Forward from: Она же девочка
Прочла в инстаграме издательства "Энас", что сегодня день рождения Лидии Чарской. Я не особая любительница ее книг, в детстве они прошли мимо меня, а вот судьба Чарской как-то никак не укладывается в моей голове, хочется поделиться, раз уж есть повод. Итак, Лидия Чарская была актрисой и писала книги про девочек ("Записки институтки", "Княжна Джаваха" и так далее, более ста пятидесяти книг!). И книги эти пользовались просто ошеломляющим успехом. Ну вот как Роулинг, только в мире без экранизаций и интернета, начало двадцатого века.
При этом контракт её с издателем был таков, что успех успехом, а денег она особо не получала. Ладно. Её критиковали, и довольно жестко, ведущие критики, в том числе Крупская, Маршак и Чуковский. Слишком нежные и чувствительные героини, слишком схематичные сюжеты. А в 1920 была выпущена инструкция Наркомпроса об изъятии её книг из библиотек вместе с другими устаревшими (теми, где хвалили церковь, монархию и прочие пережитки царизма). В 1924 её уволили из театра. Одна, с сыном (муж куда-то уехал по службе и сгинул), без денег вообще. Есть воспоминания современников, как они встречали Чарскую, а та, буквально, падала в обморок от голода. Кумир поколений! "День брожу, три лежу", - пишет она Ольге Капице. Чуковский, критиковавший её книги, включает ее в список "особо нуждающихся литераторов", выбивает для неё актерскую пенсию. Попытки писать не умеют успеха, её критикуют, "судят" в школах и клеймят уже и по инерции. Жизнь Чарской состоит из голода и унизительных просьб о помощи.
Лидия Чарская умерла в 1937 году. В комнате, куда вошли соседи, не было даже простыней.
Потом, спустя годы, её книги вспомнят, напечатают, новые поколения девочек будут читать про подруг-гимназисток. Может быть излишне эмоциональных и слишком порывистых, но кто тут судьи, в конце концов.
При этом контракт её с издателем был таков, что успех успехом, а денег она особо не получала. Ладно. Её критиковали, и довольно жестко, ведущие критики, в том числе Крупская, Маршак и Чуковский. Слишком нежные и чувствительные героини, слишком схематичные сюжеты. А в 1920 была выпущена инструкция Наркомпроса об изъятии её книг из библиотек вместе с другими устаревшими (теми, где хвалили церковь, монархию и прочие пережитки царизма). В 1924 её уволили из театра. Одна, с сыном (муж куда-то уехал по службе и сгинул), без денег вообще. Есть воспоминания современников, как они встречали Чарскую, а та, буквально, падала в обморок от голода. Кумир поколений! "День брожу, три лежу", - пишет она Ольге Капице. Чуковский, критиковавший её книги, включает ее в список "особо нуждающихся литераторов", выбивает для неё актерскую пенсию. Попытки писать не умеют успеха, её критикуют, "судят" в школах и клеймят уже и по инерции. Жизнь Чарской состоит из голода и унизительных просьб о помощи.
Лидия Чарская умерла в 1937 году. В комнате, куда вошли соседи, не было даже простыней.
Потом, спустя годы, её книги вспомнят, напечатают, новые поколения девочек будут читать про подруг-гимназисток. Может быть излишне эмоциональных и слишком порывистых, но кто тут судьи, в конце концов.