Кот-юрист

@kotjurist Like 2

Полезные советы. Защита прав потребителей, кредиты, долги, страховки, застройщики, магазины (Россия).
Оглавление kotjurist.com/faq
Паблик vk.com/kotjurist
Бесплатная консультация юриста @catlawyer_feedback_bot или vk.com/paritetguru
Рекламу не публикуем.
Channel's geo & Language
Russian, Russian
Category
Lifehacks


Contact author
Channel's geo
Russian
Channel language
Russian
Category
Lifehacks
Added to index
28.08.2017 04:49
Recent update
24.05.2019 01:52
6 571
members
~3.4k
avg post reach
~290
daily reach
~15
posts per month
52%
ERR %
6.24
citation index
Forwards & channel mentions
154 mentions of channel
17 post mentions
22 forwards
Лайфхак
30 Mar, 20:13
6 Mar, 21:06
WWW !NFO
3 Jan, 07:41
GKHRAZVITIE
30 Dec 2018, 10:45
ЭнергоА++
29 Dec 2018, 22:30
жкхинфо
29 Dec 2018, 21:10
ЖКХ
29 Dec 2018, 10:20
ЖКХ
27 Dec 2018, 13:39
Е-ОСАГО
4 Dec 2018, 20:55
Е-ОСАГО
4 Dec 2018, 20:53
КОТЛОВАНЪ
17 Sep 2018, 08:48
Allright
2 Sep 2018, 23:19
ЖКХ
10 Aug 2018, 09:56
21 Jun 2018, 17:57
The Mad Insurer
21 Jun 2018, 17:50
ЖКХ
21 Jun 2018, 12:59
Полтинник
20 Jun 2018, 18:42
Дайджест ББ
20 Jun 2018, 18:17
24 May 2018, 23:17
28 Apr 2018, 23:53
ЖКХ
27 Apr 2018, 10:31
25 Mar 2018, 14:22
ЖКХ
23 Mar 2018, 08:37
жкхинфо
8 Mar 2018, 14:04
Energy Today
8 Mar 2018, 11:23
ЭнергоА++
8 Mar 2018, 10:44
ЖКХ
8 Mar 2018, 10:18
ФинПол
5 Mar 2018, 20:02
Realty & Finance
5 Mar 2018, 19:33
5 Mar 2018, 19:04
5 Mar 2018, 18:34
ЛАРИН ПРАВ
5 Mar 2018, 18:14
НалогPRO
5 Mar 2018, 18:09
Channels quoted by @kotjurist
ЖКХ
31 Dec 2018, 13:16
ЖКХ
21 Aug 2018, 18:06
Полтинник
21 Jun 2018, 17:59
Дайджест ББ
21 Jun 2018, 17:59
21 Jun 2018, 17:59
ЖКХ
21 Jun 2018, 17:59
The Mad Insurer
21 Jun 2018, 17:59
Павел Чиков
18 Apr 2018, 14:39
ЖКХ
22 Mar 2018, 13:03
5 Mar 2018, 18:03
Realty & Finance
5 Mar 2018, 18:03
НалогPRO
5 Mar 2018, 18:03
5 Mar 2018, 18:03
ФинПол
5 Mar 2018, 18:03
Lawread
5 Mar 2018, 18:03
ЛАРИН ПРАВ
5 Mar 2018, 18:03
ЖКХ
6 Feb 2018, 10:21
FinVeritas
22 Jan 2018, 18:47
banki
22 Jan 2018, 18:47
БонДовик
22 Jan 2018, 18:47
Мысли О...
22 Jan 2018, 18:47
Исаев
22 Jan 2018, 18:47
Recent posts
Deleted
With mentions
Forwards
Кот-юрист 8 May, 19:51
🚘 Оформили европротокол, но у потерпевшего поддельный ОСАГО

Всем известно, что если у виновника ДТП оказался поддельный ОСАГО, получить выплату со страховой компании не получится. На самом деле поддельный ОСАГО потерпевшего также может выйти боком - как самому потерпевшему, так и виновнику.

Случай из практики

Вот такой неприятной историей поделился с Котом-юристом один из читателей. Водитель с действующим полисом ОСАГО оказался виновником ДТП. Ущерб был невелик, да и ГИБДД настаивала, что можно обойтись без них. ДТП оформили европротоколом. Потерпевший обратился в страховую, но в выплате ему отказали. Страховая заявила: у потерпевшего поддельный ОСАГО, а значит, ваш европротокол недействителен. Потерпевший начал требовать деньги с виновника и угрожать судом.

Но ведь у виновника ОСАГО настоящий?

Да, и это значит, что при нормальных обстоятельствах за виновника должна платить страховая компания. Однако проблема здесь в другом. ФЗ об ОСАГО четко устанавливает случаи, когда возможно оформить ДТП с европротоколом. Если эти условия не соблюдаются, европротокол считается недействительным. То есть его не могут принять в качестве подтверждения обстоятельств ДТП.

В пункте 3.10 Правил ОСАГО есть список документов, которые нужно приложить к заявлению о страховом возмещении. Это, в том числе, извещение о ДТП (в нашем случае оно как бы не считается) и копии протокола / постановления / определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если оформляли ДТП с полицией). ГИБДД выдавать такие документы вряд ли согласится, ведь они сами не выезжали на место ДТП, да и времени уже прошло прилично.

❗️ Поскольку факт причинения ущерба и наступления страхового случая документально ничем не подтвержден, отказ страховой в выплате вполне логичен.

При каких условиях можно оформлять европротокол?

▫️
Столкнулись 2 машины.
▫️В ДТП пострадали только они (нет погибших и травмированных).
▫️У обоих водителей действующий #ОСАГО.
▫️Нет разногласий по повреждениям и обстоятельствам ДТП.
▫️Оба водителя составили и заполнили бумажный бланк извещения о ДТП.

Неужели ничего не сделать даже через суд?

Кое-что сделать можно, но для начала придется возместить потерпевшему причиненный ущерб - в досудебном порядке (по претензии) или по решению суда. У каждого из вариантов свои особенности.

▪️Добровольно - составьте грамотное соглашение о возмещении ущерба, подпишите с потерпевшим, переведите ему деньги по безналу. Есть риск, что в дальнейшем размер ущерба будет оспаривать потерпевший или страховая.

▪️По суду - привлеките к делу страховую ответчиком или хотя бы третьим лицом. Благодаря этому установленные решением суда обстоятельства будут обязательны для страховой (это называется преюдиция). Страховая в дальнейшем не сможет оспаривать установленную этим судом сумму ущерба и обстоятельства ДТП, а вам не придется доказывать их снова.

После выплаты ущерба потерпевшему обратитесь в свою страховую с претензией о возмещении этих сумм. Если ущерб был возмещен не страховой компанией, а виновником ДТП, он имеет право потребовать от страховой возмещения убытков. Так разъясняет Верховный Суд РФ в п.69 постановления Пленума №58 от 26.12.2017.

Как избежать подставы при оформлении европротокола?

▪️До оформления ДТП проверить полис ОСАГО второго участника через сайт РСА. Оформлять ДТП европротоколом только в случае, если полис действителен.
▪️Настаивать на оформлении ДТП с участием сотрудников ГИБДД - если проверить полис возможности нет, или он оказался поддельным, а также если вы не уверены в сумме ущерба и не можете договориться о вине и обстоятельствах ДТП.
▪️В случае разногласий дополнительно зафиксировать ДТП приложением ДТП.Европротокол. В нем есть и функция проверки полиса ОСАГО.
▪️Передать извещение о ДТП в свою страховую в течение 5 рабочих дней, чтобы избежать регресса от страховой.

#авто #страховки

Присылайте вопросы по страхованию в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist

Какой полис ОСАГО у вас?
📝 Обычный
📀 Электронный
🤡 Поддельный
👽 У меня его нет
📝 54
📀 73
🤡 6
👽 29
Read more
Кот-юрист 23 Apr, 13:58
​​🔄 Как вернуть деньги после отмены судебного приказа или решения суда?

Кот-юрист отвечает на множество вопросов по поводу кредитных долгов, судебных приказов и приставов. Как показывает практика, вы обычно хорошо знаете, что делать с судебными приказами о взыскании долга, и успешно справляетесь с их отменой. Сложности начинаются, когда по отмененному приказу уже арестованы счета и списаны какие-то деньги. Обычно люди считают, что при отмене приказа или решения суда уже взысканный долг вернут автоматом. Но почему-то этого не происходит.

На самом деле в таких случаях отмена приказа или решения - это только полдела. По идее судья должен самостоятельно решить вопрос о повороте исполнения. Это специальная процедура, благодаря которой должник или ответчик может получить обратно свои деньги, взысканные по отмененному решению суда. Проблема в том, что обычно судья вообще не знает, сколько денег уже успели взыскать. Поэтому для запуска поворота нужно писать в суд отдельное заявление.

Вот конкретные ситуации из моей практики, когда вернуть деньги можно с помощью поворота.

