Об этом мы не знали (канал свящ. С. Бажкова)


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Religion


Свящ. Стефан Бажков, секретарь Иркутского епархиального управления.
Иркутская епархия в интернет-пространстве:
http://iemp.ru/
https://www.instagram.com/irk.eparhia/
https://www.youtube.com/c/ИркутскаяЕпархия0
Для личных сообщений - @pr_stb

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Religion
Statistics
Posts filter


Forward from: Пантелеимонство
Прекрасный канон нам предлагает Триодь в субботу сыропустную — отцам, в подвиге просиявшим. Их имён там очень много, есть всем известные, есть почти никому не знакомые. И есть несколько опечаток, которые ярко видны, поскольку имена стоят почти строго по алфавиту. В «сергиевской» Триоди их почти все почистили, но в наших текстах (в том числе электронных) они продолжают бытовать.

Авва Орсисий (а не «Порсисий») — преемник преподобного Пахомия Великого.

Авву Серида (а не «Ерида») мы знаем из книги преподобных Варсонофия и Иоанна.

И сегодня я узнал, что «Енната» вовсе не существовало как человека. Был Феодор Фермийский, а был Феодор Эннатонский.


Forward from: Хроноскоп
258 лет назад, 1 (14) апреля 1763 г., в Москве начался судебный процесс над митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем).

Этот сын волынского униатского священника и воспитанник львовской иезуитской коллегии не мог в России XVIII-го века не сделать карьеры в Церкви. По приглашению своего покровителя, бывшего архиеп. Черниговского, а ныне митр. Тобольского Антония (Стаховского) он оставил родную Малороссию и переехал в Сибирь, где впервые столкнулся с фактами грубого посягательства гражданской власти на церковные права и имущество и навсегда взял на себя долг защищать Церковь от посягательств.

Иеромонах Арсений был человеком отважным: в Соловецком монастыре устроил диспут со старообрядцами, присоединился к Витусу Берингу в его 2-й Камчатской экспедиции (из которой сам Беринг не вернулся живым, а Арсений вернулся инвалидом), отказался присягать Бирону и, при назначении членом Свт. Синода, отказался произносить присягу, согласно которой "крайним судией сея Коллегии" признавался не Христос, а "Всероссийская монархиня Государыня"; вместе с архиеп. Амвросием (Юшкевичем) осмелился дочери Петра подать записку о неканоничности синодального устройства и необходимости восстановления патриаршества. Несмотря на эти демарши, Арсений не только не был наказан, но и милостиво переведен из Тобольска на древнюю Ростовскую кафедру, где стал неутомимым борцом с расколом и главным инициатором прославления свт. Димитрия (Туптало).

Однако его бесстрашие имело и обратную сторону - жестокость. Арсений был сыном своего века и в лучших традициях Феофана (Прокоповича) он увещевал провинившихся не только словом, но и делом - пытками и казнями. Так на дыбе умер ярославский игумен, а уличенный в жидовстве капитан Возницын по приговору Арсения был сожжен на костре.

Видимо привыкший к тому, что многие дерзости при имп. Елизавете ему сходили с рук, митр. Арсений открыто выступает против церковной реформы Екатерины II, и на Торжество Православия 1763 г. самочинно включает в число положенных анафематизмов новый - «Вси насильствующии и обидящии св. Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». Кроме того, активно пишет в Синод, предупреждает, что продолжение реформы приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся».

Накануне Вербного воскресенья Арсений был арестован и доставлен в московский Симонов монастырь, где был подвергнут допросу. Свт. Синод постановил, царица приговорила "архиерейства и клобука лишить и послать в отдаленный монастырь под крепкое смотрение". Этим отдаленным монастырем стал Николо-Корельский (ныне в черте города Северодвинска).

