Миллиард татар


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Edutainment


www.milliard.tatar — это «энциклопедия татарской жизни» в России. Бот обратной связи https://t.me/milliardtatarbot
Соцсети https://taplink.cc/milliard_tatar
Почта millitatar@mail.ru

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Edutainment
Statistics
Posts filter


Forward from: Татарча мем


Forward from: Развиваем татарский интернет — чат волонтеров / Татар интернетын алга алып барабыз — волонтёрлар чаты
Барыгызга да сәлам! Всем привет! Меня зовут Ильгиз, и я перевожу интерфейс Telegram на татарский язык. Прогресс сдвинулся ещё на 1%, и остается перевести ещё чуть больше 17 тысяч текстовых блоков. Эти семь дней выдались очень насыщенными. Я провел экспериментальный стрим, показал как происходит процесс изменения и добавления терминов, отвечал на вопросы, пообщался с одним из "Нейротатар". Он раскрыл некоторые технические и организационные детали их деятельности — это было очень интересно. Ещё я начал помогать башкирским переводчикам интерфейса Telegram модерировать их рабочий чат. Сейчас у них там уже более 80 человек, и споры возникают по малейшему поводу. Времени летом ещё меньше, чем хотелось бы, зимний темп выдерживать не всегда получается. Поэтому напоминаю, что уместна любая помощь! Сейчас продолжается работа над разделом Private Chats. В данный момент в системе Telegram Desktop. А ещё напоминаю, что я делал специальный опросник RU / TAT. Если вы хотите как то помочь волонтёрам вроде меня или Нейротатар, заполните этот опросник. В скором будущем начнёт приходить специальная рассылка с информацией о проектах, в которых можно будет как-то поучаствовать. Если же вы хотите помочь непосредственно Нейротатарам, то пишите прямо Райнуру Хасанову.

До связи! Киләсе элемтәгә кадәр!

Чат волонтеров татарского интернета
Татарский язык в Telegram (58,7% готово)
Проект перевода на платформе
Чат переводчиков Telegram
Предыдущий отчёт


Кладбище на месте свалки: жители против кладбища, глава поселения – против жителей

"В сельской местности вопросы организации похорон относятся к ведению сельских поселений. В деревне Маняуз строительством нового кладбища занимался глава поселения Назиф Хасанов. Мы обратились к нему за комментарием.

«Сельчане жалуются? Неужели? А разве им не нужно кладбище? А мне усопших в крематорий отвозить?» – начал он общение на повышенных тонах.

«Мне это кладбище не нужно. Напишу акт, разберу забор – и нет никакой проблемы. Пускай потом хоронят, где хотят. А когда на старом кладбище не останется свободного места, будут писать жалобы, что глава поселения не выполняет свои должностные обязанности. С такими людьми надо жестко стоять на своем», – пояснил он ситуацию.

Похоже, по этому вопросу к Назифу Хасанову обращались уже много раз.

На вопрос, кому захочется похоронить близкого человека там, где несколько лет назад были кучи мусора, он ответил: «Так свалку сами жители Маняуза и организовали».
«Почему именно там заложили новое кладбище?» – «Земля подходящая».

По словам главы поселения, ему долгое время пришлось обивать пороги кабинетов для оформления участка. А информация о том, что, собирая средства самообложения, он обещал расположить кладбище в другом месте, и вовсе не соответствует действительности
".

В деревне Маняуз Азнакаевского района заложили кладбище на месте прежней мусорки. «Интертат» выслушал обе точки зрения – жителей деревни и главы сельского поселения.


Айзат Мингазов: «Многие думают, что арабская каллиграфия — это 2D. А она трехмерная»

"– Что за ситуация?
– Нашей соседке понадобилась помощь, мы вызвали скорую. Приехали два медработника, осматривают пациентку, в какой-то момент спрашивают: «А вы кто ей, ребята?» – «Соседи». – «А откуда вы?».

А мой сосед Ислам — татарин из Северного Казахстана. Он говорит: «Из Казахстана. Вы, наверное, не знаете такую страну». И тут медбрат просто подскакивает на месте. Я, говорит, знаю «Казакистан», это республика в Центральной Азии, и я виделся с вашим президентом.

