Forward from: Дежурный по Риму
Этот саркофаг стоит в римской церкви Сан Лоренцо - и если не знать историю, то так и пройдешь мимо.
На саркофаге изображена почетная процессия, везущая в Рим Кибелу.
В незапамятные времена царь Фригии и Лидии оставит на горе Кибел свою новорожденную дочь, которую воспитают львы и леопарды. Она станет богиней Кибелой, Великой Матерью - ужасной и великолепной и культ ее будет очень распространен в Азии и на северном побережье Африки.
Неурожай и войны привели к тому, что в 204 году до нэ римляне были вынуждены отправиться за персонификацией богини - неким черным камнем, скорее всего метеоритом - в Пессинунт. И перевезти камень, то есть, богиню в Рим.
В устье Тибра корабль с богиней сядет на мель и только благодетельная матрона Клавдия, помолившись богине, сможет в одиночку стронуть его с мели, потянув за канат.
Так Кибела окажется в Риме. И не просто в Риме, а в самом сердце его, внутри городского померия, куда культам других богов путь был закрыт. Для нее единственной сделали исключение, решив, что она из той же самой местности, где раньше стояла Троя. А римляне - потомки троянцев.
Храм ей поставят на Палатине (а пока его будут строить, она 13 лет будет ждать в соседнем храме Победы). Римлянам будет запрещено приносить Кибеле жертвы и участвовать в культе - ей будет служить специальная жреческая коллегия, набранная из не-римлян. Только века через три она выйдет на передний план, а запреты потихоньку канут в небытие.
Кроме этого палатинского храма, у Кибелы был второй, где-то на Ватиканском холме.
В 1609 году один из авторов описывает снос старой Константиновой базилики, которую перестраивают в нынешний собор Св.Петра - и уверяет, что при сносе соседней церквушки Santa Maria Della Febbre, когда то бывшей то ли мавзолеем, то ли другой постройкой, видел мраморные плиты с надписью, посвященной Великой Матери богов.
В этой самой Св. Марии Лихорадки и была в первый раз установлена Пьета Микеланджело. Это уже потом она перекочевала в неф нового собора.
Но еще - искала и не нашла - меня интересует тот, кто в своем позднем втором или третьем веке (судя по волнам на саркофаге) - решил тряхнуть стариной и изобразить события многовековой давности. Кем он был, поклонник Великой Матери?
На саркофаге изображена почетная процессия, везущая в Рим Кибелу.
В незапамятные времена царь Фригии и Лидии оставит на горе Кибел свою новорожденную дочь, которую воспитают львы и леопарды. Она станет богиней Кибелой, Великой Матерью - ужасной и великолепной и культ ее будет очень распространен в Азии и на северном побережье Африки.
Неурожай и войны привели к тому, что в 204 году до нэ римляне были вынуждены отправиться за персонификацией богини - неким черным камнем, скорее всего метеоритом - в Пессинунт. И перевезти камень, то есть, богиню в Рим.
В устье Тибра корабль с богиней сядет на мель и только благодетельная матрона Клавдия, помолившись богине, сможет в одиночку стронуть его с мели, потянув за канат.
Так Кибела окажется в Риме. И не просто в Риме, а в самом сердце его, внутри городского померия, куда культам других богов путь был закрыт. Для нее единственной сделали исключение, решив, что она из той же самой местности, где раньше стояла Троя. А римляне - потомки троянцев.
Храм ей поставят на Палатине (а пока его будут строить, она 13 лет будет ждать в соседнем храме Победы). Римлянам будет запрещено приносить Кибеле жертвы и участвовать в культе - ей будет служить специальная жреческая коллегия, набранная из не-римлян. Только века через три она выйдет на передний план, а запреты потихоньку канут в небытие.
Кроме этого палатинского храма, у Кибелы был второй, где-то на Ватиканском холме.
В 1609 году один из авторов описывает снос старой Константиновой базилики, которую перестраивают в нынешний собор Св.Петра - и уверяет, что при сносе соседней церквушки Santa Maria Della Febbre, когда то бывшей то ли мавзолеем, то ли другой постройкой, видел мраморные плиты с надписью, посвященной Великой Матери богов.
В этой самой Св. Марии Лихорадки и была в первый раз установлена Пьета Микеланджело. Это уже потом она перекочевала в неф нового собора.
Но еще - искала и не нашла - меня интересует тот, кто в своем позднем втором или третьем веке (судя по волнам на саркофаге) - решил тряхнуть стариной и изобразить события многовековой давности. Кем он был, поклонник Великой Матери?