Когда был прочтен указ, члены Синода стали снимать с него облачение. По легенде митрополит в этот момент предсказал архиереям их плачевную участь. Димитрию (Сеченову) он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию (Зертис-Каменскому) - "Яко вол, ножем зарезан будеши"; епископу Псковскому Гедеону: "ты не увидишь своей епархии". Митр. Димитрий умер в ужасных страданиях: его буквально задушила опухоль языка. Архиеп. Амвросий во время московской чумы был растерзан толпой; еп. Гедеон, вскоре после осуждения Арсения, был удален в свою епархию, и умер по дороге, не доехав до Пскова.

Вскоре последовало второе дело против бывшего митрополита - он обвинялся в продолжении оскорбления императрицы, роспускании грязных слухов. В 1767 г. был издан указ, повелевавший расстричь Арсения, переименовать его в «Андрея Враля», переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля (нынешнего Таллина).

Проведя в строгой изоляции в каземате 4 года и 2 месяца, Арсений скончался. На стене каземата до нач. XX в. оставалась надпись, выцарапанная рукой святителя: «Благо мне, яко смирил мя еси». На последней сессии Всероссийского Поместного Собора в 1918 г. Арсений был восстановлен в сане митрополита. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.


Forward from: Воскресенский собор, с.Верхоленск
11 марта-память  преподобного Тита пресвитера Печерского!!!

Тит, пресвитер Печерский, жил в ХII веке.  Он был известен своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением!!!
У преподобного Тита был друг диакон Евагрий.  Все удивлялись искренней дружбе и любви, существовавшей между ними. Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними вражду. Дружба обратилась в сильную ненависть и вражду. Когда преподобный Тит впал в тяжелую болезнь и стал готовиться к смерти, он послал к Евагрию просить прощения, но тот не хотел примириться. Печерская братия насильно привела Евагрия к одру больного. Подвижник со слезами просил его о прощении, но Евагрий упорствовал. Он объявил, что не простит Тита ни в этом веке, ни в будущем. Сказав это, он упал замертво, пораженный копьем от Ангела, в тот же миг сам Тит получил исцеление!!!
Преподобный  удвоил свои подвиги, прославился особым смирением и стал чудотворцем!!!
Святой Тит отошел ко Господу примерно в 1190 году. Его святые мощи покоятся в Ближних (Антониевых) пещерах.


(2/2) ДУХ СВЯТОЙ ПО НАШЕЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ МОЛИТВЕ К НЕМУ
(ОБЪЯСНЕНИЕ «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ»)

Все, что в мире есть хорошего, возвышенного — все это от Духа Святого. Посему Он называется далее в молитве сокровищем благих, собранием всех благ.

Первое благо в мире — это жизнь. Ничем человек так не дорожит, как жизнью своей. И это благо от Духа Святого. Он и податель жизни.

Вот какой Дух Святой. И когда Он приходит и поселяется в каком-либо человеке, Он приносит в душу его все, что имеет Сам, Он сообщает человеку от этих сокровищ Своего существа. Но первое и главное свойство Духа Святого — это Его святость. Недаром Он и называется постоянно не иначе, как Духом Святым. Святость — это самое существо Его. Он весь святость, Он как бы состоит из святости. Святость и Он — это, можно сказать, одно и то же. Недаром из всех Лиц Св. Троицы Он в особенном смысле называется святым, хотя, конечно, и Бог Отец, и Сын Божий так же святы, как и Он. Поэтому все греховное, нечистое, особенно мерзко Духу Святому, совершенно несовместимо с ним. Поселяясь в нашей душе, он очищает ее от всякой скверны. Все скверное, нечистое, греховное в нашей душе тает и уничтожается от одного дыхания Его. Посему мы, прося его придти и вселиться в нас, просим и очистить нас от всякiя скверны. Скверна, грех, нечистота — это то, что мешает нашему спасению. Очищается душа наша от скверны — она готова для вечного спасения. Без такого очищения невозможно спасение. И вот мы прибавляем еще третье прошение к Духу Святому, чтобы Он спас души наши, как Благий. Как Благий, Он и Сам желает нашего спасения, желает еще более, чем мы сами желаем. И в этой благости Его мы почерпаем уверенность, что Он спасет души наши, а для этого придет, вселится в нас и очистит нас от всякой скверны.

