Forward from: UX Notes
Евгений Яровой рассказал, как защитить дизайн перед заказчиком. (Можно смотреть на скорости 1,5.)
— Не делайте говно.
— Полное взаимопонимание с клиентом не всегда ведёт к успешной защите. Возможно, задача была поставлена неправильно, клиент это осознал, но не хочет ставить её заново и увеличивать бюджет проекта.
Составьте портрет клиента, включающий:
— Канал продаж. Если клиент изучил сайт и портфолио, ваш подход к работе и пришёл конкретно к вам — это одно. Если просто от кого-то получил ваш номер телефона — это другое. Одинаково работать с такими клиентами нельзя.
— Отношение к цене. Клиент может считать, что у вас слишком дорого, но всё равно подписать договор (некогда искать другого исполнителя). Он будет стремиться выжать из вас всё.
Надо:
— Понять, насколько вы полезны и насколько у вас с клиентом общие взгляды. Лучше не работать с нелояльными клиентами.
— Всё объяснить заранее: рабочий процесс, что вы будете делать, почему такая сумма.
Заключайте договор и читайте его вместе с клиентом, так как это регламент ваших отношений. Улучшайте его, если что-то идёт не так (например, 5-я итерация правок).
Полезные условия договора:
— 100-процентная предоплата этапа.
— Предоплата не возвращается. Это прекрасно втягивает клиента в рабочий процесс. Как можно договариваться на равных, если клиент может попросить вернуть часть предоплаты, а вы надеетесь получить оставшиеся деньги в случае оплаты 50/50?
— Возможность расторгнуть договор после сдачи этапа.
— Невозможность возврата на сданный этап.
— Закрепление в договоре списка участников со стороны клиента.
Когда задача сформулирована, стоит проговорить и обосновать, как вы делать не будете.
Презентация:
— Дизайн надо презентовать, а не просто отправлять картинками без комментариев. Если нет возможности встретиться — запишите презентацию на видео. Покажите, через что вы пришли к решению.
— У всех, кто присутствует на презентации, должно быть одинаковое понимание проекта.
— Выключайте ЧСВ. Если клиент с чем-то не согласен, возможно, вы не поняли его бизнес и сделали не то. Есть много деталей, которые выясняются уже потом, несмотря на весь предварительный анализ.
— Если клиент предлагает решения, докапывайтесь до проблем, которые он таким образом решает.
Что делать с демагогами со стороны заказчика:
— Обратиться к ним лично после общего обсуждения, дать выговориться.
— Обострить. «У вас есть сомнения, но вы не можете их сформулировать? Это заводит проект в тупик, и мы не знаем, куда двигаться дальше».
— Вернуться к фактам. «Тема нашего разговора следующая. Мы исходили из этих документов и этой презентации».
— Не дерзить. Человек должен понимать, что конкретно к нему относятся хорошо.
Если клиент говорит «клиент всегда прав» — это стопроцентный демагог.
Отправляйте результаты работ по электронной почте на клиентский адрес, указанный в договоре. Отправка макетов обычной почтой на юридический адрес заказчика с описью вложения точно подтвердит, что вы свою работу сделали.
https://www.youtube.com/watch?v=MgJML9MyI70
— Не делайте говно.
— Полное взаимопонимание с клиентом не всегда ведёт к успешной защите. Возможно, задача была поставлена неправильно, клиент это осознал, но не хочет ставить её заново и увеличивать бюджет проекта.
Составьте портрет клиента, включающий:
— Канал продаж. Если клиент изучил сайт и портфолио, ваш подход к работе и пришёл конкретно к вам — это одно. Если просто от кого-то получил ваш номер телефона — это другое. Одинаково работать с такими клиентами нельзя.
— Отношение к цене. Клиент может считать, что у вас слишком дорого, но всё равно подписать договор (некогда искать другого исполнителя). Он будет стремиться выжать из вас всё.
Надо:
— Понять, насколько вы полезны и насколько у вас с клиентом общие взгляды. Лучше не работать с нелояльными клиентами.
— Всё объяснить заранее: рабочий процесс, что вы будете делать, почему такая сумма.
Заключайте договор и читайте его вместе с клиентом, так как это регламент ваших отношений. Улучшайте его, если что-то идёт не так (например, 5-я итерация правок).
Полезные условия договора:
— 100-процентная предоплата этапа.
— Предоплата не возвращается. Это прекрасно втягивает клиента в рабочий процесс. Как можно договариваться на равных, если клиент может попросить вернуть часть предоплаты, а вы надеетесь получить оставшиеся деньги в случае оплаты 50/50?
— Возможность расторгнуть договор после сдачи этапа.
— Невозможность возврата на сданный этап.
— Закрепление в договоре списка участников со стороны клиента.
Когда задача сформулирована, стоит проговорить и обосновать, как вы делать не будете.
Презентация:
— Дизайн надо презентовать, а не просто отправлять картинками без комментариев. Если нет возможности встретиться — запишите презентацию на видео. Покажите, через что вы пришли к решению.
— У всех, кто присутствует на презентации, должно быть одинаковое понимание проекта.
— Выключайте ЧСВ. Если клиент с чем-то не согласен, возможно, вы не поняли его бизнес и сделали не то. Есть много деталей, которые выясняются уже потом, несмотря на весь предварительный анализ.
— Если клиент предлагает решения, докапывайтесь до проблем, которые он таким образом решает.
Что делать с демагогами со стороны заказчика:
— Обратиться к ним лично после общего обсуждения, дать выговориться.
— Обострить. «У вас есть сомнения, но вы не можете их сформулировать? Это заводит проект в тупик, и мы не знаем, куда двигаться дальше».
— Вернуться к фактам. «Тема нашего разговора следующая. Мы исходили из этих документов и этой презентации».
— Не дерзить. Человек должен понимать, что конкретно к нему относятся хорошо.
Если клиент говорит «клиент всегда прав» — это стопроцентный демагог.
Отправляйте результаты работ по электронной почте на клиентский адрес, указанный в договоре. Отправка макетов обычной почтой на юридический адрес заказчика с описью вложения точно подтвердит, что вы свою работу сделали.
https://www.youtube.com/watch?v=MgJML9MyI70