Тут уже у Ислама круглые глаза. Медбрат говорит: «Он прилетал в Женеву, а я в то время там работал, видел его вблизи. Только не смог к нему подойти, потому что у него были огромные охранники, больше, чем гориллы».

Мы стоим, конечно, в шоке, потому что про Казахстан итальянцы действительно мало знают. За все время в Италии, что у меня, что у Ислама, это второй человек, который знал. И что интересно, он знал и про Татарстан.

«А-а, это же республика, которая сейчас маленькая, но когда-то это была – Tartaria! La storia del impero molto grande!» – так он сказал, многозначительно подняв указательный палец вверх
".

Молодой художник-каллиграф Айзат Мингазов, выиграв несколько конкурсов по каллиграфии и отметившись заметными граффити в городах Татарстана, в 2017 году уехал в Стамбул и с тех пор учится за границей, совмещая учебу с постоянным движением по миру под девизом «хәрәкәттә – бәрәкәт». Об этом и многом другом он рассказал в интервью «Татар-информу».


Forward from: Татар телендә манга
Барыгызга да сәлам!
Бу инде бөтен манганың 3/4 өлеше!
ДжоДжо: Җанлы кан, 33 бүлек:

https://telegra.ph/DzhoDzhonyң-gaҗәep-maҗaralary-җanly-kan-33-bүlek-07-02


Forward from: КРЯШЕНЫ – КЕРӘШЕННӘР
🌸 МЕДИА-ПИТРАУ 🌸

"Туганайлар" газетасы кунакка чакыра!

16 июль, 12:00 сәгатьтә ТАТМЕДИА бинасы янындагы скверда журналистлар һәм казанлылар өчен Медиа-Питрау бәйрәме узачак.
Аны “Туганайлар" газетасы быел өченче тапкыр оештыра.

🍓 Бәйрәмдә: Питрау җырулары, биюләр, фотозона, Питрау сыйлары. “Кряшен чибяре – 2024” титулын алган чибәр кыз белән аралашу.

🌸 Медиа-Питрауда Татарстанның атказанган артистлары – Оксана Дмитриева, Александр Игнатьев, «Бәрмәнчек» дәүләт фольклор ансамбле, Я.Емельянов исемендәге мәдәни үзәкнең “Казансу” фольклор ансамбле, “Кряшен чибяре-2014” Алина Давыдова, танылган “зажагалочка” Римма Никитина, яшь җырчылар – Амелия Феофанова белән Иван Пугачев чыгыш ясаячак. Алып баручы – “Керәшеннәр” КВН командасы капитаны – Дмитрий Баранов.

Питрау элгәредән үк чәчәк бәйрәме, ыру-карендәшләрнең очрашу көне булган. Ул 12 июльдә башланып, бер атна дәвам итә. Яшьләр түгәрәк уенда күңел ачканнар, танышканнар.

📍 Декабристлар урамы, 2.
⏰ 16 июль, 12:00 сәгәтьтә.

@tuganaylar2002


Яндекс заговорит на татарском

IT гигант расширяет свои возможности: теперь компания научилась работать с татарским языком. Благодаря сотрудничеству с Институтом прикладной семиотики Академии наук Республики Татарстан, Яндекс запустит функцию "диалога" в своем переводчике.

Это означает, что пользователи смогут произносить фразы на татарском языке для перевода или услышать, как звучат татарские выражения, используя приложение или переводчик Яндекса. Язык Тукая станет первым из языков народов России, для которого будут доступны технологии синтеза и распознавания речи в сервисах Яндекса.

В будущем появятся и другие интересные возможности, такие как общение с носителями языка в режиме диалога, озвучивание текстов на сайтах на татарском языке и даже прослушивание татарских сказок от виртуального ассистента "Алисы".


Строительство нового корпуса татарской гимназии №2 в Казани завершится к 1 сентября

К началу нового учебного года строительные работы в новом трехэтажном корпусе татарской гимназии №2 в Казани будут завершены. Ожидается, что это здание, способное вместить 270 учащихся, существенно разгрузит основное здание школы, сообщили в мэрии столицы Республики Татарстан.

В новом корпусе будут расположены спортивный и тренажерный залы, школа наставничества для студентов, многофункциональная площадка, конференц-зал, 12 учебных кабинетов, музей Шигабутдина Марджани (имя которого носит школа), а также студия звукозаписи и химическая лаборатория под названием Баки Урманче.