Проф. М. Скабалланович, Христианские праздники. Книга 5. Пятдесятница. Киев, 1916, C. 42-45.


(1/2) ДУХ СВЯТОЙ ПО НАШЕЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ МОЛИТВЕ К НЕМУ
(ОБЪЯСНЕНИЕ «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ»)

Великого просим мы в этой ежедневной молитве нашей ко Святому Духу. Мы просим Его, чтобы Он «пришел и вселился в нас». Другими словами, мы просим Его, чтобы с нами произошло то, или, по крайней мере, нечто подобное тому, что произошло [в день Св. Пятидесятницы] со св. Апостолами. Когда на них сошел Дух Святой, они совершенно переменились, стали совершенно другими людьми; они почувствовали в себе вдруг такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели; они почувствовали в себе силу все сделать, всю жизнь отдать на служение славе Божией и спасению людей. И все это произвел в них Дух Святой тем именно, что Он "сошел" на них и "исполнил", т. е. как бы наполнил Собою их. Подобного этому и просим мы в своей ежедневной молитве Духу Святому. А чтобы уверить себя в том, что это возможно, что действительно Дух Святой может все это сделать с нами, когда "придет" и "вселится" в нас, мы свою молитву начинаем с напоминания себе о том, кто такой Дух Святой, каков Он есть по существу Своему. Мы перечисляем все Его свойства, по крайней мере главнейшие свойства или те, которые особенно важны для нас.

И прежде всего мы называем Духа Святого в этой молитве к нему "Царем небесным". Первое, к чему мы должны стремиться в этой жизни, для чего должны мы жить — это Царствие небесное. "Ищите прежде царствiя Божiя" (Мф 6, 33), сказал Христос. Истинный христианин не может не думать постоянно о том, чтобы войти в Царство небесное. О, если бы мы могли себе представить все то блаженство, все то счастье, все те блага, которыми мы будем наслаждаться в Царстве небесном! Мы ничего другого тогда не искали бы на земле. Но главным устроителем Царствия небесного является Дух Святой. Основал на земле Царство небесное Христос и, уйдя с земли, оставил продолжать на земле Свое дело Духа Святого, который, таким образом, пока по крайней мере Христос не пришел на землю, и есть настоящий Царь этого царства. Насколько зависит Царство небесное от Духа Святого, показывают слова Христовы:  "Если же Я Духом Божiим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас царствiе Божiе" (Мф 12, 28).

Затем в молитве Святому Духу мы называем Его Утешителем. Так назвал Святого Духа Сам Спаситель в последней предсмертной беседе со Своими учениками (Ин 14, 26 и др.). И потому назвал так, что Дух Святой, по отшествии Христа на небо, имел утешать верующих во Христа во всех скорбях их. Нужно ли говорить о том, как нужно нам постоянное утешение. Пусть припомнит каждый самое тяжкое постигшее его когда-либо в жизни горе. Как тогда нам нужно было утешение! И могли мы тогда найти утешение в ком-либо из людей? Люди так себялюбивы, так думают о себе лишь, что до нашего горя, не правда ли, казалось нам тогда и казалось довольно верно, никому не было дела. Утешить вполне человека может только Сам Бог, называющий Себя Богом всякiя утехи (2 Кор 1,3) через Духа Своего. Стоит Духу Святому сойти в нашу душу, дохнуть на нее Своей благодатию, и несказанная сладость водворяется в душе человека, он становится способен забыть самое тяжкое свое горе.

