Еще одно важное интервью по поводу «Шутки» Алексей @Polyarinov и Сергей Карпов дали «Году литературы»: https://godliteratury.ru/public-post/dyevid-foster-uolles-beskonechnoe-inte
Здесь проговаривается, как мне кажется, один принципиальный для восприятия литературы или искусства в целом момент.
Если вы чего-то не понимаете — это еще не значит, что это «что-то» не имеет смысла.
И обратно, если вы не понимаете что-то, что имеет смысл, дело не в том, что с вашими интеллектуальными способностями что-то не так; просто стоит не торопиться и приглядеться повнимательней.
Так и «БШ» из «ого книжка на тысячу страниц зачем это» превратится в филигранную работу мастера, который умеет переселяться из головы гениального мальчика в голову безграмотного, а потом показать немоту бессильного человека, который не может попросить о помощи.
Это примерно то, что Антон Долин обычно говорит про режиссеров-классиков: их фильмы любой человек может понять, Тарковского в том числе, достаточно просто отбросить внутреннего критика и досмотреть до конца и впитывать, впитывать.
И еще важное:
«Бесконечная шутка» — она про людей. Никто, кроме Уоллеса, так красиво и подробно не писал про депрессию, например. Он ведь сам сидел в реабилитационной клинике, и это все очень пронзительно звучит: там, например, есть сцена, когда героиня пытается покончить с собой, и это действительно страшная сцена, по-человечески страшная. Я бы советовал почитать людям, которые про «синих китов» рассуждают, чтобы понять, насколько это сложный процесс. Еще один из самых выносящих для меня моментов был, когда Дону Гейтли стреляют в плечо и он не может говорить — у него трубка в горле. Он наркоман в завязке, ему нельзя обезболивающее, и он пытается сказать людям вокруг, что ему нельзя. Этот момент совершенно невероятно описан: момент бессилия, когда человек пытается что-то сказать, но у него не получается.
Здесь проговаривается, как мне кажется, один принципиальный для восприятия литературы или искусства в целом момент.
Если вы чего-то не понимаете — это еще не значит, что это «что-то» не имеет смысла.
И обратно, если вы не понимаете что-то, что имеет смысл, дело не в том, что с вашими интеллектуальными способностями что-то не так; просто стоит не торопиться и приглядеться повнимательней.
Так и «БШ» из «ого книжка на тысячу страниц зачем это» превратится в филигранную работу мастера, который умеет переселяться из головы гениального мальчика в голову безграмотного, а потом показать немоту бессильного человека, который не может попросить о помощи.
Это примерно то, что Антон Долин обычно говорит про режиссеров-классиков: их фильмы любой человек может понять, Тарковского в том числе, достаточно просто отбросить внутреннего критика и досмотреть до конца и впитывать, впитывать.
И еще важное:
«Бесконечная шутка» — она про людей. Никто, кроме Уоллеса, так красиво и подробно не писал про депрессию, например. Он ведь сам сидел в реабилитационной клинике, и это все очень пронзительно звучит: там, например, есть сцена, когда героиня пытается покончить с собой, и это действительно страшная сцена, по-человечески страшная. Я бы советовал почитать людям, которые про «синих китов» рассуждают, чтобы понять, насколько это сложный процесс. Еще один из самых выносящих для меня моментов был, когда Дону Гейтли стреляют в плечо и он не может говорить — у него трубка в горле. Он наркоман в завязке, ему нельзя обезболивающее, и он пытается сказать людям вокруг, что ему нельзя. Этот момент совершенно невероятно описан: момент бессилия, когда человек пытается что-то сказать, но у него не получается.