Помимо работ внутри здания, также проводится благоустройство территории. Для школьников здесь будет оборудована спортивная площадка с прыжковой зоной, беговыми дорожками и воркаут-зоной. Прилегающая территория будет озеленена деревьями, кустарниками, появится газон и новый асфальт.


Forward from: Исламская столица
Камиль Самигуллин: «Религиозная одежда должна оставаться правом и личным делом женщины»

« - Как все-таки общество должно прийти к консенсусу по этому вопросу? И общество, и политики, потому что вопрос уже перешел в плоскость законодательной инициативы. Что делать дальше для того, чтобы сохранить межконфессиональное согласие, которое у нас всегда было и, надеемся, будет?

- Самое главное, чтобы все мы искренне стремились сохранять мир в нашем обществе, а не давали волю своей субъективной неприязни по отношению к кому-либо. Мне тоже, может, что-то не нравится – как кто-то себя ведет, как одевается, что ест… Но это не значит, что я могу ущемлять в правах своего соседа, такого же гражданина, как и я, только потому, что он живет не в рамках моих мировоззренческих представлений. Да, мне не нравится, как одеваются некоторые женщины. Как с этим быть? Аллах дал мне глаза, но Он дал мне также и веки, которые могут закрыть мои глаза. Я могу просто не смотреть на них. Есть такое понятие, как Cима’ и Истима’ – «слышать и слушать». Это – разные понятия, как и «видеть и смотреть».

Надо уметь общаться и договариваться. Татарстан является прекрасным примером уважения и терпимости по отношению к культуре, традициям и убеждениям своих соседей. В своем многообразии и прекрасна наша страна. Но если большинство будет указывать меньшинству, во что верить, как одеваться, что есть, на каком языке разговаривать, – ничего хорошего из этого не выйдет.

- Мы периодически слышим такой аргумент, что в Татарстане женщины так не одевались, была другая форма национальной одежды, другой платок, тот же калфак. Хотя справедливости ради скажем, что и джинсы тогда не носили…

- На самом деле, здесь есть небольшая подмена понятий. Если мы заглянем в старинные книги, в те же записки Карла Фукса, то там четко описывается, что богатые татарки закрывали лицо. В 1918 году в Москве состоялся Всероссийский съезд мусульман с участием 820 делегатов со всей страны. Они приняли решение, что никаб не является обязательным в шариате. Но это решение как раз и указывает на то, что никаб среди мусульман России и, в частности, среди татар был распространен. Сегодня этот вопрос неактуален для отечественной уммы. Нет такого, чтобы по улицам ходили миллионы женщин с закрытыми лицами.

Если речь идет об общественной безопасности и необходимости идентификации личности, не нужно зацикливать эти проблемы на представителях одной религии, нужно правильно формулировать посыл. Но авторы законопроекта публично говорят именно о запрете никаба, а про балаклавы, мотоциклетные шлемы, медицинские маски, шарфы, аниматоров в костюмах ростовых кукол и Дедов Морозов они обещают, что их закон касаться не будет».


О дискуссии вокруг запрета никаба, новых продуктах исламского банкинга, проекте рукописного Корана как следующем «великом шаге» после «Казан басмасы», а также о том, чем запомнится прошедший хадж, в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову рассказал председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.


«После прибытия татар-мусульман на Магнитострой произошла небывалая концентрации нескольких сотен имамов в спецпоселках»

"Дети тюркских народов того времени поголовно не знали русского языка, поэтому в городе организовывалось обучение на национальных языках, для чего в 1934 году были созданы школы – татарская, казахская, башкирская, а также 10 школ со смешанными классами: татарских – 65 классов (2 027 учащихся), казахских – 11 классов (290 учащихся), башкирских 5 классов (80 учащихся). (МКУ Городской архив. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 195. С. 14).

Указание на численность учащихся является важным показателем, указывающим перспективы будущего национального состава населения Магнитогорска.

Из вышесказанного становится понятным, что татары в период 1930-х годов составляли более 90% мусульманского населения города. Но кроме количественной, важна и качественная сторона вопроса, что выражается прежде всего в степени мусульманской образованности того или иного народа.

Как известно, у татар уже столетиями существовала развитая система народного исламского образования. Поэтому среди ссыльных татар сюда прибыла своего рода «крестьянская элита», то есть люди, имевшие возможность пройти массовое обучение основам ислама, знанию содержания Корана, владению арабской письменностью. Ведь еще до революции 1917 года, да и в первые годы после нее, в каждой татарской деревне, при каждой мечети существовали начальные школы ислама - мәктәб, а в крупных селах и мечетях была более высокая степень мусульманского образования в виде медресе.

Например, у автора статьи оба раскулаченных деда (бабайлар) закончили медресе, а обе бабушки (әбиләр) учились в мектебах. Все они имели возможность читать религиозные тексты в их арабских подлинниках. Сохранились письма одной из эби в родную деревню, написанные на арабице, где она описывает трудности их жизни на спецпоселке
".

Салават Ахметзянов, научный руководитель магнитогорского филиала института истории АН РТ, рассказывает, как появился и развивался ислам во втором крупнейшем городе Челябинской области.

1k 0 10 1 25

Татарстан занял 4 место в рейтинге ЕГЭ

В 2024 году Татарстан занял четвертое место среди российских регионов по результатам ЕГЭ. Лидерами оказались Москва, Московская область, Нижегородская область и Санкт-Петербург. 

Одним из критериев для составления рейтинга послужило количество выпускников, сдавших три предмета ЕГЭ на 300 баллов. В Татарстане таких выпускников было два. 

В этом году 587 учащихся из 68 регионов России набрали 200 балов. Из топа двухсотбальников 21 ученик из Татарстана.


“Туган як” за 59 секунд: кто стал победителем конкурса коротких видео про татар

"Видеоконкурс для школьников «Моя большая малая родина» проходил с 15 марта по 1 июля 2024 года. Юные операторы и монтажеры смогли посоревноваться в нескольких номинациях.

В категории «Родной край» любой желающий мог показать красоту своей малой родины.

Для тех, кто хотел рассказать о выдающейся личности из своего населенного пункта, мы подготовили номинацию «Мой герой».

Для любителей народного фольклора и культуры мы создали специальную номинацию «Наше». В ней юные участники смогли подготовить ролики о культуре, быте и обычаях народов, проживающих на территории Татарстана.

Представитель издания «Миллиард.Татар» Ильгизар Вахитов рассказал, что главные задачи конкурса, заключались в воспитании патриотизма, интереса к малой родине и популяризации научных знаний.

«Организовывая конкурс в первую очередь мы хотели показать все культурное многообразие татарской деревни и людей, населяющих многочисленные села нашей республики. Любой участник мог прислать максимум 5 роликов. С марта по июль дети и подростки сняли около 50 видео», – рассказал Вахитов
".

Накануне редакция «Миллиард.Татар» подвела итоги Всероссийских конкурсов коротких видеороликов «Туган Як. История. Герои» и «Моя большая малая родина». Поможет ли shorts-формат в популяризации татарской культуре и зачем «Миллиард.Татар» два конкурса? Подробнее – в нашем материале.


Создатель "Атома" получил российское гражданство

В соответствии с указом президента России Владимира Путина, Харальд Грюбель, исполнительный директор АО «Кама» и разработчик электромобиля «Атом», получил российское гражданство.

Родившийся в Германии, Грюбель имеет богатый опыт работы над проектами в компаниях Volkswagen и Mercedes, прежде чем присоединиться к российской автомобильной индустрии. Он прибыл в Россию десять лет назад по приглашению Бу Андерссона, который занимал должность генерального директора АвтоВАЗа.

После ухода Андерсона из компании, Грюбель продолжил свою работу в российской автомобильной отрасли, занимая руководящие позиции в АвтоВАЗе и затем в АО «Кама», где он возглавил разработку электромобиля «Атом».

Компания «Кама» разрабатывает электромобиль «Атом», проект которой был запущен летом 2021 года при участии главы КАМАЗа Сергея Когогина и бизнесмена Рубена Варданяна.

Тестирование функциональных прототипов «Атома» началось в феврале этого года в Набережных Челнах и Москве. В мае глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил о намерении РФПИ инвестировать в проект электромобиля совместно с «Росатомом» и КАМАЗом, а также привлечь партнеров из Китая.