Душе истины! Дух истины! Так еще взываем мы к Духу Святому в своей молитве к Нему. Так- Духом истины — называл Духа Святого Сам Христос (Ин 16, 13). Что значит это наименование? Оно значить, что Дух Святой открывает нам истину, учит нас истине и вместе учит любить истину, правду. Как нечистый дух, диавол, есть отец всякой лжи и обмана, так Дух Святой есть источник всякой истины. Как люди страдают, сколько терпят на земле благодаря своему невежеству, благодаря незнанию истины! И как мало вообще в людях правды, как боятся люди правды! Дух Святой Своим действием в сердцах и умах людей искореняет постепенно эту неправду, всякую ложь в людях, просвещает и наставляет их на всякую истину.

Духа Святого называем мы далее в молитве к нему: везде сый и вся исполняяй — везде находящимся и все наполняющим. Он как бы разлит повсюду в мире. Он не только везде находится, как Бог, но и наполняет Собой все, проникает все, очищая, просветляя, возвышая все в мире.


Forward from: ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ЦАРЯ ДАВИДА
Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Наш Храм посетил Архимандрит Иоане Перадзе настоятель горного монастыря Трусо, что находится в Грузии, недалеко от горы Казбек.


Forward from: Эксплойт
Парень с Reddit целый год записывал, чем он занимается каждый час своей жизни. Спустя 365 на основе этих данных он сделал эту диаграмму.

Наглядно о том, как много времени мы проводим за работой (красный цвет).

@exploitex


Forward from: Синай. Библейские заметки
Археологические раскопки комплекса Вифезда


Forward from: Синай. Библейские заметки
Исцеление расслабленного. 1/3. Вифезда: городское водохранилище

Св. ап. Иоанн Богослов, повествуя в сегодняшнем евангельском чтении о месте исцеления расслабленного (Ин 5:1-16), называет его по-гречески κολυμβύθρα Βηθεσδά [колимви́фра Вифездá], то есть "бассейн Вифездá" (приведен вариант церковной, византийской традиции греческого текста). Как в церковнославянском, так и в синодальном русском переводе этот термин передан не совсем точным словом "купель" или "купальня", что неудивительно, так как в IX в. библейской археологии еще не существовало, а в XIX в. она находилась еще в зачаточном состоянии и комплекс Вифезда еще не был раскопан — он мыслился как небольшой водоем, в котором могли купаться люди. В переводах еп. Кассиана (Безобразова) и Российского библейского общества уже дан более нейтральный, но по-прежнему неточный термин "водоем". Однако лучше называть Вифезду так, как она названа в греческом тексте и чем она являлась на самом деле — огромным гидротехническим сооружением, состоявшим из двух гигантских бассейнов, выполнявших функции городского водохранилища. По специальным желобам и трубам в сезон дождей воду в эти бассейны собирали для того, чтобы в засушливый период использовать для нужд храмового комплекса, находившегося неподалеку.

Раскопки на месте Вифезды проводились в XX в. католическими исследователями. Были обнаружены два огромных бассейна, примыкающих друг ко другу и разделенных перемычкой. В целом данная конструкция имела трапециевидную форму — общая длина с севера на юг 97 м, ширина северного (меньшего) бассейна в конечной точке на севере — 60 м, ширина южного бассейна на юге — 76 м, ширина перемычки — 6 м, глубина — в среднем 13 м (это соответствует высоте пятиэтажного дома).

Из приведенных сведений легко посчитать, что площадь водной поверхности составляла примерно 6.000 кв м, то есть 60 соток (в привычной нам системе), а максимальный объем воды, который могла хранить в себе система — 78.000 куб м, иными словами 78.000 кубов. С учетом того, что в самый большой водовоз "Камаз" входит около 10 кубов воды, указанный объем бассейнов Вифезда равен тому, который перевозят 7.800 водовозов.

