Когда прозвонит колокол


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Law


Право начинается там, где исчезает законничество. На этом канале мы выкладываем книги обо всем, что связано с правом и политикой. Подход — исключительно критический.
По всем вопросам: @Bell_books_bot

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Law
Statistics
Posts filter




A_Political_Perspective_on_the_Theory.pdf
114.1Kb
Mark Tushnet. A Political Perspective on the Theory of the Unitary Executive


​​54. #Bell_law #Bell_constitution #Bell_cinema
Думаю, все подписчики уже посмотрели биографический фильм «Власть» о Дике Чейни. Название российским прокатчиком выбрано не самое удачное. В оригинале фильм называется Vice. Из названия можно сделать вывод, что Дик Чейни был ходячим пороком и вице-президентом одновременно.
Тонкости в российском прокате уплыли как всегда не только в переводе. Раз пять или шесть перед зрителем появляется зловещая надпись «Unitary executive», сопровождающаяся рассказом о страшном всевластии президента и окружающих его ястребов с берегов Потомака.
Юристу приятно увидеть в развлекательной документалистике отражение конституционно-правовых теорий. Приятно и то, что предполагается, что американский зритель, для которого кино и снималось, поймет, о чем же идет речь. Что за этим увидел восточно-европейский зритель понять трудно, поэтому мы введем в курс дела. Что такое unitary executive?
Во второй статье американской конституции говорится, что исполнительная власть в США принадлежит президенту. Вокруг вопроса о границах исполнительной и, соответственно, президентской власти построена теория unitary executive.
Использование словосочетания «теория унитарной исполнительной власти» – это всегда разговор о попытках президента выстраивать и реализовывать исполнительную власть президента помимо парламентских и прочих структур в тех вопросах, которые относятся к ведению исполнительной власти.
Дело в том, что назначение и снятие руководителей органов исполнительной власти осуществляется президентом с согласия Сената. Другая особенность управленческой системы в США состоит в наличии большого числа независимых агентств, офисов, созданных конгрессом, выполняющих функции органов исполнительной власти, но президенту не подчиняющихся.
Нельзя сказать, что попытки выстраивать всеобъемлющую власть президента действительно удались. Марк Ташнет пишет, что пока это был лишь торг между Конгрессом и президентом за полномочия. Действительная реализация всей силы исполнительной власти станет возможной в случае выстраивания принципиально новых политических институтов.


53. #Bell_politics

От иглы ложного сознания к справедливому распределению несправедливости

В конце весны 1976 года камера тюрьмы особого режима Штаммхайм в Штутгарте наполнилась тишиной, оттуда не доносилось ни звука. Открыв дверь, охрана увидела тело Ульрики Майнхоф. Один конец веревки из носовых платков был обмотан вокруг шеи, а другой – прикреплен к раме окна. Это следует из официального отчета властей о гибели Майнхоф.
Через некоторое время в других камерах были обнаружены тела остальных участников «РАФ» -- Андреаса Баадера, Гудрун Энслин, Яна-Карла Распе.

Даже в такой компании (когда все еще были живы), зарево личности Майнхоф затмевало яркость остальных участников. И сейчас ее образ террористки перекрывает всю остальную деятельность.

Российская «прогрессивная общественность» последние пару месяцев поглощена новой волной споров вокруг рекламных кампаний, оскорблений талантливых феминисток косметическими компаниями и пивоваренными заводами. Этот дискурс не имеет никакого отношения ни к реалиям жизни и общественного сознания в стране, ни к собственно феминистической повестке. Гораздо больше общего у него с мертвецом в камере, нежели с живой интеллектуальной дискуссией. Разговор ходит петлей вокруг моральных качеств обсуждаемых субъектов и финансового благополучия, но не выходит на качественно новый уровень постановки проблемы о необходимости равного и справедливого распределения прав и обязанностей. Только равенство в смысле права может обеспечить достижение всех остальных стремлений. В этом случае непременно возникнет новый вопрос: а справедливо ли равное распределение несправедливости?

