Magisteria


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Education


Образовательный проект с курсами лекций о живописи, музыке, философии, литературе, истории и многом другом.
Подобрать курс по вашим интересам и скачать приложение: @MagisteriaBot
Сотрудничество: @mnogookoe

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Education
Statistics
Posts filter


Если у вас ни разу не возникало желание разобраться в самых влиятельных философских системах прошлого, то этот курс не для вас. Если же такой соблазн был, то милости просим: десять лекций питерского философа Александра Погребняка – отличная возможность в компактной, ясной и доступной форме узнать об «архитекторах смысла» от Парменида Элейского до Карла Маркса трирского, уяснить их интуиции и концепции о природе реальности и познания.

Мы сами слушаем с большим интересом и надеемся на продолжение.

#новыйкурс #философия


Можно вечно говорить о нескольких вещах: погоде, мировой культуре и человеческом коварстве. Именно поэтому курс психолога и преподавателя Елены Охотниковой «Как управлять миром: природа психологических манипуляций» насчитывает целых 18 лекций. Все они доступны на сайте и ждут желающих разобраться в глубинах душевных переживаний и природе сильных эмоций вроде гнева, ревности и страха.

Как сохранять спокойствие, если недобросовестные люди давят на жалость и чувство вины? Почему мы вступаем в отношения, заранее догадываясь, что будем в них несчастны? Как рекламщики убеждают нас покупать ненужные товары? Говорим об этом — и о многом другом. Присоединяйтесь!

#психология

2k 0 11 4 50

Осторожно, невообразимая красота!

В Италии и даже во всей Европе найдется немного городов, чей расцвет приходился на V-VI века и ранее. Равенна — удивительное исключение, а ее мозаики – всемирно известные шедевры. Почему же им нет равных?

Мозаика — самая прочная из всех декоративных техник монументальной живописи. Ее главные враги, помимо стихийных бедствий, – люди, склонные реконструировать и поновлять старинные памятники по моде своего времени. Но у жителей Равенны, переживших золотой век полтора тысячелетия назад, впоследствии не оказалось ни времени, ни средств на то, чтобы переделывать шедевры той далекой эпохи. Мозаики сохранились практически в первозданном виде. По этим удивительным памятникам (их около десятка) мы можем представить, как могли быть украшены раннехристианские здания других городов поздней Римской империи и начала Темных веков.

Кто именно заказывал эти мозаики, кто работал над ними? Как «читать» их образы и знаки? Какие загадки Равенны до сих пор озадачивают лучших искусствоведов? Узнайте в новой обзорной лекции Анны Пожидаевой «Мозаики Равенны: чудо земное и небесное».
Мы продолжаем работать над новым «компактным» форматом и надеемся, что и эта лекция окажется полезной и интересной!

#лекция #искусство


Сонет Николая Гумилева «Я конквистадор в панцире железном» несколько облагородил образ испанского завоевателя Америки для русского читателя. Однако другие авторы, вслед за французскими просветителями, были по большей части беспощадны к деятелям Конкисты. Их представляли жестокими и жадными чудовищами. Но насколько правдива «черная» легенда о поисках Эльдорадо? Что сами участники многолетних экспедиций думали и писали о своих «индийских» предприятиях? И почему удачливые обладатели несметных сокровищ снова пускались в опасные, разорительные и зачастую безнадежные путешествия?

Ответы на эти и другие интересные вопросы вы найдете в десяти лекциях курса Андрея Кофмана «Грани Конкисты. Испанская колонизация Америки». Лекции «Чудо Конкисты», «Чудо в Конкисте» и «Теория и законы Конкисты» уже доступны на сайте и в приложении Магистерии!