По периметру со всех сторон бассейнов, а также на перемычке находились крытые колоннады или галереи. Если предположить, что ширина галерей вокруг бассейнов была такой же, как ширина перемычки (6 м), то общая площадь галерей составляет около 2.300 кв м, то есть около трети от площади футбольного поля. Если исходить из того, что лежащий человек занимает 2 кв м и что половина площади колоннад не была занята людьми (чтобы был проход), то получается, что эти галереи могли вмещать в себя до примерно 600 человек! Поэтому в Ин 5:2 (Byz) и указано, что в них лежало πλῆθος πολὺ [пли́фос поли́] "великое множество" больных. И даже если в момент посещения Вифезды Господом галереи не были наполнены до отказа, все равно рядом с несчастным расслабленным были десятки, а то и сотни больных, которые хотели бы погрузиться в воду раньше него.

В эти огромные бассейны люди не прыгали — многие в Иерусалиме, находившемся в отдалении от моря, не умели плавать. Предположительно, в восточной части комплекса, рядом с перемычкой, располагался неглубокий резервуар, связанный системой труб с основными бассейнами, куда могли сойти люди. На этом месте римляне впоследствии построили асклепейон.

На приводимых далее фотографиях хорошо видны масштабы данного сооружения — обратите внимание на маленькие фигурки людей, стоящих наверху.

прот. Д.Ю. @sinai_spb_ru


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
24 апреля в Казанском храме г. Иркутска прошла панихида о жертвах геноцида армян 1915 г.


Лабораторные исследования Иркутского хлебозавода обеспечивают феноменальную точность в измерении сроков годности продукции. 73 ч = 3 суток 1 ч.


🌨За сутки в городе выпало 30 миллиметров осадков, что составляет 143 % от нормы апреля. Высота снежного покрова – 22 сантиметра. С начала апреля в Иркутске выпало 354 % от месячной нормы осадков.


Крестный ход от Богоявленского собора к Крестовоздвиженскому храму по окончании литургии 30.06.1919. Накануне, 29 июня, состоялся Крестный ход из Вознесенского монастыря в Богоявленский собор.

В комментариях - версия с бОльшим разрешением.




Снова размещаю старый пост про Средопостную среду⬆️. В этом году вопрос особо актуален - никто не может понять, почему вдруг по случаю выпадение этой среды на 22 марта Устав предписывает даже память св. муч. Севастийских переносить на день раньше.


Forward from: Об этом мы не знали (канал свящ. С. Бажкова)
Средопостная среда — это совершенно особый день. У него особый устав поста, даже в нашем современном Типиконе под этим днем помещено рассуждение автора XVII века, что нельзя в этот день разрешать пост. Зачем такое замечание — ведь это и так очевидно. Значит еще была жива практика выделения этого дня во время поста. В Студийско-Алексиевском и других Типиконах этот день имеет послабление поста. Именно среда, а не воскресенье. И именно в этот день в Константинополе начиналось оглашение, а когда-то в этот день начинался сам пост, отчего до сих пор сохраняются следы в богослужении. Песнопения доиконоборческой традиции (иерусалимской) для 3-й недели поста известны. В них нет ничего ни о середине поста, ни о Кресте. В них есть лишь тема о мытаре и фарисее (это, кстати, тема отдельного исследования — прим. автора). И в Иерусалиме, и в грекоязычном богослужении Константинополя (кондаках Романа Сладкопевца) — 3-я неделя поста была Неделей о мытаре и фарисее. При этом среда уже была Преполовением поста. Память Кресту появляется позднее, и пришествие этой новой темы вытеснило старую тему о мытаре и фарисее на подготовительные недели перед Великим Постом. Поэтому когда появляется память Креста (кстати, почему эта память появилась, тоже нет однозначного ответа, вполне вероятно, что одним из побудительных мотивов появление памяти Креста могло быть отвоевание великой реликвии из персидского плена, которое пришлось на 629-630 годы, — исследователи разняться в оценках года и даты, но есть мнение, что возращение Святыни произошло 21 марта 629 года), в Типиконе Великой Церкви поклонение Кресту как-то увязывается с уже тогда реально не существовавшим оглашением, не он как таковой образует середину поста, а уже существующая середина поста с ним как-то согласуется. Отсюда и появляются в Триоди Постной песнопения, обыгрывающие Крест и середину поста…

Ну и в конечном итоге, Средопостие совсем потеряло свой статус, сейчас никто не ценит Крестопоклонную среду как таковую, для всех это просто реплика к службе Крестопоклонной недели.


