Вообще, вопрос, в какой момент при реставрации нужно остановиться – это всегда тонкий лёд. Иногда первичной чистки бывает недостаточно, и реставраторы продолжают работу до того момента, когда им самим работа не покажется завершенной. При этом взгляд реставратора может идти вразрез с представлениями многих других, тогда и возникают такие резонансные случаи, как со "Старухой".
Один из самых идеальных сценриев - когда при реставрации удается снять верхние слои пожелтевших лаков
(это, как правило, лаки из натуральных смол, которые со временем подвергаются естественным изменениям) и добраться до слоя
авторского лака. Он-то и послужит идеальным маркером того, что все загрязрения и поздние добавления убраны, и перед нами - изначальный вид произведения. Но, как вы можете догадываться, такой джекпот выпадает крайне редко.
Один из примеров:
"Мадонна со щеглом" Рафаэля, которую реставторы из флорентийской мастерской Opificio delle Pietre Dure просто вернули к жизни: