52. #Bell_literature
Похоже, к нам возвращается литература с большой буквы. Странное дело, сколько ни твердили об её измельчании и даже «смерти», видно, в русской культуре она неистребима. Роман «Тридевять земель» Антона Уткина тому подтверждение.
О чём роман? Так ведь сразу и не скажешь, потому что тут и земство, и русско-японская война, и революция, и наша грешная современность, и протесты двенадцатого года, а ощущение целого всё равно присутствует. Что и является признаком настоящего искусства.
В центре повествования – несколько поколений дворянской семьи Казнаковых, мужчины которой по традиции служат на флоте. Значительная доля повествования приходится на годы перед 1-й мировой, вторая по объему часть — на эпоху Болотной и Сахарова.
Если не считать «Тихого Дона», то в нашей литературе отсутствуют произведения, повествующие о последних двух предреволюционных десятилетиях (Арцибашев не в счёт), а уж о самоуправлении, земстве и правовой мысли не стоит и говорить. Также это первое художественное произведение, которое говорит о протестах 2011-2012 годов. Задумайся, читатель, когда ты брал последний раз книгу, изданную в XXI веке и вписанную в текущую эпоху?
Ещё одно развитие традиции: «проклятые русские» вопросы решаются не в стиле Толстого, а весьма оригинальным способом: магистерской работой главного героя по праву и истории понятий, встроенной в само повествование романа.
Спрашивается, зачем в художественном произведении вмонтирована научная работа? Думаем, что таким образом автор сделал попытку показать, каким именно образом наше общество очутилось в том положении, в котором находится. Отсюда и сплетение современности и прошедших эпох. В развитии понятий, чему посвящена научная работа одно из героев, автор ищет ключ к сегодняшнему дню. Автор замахнулся на образ страны, и это, кажется, ему удалось.
Одно из достоинств романа - незаконченность современности, а также - некоторых сюжетных линий. Не все ружья выстреливают. Конец романа допишет каждый своими поступками в дне сегодняшнем.