Поэтому самое время в контексте интеллектуальной повестки нашего канала, а не медийной возни, вспомнить Ульрику Майнхоф как феминистку, и прочитать ее эссе «Ложное сознание». Вот что Майнхоф писала о немецкой борьбе женщин за свои права в 1968 году:

«Требование равенства полов более не ставит под сомнение общественные предпосылки неравенства между людьми, напротив, оно требует только последовательного проведения несправедливости и равенства в неравенстве: равноправия работниц с работниками, служащих женского пола – со служащими мужского пола, чиновниц – с чиновниками, редакторш – с редакторами, депутаток – с депутатами, предпринимательниц – с предпринимателями. И действительно, эта тема равенства полов рассматривается до сих пор на любом профсоюзном конгрессе по женским проблемам и на любой конференции предпринимательниц, поскольку она закреплена юридически, но не воплощена на практике. Похоже, что несправедливый мир испытывает трудности в деле справедливого распределения своей несправедливости».

Ну а поскольку сегодня суббота, то реквестируем еще и кино посмотреть.
«Комплекс Баадер-Майнхоф» (Der Baader Meinhof Komplex, 2008)
Комплекс Баадер-Майнхоф (2008) — Der Baader Meinhof Komplex. Всё о фильме: дата выхода, трейлеры, фото, актеры. Отзывы зрителей и профессиональные рецензии. Рейтинг. Общие сборы и бюджет фильма. Интересные факты и ошибки в фильме.




​​52. #Bell_literature
Похоже, к нам возвращается литература с большой буквы. Странное дело, сколько ни твердили об её измельчании и даже «смерти», видно, в русской культуре она неистребима. Роман «Тридевять земель» Антона Уткина тому подтверждение.

О чём роман? Так ведь сразу и не скажешь, потому что тут и земство, и русско-японская война, и революция, и наша грешная современность, и протесты двенадцатого года, а ощущение целого всё равно присутствует. Что и является признаком настоящего искусства.

В центре повествования – несколько поколений дворянской семьи Казнаковых, мужчины которой по традиции служат на флоте. Значительная доля повествования приходится на годы перед 1-й мировой, вторая по объему часть — на эпоху Болотной и Сахарова.

Если не считать «Тихого Дона», то в нашей литературе отсутствуют произведения, повествующие о последних двух предреволюционных десятилетиях (Арцибашев не в счёт), а уж о самоуправлении, земстве и правовой мысли не стоит и говорить. Также это первое художественное произведение, которое говорит о протестах 2011-2012 годов. Задумайся, читатель, когда ты брал последний раз книгу, изданную в XXI веке и вписанную в текущую эпоху?

Ещё одно развитие традиции: «проклятые русские» вопросы решаются не в стиле Толстого, а весьма оригинальным способом: магистерской работой главного героя по праву и истории понятий, встроенной в само повествование романа.

Спрашивается, зачем в художественном произведении вмонтирована научная работа? Думаем, что таким образом автор сделал попытку показать, каким именно образом наше общество очутилось в том положении, в котором находится. Отсюда и сплетение современности и прошедших эпох. В развитии понятий, чему посвящена научная работа одно из героев, автор ищет ключ к сегодняшнему дню. Автор замахнулся на образ страны, и это, кажется, ему удалось.

Одно из достоинств романа - незаконченность современности, а также - некоторых сюжетных линий. Не все ружья выстреливают. Конец романа допишет каждый своими поступками в дне сегодняшнем.


52. #Bell_literature
«Тридевять земель». Отрывки:

Протестовать было весело и совсем не страшно. Провести несколько часов на морозе
с единомышленниками, а потом поужинать в хорошем ресторане с сознанием выполненного гражданского долга – это было комильфо. Хотя погода и хмурилась, атмосфера царила лёгкая, полиция вела себя миролюбиво и ничему не препятствовала, и на митингах даже появилась съемочная группа одной из студий "Мосфильма", приступившая к работе над картиной с трогательным сюжетом о любви омоновца и оппозиционерки. Эта история, обещавшая исторгнуть у зрителя слёзы человечности, должна была символизировать единство народа и административных органов, да многие в простоте душевной так и кричали: "Полиция с народом". Дюжие парни в чёрных шлемах, бронежилетах и поножах слушали, перетаптывались, неопредлённо усмехались…