▪️ Артур обнаружил, что с его карты в пользу коллекторов списали старый долг по кредиту с вышедшим сроком давности. За 6 лет первоначальная сумма долга увеличилась в 8 раз. Артур смог сам через мирового судью отменить тот судебный приказ, по которому взыскивали этот долг, но для возврата денег этого оказалось недостаточно. Кот-юрист посоветовал Артуру написать тому же судье еще одно заявление - о повороте исполнения приказа, а затем взять в суде исполнительный лист и по нему взыскать деньги со счета коллекторов.

▪️ В 2014 году Настя взяла кредит в банке Ренессанс, но платить по нему не смогла: осталась без работы с маленьким ребенком на руках. Через 4 года внезапно арестовали зарплатную и дебетовую карты на 60 тысяч рублей - опять же, по судебному приказу. Приказ удалось отменить, арест приставы сняли, но деньги уже ушли в банк. Конечно, банк возвращать их добровольно не захотел. Получить деньги обратно помог поворот исполнения судебного приказа.

❗️Подробную инструкцию о том, как самому сделать поворот исполнения и вернуть деньги, а также образец заявления можно найти тут.

#кредиты #долги

Присылайте свои вопросы по кредитам и долгам в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist

P.S. В Телеграме изменились настройки приватности: теперь можно отключить ссылку на свой профиль при форварде сообщений. Если вы выставили себе такую настройку, учтите, что я не смогу ответить вам через котобот. Бот устроен так, что ваши сообщения приходят именно в виде форвардов. Если я отвечу на этот форвард, вы не получите ответ, т.к. он придет мне же. Поэтому, пожалуйста, отключайте эту настройку на время переписки.
Read more
Кот-юрист 11 Apr, 17:10
📦 Интернет-магазин отменил заказ и повысил цену

Мне часто жалуются, что интернет-магазин вдруг отменяет оформленный заказ и, ссылаясь на ошибку / изменение цены, предлагает доплатить. Можно ли добиться продажи товара по первоначальной цене?

Я слышал, что есть закон о публичной оферте

Да, в законе есть правила о публичной оферте. Публичная оферта означает, что магазин обязан заключить договор на озвученных условиях с любым обратившимся. Интернет-магазины обязаны подчиняться Правилам продажи товаров дистанционным способом (постановление Правительства РФ №612 от 27.09.2007). В п.12 Правил сказано, что предложение товара в его описании признается публичной офертой, если:
▫️оно адресовано неопределенному кругу лиц;
▫️оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
Магазин обязан будет заключить договор с любым покупателем, который выразит намерение приобрести предложенный в описании товар.

Имеет ли магазин право отменить заказ?

При отмене заказа магазин в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора с вами, а законом такое запрещено. В пункте 18 Правил сказано: обязательство передать товар возникает у магазина после получения от покупателя сообщения о намерении заключить договор. Договор купли-продажи будет считаться заключенным при выдаче документа об оплате заказа или с момента, когда магазин получил от вас сообщение о намерении купить этот товар. Таким сообщением по сути может быть присланное вам на электронную почту подтверждение заказа, если в нем есть данные о магазине, покупателе, товаре (наименование, марка, артикул, разновидность, количество, цена).

❗️ То есть отказаться от исполнения оформленного (и тем более оплаченного) заказа магазин не имеет права.

Магазин отказался продать товар по цене на сайте, как быть?

▪️Убедитесь, заключен ли у вас договор
Есть подтверждение заказа на электронной почте, и даже проведена оплата? Договор заключен.
▪️Учитывайте условия рекламных акций
Читатель Кота-юриста нашел ошибку на сайте крупного магазина электроники, которая позволяла купить сковороду со скидкой 5000 вместо 500 рублей. Покупатель решил воспользоваться щедрым предложением, заскриншотил цены и обратился на горячую линию. Магазин отказался продавать сковороду со скидкой и быстро исправил ошибку на сайте. По условиям акции нужно было добавить товар в корзину вместе с дополнительной услугой и оформить заказ. Покупатель же этого не сделал.
▪️Напишите в магазин претензию
Требуйте передачи оплаченного вами товара по цене, указанной в бланке заказа.

Поможет ли суд?

Теоретически - да, может помочь. На практике покупатели ограничиваются претензиями или просто идут в другой магазин. Судебной практики почти нет. Вот один пример.

Петербуржец оформил через интернет-магазин Связного заказ на ноутбуки по 10 и 40 рублей. Именно такая цена была указана на сайте. Магазин отменил оплаченный заказ и вернул деньги, и покупатель обратился в суд, требуя заключения договора купли-продажи по данным ценам. Суды мужчину не поддержали. Магазин предоставил доказательства, что заказ был отменен самим покупателем, ноутбуков такой модели в наличии больше нет, а с производства они сняты (дело 33-16296/2018).

Где искать правду?

Если в суд вы обращаться не хотите, но и простить магазину их выходку не желаете, есть более простые способы возмездия.
▪️Расскажите о проблеме в социальных сетях, в группе магазина, напишите пост на Пикабу. Есть шанс, что это привлечет внимание к поведению магазина и поможет решить вопрос.
▪️Напишите подробный отзыв о своем опыте покупки в этом магазине на сайтах-отзовиках.
▪️Если интернет-магазин является членом АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), можно отправить обращение туда.
▪️Напишите жалобу в Роспотребнадзор через интернет-приемную. Требуйте привлечь магазин к ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителей на информацию. Напомню, что с недавних пор они могут наказывать и товарные агрегаторы.

#ЗоЗПП

Присылайте вопросы по правам потребителей в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
📦 12
😻 38
Read more
Кот-юрист 28 Mar, 15:16
👺 Отказываюсь от страховки - банк требует вернуть кредит досрочно

Год назад канале Кота-юриста вышел пост о повышении ставки по кредиту при отказе от страхования. Теперь банки взяли на вооружение новый метод: отказывающимся от страхования заемщикам угрожают требованием досрочно вернуть весь кредит с процентами.

Законно ли это?

Интересно, что в законе действительно предусмотрено право банка потребовать от заемщика досрочного возврата всего кредита при неисполнении обязанности по страхованию. Об этом говорится в ч.12 ст.7 ФЗ о потребительском кредите. На деле все несколько сложнее, и воспользоваться этим своим правом банк может только при соблюдении ряда условий.

При каких условиях банк может требовать досрочного возврата кредита?

▪️В кредитном договоре прописана обязанность заемщика по страхованию.
Если в договоре сказано, что страхование является добровольным делом заемщика, значит, ответственности за отсутствие #страховки или отказ от нее быть не должно.
▪️Заемщик не исполняет обязанность по страхованию дольше 30 календарных дней.
Например, досрочно расторгает договор страхования или не продлевает страховой полис на новый срок.
▪️Банк письменно уведомил заемщика и дал ему минимум 30 дней.
На досрочный возврат кредита заемщику могут дать не меньше 30 календарных дней с даты направления банком уведомления. При этом придется выплатить проценты по кредиту за фактический срок кредитования.
▪️В договоре нет условия о повышении ставки по кредиту.
Центробанк в "Ответах на вопросы по применению Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (п.3.2) обращает внимание: предъявить требование о досрочном возврате всего кредита при отсутствии страховки банк может лишь в случае, если в договоре не прописана возможность повышения ставки по кредиту при отказе от страхования. То есть если в вашем договоре такая возможность указана, банк при отсутствии страхования может лишь повысить ставку. Это следует из ч.12 ст.7 ФЗ о потребительском кредите.

Неужели из-за страховки действительно могут взыскать весь кредит?

Практики по таким делам не очень много. Скорее всего, причина в том, что банки предпочитают использовать более надежные основания для досрочного расторжения кредитного договора. Например, наличие задолженности по кредиту. Если же заемщик не желает страховаться, на него пытаются повлиять другими способами: штрафами за просрочку предоставления страхового полиса или повышением ставки.

Вот пример из Мурманской области:
Местный банк МСКБ пытался судиться с заемщиком, который не внес очередной платеж за продление страхования ипотечной квартиры. Банк потребовал в иске досрочного возврата всего кредита и обращения взыскания на квартиру, но суд в итоге встал на сторону заемщика. Судьи обратили внимание на то, что заемщик продолжает гасить свой кредит согласно графику. В этом случае отсутствие страховки не может считаться настолько грубым и существенным нарушением, чтобы возвращать весь кредит досрочно и выставлять квартиру на торги.
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 10.02.2016 №33-468/2016

Банк угрожает подать в суд, если откажусь от страховки, как быть?

▪️Изучите условия кредитного договора.
Смотрите, является ли страхование для вас обязательным или добровольным. Также обращайте внимание на негативные последствия: повышение ставки по кредиту, неустойка за отсутствие страхования, возможность банка потребовать досрочного возврата кредита.
▪️Гасите кредит строго по графику.
Если банк отказывается принимать платежи, присылает требование о досрочном возврате кредита, закрывает счет, вносите платежи согласно графику в депозит нотариуса. Все документы о платежах сохраняйте.
▪️Жалуйтесь в Роспотребнадзор.
В кредитном договоре может быть пункт, ущемляющий права потребителя: неустойка за просрочку предоставления в банк нового договора страхования (см. дела А79-15308/2017, А68-3745/2016) или обязанность обеспечить непрерывное страхование жизни на весь срок кредита (дело А73-12801/2016).