Электромобиль «Атом» будет доступен по цене от 2,9 до 4 миллионов рублей, продажи которого будут осуществляться через онлайн-платформу. Предполагается, что возможность протестировать электромобиль будет предоставлена через каршеринг.


Появились рендеры первой станции второй ветки Казанского метро

Сегодня Институт развития Казани опубликовал визуализации станции "100-летие ТАССР" Казанского метрополитена. Она станет отправной точкой второй линии метро, которая включает в себя 4 станции в своем первом участке.

Вторая ветка Казанского метрополитена должна состоять из 12 станций протяженностью около 20 км, ее конечная станция предполагается на улице Восстания. Первые четыре станции второй линии должны открыться в 2027 году.


Внимание, вопрос: как переводится на татарский язык название растения "иван-чай"?
Poll
  •   хан үләне
  •   иван чәе
  •   патша үләне
  •   бөтнек
369 votes


Викторина «Трудности перевода»

"Миллиард.Татар" совместно с Институтом Татарской энциклопедии ведет еженедельную викторину «Трудности перевода». Раз в неделю мы публикуем один объект из мира природы, рассказываем о нем и предлагаем читателям угадать, как же он будет называться на татарском языке.

Тема: “Растения”

Иван-чай – род многолетних травянистых растений семейства кипрейных. Известно около 10 видов. Распространены в Европе, Азии, Северной Америке. На территории РТ один вид – иван-чай узколистный, или копорский чай; растет на лесных опушках, по берегам рек, сорным местам, у дорог, на гарях.
В молодых побегах и листьях содержатся танин, витамин С, дубильные вещества, микроэлементы, в семенах – до 40% жирного масла. В народной медицине отвар из листьев используется при бессоннице, головных болях, а также в качестве противовоспалительного средства. Медоносное, кормовое растение. Заменитель чая.


МВД по РТ: «Мигранты не оказывают существенного влияния на криминогенную обстановку»

"«Наша республика остается экономически привлекательной. В этом году наблюдается увеличение количества иностранных граждан, желающих встать на миграционный учет», – сообщил сегодня на пресс-конференции начальник УВМ МВД по Республике Татарстан, полковник полиции Марат Галеев.

В этом году в управление подано уже 205 тысяч уведомлений о постановке на миграционный учет, что на 30 тысяч больше, чем в прошлом году. По итогам прошлого года на миграционном учете состояло 97 тысяч человек: 77 тыс. временно пребывавших, 5 тыс. с разрешением на временное пребывание и 14 тыс. имеющих вид на жительство.

По числу прибывающих мигрантов Татарстан занимает четвертое место в России, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Хотя заметен рост числа трудовых мигрантов из Китая и Туркменистана, большинство приезжих (36,6%) – из Узбекистана.

Марат Галеев: «Все иностранные граждане, получившие гражданство и находящиеся в призывном возрасте, поставлены на воинский учет»
"

В Татарстане наблюдается значительный рост числа мигрантов: за год их количество увеличилось на 30 тысяч человек. Большинство приезжает на заработки и учебу. Об обстановке в республике, новых правилах оформления документов и ситуации с правонарушениями рассказал глава миграционной службы МВД РТ Марат Галеев. Подробнее – в материале «Татар-информа».

827 0 9 71 25

Татары-герои из Мордовии и Пензы: «тридцатьчетверка» Курмаева, катер на счету Ипакаева и артиллерист Ишкинин

"ИШКИНИН Аббас Усманович
Родился в 1917 г. в с. Алтар Лямбирского района Мордовии. Мобилизован Лямбирским РВК в 1939 г. На фронте с 22 июня 1941 г. Награжден двумя медалями «За отвагу» (30 апреля 1943 г. и 8 марта 1944 г.). 
Сержант, командир орудия 19 Красноярского артиллерийского полка 26 стрелковой Сталинской Краснознаменной дивизии.

31 марта 1944 г. погиб. 16 апреля 1944 г. посмертно представлен к званию Героя Советского Союза командующим артиллерией 26 стрелковой дивизии полковником Ростовцевым за то, что с 26 по 31 марта 1944 г. находился со своим орудием в противотанковой обороне на западном берегу реки Великая. 27 марта, когда противник предпринял 4 контратаки с участием танков, Ишкинин заменил раненого наводчика и метким огнем прямой наводкой разбил 8 пулеметных точек, ликвидировал около 40 гитлеровцев.