…слово взял поэт, который охотно последовал скабрезной стезёй и провозгласил, что "история поставила на нас и положила на них". Сменивший его чемпион мира по шахматам говорил резко, быстро, умно, заявил, что категорически не верит власти и её обещаниям реформ, и возникла надежда, что своей деловой речью ему удалось прекратить разгул карнавальной культуры. "В следующем году, – оптимистично заключил чемпион, – я не сомневаюсь, мы сумеем добиться нормального
политического климата, когда после русской зимы придёт настоящая весна – весна политическая". Но когда на сцене появилась дочь первого мэра Санкт-Петербурга, стало ясно, что "они"в очередной раз "положили" на всех.

– Я Ксения Собчак, и мне есть, что терять, – закричала телеведущая, точно рванула на груди рубаху, но дальнейшие её слова потонули в свисте и возмущённом гомоне. Михаил смотрел на неё с каким-то горестным изумлением. Он просто не мог взять в толк, как ей, крестнице того самого человека, которого десятки тысяч людей дружно называют вором и подлецом,пришло в голову появиться здесь. Он дивился её наглости и в то же время искренне отдавал дань её выдержке, ибо для того, чтобы оставаться перед глазами ненавидящей тебя толпы хоть сколько-нибудь продолжительное время, требуется недюжинное присутствие духа.

Крестницу освистывали с редким единодушием. Впрочем, скоро выяснилось, что далеко
не все разделяют эти чувства. Какая-то очень дорого и модно одетая пара остановилась возле
Михаила, и мужчина вежливо поинтересовался:

– Скажите, пожалуйста, почему вы свистите?
Михаил хотел ответить внятно, однако так замёрз, настолько язык не слушался его, что он издал только несколько нечленораздельных звуков, и, наконец, отчаявшись что-либо объяснить, просто махнул рукой. Девушка в шиншилле брезгливо поморщилась.
– Пойдём, – потянула она за рукав своего друга, и Михаил смог ещё услышать, как она сказала: – Ты что, не видишь? Это гопник.

Если бы Михаил признался, что ел на завтрак овсяную кашу, а не рукколу, то она вцепилась бы ему в волосы.
Когда на сцене появился бывший министр финансов, какой-то сильно окоченевший, но всё ещё сохранивший остроумие парень, стоявший рядом с Михаилом, удивлённо сказал сам себе:
– О, глядишь, скоро и Крабэ подтянется.
Ожидались ещё несколько ораторов, но толпа уже редела. Ваня с другом тоже собрались уходить и потянули Михаила с собой. Откровенно говоря, он был рад этому, потому что мороз пробрал его до костей, а слушать новые исповеди грешников больше желания не было….

- - - -

Мало-помалу к нему приходило понимание истинной сути свершающихся событий. Внезапно он понял, чего так испугались власти: это был действительно стихийный протест, кото-рый с огромным трудом удалось увести в безопасное русло с помощью провокаторов, которых и сегодня, и две недели назад на трибуне было предостаточно.
– Обольщаться сейчас своей силой, это не просто глупость, это ошибка, – продолжил
Михаил свою мысль. – Власти на удивление умело выпустили пар народного протеста. А запис-
ные провокаторы просто использовали людей, единственно для принятия только им нужной
резолюции, как мандата на право считать себя вождями масс...


​​52. #Bell_literature
Уже давно мы хотели выпустить материал о современном политическом романе. Ставить Роберта Пенна Уорена — старо и избито. Английский политический роман — неактуально и неприменимо к нашим условиям.

Мы бы никогда не отыскали эту книгу, если бы не передача Дмитрия Быкова на Эхе Москвы.
«Где современный роман?» Да вот, лежит современный роман! Правда, там часть происходит в прошлом веке, а часть — сейчас. И чего-то никто из издателей не рвется его издавать — не потому, что он массивен по объему, а потому, что там названы конкретные имена.»