#новыйкурс #история


Имя Платона на Руси узнали довольно рано, потому что оно упоминалось в разного рода переведенных с греческого сборниках, которые ходили среди образованных книжников Древней Руси начиная с XII века. Но Платона как автора «Диалогов» тогда ещё не знали. По-настоящему Платон как философ начинает присутствовать в русской культуре с конца XVIII века: именно тогда Иоанном (Иваном) Сидоровским и Матфеем (Матвеем) Пахомовым был создан первый перевод сочинений Платона. Он вышел гораздо раньше, чем знаменитые европейские переводы Шлейермахера.

Еще более пристально изучать философию Платона в XIX веке начали благодаря...знакомому нам со школьной скамьи Афанасию Фету! Дело в том, что поэт был ярым пропагандистом более близкого и тесного знакомства русской образованной публики с наследием греков и римлян. Он сам сделал многое на этой почве: переводил Горация, Вергилия и других греческих и римских поэтов.

Его круг мышления не был ограничен исключительно поэзией. В силу своего близкого знакомства и любви к философии Шопенгауэра, Фет был переводчиком самого значительного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Фет задумался о том, что нужен новый перевод и Платона. Его близкая дружба с философом, поэтом и публицистом Владимиром Соловьевым приводит к тому, что Фет в начале 80-х годов XIX века склоняет Соловьева к тому, чтобы тот сделал полный перевод Платона и снабдил его собственными философскими и литературными комментариями. Первый настоящий русский Платон рождается благодаря взаимодействию Афанасия Афанасьевича Фета и Владимира Сергеевича Соловьева.

Еще больше о философии Платона и его рецепции европейскими и русскими мыслителями — на курсе доктора философских наук Дмитрия Бугая «Платон. Стратегии философской мысли». Присоединяйтесь!

#философия


Сегодняшний день, 2 апреля, считается Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. С явлением РАС (расстройства аутистического спектра) так или иначе, прямо или опосредованно сталкивается большинство людей.

Мы предлагаем вам открытую лекцию клинического психолога, постоянного автора Магистерии Елены Охотниковой о том, что такое аутизм, какие мифы о нем существуют и как быть, когда это явление ощутимо проявляется в нашей жизни.

#психология #лекция


Знакомьтесь: позолоченная курица и семь ее инкрустированных жемчугом и гранатами цыплят. Это птичье семейство было найдено в городе Монце, некогда столице могущественного варварского королевства Лангобардов. Из всех варварских народов лангобарды теснее всех контактировали с наследием поздней античности и раннего христианства — и это не могло не отразиться на предметах лангобардского искусства.

Казалось бы, что античного или христианского в изображении курицы в натуральную величину? Здесь разброс интерпретаций будет огромным: от свадебного подарка королеве в качестве языческого благопожелательного образа, указывающего на плодородие, до символического изображения самого Христа, защищающего Своих верных и собирающего их, в соответствии с Его евангельскими словами, как птица собирает птенцов под крылья.

По мотивам курса Анны Пожидаевой
«Искусство раннего Средневековья»

#искусство

3k 0 13 8 87

Может ли человек полностью познать окружающий его мир? Иммануил Кант говорил, что мир – это вещь в себе, а мы познаем его только в проявлениях благодаря существованию особых, априорных форм познания. У нас есть понимание, что такое пространство и время, единство и множественность, цельность и разделенность, есть идеи бога, души и мира как единого целого. Кант через это начал обосновывать универсальность человеческого знания, потому что все мы, люди, сотворены одинаково.

Сначала кантовская философия была хорошим основанием универсального фундамента всех наук. И ньютоновская физика, и геометрия Евклида работают одинаково на всей планете, потому что такова единая природа человека. Почти весь XIX век это обоснование казалось прочным и несокрушимым. Естественные науки приносили все новые и новые подтверждения универсализма. В общественных науках тоже был тренд на всеобщность и поиск своих законов развития общества, аналогичных законам Ньютона.

