Контроль или управление?
- Почему, когда тебе говоришь «управление», то ты всегда переспрашиваешь: «Управление или контроль?»
- Потому что для меня это важно.
- Но это же одинаковые понятия!
- Для меня они сильно отличаются.
- Если я чем-то управляю, то я должен это контролировать. Как по мне, это очевидно!
- Может быть. Но я привык иначе.
- Можно пример? Ну, чтоб понятнее было.
- Давай прям из жизни. Допустим твой ребенок уехал учиться в другой город. И теперь он столкнется с огромным количеством того, чем ты управлял, а он просто пользовался результатом твоего управления. Возьмем самое простое – управление деньгами.
- Ок. Да … Когда он жил со мной, я управлял … Но .. У него же были его деньги! На карманные расходы.
- У него было что-то в распоряжении.
- Блин … Третий термин!
- Управлял ли он карманными деньгами? Или ты управлял деньгами, результатом были его карманные деньги и … его размер карманных денег – это результат твоего управления? Зависела ли его жизнь от его умений по управлению его деньгами?
- Не зависела. С этой точки зрения я не смотрел.
- Теперь ребенок уехал и … Оказалось, что мы не знаем его умения. Более того, теперь у нас нет времени учить его. Но есть разные возможные ситуации, которые могут привести к большим потерям, травмам … Например он занял у кого-то, кто-то занял у него. Например, он скидывался на вечеринку. Или он захотел какую-то вещь. Или мы не знаем хватает ли ему денег на питание. А что с лекарствами? Что будешь делать?
- Не знаю …Буду помогать, подсказывать … Хотя … Меня никто не учил. Я сам разобрался, вот и он пусть …
- И где здесь управление?
- Причём тут управление? Мы говорим о его умениях.
- Деньги твоего ребенка связаны с твоими деньгами?
- Конечно.
- Финансовые потери твоего ребенка влияют на тебя?
- Конечно.
- Значит мы говорим о управлении. Что делать будешь?
- Не знаю пока …
- Как будешь выдавать деньги? Будешь ли оплачивать его счета? Будешь ли требовать объяснить с какой целью и что собирается покупать?
- Наверное .. Скорее всего да. Хотя … мне кажется, что тут какой-то подвох … Зная тебя …
- Нет. Подвоха нет. Просто это типовое поведение. Решения по пути наименьшего сопротивления, с точки зрения своего привычного поведения.
- А вот сейчас не понял!
- Ты привык управлять, а не контролировать. Ты привык принимать решения, действовать. Контролировать весь процесс.
- А как иначе?
- Хорошо … Чтобы контролировать здоровье твоего ребенка, ты должен управлять всем его поведением?
- Нет, конечно!
- Тебе достаточно показателей температуры, давления …
- Да, понял!!! Только не могу на управление деньгами это перевести.
- Вот и я о том же. Ты находишься в привычном для себя поле. Что-то тебе привычно контролировать, чем-то тебе привычно управлять. И в те моменты, когда передача управления другому должна включить у тебя программу отказа от твоего управления и переход к твоему контролю … У тебя для этого случая нет привычной программы для контроля. И ты выбираешь «немножко измененное управление». Вопрос в тебе! Не в ребенке и не в его неумении. В тебе! В твоей привычке управлять.
- Хочу возразить … И поэтому не возражаю. По опыту знаю, что в такие моменты … Ты прав. Ок. А как иначе?
- Отлично! Что тебя беспокоит: его поведение или возможные проблемы, потери?
- Второе.
- Так и есть. Детализирую глубже. Что беспокоит: сами проблемы или их возможный размер?
- Ты же знаешь ответ, замаскированный Сократ!
- Буду добивать. Размер или время для принятия решения у тебя? Время или твоя неготовность? Неготовность или неопределенность когда и как это случится? Понимаешь, что мы имеем дело с твоей тревогой. И снятие тревоги ты пытаешься решить ужесточением надзора. Назовешь ты это контролем, но …
- Это не контроль! Я понимаю. Но … пример контроля можно? Чтобы я понял!
- Задача в том, что нам нужно создать структурные ограничения. Они нам нужны, чтобы уменьшить размер возможного ущерба … Это раз. И привести принятия решений к однотипным. Это два.
- Первое понял зачем. А второе?
- Второе нужно для обучаемости. Для роста профессионализма.
- Понял. Пример можешь дать?
