В рамках нашего историко-философского курса мы стараемся сохранять некую хронологию, от которой я сознательно увел повествование, пропустив средний платонизм и пифагореизм. Я считаю, что нет никакого смысла объяснять эти направления без привязки к неоплатонизму, потому как эти течения выделены весьма искусственно.
Для начала, почему эти направления обсуждаются в одном контексте? Философ Нумений (2 в.н.э.), который придерживается учений Пифагора и Сократа, считал Платона подлинным их продолжателем. Нумений пытался переосмыслить политеистические представления Пифагора и Платона в монотеистическом ключе.
Попробуем взглянуть на мир глазами Нумения. Существует два бога. Подлинное благо совпадает с бытием, бытие это находится вне времени, оно вечно, оно есть первый бог. Бог может быть осознан. По сути, этот бог - это Платоновский мир идей. Лично мне не очень ясен смысл введения лишнего персонажа, но Нумению определенно виднее. Первый бог - это подлинный бог, но есть еще один - подражатель бога, тоже бог, но попроще. Второй бог отвечает за наш мир, он созерцает и создает мир по образу и подобию из материи-диады. Являясь проводником между высшим миром и материей, он отрешается от себя и становится третьей ипостасью. То есть, создается триединство: Отец- Создатель- Создание. Подобно концепции двойной материи душа тоже дуальна, в ней есть разумная и неразумная ее часть. Душа бессмертна.
Средний платонизм как явление позволил перенести, хоть и в искаженном виде, античное философское наследие в темную христианскую эпоху, обеспечив тем самым пути для отступления, которыми человечество воспользуется в эпоху Возрождения, но об этом мы будем говорить гораздо позже.
Для начала, почему эти направления обсуждаются в одном контексте? Философ Нумений (2 в.н.э.), который придерживается учений Пифагора и Сократа, считал Платона подлинным их продолжателем. Нумений пытался переосмыслить политеистические представления Пифагора и Платона в монотеистическом ключе.
Попробуем взглянуть на мир глазами Нумения. Существует два бога. Подлинное благо совпадает с бытием, бытие это находится вне времени, оно вечно, оно есть первый бог. Бог может быть осознан. По сути, этот бог - это Платоновский мир идей. Лично мне не очень ясен смысл введения лишнего персонажа, но Нумению определенно виднее. Первый бог - это подлинный бог, но есть еще один - подражатель бога, тоже бог, но попроще. Второй бог отвечает за наш мир, он созерцает и создает мир по образу и подобию из материи-диады. Являясь проводником между высшим миром и материей, он отрешается от себя и становится третьей ипостасью. То есть, создается триединство: Отец- Создатель- Создание. Подобно концепции двойной материи душа тоже дуальна, в ней есть разумная и неразумная ее часть. Душа бессмертна.
Средний платонизм как явление позволил перенести, хоть и в искаженном виде, античное философское наследие в темную христианскую эпоху, обеспечив тем самым пути для отступления, которыми человечество воспользуется в эпоху Возрождения, но об этом мы будем говорить гораздо позже.