Читаю сейчас третью книгу Харари «21 урок для XXI века» и там есть интересная интерпретация проблемы вагонетки. Ситуация с беспилотными автомобилями сложно-решаемая не только в отношении переделки ПДД и дорожно-транспортных отношений в глобальном смысле, но и решением этических вопросов, в частности той самой проблемы вагонетки. Вы едете в беспилотном автомобиле, а перед вами на дорогу выбежали два ребенка. Что должна сделать машина: продолжать ехать, предпринимая попытки торможения, естественно или свернуть на встречную полосу, по которой несется грузовик, то есть, рискуя вашей жизнью, как пассажира?
«Должна ли компания Tesla, чтобы продолжать выпускать автомобили, занять в этом запутанном вопросе определенную позицию?
Возможно, Tesla предоставит выбор рынку. Скажем, компания выпустит две модели беспилотного автомобиля: “Альтруист” и “Эгоист”. В опасной ситуации “Альтруист” будет жертвовать владельцем ради общего блага, а “Эгоист” предпримет все возможное, чтобы спасти владельца, даже если для этого придется убить двоих детей. Потребители приобретут ту модель, которая больше соответствует их философским взглядам. Если большинство покупателей предпочтет модель “Эгоист”, вины Tesla в этом не будет. В конце концов, клиент всегда прав.
Это не шутка. В исследовании, проведенном в 2015 году, испытуемым предлагали гипотетический сценарий, по которому беспилотный автомобиль вот-вот наедет на нескольких пешеходов. Большинство сказали, что в такой ситуации машина должна спасать пешеходов даже ценой жизни владельца. Но когда их спросили, купят ли они автомобиль, запрограммированный жертвовать владельцем ради общего блага, большинство опрошенных ответили отрицательно. Для себя они предпочли бы модель “Эгоист”».
«Должна ли компания Tesla, чтобы продолжать выпускать автомобили, занять в этом запутанном вопросе определенную позицию?
Возможно, Tesla предоставит выбор рынку. Скажем, компания выпустит две модели беспилотного автомобиля: “Альтруист” и “Эгоист”. В опасной ситуации “Альтруист” будет жертвовать владельцем ради общего блага, а “Эгоист” предпримет все возможное, чтобы спасти владельца, даже если для этого придется убить двоих детей. Потребители приобретут ту модель, которая больше соответствует их философским взглядам. Если большинство покупателей предпочтет модель “Эгоист”, вины Tesla в этом не будет. В конце концов, клиент всегда прав.
Это не шутка. В исследовании, проведенном в 2015 году, испытуемым предлагали гипотетический сценарий, по которому беспилотный автомобиль вот-вот наедет на нескольких пешеходов. Большинство сказали, что в такой ситуации машина должна спасать пешеходов даже ценой жизни владельца. Но когда их спросили, купят ли они автомобиль, запрограммированный жертвовать владельцем ради общего блага, большинство опрошенных ответили отрицательно. Для себя они предпочли бы модель “Эгоист”».