Доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина – специально для «Евразия.Эксперт» о взаимоотношениях Молдовы и Евросоюза
Политика расширения – ключевой аспект развития Европейского союза. Именно политика расширения привела к подписанию соглашений об ассоциации не только с Украиной, но и с Грузией и Молдовой. Это позволило ЕС жестко привязать к общему рынку экономики данных стран, причем на выгодных для Брюсселя условиях. На этом пути ЕС ничего не теряет, тем более, процесс интеграции в общий рынок всегда занимает длительное время.
Так, в 2014 г. ЕС заключил с Молдовой Соглашение об ассоциации, а в 2022 г. предоставил ей статус страны-кандидата. Однако находиться в этом статусе она может довольно длительное время, причем, даже без перспектив на реальное вхождение в союз. Об этом говорит опыт многих государств, в первую очередь, Турции.
Особое внимание к Молдове со стороны Брюсселя сейчас вызвано, скорее, ее географической близостью к Украине. Поэтому она рассматривается не отдельно, а именно в связке с отношениями между Брюсселем и Киевом. Тем более, что в настоящее время Молдова не соответствует всем экономическими и политическим критериям ЕС, о чем говорят отчеты Еврокомиссии.
Ценность ЕС для Молдовы вполне понятна и неоднократно была высказана устами президента Молдовы Майи Санду. Она или прельщает сограждан европейской якобы сытой жизнью, или заявляет, что Молдова больше не желает быть окраиной Европы, а хочет стать Европой. Или запугивает молдаван и европейцев придуманной «российской угрозой».
Других аргументов у Санду нет. Более того, она рассчитывает евроинтегрировать Молдову до 2030 г. и даже заявляет, что без этого шага страна не сможет окончательно оторваться от России и жить в мире.
Однако очевидно, что Брюсселю Молдова интересна исключительно из-за вопросов противостояния России в контексте глобальной проблемы безопасности. Так что для него Молдова ценна настолько, насколько помогает ЕС решать вопросы безопасности для себя.
Если оценивать позицию ЕС в отношении Молдовы, то вряд ли можно полагать, что в Брюсселе действительно горят желанием немедленно допустить эту страну в свои ряды. Скорее, на Молдове проводится «обкатка» возможных действий ЕС в сфере обороны и безопасности.
Общественность Молдовы все еще расколота. Соцопрос, проведенный в Молдове компанией IMAS, показал некоторое изменение настроений населения республики: «Популярность проевропейской идеи снижается, популярность объединения с Румынией остается на уровне 5%. 42% респондентов говорят, что предпочли бы, скорее всего, сбалансированную ориентацию в политике по отношению к России и Западу».
Большое значение имеет позиция Приднестровья и Гагаузии, ведь выбор евроинтеграции неизбежно приведет к протестам. Наличие территориального конфликта не позволяет Молдове стать частью ЕС.
Важно, что и общества в странах ЕС не очень горят желанием интегрировать новых членов, так как и на себя им денег не хватает. Еще в начале 2000-х гг. идею расширения поддерживали лишь в среднем 44% граждан ЕС. А согласно опросам 2023 г., около 40% выступают против расширения ЕС.
В этом вопросе зафиксирована интересная зависимость: чем беднее страна ЕС, тем выше поддержка включения новых членов. Что еще раз подтверждает сомнительные перспективы евроинтеграции Молдовы вне зависимости от итогов референдума.