#кредиты

Ваш @kotjurist
😻 54
🏦 2
Read more
Кот-юрист 14 Mar, 18:09
👷‍♂️Соседи не пускают в квартиру УК для ремонта и устранения аварии

Кот-юрист разбирается, как повлиять на соседей, которые постоянно заливают другие квартиры, но не открывают дверь и не дают УК устранить аварию или сделать ремонт.

Обязаны ли жильцы пускать УК в квартиру для ремонта?

Да, обязаны. Мой дом - моя крепость, но иногда для ремонта или устранения аварий придется пустить в квартиру представителей УК, работников аварийной службы и представителей контролирующих госорганов. Эта обязанность потребителей коммунальных услуг установлена в пп. «е» п. 34 постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011. Конкретно речь идет о допуске в квартиру в следующих случаях:
▪️в любое время - для ликвидации аварий
▪️по мере необходимости - для выполнения ремонтных работ и проверки устранения недостатков коммунальных услуг;
▪️не чаще 1 раза в 3 месяца в заранее согласованное время - для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.

Может ли УК зайти в квартиру против воли хозяина?

Нет, не может. На основании пп."б" п.32 постановления 354 УК может лишь требовать, чтобы их допустили в квартиру. Если хозяин квартиры по доброй воле отказывается пустить аварийную бригаду к себе домой, рабочие не имеют права вломиться в квартиру силой.

В доме ремонт / авария, но соседи не открывают дверь, как быть?

Иногда помогает вызов полиции. Есть шанс, что полицейским дверь все-таки откроют сами хозяева. Если и полиция бессильна, управляющей компании придется обращаться в суд с иском об обязании предоставить допуск в квартиру. Решение суда будет исполняться принудительно судебными приставами. При необходимости они смогут войти в квартиру, выбив дверь. Вдобавок придется компенсировать УК судебные расходы: госпошлину 6000 рублей и расходы на юриста.

Как бывает:
В Томской области в одном доме год сидели без отопления в полотенцесушителях: соседка с 4 этажа топила квартиры снизу и не пускала слесаря для устранения аварии. УК выиграла суд и пришла с приставами. Дама оказывала сопротивление и сломала приставу палец. В квартиру все-таки вошли, соседке дали штраф за воспрепятствование законной деятельности пристава (17.8 КоАП РФ), возбудили уголовное дело о публичных оскорблениях и применении насилия к представителю власти.

Как быть при заливе квартиры?

▪️Сразу сообщить об аварии в диспетчерскую УК.
▪️В течение 12 часов с подачи заявки УК обязана выйти и составить акт.
▪️Сфотографировать поврежденные заливом потолки, стены и предметы, снять видео.
▪️Вызвать независимого оценщика для оценки причиненного ущерба. Собрать чеки и документы, подтверждающие стоимость пострадавших вещей, затраты на ремонт и стройматериалы.
▪️Направить соседям претензию о возмещении ущерба.
▪️Подать в суд иск о возмещении ущерба.

Соседи постоянно заливают, но не пускают в квартиру, что делать?

Переезд не гарантирует избавления от проблемных соседей, да и подойдет не всем. Поэтому придется каждый раз по суду наказывать соседей рублем. Но есть еще пара вариантов.
▪️Страхование квартиры от ущерба при заливе
Главное преимущество страховки - не придется взаимодействовать с соседями и требовать от них компенсацию ущерба. После залива обращайтесь в страховую компанию за возмещением по страховке. После выплаты возмещения страховая получит право взыскать эту сумму с соседей. Конечно, не исключено, что и страховая откажется платить. Но обычно получить деньги с крупной страховой компании проще, чем с соседей.
▪️ Жалоба в жилищную инспекцию
Одной семье из Магадана надоело, что их заливает соседка. Они пожаловались на несогласованную перепланировку в квартире соседки в жилинспекцию, но женщина не пустила в квартиру и чиновников. Тогда инспекция добилась права зайти с проверкой в эту квартиру через суд и приставов. Нашла ли в итоге жилинспекция несогласованную планировку в квартире несговорчивой соседки, история умалчивает.

#жкх

Присылайте свои вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
🐱 68
🔧 13
Read more
Кот-юрист 6 Mar, 20:08
🚙 Как убрать брошенную во дворе машину?

Приходит весна, и возле дома начинают пробиваться из-под сугробов "подснежники" - разбитые бесхозные машины. Кот-юрист выясняет, что делать с брошенными во дворе автомобилями.

Можно ли убрать автохлам самостоятельно или с помощью УК?

Нет. Несмотря на то, что машина брошена, разбита, и долгие месяцы никто не проявляет к ней интереса, она по-прежнему является чьей-то частной собственностью. Частная собственность охраняется Конституцией и законом. Это означает, что распорядиться машиной, переместить ее или увезти на свалку, может только собственник. Ни соседи по дому, ни управляющая компания не имеют права сами предпринимать что-либо с брошенным #авто, даже если оно оставлено на придомовой территории. Однако всегда можно жаловаться местным властям.

Как сделать, чтобы убрали бесхозную машину со двора?

▪️ Подайте заявку на уборку брошенной машины.
Уборкой бесхозных авто занимаются местные власти (районная управа, мэрия, администрация города или района), а конкретно отделы благоустройства и городского хозяйства. Заявки могут принимать по телефону, электронной почте, через интернет-приемную, в письменном виде. В Москве заявку можно оставить на портале Наш город, по Московской области - на Доброделе.
▪️ Власти свяжутся с собственником авто.
В ходе рейда муниципалитет оставит на брошенных авто предписания, а с их хозяевами попробуют связаться официально по почте. В предписании укажут срок, в течение которого нужно добровольно убрать машину.
▪️ Машину вывезут на штрафстоянку.
Отсюда ее еще может забрать собственник, предъявив документы на авто. Также придется возместить местным властям расходы на эвакуатор и хранение на штрафстоянке по единым утвержденным тарифам. В Москве эвакуация легковой машины обойдется в 3000-5000 рублей, сутки хранения на стоянке - 1000 рублей.
▪️ Машину признают бесхозяйной и уберут.
Такой иск подает в суд местная администрация, чтобы получить право распоряжаться машиной. На основании решения суда мэрия станет собственником машины и сможет утилизировать ее.

Когда машину могут признать бесхозяйной?

Вообще бесхозяйной могут признать не только машину, но и любую другую брошенную вещь, от которой собственник отказался. Движимые вещи стоимостью меньше 5 МРОТ (500 рублей) может забрать себе собственник земельного участка, где оставлена вещь, просто начав ими пользоваться. Более дорогие движимые вещи необходимо признавать бесхозяйными через суд. Иск может подать новый владелец вещи на основании статьи 226 ГК РФ.

Местные власти принимают специальные правила благоустройства, в т.ч. по части борьбы с брошенным автохламом. В этих правилах указывается, какие конкретно машины могут быть эвакуированы. Например, в Москве кандидатами на эвакуацию станут разукомплектованные машины без номеров, дверей, колес, стекол, капота или крышки багажника и с признаками долгого пребывания без движения.

Оставил сломанную машину во дворе, а ее увезли на штрафстоянку!

Чтобы этого не случилось, храните машину в гараже или на платной стоянке. Если такой возможности нет, поинтересуйтесь, какие машины в вашем городе признаются брошенными и подлежащими утилизации. Следите, чтобы машина не стала кандидатом на вывоз. Если местные власти потребовали убрать авто, лучше подчиниться. Самостоятельная доставка машины на стоянку или авторазборку встанет в меньшую сумму, чем эвакуатор и плата за хранение на штрафстоянке. При сдаче в разборку не забудьте снять машину с регистрации в ГИБДД, чтобы остановить начисление транспортного налога.

❗️ Кстати за брошенную бесхозную машину могут оштрафовать. По ч.1 ст.8.8 КоАП Москвы размер штрафа для граждан составляет 1000-3000 рублей, в Петербурге по ст.30 КоАП СПб - 3000-5000 рублей.

Присылайте свои вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
🚙 Спасибо, уберем хлам к весне! 32
😻 Привет, Кот! 92
Read more
Кот-юрист 1 Feb, 17:00
📝 Куда жаловаться на микрофинансовые организации (МФО)?

МФО раздают #кредиты гораздо охотнее банков, но клиенты часто жалуются на завышенные проценты и жесткие методы взыскания долгов. В сегодняшнем посте Кот-юрист разбирается, куда обращаться в случае проблем с микрофинансовыми организациями (МФО).

🏦 Банк России

Для всех МФО главным контролирующим органом является Центробанк. В первую очередь ЦБ проверяет, насколько деятельность МФО соответствует федеральному закону №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Еще ЦБ ведет особый реестр МФО. Если компания включена в этот реестр, ей можно выдавать микрозаймы. Если фирмы в реестре нет, но она все равно дает деньги в долг, это нелегальный кредитор.

Еще ЦБ может исключить МФО из реестра, если она неоднократно в течение года нарушит требования 151-ФЗ, а также ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Такие прецеденты уже есть: в январе 2019 ЦБ исключил из реестра 2 МФО именно за нарушения закона о потребкредите. Жалобы нужно адресовать Службе ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Подать жалобу можно через интернет-приемную.

