Краеведческое общество "Иваново-Вознесенск"


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Art


Архитектурное, культурное, историческое наследие, выдающиеся люди Иваново-Вознесенска и Ивановского края
https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=13Pk9THdsDfqv8yZgbwuckpC5Vui1bGE&hl=ru&ll=56.98935443466113%2C40.98194233710935&z=13

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Art
Statistics
Posts filter


Некоторыми зданиями в Иванове можно было восхищаться и рассматривать их бесконечно долго, например, бывший магазин М.А.Кошелева на улице Красной Армии (с советских времен и доныне – магазин "Сувениры").

На черно-белых фотографиях ивановского краеведа Л.А.Шлычкова сохранилось изображение аутентичных граненых балкончиков, нависающих с двух сторон над парадными входами в угловом объеме этого здания.

До потери своего прежнего великолепия здание было одним из наиболее интересных торговых сооружений в Иванове, отличалось выразительной архитектурой в стиле модерн, с элементами декора в духе неоклассицизма.
Фото других уже не существующих деталей фасада этого здания – здесь и здесь.
Фото 1, 2 – конец 1980-х годов, фото 3 – 2020 годы
#иваново #архитектура #возвращениекобразу #архитектурнаядеталь


Еще один ивановский зимний фотопейзаж с Троицкой церковью, построенной в 1817 году архитектором Гауденцио Маричелли, и Покровским собором.
Фото 1920-х годов (?)
Больше фотографий Троицкой церкви: https://t.me/kraeved37/106, https://t.me/kraeved37/393
О Троицкой церкви – https://t.me/kraeved37/115
#иваново #архитектурныепамятники #уничтоженныехрамы #маричелли #возвращениекобразу


Наш удивительный Лух и прекрасная хранительница наследия Николая Николаевича Бенардоса Галина Ивановна Ширшова в сюжете ГТРК "Ивтелерадио" 2013 года - https://www.youtube.com/watch?v=9Wz9BgbfSjE
#Лух #Ивановскаяобласть #история #краеведение


Автор брошюры "Сосневский минеральный источник" (1964) пишет: «В 1910 году администрация фабрики товарищества Покровской мануфактуры П.Н.Грязнова предприняла изыскательские работы по сооружению артезианского колодца на территории фабричного двора с целю получения воды для производственных нужд…

Бурение вертикальной скважины продолжалось три года и четыре месяца и было сопряжено с большими техническими трудностями ввиду прохождения бура через известковые породы. Бурение производила немецкая буровая фирма Вангель…

На глубине 105 метров был обнаружен первый водоносный слой. Химический анализ показал, что это сульфатно-натриевая минеральная вода, непригодная для фабричных нужд. Администрация фабрики решила продолжать изыскания… Летом 1914 года на глубине 701, 98 метра был обнаружен второй мощный водоносный слой с большим содержанием поваренной соли (7—8%). Вода подавалась на поверхность воздушным насосом в количестве 5000 ведер в час. В течение часа из недр земли выводилось на поверхность 300 пудов поваренной соли, растворенной в минеральной воде.

Открытие буровой скважины в Иваново-Вознесенске получило отклик в печати и заинтересовало гидрогеологов, химиков и врачей. В 1914 году в журнале «Ежегодник геологии и минералогии России» (т. XVI, вып. 5—6) была напечатана статья Г.А.Петунникова «Находки калийной соли в Иваново-Вознесенске». Через год в журнале «Целебные силы России» была опубликована статья «Минеральный источник в Иваново-Вознесенске».

Химический состав минеральной воды Сосневского источника впервые определил инженер-химик И.И.Иванов 26 июня 1914 года… Анализы образцов минеральной воды производились по программе академика Л.А.Ячевского. Исследования И.И.Иванова были изложены в сообщении «Анализы артезианской воды из буровой скважины на территории фабрики т-ва Покровской мануфактуры» на заседании Иваново-Вознесенского отделения русского технического общества 29 ноября 1914 года и опубликованы в «Записках Иваново-Вознесенского русского технического общества» (т. XVII за 1915 год)…

Горько-соленая вода оказалась непригодной для широких фабричных нужд и применялась лишь для электролиза при белении ткани...

Еще в 1912 году народная наблюдательность подметила благотворное действие минеральной воды Сосневского источника на организм человека. Во время бурения скважины рабочие ходили босиком по воде, умывались солевым раствором, а в жаркие дни даже обливали тело минеральной водой. Хлоридно-натриевая вода приятно освежала кожу, появлялась бодрость, исчезала усталость. Многие рабочие, испытав на себе положительное действие минеральной воды, носили ее домой своим близким и родным».

