💻
5 ловушек восприятия, которые заставляют нас платить больше и покупать ненужное
Контролировать финансы нам бывает сложно не из-за математики, а из-за психологии.
🔹
1. Ошибка невозвратных затрат
Если у вас когда-нибудь были неудачные отношения, которые длились слишком долго, вы уже сталкивались с ошибкой невозвратных затрат. Вы вкладываете во что-то, и даже если в итоге всё складывается ужасно, вы не прекращаете, потому что иначе получится, что все ваши старания были напрасными.
🔹
2. Поддержка своего выбора
Раскаяние покупателя всегда начинается с отрицания, также известного как рационализация после покупки. Это игнорирование других точек зрения в попытке защитить решение, которое вы уже сделали.
Например, вы решили купить iPhone последней модели. Чтобы оправдать покупку смартфона, который стоит две ваши зарплаты, вы начинаете убеждать себя, что это правильный выбор.
🔹
3. Эффект привязки
Это когда вы слишком полагаетесь на первую информацию, которую получили о товаре, и позволяете этой информации управлять вашими последующими решениями.
Например, вы видите чизбургер за 300 рублей в ресторанном меню и думаете: «300 рублей за чизбургер? Ни за что!» А потом покупаете чизбургер за 250 рублей из этого же меню и это кажется вам вполне приемлемой альтернативой.
🔹
4. Эффект стадности
Вы берёте кредит на машину и за несколько лет переплачиваете солидную сумму. При этом у вас нет срочной необходимости в машине и вы можете спокойно накопить нужную сумму, чтобы потом купить автомобиль без кредита.
Но вы всё же берёте машину в кредит, потому что «все так делают» и кредит не кажется вам кабалой с большой переплатой.
Это эффект стадности в действии.
🔹
5. Статус-кво
Предвзятое отношение из-за статус-кво — это когда вы отдаёте предпочтение тем решениям, которые не изменят вашу жизнь.
Вы можете подключить более дешёвый тарифный план, но вам удобнее оставаться на старом тарифном плане, который используете уже несколько лет, хотя он в два раза дороже нового.
Good Life I Путь Миллионера