На что жаловаться:
▪️ Микрозаймы выдает фирма, не включенная в реестр ЦБ.
▪️ Полная стоимость кредита (ПСК) превышает среднерыночный размер больше чем на треть - ПСК указывается на 1 странице договора в правом верхнем углу, предельные размеры каждый квартал публикует ЦБ.
Практика: А56-82436/2016, А33-18217/2016.
▪️ МФО не передает данные на заемщиков в бюро кредитных историй
Практика: А65-10611/2017.
▪️ МФО не размещает свои правила предоставления займов в офисе и на сайте.
Практика: А79-40/2015, А73-7265/2016.
▪️ МФО при взыскании просроченного долга использует не предусмотренные законом способы
Практика: А40-160777/2016 (расклеивали листовки с персональными данными заемщика), А40-145836/2016 (не сообщали заемщику по телефону почтовый адрес МФО).
▪️ МФО начисляет проценты сверх предельно возможного размера - по кредитам и займам со сроком возврата до 1 года больше нельзя начислять проценты и неустойку, если сумма процентов и неустойки достигла 2,5 размеров суммы займа.
▪️ МФО штрафует за досрочный возврат микрозайма или берет плату за дополнительные услуги без согласия заемщика - например, комиссию за продление срока микрозайма.
▪️ МФО в одностороннем порядке поднимает % по займу, сокращает срок возврата, вводит комиссии.

Чего требовать в жалобе:
выдать предписание об устранении нарушения, исключить из реестра МФО, возбудить административное дело по ч.1 ст.15.26.1 КоАП (непередача данных в БКИ), ч.2 ст.15.26.1 КоАП (неразмещение правил выдачи займов), ч.5 ст.15.26.1 КоАП (не предусмотренные законом действия по взысканию долга), ч.9 ст.19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания ЦБ).

🏢 Роспотребнадзор

Поскольку клиенты МФО - обычные граждане, а займы выдаются для личных нужд, МФО обязаны подчиняться требованиям закона "О защите прав потребителей". Жаловаться в Роспотребнадзор имеет смысл, если в текст договора с МФО включили условия, ущемляющие права потребителя, или МФО не предоставляет клиентам нужную информацию. Жалобу можно подать через интернет-приемную Управления Роспотребнадзора по своему региону.

На что жаловаться:
▪️ В договоре нет условия о возможности запрета уступки коллекторам - если написано: заемщик согласен на уступку, а поля для отказа нет.
Практика: А57-25318/2017, А49-10977/2017.
▪️ Незаконные комиссии - в т.ч. за досрочное погашение микрозайма, за изменение условий договора займа в части освобождения от страхования жизни.
▪️ Договорная подсудность - договор разрешает подавать иски только по месту нахождения МФО, право заемщика на выбор суда ограничено.
▪️ Не предоставлена информация по ФЗ о потребительском кредите (займе) - например, о бесплатных способах погашения займа в городе заемщика.

Чего просить в жалобе:
выдать предписание об устранении нарушения, возбудить административное дело по ст.14.8 КоАП (ч.1, 2).

❗️ Куда еще можно жаловаться на МФО, читайте здесь

Ваш @kotjurist
🙋‍♂️ Отлично, давно хочу пожаловаться 29
👨‍💼 Не беру кредиты в МФО 76
🕺 Не беру кредиты 103
Read more
Кот-юрист 18 Jan, 16:29
🔎 Агрегаторы информации о товарах и услугах: что это?

С 1 января 2019 вступили в силу важные изменения в закон "О защите прав потребителей" по поводу покупок в интернете через товарные агрегаторы. Кот-юрист разбирается, что это за агрегаторы и какую они несут ответственность.

Что за агрегаторы информации о товарах и услугах?

В обиходе товарными агрегаторами называют сайты, помогающие искать товары или услуги и сравнивать цены у разных продавцов. Это могут быть торговые площадки, поисковики авиабилетов или страховок, сервисы бронирования отелей, агрегаторы такси. Но не каждый из таких сайтов будет считаться агрегатором в смысле ЗоЗПП. Закон говорит о владельце агрегатора информации о товарах (услугах), который должен отвечать следующим условиям:
▪️это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
▪️у него есть специальная программа для ЭВМ (например, мобильное приложение) или сайт в интернете;
▪️этот сервис дает покупателям возможность посмотреть предложения товаров и услуг + заключить договор с продавцом / исполнителем + оплатить товар через владельца агрегатора.

❗️ Если оплата производится непосредственно на сайте магазина, поисковик товаров и услуг не считается владельцем агрегатора информации о товарах или услугах.

Например, владельцем агрегатора не являются Aviasales, Skyscanner, Яндекс Маркет: для оплаты они переадресовывают покупателей на сайт авиакомпании или магазина. Беру, GoodsRu, Delivery Club, Aliexpress, ТутуРу, Яндекс Такси, BookingCom и Amazon принимают платежи сами, поэтому с точки зрения ЗоЗПП являются владельцами агрегаторов информации о товарах и услугах.

За что отвечают агрегаторы перед потребителями?

Агрегаторы - это поисковики данных, поэтому на них возложили ответственность за предоставление потребителям информации. Вот какие данные обязан сообщать на своем сайте владелец агрегатора:
▪️ Информация об агрегаторе и продавце / исполнителе - фирменные наименования компаний или ФИО предпринимателей, адреса, режим работы, ОГРН / ОГРНИП, а также данные об изменении этой информации. Сведения о продавце можно заменить ссылкой на его сайт. Продавцы обязаны сообщать все эти данные агрегатору, а если что-то меняется, информацию надо обновить в течение 1 рабочего дня.
▪️ Информация о товаре или услуге - агрегатор отвечает за полноту и достоверность информации, на основании которой потребитель заключает договор. Но если агрегатор публикует информацию от продавца в неизменном виде, ответственность все-таки на продавце.

Можно ли требовать от агрегатора возврата денег?

Агрегатор - это посредник, и договор на покупку или услуги заключается между потребителем и продавцом (исполнителем). Поэтому претензии по дефектам или обмену качественного товара придется писать магазину / исполнителю. Но есть моменты, за которые перед покупателем отвечает сам агрегатор.
▪️ Возмещение убытков - если агрегатор предоставил неполную или недостоверную информацию, на основании которой был заключен договор, п.2.1 ст.12 ЗоЗПП.
▪️ Возврат предоплаты - если магазин просрочил доставку или оказание услуг, и покупатель отправил ему претензию об отказе от договора, можно подать агрегатору претензию о возврате предоплаты. На возврат дается 10 дней. Агрегатор может отказать в возврате денег, если магазин предоставит доказательства вручения товара потребителю, п.2.2-2.3 ст.12 ЗоЗПП.

Куда жаловаться на агрегаторы?

Жаловаться на агрегаторы товаров и услуг можно в Роспотребнадзор. В п.2 ст.40 ЗоЗПП и постановлении Правительства РФ №412 от 02.05.2012 теперь прямо предусмотрено: Роспотреб проводит проверки владельцев агрегаторов на соблюдение требований ЗоЗПП. За нарушения Роспотребнадзор сможет выдать агрегатору предписание, привлечь к ответственности по КоАП, подать в суд иск о защите неопределенного круга потребителей / ликвидации владельца агрегатора за неоднократные или грубые нарушения. Также владельцу агрегатора можно предъявить иск о защите прав потребителя. При этом не надо платить госпошлину по иску до 1 млн рублей и можно судиться в своем домашнем суде.

#зозпп

Ваш @kotjurist
🐱 41
🛍 13
Read more
Кот-юрист 11 Jan, 15:07
🚘 Банк требует передать оригинал ПТС, законно ли?

Если вы получаете автокредит, банк заберет вашу машину в залог. Машина остается у вас, но банк потребует оригинал ПТС (паспорта транспортного средства). Кот-юрист выясняет, насколько это законно.

Зачем банки забирают оригиналы ПТС?

Требование банка отдать ПТС на залоговую машину - вполне обычное дело для России. Если вы посмотрите программы автокредитования на сайтах банков, там может быть прописано условие о передаче оригинала ПТС банку. Для банка это дополнительный способ подстраховаться. Без оригинала ПТС вы не сможете провести в ГИБДД регистрационные действия, если пожелаете продать кому-то #авто без ведома банка.

Что говорит закон?

На самом деле законодательство прямо не предусматривает право залогодержателя (банка) требовать от заемщика передачи подлинника ПТС на заложенный автомобиль. Вопросы выдачи ПТС регулирует совместный приказ МВД №496, Минпромэнерго №192 и Минэкономразвития №134 от 23.06.2005. В нем сказано, что паспорта транспортных средств хранятся у собственников или владельцев транспортных средств (п.15). И собственником, и владельцем авто при передаче его в залог остается сам заемщик.

Как я буду ездить на машине без ПТС?

Первое, о чем подумает любой водитель: а не оштрафуют ли меня ГИБДДшники за езду без ПТС? В уже упомянутом совместном приказе сказано, что наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспорта и его допуска к участию в дорожном движении (п.9). То есть ПТС на каждое авто должен быть, но нужно ли иметь его при себе во время езды?