Об истории создания на базе уникального источника областной бальнеологической лечебницы, а также о ее безвременном закате можно прочитать здесь.
#книгаизбиблиотекиШлычкова
#книгаизбиблиотекикраеведа #Иваново #ИвановоВознесенск #памятникприроды


#книгаизбиблиотекиШлычкова
#книгаизбиблиотекикраеведа #Иваново #ИвановоВознесенск #памятникприроды




Еще одно впечатляющее фото из книги И.В.Маковецкого "Архитектура русского жилища: Север и Верхнее Поволжье" (1962) — ворота дома Серова в селе Мытищи Юрьевецкого р-на Ивановской обл. (ныне Макарьевского р-на Костромской обл.). Автор книги пишет: "Особое значение приобретали выдвинутые на передний план въездные ворота. Казалось, вся творческая изобретательность приволжского резчика была сосредоточена на их художественной обработке. Как в былинах, сказках и песнях, здесь присутствовали и особенные птицы, фантастические звери, и необыкновенные цветы и растения. На вереях и причелинах ворот можно было увидеть изображения и хищных львов, напоминающие резные украшения древних каменных храмов Владимиро-Суздальской Руси, и увлекательных сирен — девушек с рыбьим хвостом и кудрявыми волосами, держащих в руках ветку аканта, и живой растительный орнамент, в сложной, захватывающей композиции покрывающий всю плоскость столба или створок".
Несколько деревянных домов были перевезены из села Мытищи в костромской музей.


Интересный комментарий Вячеслава Юрьевича Круглова, в студенческие годы принимавшего участие в первых Цветаевских чтениях в Ново-Талицах (1988, 1989), о том, какое влияние на его дальнейший жизненный путь – одним из этапов которого стал успешный опыт создания и ведения "Семейной усадьбы", живущей органическим земледелием – оказали идеи Владимира Васильевича Цветаева (1819–1884), священника погоста Талиц Шуйского уезда, отца Петра Владимировича, Ивана Владимировича, Федора Владимировича и Дмитрия Владимировича Цветаевых, внесших заметный вклад в российскую культуру.
Фото 1 – Дмитрий Владимирович и Иван Владимирович Цветаевы, 1909–1912 годы; фото 2 – дом Цветаевых в селе Ново-Талицы Ивановской области до разрушительной реставрации, 1989 год (фото В.А.Ханакова); фото 3 – В.А.Круглов, тогда студент исторического факультета ИвГУ, выступает с сообщением на первых Цветаевских чтениях 22 мая1988 года в Ново-Талицах (фото В.А.Ханакова).
#Цветаевскиечтения #краеведение #Ивановскаяобласть #Цветаевы


Церковь Преображения в центре села Волокобино (Южский район) на берегу реки Люлех построена в 1692 году, в первой половине – середине 18 века сооружены верхние ярусы колокольни. По-видимому, тогда же церковь была окружена кирпичной оградой с круглыми угловыми башенками и воротами-портиками. Мощные стены сложены из большемерного кирпича с затиркой швов, снаружи побелены; в декоре использован фигурный кирпич и муравленные изразцы. Редкий для Ивановской области пример двухэтажного бесстолпного одноглавого храма, выполненного еще полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры середины 17 века. Необычна лишь замена трапезной закрытой папертью, над которой поставлена высокая колокольня, доминирующая в живописной композиции здания. Восьмигранный столп трехъярусной колокольни со звоном наверху имеет фигурную кровлю, завершенную более узким сквозным восьмеричком со стройной круглой главкой на тонкой шее.

Ивановский краевед Леонид Алексеевич Шлычков на заре работы над Сводом памятников Ивановской области в середине 1970-х годов часто бывал в Южском районе с целью выявления и фиксации памятников архитектуры, в его архиве сохранилась, в частности, фотопленка со снимками церкви Преображения в селе Волокобино, отдельных архитектурных элементов храма, изразцов. Впоследствии некоторые из этих фотографий вошли в третий том Свода памятников Ивановской области.

На youtube-канале настоятеля Прихода Свято-Покровского храма деревни Дьячево, Кинешемского района священноинока Александра (Завьялова) нашла интересное видео – дипломный проект реставрации храма в селе Волокобино, выполненный Александрой Смирновой на кафедре архитектуры и реставрации Ивановского государственного политехнического университета в 2015 году.