Однако в конце XIX – начале ХХ века этому спокойствию пришел конец: антропологи, изучавшие общественное устройство племен, живших на колонизированных территориях, начали публиковать удивительные данные. Ведь если бы природа человека была универсальной, это означало бы, что менее развитые, в европейском понимании, народы все равно представляли бы собой некоторую начальную форму общества, на которую можно было бы опереться и развивать и т.д. Но ситуация была предельно далека от универсальности.

Например, были племена, где женщины имели как минимум равное, а иногда и доминирующее положение в обществе, а значит, второстепенная роль женщины – традиция, которая шла от Аристотеля и всерьез закреплялась викторианской Великобританией, – не являлась данностью природы. Кроме того, появились описания племен, в которых люди по-другому ориентируются в пространстве, по-другому ощущают течение времени, и за этим кроется какая-то своя рациональность. И это не просто какие-то отсталые и примитивные представления человека о природе. Это совершенно другое мышление!

На заре своего появления антропологам структурно-функционального подхода как-то удавалось находить универсальные черты в сообществах, но до полного универсализма было далеко. Из-под стройной кантовской конструкции начали выбивать основы. Не работают и априорные формы рассудка, так как было найдено множество примеров того, как туземные племена не воспринимали категории, казавшиеся европейским исследователям очевидными. Но где же тогда находится эта оптика, существуют ли те трансценденталии, через которые мы понимаем мир?

Ответы кроются на курсе философа Ильи Стахеева «Анатомия теории заговора»: это увлекательное исследование развития западноевропейской мысли... и ее заблуждений. Вы узнаете, как отличить научную теорию от псевдонаучной, что такое «ложное сознание» по Карлу Марксу, как сторонники теории плоской земли логически обосновывают свои убеждения и почему человечество так манят самые, казалось бы, странные и безумные идеи.

#история


За последние десятилетия наука нейропсихология узнала много нового о том, как развиваются восприятие и познавательные способности ребенка: зрение, осязание, слух, память, внимание, как маленькие люди осваивают речь и другие человеческие суперспособности. Например, мышление. Что происходит в норме и как быть, если что-то пошло не так.

Все эти открытия и наработки оказались очень полезны для врачей, учителей, воспитателей и, конечно же, для родителей. А узнать о них можно из нового курса Марии Баулиной «Развитие ребенка. Основы детской нейропсихологии». К выходу запланированы десять лекций и двадцать дополнительных эпизодов. Подключайтесь!

#новыйкурс #психология


Дорогие друзья,

Спешим поделиться хорошей новостью: мы начинаем развивать новый формат — обзорные лекции! Их отличие от курсов в емкости изложения – лекции длятся около полутора часов, за это время полностью раскрывая тему. В остальном же они идентичны нашим курсам: созданы лучшими авторами, и их также, как и лекции из курсов, можно смотреть, читать и слушать как на сайте, так и в мобильном приложении (необходимо обновить приложение до последней версии).

Знатоки Магистерии могли видеть несколько подобных лекций на нашем сайте, но теперь их станет гораздо больше. Уже доступна обзорная лекция искусствоведа Елены Якимович, посвященная творчеству Бэнкси: его критике власти, капитализма и устоявшихся институций. Вы узнаете, кто был предшественником Бэнкси (и у кого Бэнкси бессовестно украл один из принципов работы), почему он не ладит с президентом Франции Эммануэлем Макроном и откуда взялись бананы на граффити с героями «Криминального чтива».

Ждем вас на сайте и в приложении!

P.S. Обновленное приложение уже доступно для скачивания в PlayMarket и AppStore.

#искусство


Самопознание — процесс небыстрый и не всегда легкий. Но вовсе не обязательно узнавать себя в гордом одиночестве — на этом пути могут встретиться помощники, такие, как наш автор Елена Станковская — доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, специалист по экзистенциальному анализу и современному транзактному анализу. Ее курсы порадуют доступностью изложения и практической направленностью: в каждом из них есть полезные упражнения, выполняя которые, вы сможете значительно повысить качество жизни.