Forward from: Об этом мы не знали (канал свящ. С. Бажкова)
Протодиакон Дмитрий Половников

Среда средопостная

Ну вот, мы и добрались до середины поста. Среда четвертой седмицы, находящаяся на «экваторе» Великого Поста сейчас фактически ничем не выделяется из череды будних дней Великого поста, ну, разве что чином поклонения Кресту, который совершается в эту неделю четыре раза: воскресенье, понедельник, среду и пятницу. На данный момент эта среда — как бы отголосок Крестопоклонной недели, и все… Но история середины Поста очень интересна и, в свое время эта среда выделялась в череде Великого Поста.

Среда Крестопоклонной недели — это древнее западное начало Великого Поста. Именно тогда — на три недели позже последующей практики — начинался пост на Западе в IV-V веках. Но ведь и город Константинополь — это, первоначально, город Римской культуры. Построенный, как новая столица империи, город Константина впитал в себя традиции Рима с рождения. Известно, что еще через два века после освящения Константинополя, часть горожан говорила на латинском языке и даже традиция чтения Евангелия на разных языках на Пасхальном богослужении пришла к нам из столицы империи, где длительное время сохранялось греко-латинское двуязычие горожан.

Значение крестопоклонной среды сохранялось в Константинополе очень долго. Послеиконоборческий Типикон Великой церкви (церкви Софии Константинопольской — Айя Софии) устанавливает на этот день начало оглашения крещаемых. Следом этого является появляющаяся с этого дня особая ектения об оглашенных на Преждеосвященных литургиях. Данная ектения по современному Уставу возглашается на всех Преждеосвященных, начиная от среды Крестопоклонной недели. Пока диакон возносит прошения ектении: «Вернии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся. Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит, просветит их просвещением разума и благочестия, сподобит их во время благопотребно бани пакибытия (купели возрождения, т.е. крещения в воде — прим. автора), оставления грехов и одежды нетления, породит их водою и духом, дарует им совершение веры, сопричтет их святому Своему и избранному стаду». Священник читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению: «Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести их в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи (покажи достойными членами Тела Христа Твоего — прим. автора), давшаго Себе избавление о душах наших». По старой традиции эта ектения возглашалась и на полных литургиях, т.е. в субботу и воскресенье. Отсюда особый праздничный статус Крестопоклонной среды. Например Студийско-Алексиевский устав, принятый в Киево-Печерском монастыре в 1081 году Феодосием Печерским, предписывает есть в этот день рыбу! И лишь с падением практики оглашения и забвением того, что эта среда значит, ее значение упало до обычной будничной среды.

Мы привыкли к тому, что Великий пост длится 7 недель, но в IV-V веках количество дней Великого поста было различным: в Иерусалиме постились 8 недель (по данным свт. Кирилла Иерусалимского и паломницы Эгерии); в Александрии — 6 (об этом прямо говорит свт. Афанасий Великий); В остальных восточных регионах постились 7 или 8 недель; а вот в Риме — 3 (так пишет Сократ Схоластик, который подтверждает и 6-недельный пост в Египте). Трехнедельный пост подтверждается и другими римскими источниками. Когда впоследствии в Риме переходят на 6-недельный пост, следы старой традиции сохраняются. При этом в Риме есть еще одна особенность — начало поста со среды. В письменных источниках эта особенность фиксируется в VII веке, но возникла, весьма вероятно, раньше. Три недели, плюс предваряющие несколько дней, со среды — Средопостная среда, или Преполовение поста (оба названия весьма часты в византийских и древнерусских источниках), или Крестопоклонная среда (а вот это — уже новообразование).


