258 лет назад, 1 (14) апреля 1763 г., в Москве начался судебный процесс над митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем).
Этот сын волынского униатского священника и воспитанник львовской иезуитской коллегии не мог в России XVIII-го века не сделать карьеры в Церкви. По приглашению своего покровителя, бывшего архиеп. Черниговского, а ныне митр. Тобольского Антония (Стаховского) он оставил родную Малороссию и переехал в Сибирь, где впервые столкнулся с фактами грубого посягательства гражданской власти на церковные права и имущество и навсегда взял на себя долг защищать Церковь от посягательств.
Иеромонах Арсений был человеком отважным: в Соловецком монастыре устроил диспут со старообрядцами, присоединился к Витусу Берингу в его 2-й Камчатской экспедиции (из которой сам Беринг не вернулся живым, а Арсений вернулся инвалидом), отказался присягать Бирону и, при назначении членом Свт. Синода, отказался произносить присягу, согласно которой "крайним судией сея Коллегии" признавался не Христос, а "Всероссийская монархиня Государыня"; вместе с архиеп. Амвросием (Юшкевичем) осмелился дочери Петра подать записку о неканоничности синодального устройства и необходимости восстановления патриаршества. Несмотря на эти демарши, Арсений не только не был наказан, но и милостиво переведен из Тобольска на древнюю Ростовскую кафедру, где стал неутомимым борцом с расколом и главным инициатором прославления свт. Димитрия (Туптало).
Однако его бесстрашие имело и обратную сторону - жестокость. Арсений был сыном своего века и в лучших традициях Феофана (Прокоповича) он увещевал провинившихся не только словом, но и делом - пытками и казнями. Так на дыбе умер ярославский игумен, а уличенный в жидовстве капитан Возницын по приговору Арсения был сожжен на костре.
Видимо привыкший к тому, что многие дерзости при имп. Елизавете ему сходили с рук, митр. Арсений открыто выступает против
церковной реформы Екатерины II, и на Торжество Православия 1763 г. самочинно включает в число положенных анафематизмов новый - «Вси насильствующии и обидящии св. Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». Кроме того, активно пишет в Синод, предупреждает, что продолжение реформы приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся».
Накануне Вербного воскресенья Арсений был арестован и доставлен в московский Симонов монастырь, где был подвергнут допросу. Свт. Синод постановил, царица приговорила "архиерейства и клобука лишить и послать в отдаленный монастырь под крепкое смотрение". Этим отдаленным монастырем стал Николо-Корельский (ныне в черте города Северодвинска).
Когда был прочтен указ, члены Синода стали снимать с него облачение. По легенде митрополит в этот момент предсказал архиереям их плачевную участь. Димитрию (Сеченову) он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию (Зертис-Каменскому) - "Яко вол, ножем зарезан будеши"; епископу Псковскому Гедеону: "ты не увидишь своей епархии". Митр. Димитрий умер в ужасных страданиях: его буквально задушила опухоль языка. Архиеп. Амвросий во время московской чумы был растерзан толпой; еп. Гедеон, вскоре после осуждения Арсения, был удален в свою епархию, и умер по дороге, не доехав до Пскова.
Вскоре последовало второе дело против бывшего митрополита - он обвинялся в продолжении оскорбления императрицы, роспускании грязных слухов. В 1767 г. был издан указ, повелевавший расстричь Арсения, переименовать его в «Андрея Враля», переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля (нынешнего Таллина).
Проведя в строгой изоляции в каземате 4 года и 2 месяца, Арсений скончался. На стене каземата до нач. XX в. оставалась надпись, выцарапанная рукой святителя: «Благо мне, яко смирил мя еси». На последней сессии Всероссийского Поместного Собора в 1918 г. Арсений был восстановлен в сане митрополита. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.