Посмотрим Правила дорожного движения. По пп.2.1.1 ПДД у каждого водителя должны быть при себе водительское удостоверение (временное разрешение), регистрационные документы на авто и прицеп, полис ОСАГО. Ответственность за езду без документов установлена ст.12.3 КоАП РФ. По этой статье можно получить штраф за отсутствие:
▪️ регистрационных документов (свидетельство о регистрации, техпаспорт или технический талон);
▪️ таможенных документов по временному ввозу ТС;
▪️ полиса ОСАГО;
▪️ путевого листа или товарно-транспортных документов;
▪️ разрешения на такси.

❗️ То есть в законодательстве нет штрафа за езду без ПТС.

Отдавать ПТС банку или нет?

Кот-юрист советует внимательно изучить договоры автокредита и залога. Прописана ли там ваша обязанность передать банку оригинал ПТС и какие-то санкции за ее неисполнение? Если да, вам предстоит сделать выбор самостоятельно - либо исполнить не вполне законное требование банка во избежание санкций, либо готовиться к возможным претензиям банка и судам.

Что будет, если я не отдам банку оригинал ПТС?

Чаще всего договором предусматривается штраф за непередачу заемщиком оригинала ПТС в срок. Но многим заемщикам удается оспорить это условие, потому что оно ущемляет права потребителя.
Например, заемщице из Калмыкии не удалось вернуть ПТС из Росбанка.
Суд посчитал, что хранение оригинала ПТС в банке - дополнительный способ обеспечения исполнения заемщиком обязательств по кредиту, и он соответствует закону.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 24.03.2015 №33-203/2015
Жителю Коми удалось по суду признать незаконными действия банка Сетелем.
Банк списал штраф за несвоевременное предоставление оригинала ПТС из суммы очередного платежа по кредиту. Суд признал пункта договора недействительным. С банка взыскали компенсацию морального вреда и штраф и обязали вернуть ПТС.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 05.02.2015 №33-503/2015

❗️ Чуть больше судебной практики собрали тут.

Присылайте свои вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist

🚙 Просят - надо отдать
🏎 Оставлю ПТС себе
🛴 Не беру автокредиты
🚙 22
🏎 13
🛴 101
Read more
Кот-юрист 31 Dec 2018, 13:16
🎄 С Новым годом!

Все сейчас подводят итоги своего 2018, сделаю это и я. Для Кота-юриста это был очень сложный, но продуктивный год. В январе у меня появился персональный сайт, где теперь публикуются почти все ответы на вопросы, которые вы задаете мне в котоботе, на сайтах и через социалки. За год Кот-юрист ответил на своих сайтах и во всех социальных сетях более чем на 1606 ваших вопросов. Также со второй половины года я являюсь экспертом Яндекс Знатоков (497 ответов), СравниРу (95 ответов) и TheQuestion (41 ответ). Итого как минимум 2239 полезных и бесплатных советов, примерно по 6 в день.

Ваши вопросы стали для меня главным источником вдохновения. За год для этого канала написаны около 120 текстов, которые основаны на самых интересных и важных вопросах от вас. В 2018 году на канал стремительно ворвалась тема #жкх, которой, по правде сказать, раньше Кот-юрист побаивался. На этом месте хочется передать большой привет админу дружественного канала @gkhvsem. Ее пример показал мне, что даже на сложные и, на первый взгляд, скучные темы о коммуналке можно писать легко и доходчиво.

На Новый год обычно желают здоровья, счастья и много подарков от Деда Мороза. Я же желаю нам всем в новом году быть добрее и отзывчивее. Если плохо и трудно, вспомните о тех, кому еще хуже, и помогите им. Если вам помогли, не бойтесь говорить "спасибо". Каждый из нас может делать этот мир немного лучше. Надеюсь, что в этом году мне удалось сделать немного лучше ваш мир.

Спасибо за то, что читаете!
С наступающим и веселых каникул!

Котобот @catlawyer_feedback_bot во время каникул работает в обычном режиме.
Ваш 🐱
🎄С Новым годом, Кот! 133
Read more
Кот-юрист 29 Dec 2018, 17:56
🎁 5 историй о том, как грамотно дарить подарки

До нового года остались считанные дни, и все бегут в торговые центры, чтобы успеть купить подарки для друзей и родственников. В сегодняшнем посте невыдуманные истории читателей Кота-юриста, которые помогут вам избежать ошибок при выборе новогодних подарков.

▪️ Зубы дареного коня

Жена решила побаловать Виталия и подарила ему на день рождения айфон. Да, пришлось оформить кредит, зато муж будет доволен. Увы, подарок не пришелся в радость. Виталий, конечно, мечтал об айфоне, но о совсем другой модели. Праздничный день был испорчен, и Виталий кинулся за помощью к Коту-юристу. К сожалению, у меня не было для него хороших новостей, ведь абсолютно качественная техника по закону не подлежит возврату и обмену, даже с доплатой. Теперь Виталий придирчиво пользуется новым айфоном, чтобы успеть найти в нем хоть какие-то производственные дефекты и сдать в магазин по браку в первые 15 дней.

В этой же ситуации постоянно оказываются родственники пенсионеров, желающие купить им в подарок телефон. Как правило, телефон оказывается сложным для пожилого человека, экран и кнопки - слишком маленькими, а звук - слишком тихим. Обменять телефон на подходящий родственникам не удается по той же самой причине, что и у Виталия.

Совет:
Не покупайте в подарок технику, если не знаете точную модель и предпочтения именинника. Подарите сертификат или просто съездите в магазин вместе.

▪️ Подарки в кредит

Мне хорошо запомнилась история Елены, которая решила помочь своей подруге. Подруга очень хотела подарить своей дочери айфон, но денег не хватало, а кредиты нигде не одобряли из-за плохой кредитной истории и низкого дохода. Тогда Елена оформила кредит для подруги на себя. Прошло несколько месяцев. Дочь подруги щеголяет с новым айфоном. Подруга не платит по кредиту. Елена отбивается от коллекторов и банка, которые требуют #кредит с нее. Дочь Елены пишет Коту-юристу и пытается найти хоть какие-то способы помочь маме. Но сделать что-то достаточно сложно. Все документы по кредиту оформлены на Елену, и для банка именно она является должником. Подруге (теперь уже бывшей) Елена доверяла и даже не подумала взять с нее никакой расписки о возврате суммы кредита. Просто так забрать айфон, конечно, тоже нельзя, ведь теперь это собственность дочери подруги.

Совет:
Расстаться с подругой гораздо проще, чем с кредитом. При покупке подарков рассчитывайте на собственные силы и никогда не берите кредиты для других.

▪️ Когда заранее - плохо

В покупке подарков существуют две крайности. С одной стороны, никто не любит лихорадочно бегать по магазинам в поисках подарков в последний день. С другой, покупка подарков с запасом по времени тоже может выйти боком. В особенности это актуально для техники. Алексей заранее купил в подарок подруге айфон. За пару дней до праздничного события решил распечатать коробку и перепроверить, все ли в порядке, и нашел дефект. Отправился в магазин, но там предложили только оформить на гарантийный ремонт, потому что технически сложный товар, и первые 15 дней уже упущены.

Вспоминается мне еще история Марины, которая не заметила сразу в магазине дефекты экрана у телефона, предназначавшегося в подарок. В первые 15 дней Марина со своей претензией уложилась, но деньги сразу же, конечно, никто не вернул. По результатам проверки магазин ответил: все хорошо, забирайте телефон. Ненужный телефон остался у Марины, потому что за это время она успела купить имениннику другой подарок.

Совет:
Первые 14 и 15 дней на возврат и обмен товаров не продлеваются. Оставляйте себе и имениннику возможность на предъявление претензий в магазин, если что-то пойдет не так. Проверяйте работоспособность техники еще в магазине.

#зозпп

Дарите подарки грамотно, и пусть магазины не станут коварным Гринчем, который украдет ваше новогоднее настроение,
Ваш @kotjurist
🎁 58
🐱 12
Read more
Кот-юрист 27 Dec 2018, 12:28
А как обстоят дела с почтовыми ящиками у вас?
Опрос
  • 💌 Почта? Пользуюсь только электронной
  • 📮 У нас уже все хорошо, жалобы написаны
  • 📬 Спасибо за инструкцию, теперь наведем в доме порядок!
177 голосов
Кот-юрист 27 Dec 2018, 12:25
📭 Как добиться от УК замены почтовых ящиков в подъезде?

Наташа прислала Коту-юристу такую историю. Жители соседнего подъезда пожаловались в жилинспекцию, и УК по предписанию поменяла в подъезде почтовые ящики. Затем УК объявила, что раскидает стоимость замены ящиков на все квартиры - по 2,5 руб. с квадратного метра. Выясняем, как привести в порядок почтовые ящики в подъезде, и кто должен за это платить.

Являются ли почтовые ящики общим имуществом МКД?

