Прочитала одну из лучших книг за последнее время – «Этюд багровых вод» Авы Райд. Скажу честно, в оригинальном названии «A Study in Drowning» нюансов значения куда больше.
Это многослойная история, и не самая простая в погружении – затянуло меня повествование только к концу первой трети книги. Книга атмосферная, мрачная, местами даже жутковатая.
С одной стороны, наша главная героиня, Эффи, безумно суеверна, она аккуратно соблюдает многочисленные правила магии – носит в кармане камешек с отверстием, прячется за обитыми железом дверями, верит, что рябиновые ягоды отводят зло. С другой – она ненадежный рассказчик, потому как не доверяет сама себе. Ее преследуют видения, причем с самого детства. В прошлом Эффи – как в недавнем, так и в совсем раннем детстве – пережила тяжелые травмирующие события, потому в самом начале истории она совсем тихая, напуганная, и не может противостоять жестокости окружающих. По ее собственному описанию она тонет, и даже не пытается спастись.
Эффи с детства читает сказки Эмриса Мирддина, и знает наизусть его книгу «Ангарад», где храбрая девушка спасается из лап чудовища – опасного и притягательного Короля фейри. Эффи каждую ночь видит во тьме смутные силуэты и не может заснуть без таблеток. Эффи мечтала изучать литературу, но женщин в ее мире не принимают на этот факультет, и потому она учится на архитектора. Возвращаясь к метафоре погружения в темные воды, Эффи плывет по течению. Даже в истории Ангарад, где абьюз, плен и насилие, героиня видит романтику и любовь – ее так научили, она к этому привыкла и не знает ничего иного.
Но все-таки не все для нее потеряно. Неожиданно героиня цепляется за шанс вырваться из душащих обстоятельств и попадает из привычного мира, в чужой суровый край, который вот-вот утонет в море. Юг – будто бы владения того самого Короля фейри, где он то и дело встречается на пути Эффи даже при свете дня. Таблетки больше не спасают, ведь с магией можно бороться только магией.
Там же на юге, в доме своего кумира Эффи встречает Престона. Он собирает материалы для научного труда по творчеству Мирддина и хочет доказать, что знаменитый автор – пустышка, и самую главную работу своей жизни вовсе не писал. Эффи незаметно для себя оказывается вовлечена в это расследование, сперва потому что хочет доказать, что Престон неправ, а после – потому что жаждет узнать правду.
Этот Престон, кстати, прекрасная булочка с корицей, свет в оконце, мой любимый тип книжного бойфренда. Словом, замечательный мальчик, Эффи как раз такой и был нужен.
Интриги с развязкой не случилось. Есть ощущение, что автор намеренно разбросала там и сям по тексту кусочки мозаики, чтобы читатель пришел к истине самостоятельно и постепенно. Так основная мысль лучше отпечатывается. И, как по мне, тут чистый магический реализм, ведь даже теперь, перевернув последнюю страничку, я так и не могу решить, происходило ли все в реальности или же таинственный Король фейри – просто красивая метафора, собирательный образ жестоких и властных мужчин, стремящихся подавить женщину и лишить ее голоса. Даже способ его уничтожить связан по сути с обретением мужества, чтобы дать отпор насилию – нужно показать ему его собственное отражение во всей красе и во всем ужасе.
Также, как и героиням ее любимых историй, Эффи к концу повествования удается спастись – и от конкретной вполне осязаемой опасности, и от собственного бессилия. Она с честью проходит многочисленные испытания, доказывает свою храбрость и верность, и потому в финале оказывается вознаграждена. Символично, что в одной из сцен Эффи буквально ныряет в темные жутковатые воды, добровольно, чтобы докопаться все-таки до истины в своем расследовании, и ровно в этот момент вспоминает, что вообще-то отлично умеет плавать.
Значит, можно больше не тонуть.
#КиШ