Так мы нашли книгу А.Уткина «Тридевять земель». И слово Быкову: «Меня просто очень раздражает, раздражает ситуация, когда о современности не пишет никто. Ну, отпугнули как-то общими усилиями — или потому, что сразу начинаются упреки в журнализме, или потому, что (и что более серьезно) сразу начинаются упреки в клевете, русофобии и разжигании. Конечно, в таких условиях, в таких обстоятельствах повальной интеллектуальной трусости никакой книги о современности быть не может.

В то время как роман Антона Уткина, половина действия которого происходит во время земской реформы, а вторая половина — во время болотных событий, лежит и ждет своего издателя…. Это проза очень высокого класса.»

Не меньше, чем Быкова нас раздражает интеллектуальная трусость. Литература делается литературой лишь тогда, когда прикасается к проблемным местам. И мы расскажем вам об этой книге.


Forward from: Empire Burns
Привет коллективу "Батенька, да вы трансформер"!

Я к вам по вопросу об этом тексте. Текст-то отличный, но есть в нём один очень неприятный момент, где вы ставите слово "анархия" в один ряд с какой-то непотребщиной.

Так вот. Пока на вас не налетел отряд решительных, смелых, боевых неоанархистов, по-хорошему прошу: выучите матчасть и перестаньте использовать слово "анархия" как синоним слова "беспорядок". Анархия это сложно организованная система общественных отношений, до которой нам всем ещё расти и расти. А то, что вы назвали "анархией" - как раз нормальный расклад при капитализме и авторитарных режимах, которые стараются усыпить нас мифами о "стабильности" и "порядке".

Журналисты должны внимательно следить за терминами, которые они используют в текстах. Скатываться до штампов - плохо, очень плохо. Эти штампы идут из далёкого прошлого, когда анархистов пытались подавлять во всех печатных СМИ. Об этом, например, отлично писала Эмма Голдман, которую американская пресса демонизировала и выставляла в самых мрачных тонах. "Прометей" уже давно собирает и публикует интересные карикатуры на анархистов, которые распространяли европейские и американские СМИ прошлого столетия. Именно такая постоянная травля и привела к тому что слово "анархия" у людей начало плотно ассоциироваться с полным адом и ужасом.

Хорошая независимая журналистика - особенно в России - не должна идти на поводу у консервативной мысли и использовать штампы консерваторов. Быть анархистом в России сейчас - смело и прогрессивно. Если мы хотим вытащить из-за решётки невиновных молодых ребят, которых пытали только за то что они - анархисты, мы должны вести работу и на семантическом фронте. Мы, журналисты, блоггеры, производители контента, должны участвовать в том чтобы изменять коннотации слова "анархист", изменять ассоциации, которые возникают у читателей наших текстов, когда они читают тексты об анархизме. Не употребляйте слово "анархизм" как синоним слова "беспорядок". Читайте современную анархистскую теорию. Пишите авторам анархистских каналов, если вам нужна консультация по литературе или помощь с интерпретацией какого-нибудь термина, связанного с анархизмом.

Но не плодите штампов. Каждый штамп сегодня - это следы от шуруповёрта завтра - при покорном молчании большинства, накормленного антианархистской пропагандой.




Появление статьи сумрачного кремлёвского постмодерниста Суркова пробудило канал от зимней спячки. «Прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица!». К просвещению! К просвещению!

По существу, каждое предложение в статье можно снабдить многостраничным комментарием об антинаучности сурковских тезисов. Надеемся, что грамотный ответ не заставит себя ждать и мы разместим фактчек на нашем канале. Но пока информационные ресурсы обсасывают содержание этого сочинения, а учёные собираются с мыслями и отирают пот со лба, мы хотели бы попробовать объяснить причину появления такой несусветной чуши.

Первое, что бросается в глаза — это всепроникающий мистицизм текста. Кажется, будто автор прочитал "Золотую цепь" Мигеля Серрано, где утверждается, что Гитлер - это Бог, СС - орден меченосцев. Евреи же владеют чёрной магией и с её помощью манипулируют всеми институтами земли и создают абстрактное, рационалистическое, механическое общество, чтобы помешать духовному совершенствованию арийцев. Нечто подобное мы встречаем и в тексте В.Ю.Суркова применительно к России и путинизму.

