действовать на разных направлениях – в сфере европейской безопасности, в отношениях ЕС и США, в противостоянии Турции на Ближнем Востоке. Теперь и на Кавказе.
Сможет ли он действительно нанести здесь чувствительный удар Эрдогану? Сомневаемся. Канал «Алексей Пушков» справедливо констатирует: «Что же касается ЕС, у него вообще нет особой роли в Закавказье, кроме программы Восточное партнерство, но она здесь ни при чем. Для Эрдогана это номинальные игроки, производители "белого шума" и носители позиций, не имеющих политического продолжения. Соотношение сил и заполнение геополитического вакуума - вот подлинное кредо Эрдогана... этот человек не отступает от цели. Что подтверждает его последнее - программное заявление о роли Турции в Закавказье».
Турецкого лидера не испугать фактом признания французами НКО. Да собственно, подобное признание вряд ли что-то сможет реально изменить в сложившемся раскладе относительно Турции. Анкара – реальный (и пока победоносный) игрок на Кавказе. Но вот относительно Армении ситуация несколько иная.
Правящая армянская политическая элита далеко не в восторге от итогов войны. Кроме того, если она прямо и не обвиняет Россию, то уж точно не удовлетворена её ролью в конфликте: по её логике, Москва помогла остановить кровопролитие, но мало что сделала для победы Армении. Поэтому наш «верный союзник» Пашинян скоро заюлит, пробуя играть в «многовекторность». Опасны не столько его потуги, сколько иллюзии, которые это может создать у амбициозного Макрона, о том, что Франция может вести самостоятельную политику на Кавказе, без учёта интересов России, а то и вопреки им (обвинения в адрес России относительно русско-турецкого сотрудничества сыплются в Париже как из рога изобилия).
Возможно ли антитурецкое сотрудничество Москвы и Парижа? В принципе, возможно. Но только в том случае, если Франция полностью признаёт приоритет наших интересов в Закавказье, отказывается от антироссийской риторики и самостоятельной роли в регионе и идёт на самое тесное дипломатическое сотрудничество в «турецком вопросе». В ответ мы могли бы поддерживать французские интересы в Средиземноморье, например, в Ливии. Но это невыгодно для удовлетворения амбиций Макрона.
Возможен и другой вариант: мы запускаем Макрона в свой "огород", помогаем ему там укрепиться (а это сделать он может только за наш счёт), после чего, играя на амбициях вестернизированной армянской правящей элиты Париж создаёт нам новые проблемы в Закавказье.
России не нужен новый политический игрок в регионе. Поддержка в проведении антитурецкой политики – другое дело, она не помешает. Поэтому первый вариант – вполне приемлем, второй – безусловно вреден. Другой вопрос – насколько серьезно Франция решила действовать в Закавказье, и не является ли принятая декларация лишь очередной шумихой, реальных последствий от которой можно не ждать? Возможно и так, хотя трудно поверить, что Макрон был не в курсе инициативы сенаторов: похоже, Франция пытается демонстрировать Анкаре и Еревану свою роль на Кавказе, которой на самом деле не обладает.
В 24 ноября Сенат Франции принял резолюцию, призывающую правительство страны признать НКР. За принятие документа проголосовали 305 французских сенаторов из 306. Как пояснили эксперты, резолюция носит рекомендательный характер и не является обязательной для выполнения правительством.
В заявлении МИД Армении по этому поводу говорится: «Резолюция, принятая Сенатом Франции, является важнейшим шагом на пути к признанию права народа Арцаха (непризнанной Нагорно-Карабахской Республики - прим. ТАСС) на самоопределение и к справедливому решению арцахского вопроса. Этим решением народ Франции и представляющий его Сенат вновь подтверждают свою непоколебимую приверженность всеобщим цивилизационным ценностям прав человека».
Означает ли это, что французский Сенат вдруг обеспокоился судьбой карабахских армян? Вряд ли. Франция решила стать игроком на Кавказе, или по крайней мере позиционировать себя в этом качестве. Макрон пытается активно действовать на разных направлениях – в сфере европейской безопасности, в отношениях ЕС и США, в противостоянии Турции на Ближнем Востоке. Теперь и на Кавказе.
Сможет ли он действительно нанести здесь чувствительный удар Эрдогану? Сомневаемся. Канал «Алексей Пушков» справедливо констатирует: «Что же касается ЕС, у него вообще нет особой роли в Закавказье, кроме программы Восточное партнерство, но она здесь ни при чем. Для Эрдогана это номинальные игроки, производители "белого шума" и носители позиций, не имеющих политического продолжения. Соотношение сил и заполнение геополитического вакуума - вот подлинное кредо Эрдогана... этот человек не отступает от цели. Что подтверждает его последнее - программное заявление о роли Турции в Закавказье».
Турецкого лидера не испугать фактом признания французами НКО. Да собственно, подобное признание вряд ли что-то сможет реально изменить в сложившемся раскладе относительно Турции. Анкара – реальный (и пока победоносный) игрок на Кавказе. Но вот относительно Армении ситуация несколько иная.
Правящая армянская политическая элита далеко не в восторге от итогов войны. Кроме того, если она прямо и не обвиняет Россию, то уж точно не удовлетворена её ролью в конфликте: по её логике, Москва помогла остановить кровопролитие, но мало что сделала для победы Армении. Поэтому наш «верный союзник» Пашинян скоро заюлит, пробуя играть в «многовекторность». Опасны не столько его потуги, сколько иллюзии, которые это может создать у амбициозного Макрона, о том, что Франция может вести самостоятельную политику на Кавказе, без учёта интересов России, а то и вопреки им (обвинения в адрес России относительно русско-турецкого сотрудничества сыплются в Париже как из рога изобилия).
Возможно ли антитурецкое сотрудничество Москвы и Парижа? В принципе, возможно. Но только в том случае, если Франция полностью признаёт приоритет наших интересов в Закавказье, отказывается от антироссийской риторики и самостоятельной роли в регионе и идёт на самое тесное дипломатическое сотрудничество в «турецком вопросе». В ответ мы могли бы поддерживать французские интересы в Средиземноморье, например, в Ливии. Но это невыгодно для удовлетворения амбиций Макрона.
Возможен и другой вариант: мы запускаем Макрона в свой "огород", помогаем ему там укрепиться (а это сделать он может только за наш счёт), после чего, играя на амбициях вестернизированной армянской правящей элиты Париж создаёт нам новые проблемы в Закавказье.
России не нужен новый политический игрок в регионе. Поддержка в проведении антитурецкой политики – другое дело, она не помешает. Поэтому первый вариант – вполне приемлем, второй – безусловно вреден. Другой вопрос – насколько серьезно Франция решила действовать в Закавказье, и не является ли принятая декларация лишь очередной шумихой, реальных последствий от которой можно не ждать? Возможно и так, хотя трудно поверить, что Макрон был не в курсе инициативы сенаторов: похоже, Франция пытается демонстрировать Анкаре и Еревану свою роль на Кавказе, которой на самом деле не обладает.