Близкие отношения — 7 лекций

Искать “вторую половинку” или строить отношения здесь и сейчас? Современная психология утверждает, что никакого идеального партнера не существует, а конфликты не повод расставаться. Напротив, ссоры и недопонимания могут стать фундаментом гармоничных отношений, если научиться проговаривать свои чувства и желания друг другу. Этот курс рассказывает о том, как строить крепкие отношения, конструктивно решать ценностные конфликты и превращать различия в источник взаимного обогащения.

Разбивая оковы тревоги — 7 лекций

Зачастую именно тревожные состояния и страхи парализуют нас, затрудняют общение, мешают строить отношения с собой и другими, ограничивают возможности для успешной работы и учебы. Из этого курса вы узнаете о современных подходах к преодолению тревоги, познакомитесь с научными методами саморегуляции и психологического восстановления.

Внутренний Родитель: опора на собственные силы — 7 лекций

Каждый человек нуждается в поддержке. И далеко не в последнюю очередь — в поддержке от самого себя. Однако способы этой поддержки могут быть очень разными: есть много инструментов, которые можно использовать, чтобы найти опору в самом себе. Найти то, что вдохновляет именно вас, помогут доступные и эффективные психологические практики, с помощью которых вы сможете поработать с самокритикой и негативными установками — даже если они уже стали привычным делом.

Транзактный анализ — 7 лекций

Как в мире, где количество теплых слов и жестов потенциально не ограничено, мы умудряемся мерзнуть от эмоционального холода? Транзактный анализ, известный многим по книге Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди», пытается ответить на этот вопрос! На курсе вас ждет краткий экскурс в историю метода, небольшое введение в теорию «эго-состояний», обзор ключевых принципов этого психологического и терапевтического направления.

Выбирайте курс по душе — и вперед, к самопостижению! А мы будем рядом.

С теплом,
Команда Магистерии

#психология


Историка, как и художника, обидеть может каждый. Мол, история – не наука. Это как посмотреть. Сначала хорошо бы договориться о терминах. Какие могут быть критерии научности, когда речь идет об изучении общества и событий прошлого? Чем исторический факт отличается от факта естественнонаучного? Что такое «причина исторического события»? Какие методы используют историки в своей работе, и можно ли тут говорить об объективности?

На эти и другие загадки Клио отвечает известный историк Михаил Кром в курсе «Наука о прошлом. Природа исторического знания». Всего будет 9 лекций, и три из них уже доступны для наших слушателей и на сайте и в мобильном приложении Магистерии.

#новыйкурс #история


Пятница — самое время, чтобы разобраться в какой-нибудь древней тайне. Сегодня предлагаем вместе с религиоведом Сергеем Пахомовым узнать, что означают масонские символы.

Масоны носят особое облачение – это фартуки (запоны) и белые перчатки. Фартук символизирует труд. Перчатки – чистоту. Инструменты, которыми пользовались каменщики, тоже подвергаются символизации. Резец – это символ рождающихся замыслов. Молоток – это воля, реализующая замыслы. Мастерок – символ творчества и дружбы.

Масонский храм представляет собой прямоугольное помещение. Пол в нем мозаичный, черно-белый, что намекает на двойственность бытия. Свод ложи – это символическое небо, усыпанное звездами. Его подпирают две колонны. Слева Боаз, символизирующая север, справа – Яхин, юг. Они отделяют священное пространство от мирского. Там же стоят два камня. Необработанный камень, грубый, символизирующий несовершенство, находится около колонны Боаз. Это профанная, чувственная жизнь человека, который только пришел в масонское братство. Обработанный камень стоит около правой колонны Яхин. Это символ совершенства, воспитанности человека.

На столе установлены три великих светоча: Библия, угольник и циркуль. Библия раскрыта на первой главе Евангелия от Иоанна, где говорится о божественном Слове. Это символика поиска утраченного Слова. Угольник – символ души, а также земли, а циркуль – символ духа и неба. Совокупность этих трех светочей образует человек. Масон воспринимает себя находящимся между небом и землей, между угольником и циркулем. Кроме того, угольник – это также пассивность, неподвижность, а циркуль – активность и движение.

