Что я узнала из запуска игры "Market dev vs Product dev".
1. Из отобранных опытных игроков никто не знал про матрицы ADL, Ансоффа, Водтке и стратегию "Голубого океана".
Это для меня открытие, потому что канва голубого океана - годный инструмент позиционирования и для продуктов, и для компаний. Я думала, все его знают.
2. Почти все участники слышали про технику JTBD.
Но. Но! Много спорили, чтобы повернуть ее под свою задачу. Часто вспоминали молочный коктейль :).
И в публикациях непросто найти реальные, не ретроспективные примеры JTBD, кроме молочного коктейля и сникерса.
Тут не до конкурирующих подходов - тут вообще интуитивно непросто с ней работать, когда пытаешься натянуть на нее свою идею. Особенно дедуктивно, от концепции продукта, а не из наблюдения за пользователями.
3. И из этого важный вывод. В игре повторяется соблазн из жизни: заполнять все матрицы (Persona Canvas, JTBD, Lean Canvas) информацией из своей головы, а не из поля.
Я встречала это и у клиентов, и у ребят в конце обучения на МБА: "Я же провел анализ рынка: вот, заполнил SWOT и PEST".
К людям выходить сложно, даже если умом понимаешь, что это надо сделать. И самое сложное - это не общаться с людьми, а сталкиваться с совсем другой логикой мышления, где нет места твоему продукту, или проблемы повернуты ортогонально.
4. Но. Но! Даже заполнение матриц из головы лучше, чем ничего. Пытаясь заполнить поля, ты понимаешь, что об этом не подумал, и становишься восприимчивым к сигналам среды. В идеале.
Но лучше научиться их заполнять профессионально. Для этого есть отдельные обучающие воркшопы у других компаний.
Пишите в обсуждении, если можете что-то рассказать про такие воркшопы и дать совет.
5. Половина ребят сказали, что хорошо помнят книгу "Спроси маму". Но в карточках ответов на custdev интервью снова поверили обману клиента и ошибочно обнадежились. Эту книжку стоит перечитывать, чтобы отличать готовность "Конечно, куплю! Пишите, когда запуститесь" от "А я могу попробовать бета-версию сейчас?".
6. Стратегии ценообразования берутся фрагментарно и случайно. Скорее всего, никто не задумывается об эластичности спроса и эластичности цены.
Для определения ценообразования берется аналогия с известными сервисами (такое я встречала и на управленческой игре). Только мы ведь не известный сервис.
7. В игре нужно выбрать рынок, на котором будет работать компания. Оказалось, что представления о рынке (выпала Африка) тоже записывается из головы. Даже когда мы просили погуглить.
После игры два человека порекомендовали мне давать сразу в игре краткие сводки о каждой стране.
А зачем? Какая это будет симуляция? В жизни же не всплывает вдруг сводка о стране, когда мы обсуждаем, на какой рынок выходить.
Сергей Лавриненко после игры написал в своем канале о стереотипах, которые не проверяются даже простым поиском в Интернете и влияют на решения.
Думаю, чем больше на это обращать внимание менеджеров, тем быстрее это начнет меняться в их реальной практике.
Единственное - добавим в игру список ресурсов и баз данных с аналитикой по странам. Чтобы сузить поиск игроков и чтобы они могли этот список унести домой.
8. Классическое УТП знают олды и не знают молодые :). Это ещё одно открытие. И ни те, ни другие не используют канву УТП, состоящую из кругов Эйлера. Если попросить сразу сформулировать утп и wiiifm (по опыту других игр и моих клиентов) люди попадают в слепые зоны и формулируют либо неуникальные функции, либо ненужные.
9. Командообразование совсем не такое, как в менеджерской игре. Там люди борются с бедами компании, поэтому после игры хотят в реальности отправиться вместе на байдарках, или в бар.
А тут люди вместе запускают продукт, или перепозиционируют компанию. Они в начале пути, воодушевлены, хотят узнать, к чему привела их концепция. Хотят на следующий день доделать продукт.
Надо подумать, как использовать на благо этот незавершённый гештальт, если игра не корпоративная.
Если есть советы - тоже пишите в обсуждении (кнопка внизу справа, или обновите TG, и она появится).