Да, конечно. Перечень того, что относится к общему имуществу многоквартирного дома, установлен статьей 36 ЖК РФ, а также постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006. Хотя абонентские почтовые шкафы прямо в этих документах не названы, по своей сути они однозначно относятся к общему имуществу дома, ведь размещены вне границы квартир и находятся в общем доступе. Еще есть приказ Минрегиона РФ №45 от 01.06.2007, рассказывающий, как разработать инструкцию по эксплуатации МКД. В пункте 3.15 этой инструкции в качестве работ по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества упоминаются абонентские почтовые шкафы. Судебная практика также включает почтовые ящики в состав общего имущества МКД, см. дело А59-879/2017.

Кто должен устанавливать, ремонтировать и менять почтовые ящики?

Из статьи 31 ФЗ "О почтовой связи" следует, что почтовые ящики на первом этаже многоэтажных жилых домов изначально обязаны устанавливать строительные организации. Застройщики должны закладывать расходы на установку почтовых ящиков в смету строительства дома, а при приемке дома в эксплуатацию в комиссию даже входят представители почты. Ремонтом, обслуживанием и заменой почтовых ящиков занимаются собственники жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации. Если ваш дом относится к малоэтажной застройке, менять и ремонтировать почтовый ящик вы будете за свой счет.

За чей счет меняют и чинят почтовые ящики в МКД?

Если случилось так, что в вашей новостройке не оказалось почтовых ящиков, установку должен бесплатно произвести застройщик. Поторопитесь предъявить ему претензии в течение гарантийного срока на дом. В остальном в случае с многоквартирным домом ситуация не такая однозначная. С одной стороны, в той же 31 статье ФЗ "О почтовой связи" говорится об обслуживании и замене абонентских почтовых шкафов за счет собственников жилых домов. С другой стороны, стоит проверить свой договор управления домом: возможно, поддержание почтовых ящиков в нормальном состоянии уже включено в перечень работ УК и заложено в ваш тариф за содержание и ремонт.

В судебной практике встречается еще такое разделение. Если необходимость ремонта или замены почтовых ящиков вызваны естественным износом, это нормальный предпринимательский риск УК, и она должна выполнять работы за свой счет, даже когда это прямо не предусмотрено договором управления. Если же неотложные работы вызваны обстоятельствами, за которые УК не отвечает и не могла разумно предотвратить, тогда собственники помещений в МКД дополнительно компенсируют УК затраты на ремонт или установку новых почтовых ящиков. См. дело А49-6073/2016.

❗️ То есть развалившиеся от времени почтовые ящики УК восстанавливает за свой счет, ремонт же сломанных вандалами ящиков, скорее всего, дополнительно будут оплачивать жильцы.

Что делать, чтобы отремонтировали / поменяли почтовые ящики?

Прежде всего, написать заявление в управляющую компанию. Если УК не собирается ничего ремонтировать и менять, отправляйте жалобу в жилищную инспекцию. Послать жалобу можно через РосЖКХ. УК получают лицензии на деятельность по управлению МКД, поэтому жилинспекция может проводить в отношении них мероприятия по лицензионному контролю. Жилинспекция по вашей жалобе может выдать УК обязательное для исполнения предписание о ремонте или замене почтовых ящиков.

#жкх

Присылайте вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
Read more
Кот-юрист 18 Dec 2018, 17:09
📺 Продадут ли билет в кино, если я единственный зритель?

Как вы уже знаете, Кот-юрист отвечает на вопросы о защите прав потребителей на сервисе вопросов и ответов TheQuestion. Вот один из самых интересных вопросов, которые мне там задали.

▪️ Имеют ли право мне не продать билет в кино, если я первый зритель и покупаю только один билет за 10 минут до начала сеанса?

Нет, не имеют права. Вам должны все равно продать билет на этот сеанс, конечно, если вы попадаете в соответствующую возрастную категорию.

На что ссылаться?
Есть правила по киновидеообслуживанию населения (постановление Правительства №1264 от 17.11.1994), которым подчиняются все кинотеатры. В пункте 22 этих правил сказано, что заявленный в программе кинотеатра фильм должны показать независимо от того, сколько зрителей присутствует на сеансе.

Уже приобрели билет?
В таком случае ваш договор с кинотеатром считается заключенным, то есть кинотеатр обязан его исполнять. Поэтому, например, вас не могут заставить идти на какой-то другой сеанс. Замена фильма разрешена только в случае, если фильм потерян или испорчен. Конечно, в этом случае можно вместо просмотра забрать деньги.

Требуют купить еще билет?
Потребовать, чтобы вы привели с собой друга или выкупили еще один билет, кинотеатр также не имеет права. Навязывать дополнительные услуги за плату, в том числе предсеансовое обслуживание, кинотеатрам запрещено пунктом 14 правил киновидеообслуживания и статьей 16 #ЗоЗПП

❗️ Вниманию всех юристов:
Знаю, что вас довольно много среди моих читателей. У TheQuestion для вас интересное предложение. Все, кто разбирается в вопросах права и юриспруденции, могут вступить в группу для экспертов @calltq. Здесь редакторы TheQ выкладывают новые вопросы на тему права, на которые вы, как специалисты, можете ответить. Каждый участник получает бесплатную рекламу на сайте на собственный проект. Присоединяйтесь!

#вопросы

Присылайте вопросы на TheQ
Ваш @kotjurist
Read more
Кот-юрист 12 Dec 2018, 11:01
🚗 Автосалон навязал страховку в обмен на скидку

В нерегулярной рубрике #разводы Кот-юрист рассказывает, как обещанные автосалоном скидки выходят покупателям боком.

Как обманывают?

Покупателей заманивают в автосалон скидками. Обещают одну от дилера, другую - от завода, третью - за трейд-ин. Еще одну скидку можно получить, если купите в #кредит и застрахуетесь. Уже есть нужная сумма на счете или наличными? Возьмите кредит и погасите его досрочно хоть завтра! Где автокредит, там ОСАГО, КАСКО, GAP и страхование жизни. Последнее оказывается особенно дорогим - 80-100 тысяч рублей и даже больше. Конечно, клиент желает отказаться от страховки в первые 14 дней. Но, подав претензию в страховую, узнает о существовании особого доп.соглашения к договору купли-продажи #авто. По его условиям при отказе от #страховки нужно будет возвратить автосалону сумму предоставленной скидки. Часто страховка оказывается дороже, чем полученная скидка.

Вариант:
▫️
На стадии выбора машины с покупателя могут взять небольшой аванс по предварительному договору - чтобы было жалко отказываться от покупки.

В чем подвох?

▪️ Возврат страховки
Пострадавшие жалуются, что страховая может отказать в возврате денег / удержать из цены страховки более 90% административных расходов. Иногда львиную долю страховки забирает себе в качестве комиссии автосалон. Страховая же возвращает лишь малую часть. Также по доп.соглашению право на досрочный отказ от страховки может быть ограничено.
▪️ Претензии автосалона
По закону после заключения договора возможно изменить цену в предусмотренном договором случае (п.2 ст.424 ГК РФ). Такой случай как раз предусматривает подписанное с автосалоном доп.соглашение. Оно действительно и имеет силу, пока вы его не оспорите в суде. То есть автосалон вполне может выставить вам претензию и обратиться в суд.
▪️ Навязывание услуг
Навязывать дополнительные платные услуги запрещено статьей 16 #ЗоЗПП. Но можно ли считать навязыванием случай, когда клиент сам согласился купить страховку в обмен на скидку?

Как предотвратить?

Банально, но действенно: гуглите автосалон и читайте подписываемые документы. Любой кредит за счет процентов и страховок, включенных в сумму кредита, выходит дорогим. Цены на страховки тоже кусаются, и не от всех можно отказаться с возвратом денег. А ведь могут включить в кредит и другие допы. Если у вас уже есть вся сумма на покупку авто - не берите кредит. Без кредита авто не продают? Уходите.

Как решать?

▪️ Обратиться в страховую
Проверьте условия страховки и подайте заявление на отказ от нее в течение периода охлаждения (14 дней).
▪️ Подать жалобы
В Роспотребнадзор можно жаловаться на навязывание страхования, непредоставление информации и включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (ч.1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ, штрафы в бюджет до 20 т.р.). Пригодится видео с места событий. Попробуйте также жалобу в ФАС на нарушение ФЗ о рекламе (неполные условия акции в рекламе салона, ч.1 ст.14.3 КоАП, штрафы до 500 т.р.). Материалы проверок по жалобам и ответы можно использовать в суде.
▪️ Готовиться к суду
Скорее всего, решить вопрос без суда будет сложно. Либо иск подаст автосалон, либо вы. Ищите хорошего юриста по защите прав потребителей. Пытайтесь признать доп.соглашение с автосалоном недействительным. Если деньги не выплачивает страховая, можно судиться с ними. Готовьтесь отбиваться от встречного иска автосалона о взыскании скидки. Прогнозировать успех дела сложно. Если у вас уже есть реальная практика по таким делам, поделитесь с нами.