31 марта отражая очередную атаку противника, сержант вместе с соседним орудием подбил 4 танка и ликвидировал еще до 70 гитлеровцев. От одного из термитных снарядов, которыми стрелял Ишкинин, загорелась его шинель. Не обращая внимания на смертельную опасность, артиллерист продолжал вести огонь по наступавшему врагу. Атака была отбита, но от ожогов погиб и сам герой. Рубеж был удержан. Похоронен в д. Заброво Пушкиногорского района Псковской обл.
Награжден посмертно орденом Отечественной войны I степени 30 апреля 1944 г
".

Председатель Ассоциации «Клуб Воинской Славы» Михаил Черепанов начал новую акцию «Вернуть имя героя – в семью». Установил имена 7 500 красноармейцев и офицеров Советской Армии из разных регионов СССР, представленных к званию Героя Советского Союза, но получивших лишь ордена.
В том числе - 467 красноармейцев-мусульман. Среди них - 269 татар. Многие из них представлены посмертно, потому об их подвиге не знают на их родине и в семьях. Списки нескольких сот найденных героев без звезд уже разосланы по регионам России, в Казахстан и Киргизию.


Накануне мы подвели итоги нашего конкурса «Моя большая малая родина», организованный Институтом татарской энциклопедии при поддержке редакции «Миллиард.Татар».

Напомним, его победителями стали:

Бадгиева Василя Наилевна – номинация «Наше/Безнеке»

Садретдинова Айша Ринатовна – номинация «Туган Як»

Шагеева Сафина Рифатовна – номинация «Мой герой / Каһарман»

А сейчас мы бы хотели еще раз показать работы победителей!


Женщины Золотой Орды: Хан-Султан из Хорезмшахов, татарка Боракчин и мать Бату Уки

"Женами Чингизидов, как правило, становились дочери представителей тюрко-монгольской родовой знати, военачальников. Реже женились на дочерях византийских императоров и румских султанов.

В истории чингизидских государств, в отличие от Османской империи, не известно ни одного случая, чтобы пленница неизвестного происхождения добилась высокого положения. Пленниц и наложниц могли брать в жены, но все они были знатного происхождения.

Например, Дорегене (Туракина) –  хатун, жена Угедея и регентша всей Монгольской империи, была захваченной в плен племянницей меркитского правителя Тохтоа-беки. Знаменитая по одноименному корейскому сериалу императрица Ки (монгольское имя - Олджей-хутуг) – представительницей знатного рода государства Корё. Иногда в жены или наложницы брали представительниц знати подчиненных государств: ойраток, кореянок.

Нет ни одного зафиксированного случая брака Чингизида с представительницей дома Рюриковичей или менее знатного рода русских княжеств (за исключением царевича Петра – Худай-Кула, а также последнего казанского хана Едигера-Симеона и «сибирских царевичей», но они уже находились в другом правовом и фактическом статусе и были крещены).

В качестве объяснения этому могут послужить религиозные различия: Чингизиды (Джучиды) в разное время исповедовали «тенгрианство», несторианство (под вопросом), ислам. Но тогда встает вопрос о том, почему такие браки стали возможны между Джучидами и Хулагуидами и православными византийскими принцессами? Ответить на него пока сложно.

Юных представительниц всех ветвей Чингизидов, напротив, часто выдавали замуж за подчиненных правителей: ойратских, уйгурских, корейских, древнерусских. Зять Чингизида получал титул гургана и был обязан участвовать в военных кампаниях. В источниках зафиксировано пять браков Чингизидок с русскими князьями
".

Одним из популярных направлений в гуманитарных науках являются гендерные исследования. Помимо науки, внимание к роли женщин в разных обществах проявляется и в области искусства: о знаменитых женщинах в истории Запада и Востока снимаются фильмы, сериалы, пишутся художественные произведения. Специалист по истории России и истории искусств тюрко-мусульманских народов София Костогрызова специально для «Миллиард.Татар» посвятила свой очерк знатным женщинам Золотой Орды и их роли в обществе и политике.

20 last posts shown.