1. Из отобранных опытных игроков никто не знал про матрицы ADL, Ансоффа, Водтке и стратегию "Голубого океана".
Это для меня открытие, потому что канва голубого океана - годный инструмент позиционирования и для продуктов, и для компаний. Я думала, все его знают.
2. Почти все участники слышали про технику JTBD.
Но. Но! Много спорили, чтобы повернуть ее под свою задачу. Часто вспоминали молочный коктейль :).
И в публикациях непросто найти реальные, не ретроспективные примеры JTBD, кроме молочного коктейля и сникерса.
Тут не до конкурирующих подходов - тут вообще интуитивно непросто с ней работать, когда пытаешься натянуть на нее свою идею. Особенно дедуктивно, от концепции продукта, а не из наблюдения за пользователями.
3. И из этого важный вывод. В игре повторяется соблазн из жизни: заполнять все матрицы (Persona Canvas, JTBD, Lean Canvas) информацией из своей головы, а не из поля.
Я встречала это и у клиентов, и у ребят в конце обучения на МБА: "Я же провел анализ рынка: вот, заполнил SWOT и PEST".
К людям выходить сложно, даже если умом понимаешь, что это надо сделать. И самое сложное - это не общаться с людьми, а сталкиваться с совсем другой логикой мышления, где нет места твоему продукту, или проблемы повернуты ортогонально.
4. Но. Но! Даже заполнение матриц из головы лучше, чем ничего. Пытаясь заполнить поля, ты понимаешь, что об этом не подумал, и становишься восприимчивым к сигналам среды. В идеале.
Но лучше научиться их заполнять профессионально. Для этого есть отдельные обучающие воркшопы у других компаний.
Пишите в обсуждении, если можете что-то рассказать про такие воркшопы и дать совет.
5. Половина ребят сказали, что хорошо помнят книгу "Спроси маму". Но в карточках ответов на custdev интервью снова поверили обману клиента и ошибочно обнадежились. Эту книжку стоит перечитывать, чтобы отличать готовность "Конечно, куплю! Пишите, когда запуститесь" от "А я могу попробовать бета-версию сейчас?".
6. Стратегии ценообразования берутся фрагментарно и случайно. Скорее всего, никто не задумывается об эластичности спроса и эластичности цены.
Для определения ценообразования берется аналогия с известными сервисами (такое я встречала и на управленческой игре). Только мы ведь не известный сервис.
7. В игре нужно выбрать рынок, на котором будет работать компания. Оказалось, что представления о рынке (выпала Африка) тоже записывается из головы. Даже когда мы просили погуглить.
После игры два человека порекомендовали мне давать сразу в игре краткие сводки о каждой стране.
А зачем? Какая это будет симуляция? В жизни же не всплывает вдруг сводка о стране, когда мы обсуждаем, на какой рынок выходить.
Сергей Лавриненко после игры написал в своем канале о стереотипах, которые не проверяются даже простым поиском в Интернете и влияют на решения.
Думаю, чем больше на это обращать внимание менеджеров, тем быстрее это начнет меняться в их реальной практике.
Единственное - добавим в игру список ресурсов и баз данных с аналитикой по странам. Чтобы сузить поиск игроков и чтобы они могли этот список унести домой.
8. Классическое УТП знают олды и не знают молодые :). Это ещё одно открытие. И ни те, ни другие не используют канву УТП, состоящую из кругов Эйлера. Если попросить сразу сформулировать утп и wiiifm (по опыту других игр и моих клиентов) люди попадают в слепые зоны и формулируют либо неуникальные функции, либо ненужные.
9. Командообразование совсем не такое, как в менеджерской игре. Там люди борются с бедами компании, поэтому после игры хотят в реальности отправиться вместе на байдарках, или в бар.
А тут люди вместе запускают продукт, или перепозиционируют компанию. Они в начале пути, воодушевлены, хотят узнать, к чему привела их концепция. Хотят на следующий день доделать продукт.
Надо подумать, как использовать на благо этот незавершённый гештальт, если игра не корпоративная.
Если есть советы - тоже пишите в обсуждении (кнопка внизу справа, или обновите TG, и она появится).