В котоботе @catlawyer_feedback_bot отвечаю всем, но если вы его заблокировали, ответ не дойдет
Ваш @kotjurist

Обманывали в автосалоне?
🚗 Да
🚙 Нет, у меня всегда все четко
🤠 Нет авто - нет проблемы
🚗 21
🚙 17
🤠 65
Read more
Кот-юрист 6 Dec 2018, 18:37
👘 Можно ли вернуть шубу, если она не греет?

Эльвира купила в сентябре норковую шубу. Надев ее на днях первый раз, поняла, что шуба не греет. Возможен ли возврат денег?

Эльвира, варианты возврата есть, но ссылаться лучше на объективные причины. Шуба не греет, стейк невкусный, новый цвет волос не идет - все это наши субъективные ощущения. Вопреки распространенному мифу абсолютно никакой товар нельзя сдать в магазин обратно только потому, что он не понравился или разочаровал. В случае с покупками, не оправдавшими ожидания, ищите другие поводы для обмена или возврата.

1️⃣ Качественные шубы можно менять в первые 14 дней.
В первые 14 дней качественную шубу можно вернуть или обменять, если она не подошла по размеру, расцветке и пр. Шуба при этом не должна быть в употреблении, и нужно сохранить на ней все бирки, ярлыки и т.п. К сожалению, вам это основание уже не использовать, т.к. прошло больше 14 дней с даты покупки, и вы носили шубу. Можно попробовать спросить о возврате в магазине, но заставить их забрать шубу нельзя.

2️⃣ На шубы часто дают гарантию.
В течение гарантийного срока можно сделать возврат или обмен по причине производственного недостатка. Есть шанс, что причина холодной шубы в дефектах выделки меха или нарушении технологии пошива. Шубу нужно сдать на проверку качества в магазин и написать претензию о возврате / обмене. Срок возврата денег по претензии составляет 10 календарных дней, в случае обмена — 7-20 дней.

Если магазин в ходе проверки не найдет никаких дефектов, можно самостоятельно отнести шубу на независимую экспертизу. С положительным заключением экспертизы повторно напишите в магазин претензию или сразу обращайтесь в суд с иском о защите прав потребителя. Расходы на экспертизу должен будет компенсировать магазин.

#вопросы #зозпп

Присылайте вопросы для этой рубрики в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
Read more
Кот-юрист 4 Dec 2018, 20:09
👵🏻 Мои пенсионные накопления незаконно перевели в НПФ

Кот-юрист выясняет, как пенсионные накопления незаконно переводят в НПФ, и что с этим делать.

Пенсионные накопления? Что это и где?

Потенциальная пенсия, как правило, состоит из 2 частей, страховой и накопительной. Страховая пенсия - это минимум, который государство будет платить каждому по достижении пенсионного возраста, если набрался страховой стаж и пенсионные баллы. Накопительную пенсию копят за счет отчислений работодателя в ПФР, собственных взносов, государственной программы софинансирования, материнского капитала. Эти накопления хранятся на индивидуальном пенсионном счете. Их можно получить по наследству и завещать.

По умолчанию накоплениями управляет государственная УК Внешэкономбанк (ВЭБ). Но можно передать накопления в частную УК из перечня ПФР или в негосударственный пенсионный фонд. НПФ инвестируют полученные средства, что помогает увеличить сумму накоплений за счет инвестиционного дохода. Если НПФ лишат лицензии или признают банкротом, гарантийное возмещение выплатит Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

❗️ Узнать состояние пенсионного счета и свой НПФ можно на Госуслугах или сайте ПФР.

Как обманывают с пенсионными накоплениями?

НПФ много, каждый заинтересован в привлечении новых клиентов, но не все делают это честно. Изменить НПФ можно 1 раз в год до 31 декабря, но только 1 раз в 5 лет при смене УК или НПФ гарантируется сохранение инвестиционного дохода. НПФ вынуждают клиентов менять НПФ досрочно, то есть с перспективой потери инвестиционного дохода.

Недобросовестные агенты НПФ могут обманом собрать данные людей (например, через поквартирный обход) и без их ведома оформить документы на перевод пенсионных накоплений - на бумаге или в электронном виде. Документы на переход в НПФ могут подсунуть вместе с кредитным договором, при оформлении страховки, в салоне мобильной связи, кадровом агентстве. Будьте бдительны и читайте, что подписываете.
▪️ По данным ПФР в этом году 81,2% заявлений на смену НПФ подаются через курьера. Подпись клиента на бумажном заявлении надо заверить нотариально в его присутствии. Для агентов НПФ это не проблема: все заверяют пачками у дружественного нотариуса.
▪️ Заявление на смену НПФ также может подаваться через Госуслуги или личный кабинет на сайте ПФР. Насторожитесь, если в частной компании вас просят что-то сделать через Госуслуги или требуют СНИЛС.

Мою накопительную пенсию незаконно перевели в НПФ, что делать?

Обратитесь с претензией на незаконный перевод и потерю инвестиционного дохода в сам НПФ, куда перевели ваши пенсионные накопления. Требуйте предоставить заверенную копию вашего заявления, на основании которого был сделан перевод, а также договора об обязательном пенсионном страховании. Есть альтернатива: до 31 декабря текущего года просто написать в ПФР заявление о переводе пенсионных накоплений обратно в прежний НПФ, но в этом случае потерянный инвестиционный доход не вернуть.

Куда жаловаться на перевод пенсионных накоплений?

▪️ Пенсионный фонд - в управление ПФР по месту жительства / пребывания нужно написать заявление о неправомерном переводе пенсионных накоплений в НПФ.
▪️ ЦБ РФ - Банк России - контролирующий орган для всех НПФ. Требуйте привлечь НПФ к административной ответственности по ч.10.1 или 10.2 ст.15.29 КоАП РФ (предоставление недостоверных данных и подложных заявлений в ПФР, штраф до 700 т.р.).
▪️ Полиция - заявление о преступлении нужно подавать, если вы стали жертвой мошенников из НПФ. Например, когда подписи на заявлении были сфальсифицированы.
▪️ Суд - по решению суда договор об обязательном пенсионном страховании можно признать недействительным. Если иск удовлетворят, новый НПФ обязан будет вернуть пенсионные накопления в ваш прежний НПФ или ПФР (государственный ВЭБ или частную УК). Только обращение в суд поможет восстановить утраченный инвестиционный доход.

Присылайте вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
А где ваши пенсионные накопления? – 15
🤷🏻‍♂️ Не знаю и не интересуюсь 20
👨‍💼 Зарабатываю на старость сам 23
💁‍♂️ Расходимся, пенсии не будет 82
Read more
Кот-юрист 28 Nov 2018, 11:34
💡 Кто должен ремонтировать подъезд - УК или застройщик?

Жители новостроек часто жалуются Коту-юристу, что УК не хочет устранять дефекты дома по их претензиям. Потом оказывается, что претензию надо было нести застройщику. Выясняем, какие дефекты в подъездах и общем имуществе МКД устраняет УК, а какие - застройщик.

Какой ремонт в подъезде делает УК?

Каждый месяц мы платим УК за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. В этот платеж заложены ремонтные работы, которые УК должна при необходимости или периодически выполнять без дополнительной платы. Что конкретно обязана ремонтировать УК за эти деньги, ищем вот в этих документах:
▪️ Минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества - постановление Правительства №290 от 03.04.2013. В нем подробно описано, какие именно повреждения фундамента, стен, кровли и прочего обязана проверять УК, а также указывается на их немедленное устранение или проведение восстановительных работ.
▪️ Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда - постановление Госстроя №170 от 27.09.2003. Здесь прописаны периодичность осмотров и текущего ремонта, а также сказано, как именно нужно устранять те или иные дефекты.
▪️ Договор управления МКД - прописываются нюансы с учетом специфики и расположения вашего дома. Жители домов с непосредственным управлением смотрят решение общего собрания. Если в доме ТСЖ или ЖСК, проверяйте устав ТСЖ или кооператива.

Как добиваться текущего ремонта от УК?

Сначала пишется заявление в УК с требованием ремонта. Если нормативные сроки устранения выходят, можно жаловаться в жилинспекцию / прокуратуру. За нарушение правил содержания и ремонта жилых домов УК могут оштрафовать по ст.7.22 КоАП РФ.

За какие дефекты дома отвечает застройщик?

Грубо говоря, застройщики отвечают за строительные дефекты в новостройках на гарантии. Если причина дефекта в нормальном износе дома или нарушения правил эксплуатации, застройщик за него не отвечает (доказывает это он сам). По ФЗ об участии в долевом строительстве (ч.5.1 ст.7) минимальный гарантийный срок на объекты долевого строительства составляет 5 лет, на технологическое и инженерное оборудование - 3 года. По условиям ДДУ могут дать более долгую гарантию. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование считается от самого первого акта приема-передачи по дому. По общему имуществу МКД судебная практика отсчитывает гарантию от даты акта о передаче общего имущества от застройщика УК (ТСЖ). Не проспите гарантию и сроки давности.

Пример: апелляционные определения Санкт-Петербургского горсуда от 02.05.2017 №33-4025/2017, Ленинградского облсуда от 23.03.2016 №33-1312/2016

Кто должен писать застройщику претензию по дефектам дома?