В инструкции тайного мастера, например, говорится: «Как вы получили звание Тайного Мастера? – Перейдя от угольника к циркулю. Что значат такие слова? – Что я мечтаю возвыситься и проникнуть в высшие сферы духовного знания».

Иллюстрация: запон (фартук) Французского устава. Австрийский музей масонства, замок Розенау.

По материалам курса «Адепты запредельного. Эзотерические учения Запада»

#религия


Знаете ли вы первую оперу Дмитрия Дмитриевича Шостаковича? Это... «Нос» по мотивам знаменитой повести Гоголя! Она написана в 1927-1928 годах. В опере три действия и десять картин с эпилогом. Как Шостакович объяснял выбор сюжета?

Он писал: «Считаю, что в наше время опера на классический сюжет будет наиболее актуальна при сатирическом характере сюжета, я стал искать сюжет у трех китов русской сатиры: Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова. В конце концов остановился на «Носе» Гоголя».

Этот выбор был достаточно естественен для Шостаковича. Дело в том, что гротесковое чутье у него было одним из самых сильных. Если лирика в молодых сочинениях у него, можно сказать, хромала, то гротеск был его сильной стороной. Именно в этом, как ни странно, его подчас укорял его учитель Штейнберг, который говорил, что гротескового у Шостаковича слишком много. Поэтому неудивительно, что первая опера написана в том же духе – это гоголевский гротеск. Он близок к эстетике и чувствованию Шостаковича.

По мотивам курса Валерии Величко «Дмитрий Шостакович. Творец на изломе истории».

#музыка


У этого автора было мало читателей в пору его, в общем-то, недолгого периода философского творчества. Мало читателей и еще меньше почитателей. Но его последующее восхождение на вершины славы оказалось стремительным. Философия Фридриха Ницше стала фокусной точкой нарастающего кризиса общества и культуры Нового времени, предвестницей потрясений XX века и действующим фактором масштабных тектонических сдвигов современности.

О природе и содержании этого феномена, об интеллектуальном становлении мыслителя и его основных произведениях рассказывает Дмитрий Бугай в новом курсе «Тропами Заратустры. Философия Фридриха Ницше».

#новыйкурс #философия


Добрый день!

Поздравляем наших дорогих читательниц с 8 марта — пусть каждый день вашей жизни будет полон любви, тепла, приятных открытий и свободы быть собой. Пусть ваше стремление к знаниям и самосовершенствованию открывает перед вами новые возможности и горизонты, а каждая новая прочитанная книга приносит много радости!

Сегодня мы открываем бесплатный доступ к лекциям наших курсов, в которых рассказывается о выдающихся, талантливых, сделавших что-то необычное и запомнившихся в истории женщинах. Выбирайте свою героиню и погружайтесь в ее жизнь и творчество вместе с нами. А на курсы, в которых присутствуют эти лекции, мы дарим скидку 25% до 12 марта.

1. Памела Трэверс – женщина-сказочница, писавшая свою главную книгу почти всю жизнь, и ее героиня – неподражаемая Мэри Поппинс.

Курс: «Мировые шедевры детской литературы»
Лекция: «Памела Трэверс «Мэри Поппинс»: леди Совершенство и сказка длиною в век»

2. Джоан Роулинг – создательница вселенной Гарри Поттера…и не только.

Курс: «Мировые шедевры детской литературы»
Лекция: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и феномен его успеха»

3. Этель Уотерс, Билли Холидей, Сара Воан, Элла Фицджеральд — девушки в джазе.

Курс: «История джаза: герои, школы, стили».
Лекция: «Великие голоса джаза: От блюза до современности»

4. Фрида Кало — самая знаменитая (и всемирно любимая!) художница Мексики.