Этот текст, кажущийся разумному читателю бредом и вызывающий не самые лестные аналогии, является лишь следствием стремления к построению внутренне непротиворечивой картины миры. Будучи одним из немногих интеллектуалов действующей власти, Владислав Юрьевич тяготится невозможностью комплементарной легитимации режима. Это оказалось невозможно сделать через рационалистическое построение концепции суверенной демократии. Тогда он обращается к мистицизму и конспирологии, в которых каждая новая теория способна лишь усиливать предыдущую.

В завершенном виде эта модель не может быть примерена с научными знаниями о мире. Никакое предложение не может быть в ней и доказано, и вместе с тем опровергнуто a posteriori. Чтобы убедиться в абсурдности построений кремлевского постмодерниста, предлагаем вам почитать книгу основателя эзотерического гитлеризма Мигеля Серрано и обнаружить их глубокое духовное родство.




​​​​​​51. #Bell_history

Поздравляем с наступающим Рождеством и выкладываем маленький очерк об истории этого праздника. Наверное, многие слышали, что рождественские ритуалы (елка, подарки, торжественный ужин и официальный выходной) появились еще задолго до начала нашей эры и не были связаны с христианством. Праздник, впоследствие ставший Рождеством Христовым, начинался как миф о прошедшем Золотом веке, затем его переняли древние греки, римляне и, наконец, европейская христианская цивилизация. Древняя история наполняет смыслом, казалось бы, незначительные мелочи и заставляет прочувствовать связь настоящего с самым давним прошлым нашей цивилизации. Приятного чтения!


А посмотрите интервью Мединского Николаю Солодникову на канале "Ещёнепознер", если еще не смотрели. Не будем пересказывать содержание, а просто приведем пару цитат министра культуры:
- "Россия и Украина — это как Британия и Ирландия"
- "Утомленные солнцем — великое кино"
- "Мы [русские] каемся больше всех, в этом достоинство великого народа"
- "Иван Грозный не потому самый ужасный царь своего времени, что больше всех наубивал, он просто каялся больше всех"
- "Они свободны свободны об это говорить, мы свободны давать оценку таким разговорам"

https://youtu.be/e9ZkenhOmCI
Мединский: хороший, плохой, злой #ещенепознер
Это интервью получилось настолько насыщенным, что мы рекомендуем посмотреть его минимум два раза #дваждылучше Мы на связи: ВК — https://vk.com/eshenepozner F...




​​50. #Bell_law, #Bell_politics

Товарищ Павлик

Согласно новому опросу "Левада-центра", рекордные за последнее десятилетие 66% россиян сожалеют о распаде СССР. Ностальгия по Советскому Союзу в последнее время не просто испытывается значительным процентом населения, но также используется государством в политико-правовой сфере.

В Крыму возбуждено очередное дело за «несообщение о преступлении» в отношении крымского татарина, который не посчитал нужным донести на своего знакомого, якобы воюющего в Сирии. Год назад был вынесен обвинительный приговор в отношении жителя Астрахани, который также не донес на знакомого, который мог проходить обучение в Ираке и участвовать в одной из террористических группировок.

Обязанность писать доносы появилась в России с введением в Уголовный кодекс статьи 205.6 «Несообщение о преступлении», которая была принята в рамках одиозного «пакета Яровой» и расширила в российском уголовном праве использование института прикосновенности к преступлению. Поэтому с 2016 года бдительный россиянин должен сообщить чекистам о террористических преступлениях своих друзей, знакомых и любовниц. Каким образом обычный человек может установить «достоверность сведений» о преступлении и, тем более, самостоятельно принять решение о конкретной уголовно-правовой квалификации действий своего уехавшего в Ирак друга, видимо, никто особо не задумался. А поскольку статью протащили в УК в «пакете Яровой», все внимание медиа получила лишь обязанность операторов хранить переписку. Общественной дискуссии и резонанса не вышло, а в научной литературе даже за прошедшие два года критических отзывов о новелле тоже не появилось.