Вопреки распространенному мифу, писать коллективные жалобы застройщику от всего дома не обязательно. В судебной практике распространены 2 варианта подачи претензий и исков.
▪️ От одного или нескольких собственников квартир в МКД.
Обычно суды напоминают, что при приобретении квартиры ее собственник получает и долю в праве собственности на общее имущество МКД (ст.36 ЖК РФ, ч.5 ст.16 214-ФЗ). Поэтому собственник одной квартиры может предъявить от себя претензию застройщику об устранении дефектов общего имущества дома. Это не считается капитальным ремонтом дома, поэтому решение общего собрания собственников не требуется.
▪️ От уполномоченного общим собранием собственников МКД.
Также можно провести общее собрание, принять решение об обращении в суд и наделить кого-то полномочиями на подачу иска к застройщику от имени собственников - например, председателя совета дома. Пример: апелляционное определение Омского облсуда от 06.03.2018 №33-1033/2018.

Как понять, кому писать претензию?

Проверьте, действует ли гарантия на дом. Прикиньте, строительный ли это дефект. Сверьтесь с 290 постановлением и договором управления. Если гарантия на МКД вышла, и дефект не относится к обязанностям УК, решать вопрос о ремонте и его финансировании придется самим собственникам.

Присылайте вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
Написать про дефекты капремонта дома? – 10
😻 да 89
😾 нет 7
Read more
Кот-юрист 14 Nov 2018, 20:34
📱"Технически сложный товар, обмену и возврату не подлежит!"

Эту фразу вы часто слышите от продавца при попытке сдать обратно в магазин качественный смартфон или планшет. Продавцы ссылаются на 14 дней и на какой-то перечень. Кот-юрист выясняет, что из техники подлежит обмену, а что нет.

Какой такой перечень?

На самом деле перечней с технически сложными товарами два, и их часто путают.
▪️Постановление Правительства РФ 924 от 10.11.11 - работает при возврате / обмене товаров с дефектом.
▪️Постановление Правительства РФ 55 от 19.01.98 - для качественных товаров, которые не подошли. Сегодняшний пост про него.

14 дней

Многие покупатели искренне верят: в первые 14 дней можно вернуть в магазин что угодно и в каком угодно состоянии. Это не так. 14 дней даются только на возврат качественных товаров, у которых не подошли размер, цвет, комплектация, форма, габариты, фасон, расцветка. Еще 2 важных условия обмена / возврата - сохраненный товарный вид (не пользовались, есть упаковка) и отсутствие товара в 55 перечне. В обмене и возврате техники часто отказывают, поскольку в перечне есть пункт:
▫️11. технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.

Какую конкретно технику нельзя поменять?

Категории не подлежащей обмену и возврату техники прямо перечислены в 11 пункте в скобках. К части категорий отнести свою покупку можно без особых проблем:
▫️станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; фото- и киноаппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.

Классификатор ОК 034-2014

Расшифровать остальные 4 категории поможет ОК 034-2014 - общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. На него ориентируются в решениях судьи, когда им нужно понять, подлежит ли конкретно этот товар возврату или обмену. Не подлежат обмену и возврату:
▫️ Электробытовые машины и приборы
Раздел 27.5 (приборы бытовые): холодильники, морозильники, вентиляторы, стиральные и посудомоечные машины, пылесосы, утюги, электромясорубки, электрокофемолки, электрочайники, электрокофеварки, соковыжималки, электрокастрюли-пароварки, водонагреватели, обогреватели, микроволновые печи, кухонные плиты, варочные панели, бритвы, плойки, фены и др.
▫️Бытовая вычислительная и множительная техника
Раздел 26.2 (компьютеры и периферийное оборудование): компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны (карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата), принтеры, сканеры, электронные записные книжки, клавиатуры, мыши, мониторы, проекторы, МФУ, запоминающие устройства и др.
▫️Телефонные аппараты и факсимильная аппаратура
Раздел 26.30.2 - аппараты телефонные с беспроводной трубкой, аппараты телефонные для сотовых сетей связи / прочих беспроводных сетей, факсимильные аппараты, модемы и др.
▫️ Бытовая радиоэлектронная аппаратура
По ГОСТ 27418-87 - это бытовые радиоэлектронные устройства для приема, обработки, синтеза, записи, усиления, воспроизведения радио- и телепрограмм, то есть телевизоры, антенны, ТВ-приставки и пр.

Судебная практика

Не уверены? Смотрите судебную практику. К примеру, Верховный Суд считает, что планшеты обмену и возврату не подлежат. Так решили в деле 78-КГ17-102: мужчина пытался обменять в Евросети 7 черных планшетов (цвет не подошел). В решении ВС сослался на классификатор ОК 034-2014. На уровне областных судов нашлись решения о не подлежащих обмену качественных телевизорах, смартфонах, ноутбуках, пылесосах, водонагревателях, холодильниках, газовых котлах и плитах.

Итог

Проще запомнить, что почти вся качественная техника не подлежит обмену и возврату, чем судиться. Поэтому стоит внимательнее подходить к ее выбору. Покупаете смартфон? Изучите в интернете все характеристики, посмотрите видеообзоры и меню телефона в магазине. Выбираете подарок? Уточните пожелания у именинника или подарите сертификат.

Присылайте вопросы в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist
🐱 67
Read more
Кот-юрист 6 Nov 2018, 20:31
🗑 Договора на вывоз мусора нет, но пришла квитанция с долгом

По мотивам многочисленных вопросов Кот-юрист выясняет, надо ли оплачивать квитанции регионального оператора по обращению с ТКО, если договора с ним еще нет.

Что случилось?

Люди жалуются, что после появления в области или республике регионального оператора по обращению с ТКО стали приходить квитанции на вывоз мусора. Договор с оператором не подписан, услуги по обращению с ТКО никто не оказывает, мусор не вывозится, даже мусорного контейнера нет. Но в квитанции уже значится долг за последние 2-3 месяца. Региональные операторы утверждают, что вы обязаны платить с даты их прихода в регион.

Разве письменный договор на мусор не нужен?

Представьте себе, нет. Договор на услугу по обращению с ТКО может признаваться заключенным и в том случае, если у вас нет подписанного договора. Есть 2 варианта заключения договора:
▪️ Подписание договора - вы подаете регоператору заявление лично / почтой, вам дают 2 экземпляра договора, вы его подписываете, отдаете экземпляр оператору. Для жильцов МКД договор с регоператором, как правило, заключает ТСЖ или УК. В этом случае платить и предъявлять претензии нужно им.
▪️ Конклюдентные действия - вы делаете что-то, после чего договор вступает в силу даже без подписей на бумаге. Конкретного перечня действий в законе нет. Но они должны свидетельствовать о вашем намерении потреблять коммунальные услуги или об их фактическом потреблении. Например, вы выносите мусор в указанный регоператором контейнер / мусоровоз или оплачиваете присланную квитанцию на обращение с ТКО.

С какого момента надо платить региональному оператору?

Жилищная инспекция в Челябинске считает, что обязанность платить у потребителей возникает с даты официального прихода оператора в регион. В алтайском Роспотребнадзоре замечают: "Прежде, чем оплаты услуги просить, необходимо договор заключить!" На деле все зависит от того, в каком виде у вас заключен договор.
▪️ Письменный договор - вступает в силу и обязателен для вас и регоператора с даты подписания вами обоими. С этой даты оператор обязан оказывать услуги по вывозу мусора и может требовать плату за свои услуги, если в договоре не указана более поздняя дата вступления в силу. Такие правила прописаны в п.148(21) постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011.
▪️ Конклюдентный договор - признается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг регоператором. По пункту 148(11) для собственников жилых домов это дата возникновения права собственности на дом или другая установленная законом РФ дата. Если вы приобретаете дом в собственность после прихода регоператора в регион, будете платить с даты оформления собственности. Если на момент прихода уже являетесь собственником, плату могут требовать после того, как в регионе утвердят тарифы на услугу по обращению с ТКО и заключат соглашение с регоператором (но не позднее 01.01.2019, ч.8 ст.23 №458-ФЗ от 29.12.2014).
▪️ Договор с другой фирмой - это исключение. Те, у кого есть договор на вывоз мусора с другой компанией, не платят регоператору, пока действует этот договор. Есть нюанс: эта компания должна заключить от своего имени и в ваших интересах договор с регоператором.

Как понять, какой у меня договор?

На самом деле, все очень и очень запутано. Закон сформулирован так, что фактически любой потребитель автоматом попадает на конклюдентный договор с регоператором, то есть должен будет платить с даты его прихода в регион. Неважно, когда вы фактически в первый раз вынесли мусор в его контейнер и когда его мусоровоз впервые появился на вашей улице. Звучит парадоксально, но выгоднее самому сразу же пойти в офис регоператора и сделать письменный договор, который вступит в силу с момента подписания.

❗️ Выставили долг за ТКО за прошлые месяцы. Что делать?

Присылать свои вопросы можно в котобот @catlawyer_feedback_bot
Ваш @kotjurist

#жкх

🤓 Плоти нологи!
🙄 Не хочу ничего решать, хочу айфон
😳 Понял только то, что нас опять надули
🤓 9
🙄 10
😳 122
Read more