Курс «Как понять гения, или Почему это шедевр».
Лекция: «Фрида Кало»

5. Эллен фон Унверт – нонконформистка гранж-фотографии.

Курс: «Археология гламура: 100 лет модной фотографии».
Лекция: «Эллен фон Унверт»

6. Елена Блаватская — ключевая фигура в истории западного эзотеризма.

Курс: «Адепты запредельного. Эзотерические учения Запада».
Лекция: «Тайные доктрины теософии»

7. Татьяна Яблонская – художница «золотого века» советского феминизма

Курс: «От авангарда до современности»
Лекция: «Живописные умолчания Татьяны Яблонской. Эталонный соцреализм Татьяны Яблонской, или «Золотой век» советского феминизма».

8. Хильдегарда Бингенская – художница, изобретательница, композитор
Курс: «Посвященная жизнь. История западного монашества»
Лекция: «Женское монашество»

Спасибо, что вы с нами!

6k 2 65 11 91

В книге американского астрофизика «Мир, полный демонов» Карла Сагана есть интересный фрагмент: «"Почему Луна круглая?" — спрашивает малыш. "А почему трава зеленая? А откуда берутся сны? До какой глубины можно прорыть тоннель? Почему на ногах есть пальцы?" — Слишком часто учителя и родители отмахиваются от таких вопросов с пренебрежением, даже с насмешкой или спешат сменить тему: "А что, Луна должна быть квадратная?" И дети быстро понимают, что такие вопросы взрослым не по душе. Несколько раз повторится этот негативный опыт — и еще один ребенок потерян для науки. Хоть убей, не понимаю, с какой стати взрослым нужно притворяться всеведущими и перед кем — перед шестилетками! Неужели нельзя сказать честно: "Я не знаю"?».

Мы в Магистерии готовы признаться, что не знаем всего на свете, но нам всегда хочется расширять горизонты познания — так, например, психолог Дарья Старикова цитирует книгу Сагана, рассказывая о феномене самоценности. Отмеченный Саганом случай — ярчайший пример того, как ведет себя взрослый, у которого есть сложности с самооценкой и с самоуважением: он пытается предстать всезнающим и серьезным перед маленьким ребенком. Самоценность — это способность человека честно и по достоинству оценить себя. Умение и готовность познавать себя, свои сильные и слабые стороны — не менее сложно и увлекательно, чем астрофизика.

Чем выше самоценность, тем более открыто и честно происходит наше взаимодействие с миром, поскольку мы верим в ценность своих мыслей. Отсутствие или недостаточность самоценности будут приводить к избеганию принятия решений, получения нового опыта, проявления инициативы, потому что любая новизна будет увеличивать риск разрушения самооценки. Недостаточная самоценность будто бы шепчет нам: «Я не пойду туда, я не буду делать и пробовать что-то новое, чтобы не испытывать чувство стыда или злости, если вдруг у меня что-то не получится. Поэтому я лучше поостерегусь и останусь в привычном для себя формате жизни».

Чем прочнее наше чувство собственного достоинства, тем лучше мы вооружены против неприятностей, тем скорее мы поднимаемся после падения, тем больше энергии накапливаем для какого-то нового рывка. Приглашаем изучать и укреплять ощущение самоценности на курсе Дарьи Стариковой «Сила внутри»: в нашем чрезвычайно нестабильном внешнем мире особенно важно иметь внутреннюю опору.

#психология


«Трудная проблема сознания» — это лицо современной философии сознания, один из ее главных «брендов». Всякая теория о сознании, эмпирическая или философская, которая претендует на решение проблемы «сознание-тело», обязана так или иначе ссылаться на «трудную проблему сознания». Что это такое? Давайте разберемся!

Трудная проблема сознания обращается к вопросу о том, зачем в целом существует сознание, почему оно существует, почему оно возникает, какая у него роль. Трудна она именно тем, что непонятно, как начать отвечать на этот вопрос. Стандартные экспериментальные научные методы здесь применить нелегко.

