Forward from: мыслить психотерапию
о том, когда стоит обращаться к психотерапевту, Федя Коноров:
«Бесконечные споры идут о том, когда человеку обращаться к психологу. С одной стороны стальные и редеющие голоса тех, кто говорит, что человек всегда должен справляться сам. С другой - капризные (а может быть расчётливые?) требования тех, кто уверен - при любых душевных страданиях необходимо принимать антидепрессант.
Я хочу напомнить о важном критерии, который, на время уводит нас в сторону от измерения душевного страдания и даёт при этом довольно внятную основу для принятия решения.
Этот критерий - повторение.
Наша повседневная жизнь полна повторений. Привычные слова, действия, жесты. Повторяемые схемы взаимодействия с другими людьми. Результаты этих схем удовлетворяют нас в большей или меньше степени. Успешные алгоритмы мы не замечаем. Неуспешные вызывает досаду, злость и бессилие, потому, что "ну вот опять я... !".
Самое удивительное и парадоксальное происходит в те моменты, когда мы обнаруживаем в себе желание перестать повторять и оказывается, что мы не можем этого сделать. Не можем перестать повторять утреннюю чашку кофе или сигарету, не можем остановить или заменить уже предсказуемое раздражение на знакомые до боли слова любимого человека, никак не можем перестать одинаковым образом обижаться попадая в очередной переплет на работе.
В такие моменты мы чувствуем, что наша творческая способность ровна нулю. Мы ощущаем себя графоманом, который очень желает, но никак не может создать нечто новое и оригинальное. И плагиат это ещё одно удачное слово, которое можно привнести в область психологического описания.
Мы можем заметить, что наши схемы поведения это повтор не только самих себя, но и кого-то другого - например, родителей. Это открытие часто окрашено сильными чувствами. Человек говорит, - "я так как же как мой отец срываюсь на своего сына. Это повторяется вновь и вновь. Но я ничего не могу с этим сделать".
Плагиат. И проклятое повторение.
Как уже было сказано выше, само по себе повторение не является проблемой. Творческий кризис (а любой жизненный кризис я предлагаю рассматривать как творческий) наступает в тот момент когда мы видим, что повторяемое уже неуместно, так как оно не справляется с той творческой задачей, которая недавно появилась в нашей жизни.
Да, наш "черный квадрат" был так хорош, но не в миллионый же раз!
Старая форма уже не может выразить то, что мы переживаем, то что хотим поведать миру, донести до близких людей. Старая форма не позволяет нам самим осмыслить свой мир, не вмещает всю его сложность, которую мы сами же и создали развиваясь, узнавая новое, вырастая.
Критерий - "повторное - новое" нравится мне ещё и тем, что позволяет выйти за пределы психологической "больничной палаты" и увидеть самого себя не только с позиции медицинского подхода.
Основными критериями жизни в "палате" являются - "больно - не больно" и "соответвует норме - не соответствует". В творческой мастерской можно почувствовать себя иначе.» (с) Ф.Коноров
«Бесконечные споры идут о том, когда человеку обращаться к психологу. С одной стороны стальные и редеющие голоса тех, кто говорит, что человек всегда должен справляться сам. С другой - капризные (а может быть расчётливые?) требования тех, кто уверен - при любых душевных страданиях необходимо принимать антидепрессант.
Я хочу напомнить о важном критерии, который, на время уводит нас в сторону от измерения душевного страдания и даёт при этом довольно внятную основу для принятия решения.
Этот критерий - повторение.
Наша повседневная жизнь полна повторений. Привычные слова, действия, жесты. Повторяемые схемы взаимодействия с другими людьми. Результаты этих схем удовлетворяют нас в большей или меньше степени. Успешные алгоритмы мы не замечаем. Неуспешные вызывает досаду, злость и бессилие, потому, что "ну вот опять я... !".
Самое удивительное и парадоксальное происходит в те моменты, когда мы обнаруживаем в себе желание перестать повторять и оказывается, что мы не можем этого сделать. Не можем перестать повторять утреннюю чашку кофе или сигарету, не можем остановить или заменить уже предсказуемое раздражение на знакомые до боли слова любимого человека, никак не можем перестать одинаковым образом обижаться попадая в очередной переплет на работе.
В такие моменты мы чувствуем, что наша творческая способность ровна нулю. Мы ощущаем себя графоманом, который очень желает, но никак не может создать нечто новое и оригинальное. И плагиат это ещё одно удачное слово, которое можно привнести в область психологического описания.
Мы можем заметить, что наши схемы поведения это повтор не только самих себя, но и кого-то другого - например, родителей. Это открытие часто окрашено сильными чувствами. Человек говорит, - "я так как же как мой отец срываюсь на своего сына. Это повторяется вновь и вновь. Но я ничего не могу с этим сделать".
Плагиат. И проклятое повторение.
Как уже было сказано выше, само по себе повторение не является проблемой. Творческий кризис (а любой жизненный кризис я предлагаю рассматривать как творческий) наступает в тот момент когда мы видим, что повторяемое уже неуместно, так как оно не справляется с той творческой задачей, которая недавно появилась в нашей жизни.
Да, наш "черный квадрат" был так хорош, но не в миллионый же раз!
Старая форма уже не может выразить то, что мы переживаем, то что хотим поведать миру, донести до близких людей. Старая форма не позволяет нам самим осмыслить свой мир, не вмещает всю его сложность, которую мы сами же и создали развиваясь, узнавая новое, вырастая.
Критерий - "повторное - новое" нравится мне ещё и тем, что позволяет выйти за пределы психологической "больничной палаты" и увидеть самого себя не только с позиции медицинского подхода.
Основными критериями жизни в "палате" являются - "больно - не больно" и "соответвует норме - не соответствует". В творческой мастерской можно почувствовать себя иначе.» (с) Ф.Коноров