Forward from: Борисовские будни
Международный женский день в России давно стал символом женственности и материнства, а не феминизма и революции. Поэтому можно было бы подумать об учреждении 8 марта христианского праздника и дать людям пример «женской святости», рассказал РИА Новости доцент Московской духовной академии, кандидат богословия священник Антоний Борисов.

«Не думаю, что прямо сейчас получится прямая замена 8 марта на церковный праздник. Для начала нужно просто инициировать разговор о христианском понимании женского начала. Но в перспективе, мне кажется, можно было бы прославить в лике святых православную христианку, близкую к нам по времени. Не за мученичество или монашество, а именно - за верную семейную жизнь. Чтобы у людей перед глазами был живой пример христианского служения замужней женщины. И день её памяти поставить на 8 марта», - сказал Борисов.

По его словам, христианству «свойственно наполнять собственным содержанием изначально чуждые для себя даты и праздники». «Языческое торжество в честь зимнего солнцестояния было заменено торжеством в честь Рождества Христова. День летнего солнцестояния оказался заменен церковным воспоминанием рождения пророка Иоанна Крестителя. Продолжать можно и дальше. Не настал ли черед и для 8 марта – вполне удобной даты для того, чтобы поговорить о красоте и величии женской природы с христианской точки зрения?», - призвал священник.

По его словам сегодня мужчины, поздравляя женщин, чествуют женственность, материнство и женский подвиг в целом, «но так было не всегда». «Достаточно вспомнить, как немецкая феминистка и революционерка Клара Цеткин, - появлению даты 8 марта мы обязаны ей – считала, что должна освободить женщин от трех “K” - Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь – нем.). Данное стремление подчеркивало, что такие качества как кротость, заботливость, мягкость, семейственность, религиозность являются не украшением женского характера, а скорее его недостатками», - пояснил Борисов.

Он отметил, что русско-советский менталитет так и не принял изначальный посыл Цеткин, а люди в России «стали восхищаться не революционным запалом коммунисток, а прежде всего, материнством, то есть тем, чего Цеткин хотела женщин лишить».

«Можно предположить, что такое изменение в понимании возникло благодаря тому, что, несмотря на атеистические гонения, в нашем народе продолжала жить вера. Пусть далеко не всегда эта вера имела чёткие богословские очертания, но на уровне житейском она действовала так, что советские традиции русским человеком либо отвергались, либо переосмысливались с христианских позиций. И праздник 8 марта неожиданно приобрёл черты библейского понимания женского служения, выраженного в образе Богородицы, а советские женщины, несмотря на все призывы феминисток, оставались любящими матерями и женами», - считает священник.

«Нет ничего плохого в том, чтобы искренне поздравить 8 марта тех наших женщин, для которых эта дата важна и значима, пожелав им не только здоровья и долгих лет жизни, но сил для дальнейшего несения жертвенного женского подвига служения семье и обществу», - заключил собеседник агентства.

https://ria.ru/20230308/svyaschennik-1856487443.html


Forward from: Одинокая Коко
Video is unavailable for watching
Show in Telegram
у Бога все живы


Скопировал с канала ВК "Песнопения Церковных Праздников" текст (внимание! он не мой🙂) о Сретенских свечах-громницах для расширения церковного кругозора.

Этот чин не встречался до революции в основной части великорусских епархий, да и сейчас не имеет общецерковного распространения, остаётся украинским-южнорусским. В любом случае, по польским фото видно, как он органично воспринимается, скажем, в католической Польше, откуда, собственно и родом. Безусловно, и на Украине, в южнорусских епархиях есть специалисты по "Сретенским свечам", но у нас попытки его "внедрения" вызывают моё искреннее недоумение, да и выглядят обычно "коряво"🤷‍♂️.

20 last posts shown.

208

subscribers
Channel statistics