В противоположность этому существуют так называемые «легкие проблемы сознания» – в отношении которых понятно, как начинать их исследовать современными научными методами. Легкие, естественно, не в том смысле, что ими легко заниматься. Напротив, они могут быть чрезвычайно головоломными, требующими огромного таланта, прозорливости и технической смекалки. Это попытки найти ответы на следующие вопросы: как мозг обрабатывает информацию, как он делает возможным зрение, как разные подсистемы мозга взаимодействуют друг с другом и так далее.

На курсе философа Антона Кузнецова мы изучаем вопросы современной аналитической философии сознания, рассматриваем доказательства существования души и разбираем аргументы физикалистов, отрицающих ее наличие. Вы с нами? Присоединяйтесь!

Иллюстрация: знаменитый философ сознания Дэвид Чалмерс записывается на курсы Магистерии

#философия


Заговоры случались во все времена, но стремление объяснять заговором чуть ли не все происходящее – относительно недавнее приобретение человечества. Конспирология заняла почетное место не только среди слухов и сплетен, но и в официальных нарративах, не только в масс-медиа, но и в научных кругах.

О том, как люди дошли до такой жизни, как возникают и работают конспирологические теории, рассказывает Илья Стахеев в новом курсе «Анатомия теории заговора». В цикле запланировано десять лекций, и три уже доступны для слушателей Магистерии.

#новыйкурс #история


Высшим жанром как минимум античной литературы считается трагедия. Она пришла на смену древнегреческим эпосу и лирике в V веке до нашей эры. Возникла трагедия из обрядов, посвященных богу виноделия, вдохновения и религиозного экстаза Дионису. В этих обрядах и в первых театральных представлениях важное место занимало жертвоприношение. Чаще всего на алтарь приносили козлов, и так возник термин «трагедия», «песнь козла», потому что «tragos» с древнегреческого языка переводится как «козел».

Древнегреческая трагедия имела достаточно строгую структуру, которая, впрочем, в течение V века серьезно эволюционировала. Самые первые трагедии, которые не дошли до наших дней, но о которых мы знаем по историческим источникам, носили сугубо разговорный характер. Актер беседовал с хором, хор отвечал актеру, и так проходило все представление. Пользовались ли такие трагедии популярностью? Еще какой!

Театры обычно располагались на склонах холмов, и поначалу зрители сидели прямо на земле или траве. Потом, чтобы людям было удобнее, стали появляться подобия лавок, сначала деревянные, а потом и каменные, дошедшие до наших дней. Разумеется, в те времена не было никакой усиливающей звук аппаратуры, но расположение на склонах обеспечивало отличную акустику. Гораздо хуже дела обстояли с видимостью, но значительность фигур актеров поддерживали особые высокие подставки под обувь: котурны. С их помощью персонажей можно было разглядеть получше. Что же касается вместимости, то, например, афинский театр вмещал до 33 000 зрителей: это размеры современного стадиона.

Сколько времени мы проводим в театре или на стадионе? Пару часов. Греки в этом плане были более выносливыми зрителями, нежели мы. Они приходили с семьей, с едой, со слугами, и с утра до вечера смотрели четыре пьесы. Как сейчас, может быть, зритель приезжает на рок-фестиваль и несколько дней находится в особой музыкальной атмосфере, так же и в античности ценители театра устраивали такие трехдневные марафоны.
​​​​​​​
Древнегреческая трагедия востребована и на современной сцене. Например, в конце прошлого века в Москве знаменитый режиссер Петер Стайн поставил «Орестею» целиком, всю трилогию: спектакль шел целый день. Потом, правда, по просьбе зрителей (увы!) его все-таки разбили на два дня. Длинные спектакли хорошо знакомы современному театру, в том числе и спектакли двухдневные — но об этом мы поговорим в другой раз.

По материалам курса Юрия Доманского «Драма и театр».

#литература

20 last posts shown.