Помимо всеобщего молчаливого согласия с императивом доносительства, поражает и противоречие нормы действующему законодательству: из круга субъектов исключены лишь родственники «преступника», поэтому священники и адвокаты в нарушение своих профессиональных правил тоже должны строчить доносы на своих доверителей и прихожан. Справедливости ради, нужно отметить: законопроект об исправлении ошибки существует, но о сроках его реализации пока что ничего неизвестно.

Юридическая норма играет в обществе роль универсализации общественных отношений и сведения их единому стандарту. Как отмечал Пьер Бурдье, «эффект универсализации является одним из наиболее мощных механизмов, через которые осуществляется символическое доминирование или, иначе говоря, легитимация определенного социального порядка. Узаконивая практические принципы стиля жизни господствующего класса в виде формально непротиворечивой совокупности официальных и, по определению, "универсальных" правил, юридическая норма реально формирует практики совокупности агентов вне зависимости от условий и стиля их жизни. То есть эффект универсализации, который можно было бы назвать эффектом нормализации, удваивает социальное влияние, оказываемое легитимной культурой и ее носителями, чтобы придать системе юридического принуждения всю ее практическую силу».

Если мы принимаем эту позицию (а аргументы против пока не находятся) на фоне молчания общества, то законодательное введение ответственности за недоносительство оказывается лишь легитимацией и усилением культуры доносов, которая до сих пор тлеет (возможно, даже разгорается с новой силой) в нашем обществе.

Для осознания ужаса ситуации, прочитайте важную статью профессора Макаренко о феномене доноса в современной России.


​​​​​​Прочитайте прекрасный лонгрид-интервью с профессором "Шанинки" Г. Юдиным об атомизации (или "нездоровом индивидуализме") российского общества. Собеседник "Новой" утверждает, что коллективизм перестал быть ценностью и характеристикой российского общества еще во времена позднего СССР, уступив место надежде только на себя и отсутствию солидарности. Такой образ мысли не дает увидеть связь человека с государством, выставляя последнее посторонней и часто враждебной силой. Государство отвечает взаимностью, концентрируя усилия на обеспечении благосостояния членов своего "цеха". В этой связи интересно, что прямо сейчас в России возникает потребность в здоровом коллективизме, которая зреет и ищет свой язык и свои институты.

Государство при этом занимает позицию то ли отстраненную (из-за своей глубокой деформации не может видеть процессы, происходящие вне его), то ли враждебную (включение граждан в политику положит конец нынешнему статус-кво главных выгодоприобретателей режима). Следовательно, государство либо не является субъектом важнейшего общественного процесса, либо представляет собой враждебную и преступную силу, с которой невозможно договориться. А каждый из этих вариантов наводит на серьезную обеспокоенность переспективой большого политического кризиса. После прочтения остается вопрос: что нам делать сегодня? Как справиться с мыслью, что благотворная социальная деятельность приведет к большому кризису с далеко неочевидным исходом?


Алексеев_С_С_У_истоков_Конституции.pdf
440.8Kb
Алексеев С.С. У истоков Конституции


​​​​49. #Bell_law

«Это было странное время, октябрь-декабрь 1993 года. В жестком столкновении президентской и верховносоветской властей как будто бы победила демократия».

25 лет назад воплотилась мечта о демократической Конституции России. Было обретено своего рода светское Евангелие, призванное утверждать общественное и государственное устройство страны, её ценности и перспективы. Несмотря на обширные государственнические напластования, этот документ ставит человека с его высоким достоинством и неотъемлемыми правами на первое место.

Десять лет назад один из авторов Конституции С.С. Алексеев в книге «У истоков Конституции» написал, что в конституционном тексте оказались учтены достижения конституционной культуры своей эпохи, которые, в целом, могут быть сведены к одной статье под номером 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов». С.С. Алексеев верил, что Конституция, несмотря на свои родовые травмы, ещё сможет раскрыть свой глубокий гуманистический потенциал и претворить его в жизнь.

«Когда прозвонит Колокол» поздравляет с 25-летием российской Конституции! Мы верим, колокол свободы прозвонит!



20 last posts shown.

280

subscribers
Channel statistics