Forward from: Brodetskyi. Tech, VC, startups
Лет пять назад прочитал очень интересную статью от разработчика онлайн-игр. Он рассказал, с помощью каких уловок пользователей удерживают в играх, заставляя тратить на них кучу времени на всякую дурню, вроде выращивания виртуальной репы. Это и поощрения, вроде виртуальных монеток или баллов (он сравнивал пользователей с подопытными крысами, которые получают за каждое правильное действие вознаграждение), и страх потерять полученное (принцип "не играешь - все сгорает", кажется, как раз такое удержание пользователей было на Farmville - фейсбучной "Веселой ферме") и другие психологические уловки. Я тогда еще подумал - интересно, оказывается есть люди, которым платят за то, чтобы подсаживать других людей на вредные пристрастия. Эти пристрастия портят и даже разрушают людям жизнь, но приносят миллиарды их разработчикам. И все это - совершенно законно, удивительно.
Позже я узнал про так называемые "dark patterns" - нечестные уловки в проектировании интерфейса, которые подталкивают пользователя выполнить (или наоборот, не выполнять) определенное действие. Если вы когда-нибудь пробовали отписаться от оповещений Linkedin, вы понимаете, о чем я.
Оказывается, в некоторых компаниях есть даже специалисты, которые следят за тем, чтобы продукты компании не использовали подобные уловки. Тристан Харрис три года работал над этикой дизайна в Google, так что он хорошо разбирается в подобных вещах. Сейчас он занимается собственным проектом, который призван противостоять влиянию технологий на наше внимание и времяпрепровождение. Харрис описал в своем блоге 10 уловок, с помощью которых технологические компании захватывают наши умы и внимание:
https://medium.com/swlh/how-technology-hijacks-peoples-minds-from-a-magician-and-google-s-design-ethicist-56d62ef5edf3
Он описывает и dark patterns, и игровые механики. Не все эти уловки разработали коварные разработчики, некоторые получились сами собой - не думаю, что разработчики мобильных приложений ставят себе цель "захватить наше пробуждение" своими оповещениями, как на это жалуется Харрис. Некоторые тезисы выглядят натянутыми, а текст скорее похож на манифест его нового проекта. Но манифест очень интересный и полезный - он помогает переосмыслить свое отношение к пользованию любимыми сайтами и приложениями. Вряд ли после прочтения вы удалите со смартфона Facebook, но как минимум вы станете меньше залипать на бесполезных сайтах, а это уже очень неплохо. Десять минут чтения окупятся часами непотерянного времени, так что это совершенно точно маст рид. Если не читаете по-английски, вот вам сокращенный перевод на @apparatmag: http://apparat.cc/human/how-technology-hijacks-our-minds/
Статья о поведенческом дизайне игр, о которой говорил в начале: http://www.gamasutra.com/view/feature/131494/behavioral_game_design.php
Подробнее о dark patterns - http://www.theverge.com/2013/8/29/4640308/dark-patterns-inside-the-interfaces-designed-to-trick-you, а вот целая их коллекция: http://www.darkpatterns.org/
Распоряжайтесь своим временем с умом!
Позже я узнал про так называемые "dark patterns" - нечестные уловки в проектировании интерфейса, которые подталкивают пользователя выполнить (или наоборот, не выполнять) определенное действие. Если вы когда-нибудь пробовали отписаться от оповещений Linkedin, вы понимаете, о чем я.
Оказывается, в некоторых компаниях есть даже специалисты, которые следят за тем, чтобы продукты компании не использовали подобные уловки. Тристан Харрис три года работал над этикой дизайна в Google, так что он хорошо разбирается в подобных вещах. Сейчас он занимается собственным проектом, который призван противостоять влиянию технологий на наше внимание и времяпрепровождение. Харрис описал в своем блоге 10 уловок, с помощью которых технологические компании захватывают наши умы и внимание:
https://medium.com/swlh/how-technology-hijacks-peoples-minds-from-a-magician-and-google-s-design-ethicist-56d62ef5edf3
Он описывает и dark patterns, и игровые механики. Не все эти уловки разработали коварные разработчики, некоторые получились сами собой - не думаю, что разработчики мобильных приложений ставят себе цель "захватить наше пробуждение" своими оповещениями, как на это жалуется Харрис. Некоторые тезисы выглядят натянутыми, а текст скорее похож на манифест его нового проекта. Но манифест очень интересный и полезный - он помогает переосмыслить свое отношение к пользованию любимыми сайтами и приложениями. Вряд ли после прочтения вы удалите со смартфона Facebook, но как минимум вы станете меньше залипать на бесполезных сайтах, а это уже очень неплохо. Десять минут чтения окупятся часами непотерянного времени, так что это совершенно точно маст рид. Если не читаете по-английски, вот вам сокращенный перевод на @apparatmag: http://apparat.cc/human/how-technology-hijacks-our-minds/
Статья о поведенческом дизайне игр, о которой говорил в начале: http://www.gamasutra.com/view/feature/131494/behavioral_game_design.php
Подробнее о dark patterns - http://www.theverge.com/2013/8/29/4640308/dark-patterns-inside-the-interfaces-designed-to-trick-you, а вот целая их коллекция: http://www.darkpatterns.org/
Распоряжайтесь своим временем с умом!