- Почему, когда тебе говоришь «управление», то ты всегда переспрашиваешь: «Управление или контроль?»
- Потому что для меня это важно.
- Но это же одинаковые понятия!
- Для меня они сильно отличаются.
- Если я чем-то управляю, то я должен это контролировать. Как по мне, это очевидно!
- Может быть. Но я привык иначе.
- Можно пример? Ну, чтоб понятнее было.
- Давай прям из жизни. Допустим твой ребенок уехал учиться в другой город. И теперь он столкнется с огромным количеством того, чем ты управлял, а он просто пользовался результатом твоего управления. Возьмем самое простое – управление деньгами.
- Ок. Да … Когда он жил со мной, я управлял … Но .. У него же были его деньги! На карманные расходы.
- У него было что-то в распоряжении.
- Блин … Третий термин!
- Управлял ли он карманными деньгами? Или ты управлял деньгами, результатом были его карманные деньги и … его размер карманных денег – это результат твоего управления? Зависела ли его жизнь от его умений по управлению его деньгами?
- Не зависела. С этой точки зрения я не смотрел.
- Теперь ребенок уехал и … Оказалось, что мы не знаем его умения. Более того, теперь у нас нет времени учить его. Но есть разные возможные ситуации, которые могут привести к большим потерям, травмам … Например он занял у кого-то, кто-то занял у него. Например, он скидывался на вечеринку. Или он захотел какую-то вещь. Или мы не знаем хватает ли ему денег на питание. А что с лекарствами? Что будешь делать?
- Не знаю …Буду помогать, подсказывать … Хотя … Меня никто не учил. Я сам разобрался, вот и он пусть …
- И где здесь управление?
- Причём тут управление? Мы говорим о его умениях.
- Деньги твоего ребенка связаны с твоими деньгами?
- Конечно.
- Финансовые потери твоего ребенка влияют на тебя?
- Конечно.
- Значит мы говорим о управлении. Что делать будешь?
- Не знаю пока …
- Как будешь выдавать деньги? Будешь ли оплачивать его счета? Будешь ли требовать объяснить с какой целью и что собирается покупать?
- Наверное .. Скорее всего да. Хотя … мне кажется, что тут какой-то подвох … Зная тебя …
- Нет. Подвоха нет. Просто это типовое поведение. Решения по пути наименьшего сопротивления, с точки зрения своего привычного поведения.
- А вот сейчас не понял!
- Ты привык управлять, а не контролировать. Ты привык принимать решения, действовать. Контролировать весь процесс.
- А как иначе?
- Хорошо … Чтобы контролировать здоровье твоего ребенка, ты должен управлять всем его поведением?
- Нет, конечно!
- Тебе достаточно показателей температуры, давления …
- Да, понял!!! Только не могу на управление деньгами это перевести.
- Вот и я о том же. Ты находишься в привычном для себя поле. Что-то тебе привычно контролировать, чем-то тебе привычно управлять. И в те моменты, когда передача управления другому должна включить у тебя программу отказа от твоего управления и переход к твоему контролю … У тебя для этого случая нет привычной программы для контроля. И ты выбираешь «немножко измененное управление». Вопрос в тебе! Не в ребенке и не в его неумении. В тебе! В твоей привычке управлять.
- Хочу возразить … И поэтому не возражаю. По опыту знаю, что в такие моменты … Ты прав. Ок. А как иначе?
- Отлично! Что тебя беспокоит: его поведение или возможные проблемы, потери?
- Второе.
- Так и есть. Детализирую глубже. Что беспокоит: сами проблемы или их возможный размер?
- Ты же знаешь ответ, замаскированный Сократ!
- Буду добивать. Размер или время для принятия решения у тебя? Время или твоя неготовность? Неготовность или неопределенность когда и как это случится? Понимаешь, что мы имеем дело с твоей тревогой. И снятие тревоги ты пытаешься решить ужесточением надзора. Назовешь ты это контролем, но …
- Это не контроль! Я понимаю. Но … пример контроля можно? Чтобы я понял!
- Задача в том, что нам нужно создать структурные ограничения. Они нам нужны, чтобы уменьшить размер возможного ущерба … Это раз. И привести принятия решений к однотипным. Это два.
- Первое понял зачем. А второе?
- Второе нужно для обучаемости. Для роста профессионализма.
- Понял. Пример можешь дать?