Отметим, что священноинок Александр (Завьялов) и краевед А.А.Шустов в соавторстве выпустили книгу "Страницы истории села Богородское-Волокобино" (2008).
#возвращениекобразу #архитектура #храмы #Ивановскаяобласть


Церковь Преображения в селе Волокобино Южского района Ивановской области: фото 1 – Р.Никонова, начало XX века; фото 2 – Л.А.Шлычкова, 1975 год; фото 3 – 2000-е годы, culture37.ru; изображение 4 – 3-D модель, проект А.Смирновой 2015 года, youtube-канал Александра Завьялова; фото 5 – И.Сусанин, 2022 год, youtube-канал Ивана Сусанина
#возвращениекобразу #архитектура #храмы #Ивановскаяобласть




Ко дню рождения ивановского историка, краеведа, литературоведа, журналиста Леонида Алексеевича Шлычкова рассказ об историко-художественной выставке "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу", которая была организована большим коллективом единомышленников почти 30 лет назад.

Впервые в Иванове в экспозиционном пространстве Дома художника в конце 1994 – начале 1995 года на основе многолетних историко-архивных изысканий, с привлечением произведений живописи, графики, фотографии, архитектурных проектов был воссоздан облик утраченного в советский период Иваново-Вознесенска. Выставка, призванная показать, что деловое активное население создало уникальный город, помогала понять его своеобразие, его неповторимый образ и стала знаковым культурным событием, имевшим огромный успех у ивановцев.

О том, кто создавал выставку, о проекте восстановления храмового ансамбля на главной площади города, о бесследном исчезновении центрального экспоната выставки – в моей новой статье.

#возвращениекобразу


Здание бывшего низшего механико-технического училища (ул. Московская, 48/2) – ныне ивановского промышленно-экономического колледжа – построено в 1893–1895 годах по проекту московского архитектора А.А.Никифорова.
Здание, первоначально двухэтажное, выполнено в кирпичном стиле с применением в конструкциях приемов промышленной архитектуры. Главный фасад отмечен двумя ризалитами, увенчанными стрельчатыми щипцами, заполненными эклектичным декором и круглыми окнами.
Недавняя облицовка щипцов и труб нарушает стилистическое единство фасадов здания.

Щипец – в архитектуре – верхняя остроугольная часть в основном торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная карнизом (в отличие от фронтона).
Фото 1 – историческое фото, первоначальный вид здания; фото 2 – 1988 год; фото 3 – современный вид щипца и труб до облицовки и после
#Иваново #архитектура #возвращениекобразу


#мысливслухипоповоду
Странным образом в состав вернакулярной архитектуры участники телепрограммы "Архитектура без архитектора" (канал «Культура», 16 января 2024 г.) включают не только безвкусные спонтанные пристройки к обычным панельным пятиэтажкам советского времени, но и, например, избы, сохранившиеся на севере России, в Архангельской области – признанные образцы русского деревянного зодчества, являющиеся, наряду с деревянными церквями, амбарами, мельницами, колодцами, образцами народного искусства, питающими русскую культуру, несущими архетипы, переданную нам предками глубокую символику и культурный код.

Более того, в программе утверждается, что русское деревянное зодчество изучалось фрагментарно и что в основном внимание уделялось элементам декора, хотя мы знаем ученых, которые посвятили свою жизнь исследованию истории, типологии, а также реставрации и сохранению памятников деревянной архитектуры. Это и А.В.Ополовников, и И.В.Маковецкий, и ряд других выдающихся ученых и деятелей отечественной культуры.

Ничтоже сумняшеся объекты вернакулярной застройки советских времен (самострой, торговые киоски, павильоны, остановки) участники программы включают в состав «вернакуляра», «вернакулярной архитектуры», хотя постройки эти не являются архитектурой, потому что архитектура – это вид искусства, который обладает рядом признаков, один из которых художественность.

Неоправданное включение в состав вернакулярной застройки одновременно и русского деревянного зодчества, и худших образцов пристроек советского периода ведет к стиранию в сознании людей грани между искусством и неискусством, прекрасным и безобразным, к обесцениванию памятников не только русского деревянного зодчества, но и образцов народного жилища любых культур.

Термин «вернакулярная архитектура» не только является неоправданным англицизмом, имеющим в русском языке точный аналог – «народная, региональная или местная архитектура», но и терминологической манипуляцией, поскольку большинство приведенных участниками программы примеров вернакуляра – это незаконные пристройки к многоквартирным и надстройки частных домов, малоэтажный самострой советского и перестроечного периода, обшитые сайдингом деревянные дома, заборы из профлиста современного периода. Речь в данном случае идет не о народной архитектуре, а о стихийном строительстве.

В современном русском языке наблюдается тенденция называть подобные постройки и их скопления окрашенным стилистически негативно или иронически словом «фавелы» по аналогии с близкими к ним по общему внешнему виду трущобами Бразилии и других стран.
#вернакулярнаяархитектура #вернакуляр #деревянноезодчество #самострой



15 last posts shown.

134

subscribers
Channel statistics