Forward from: Тихое Место
Почему музыканту важно вовремя «опопсеть»?
«Fuck the underground, I'm going pop», — читает на недавнем треке JPEGMAFIA, один из самых эксцентричных рэп-персонажей за последние пару лет. Смешивая рэп, нойз, глитчи, нелинейную структуру и отсылки на поп-культуру, он довольно быстро стал модным в музыкально-хипстерских кругах. В кругах, где принято ждать одобрения Энтони Фантано, ставить звездочки на RYM и насильно слушать экспериментальные релизы, потому что «на 3 раз точно зайдет».
У Пегги действительно есть особый почерк. Но спустя 3 альбома, где он диссил Дрейка, казался ироничным оппозиционером всего и пытался сделать «Южный парк от мира музыки», в его голове что-то щелкнуло. Он, как и его слушатели, вдоволь наглотался экспериментов и решил прийти со своим подходом в место, с которым должен был сражаться — в мир коммерческого музла.
До этого мы уже видели, как JPEG находит в баланс в хаосе, коллажирует кучу звуков и переизобретает хип-хоп. Как позже оказалось, это была всего лишь отработка перед тем, как ворваться в заезженные трэп и R&B и вдохнуть в них глоток свежего воздуха. На последних треках JPEG сохраняет свои фишки, но делает их настолько доступными, чтобы даже фанаты Дрейка приценили. И в этом, как мне кажется, главная задача музыканта — уметь делать музыку для всех, но делать ее интересно. Если ты нашел свой узкий круг и исполняешь мета-концерты на 15 человек — это, конечно, хорошо. Но в чем ценность инновационных идей, если их в итоге никто не услышал? А что, если взять, адаптировать их под массовую публику и достучаться до миллионов?
Теперь в своих песнях Пегги не троллит инцелов, а, наоборот, сопереживает им и на автотюне поет сэдбойские темы про любовь. А потом люди в комментариях напишут: «Как так, старина, предал андеграунд? В попсу скатился?». Такие обычно перестают слушать песню, если она стала популярна в ТикТоке — им важнее слушать «музыку не для всех», а не хороший материал.
А вот примеров грамотного захода в поп много — James Blake, фитующий с Metro Boomin и Трэвисом Скоттом, или Arca, перенесшая деконстракт и квир-пафос в более приемлемую для массового слушателя форму.
Помните, был такой Кендрик Ламар? На его альбоме «DAMN.», например, нет попыток переосмыслить афроамериканское наследие и сделать масштабный манифест. Зато есть трэп-бэнгеры и прыжки в чартовый поп, заставившие весь мир послушать альбом, вникнуть в концепцию и наткнуться на треки уровня «PRIDE.», которые для мейнстримного артиста редкость. Или возьмем того же Трэвиса, сделавшего главный коммерческий хип-хоп альбом 2018 года. Можно долго негодавать насчет того, что Жак адаптировался к реалиям Биллборда и променял смелость и арт-трэп на дешевые трюки и нарочитые мемы. Но даже посреди унылых трещоток мы слышим губную гармонь Стиви Уандера, гитару Tame Impala и синтезаторные картины Майка Дина. А это значит, что Трэвис уже посеял зерна своих идей в массы, хоть и просыпал большую часть на пути к мировому успеху.
И в этом, как мне кажется, беда отечественной музыки. У нас в стране есть много талантливых музыкантов, однако все они спрятались по норкам, заняли свои ниши и даже не пытаются выйти за пределы построенного манямирка. У них есть концерты, есть аудитория, но они никогда не выпустят пластинку масштабов Хаски или Скриптонита, потому что не хотят переступать через себя. Прилагать усилия и трансформировать прогрессивные задумки, понятные трем фанатам, в что-то грандиозное, что все люди страны потом смогут слушать годами. Хороший продукт всегда найдет слушателей, а вот претенциозный и намеренно изолированный от момента — максимум пост на ethereal grooves.
Автор: Давид Чебанов
«Fuck the underground, I'm going pop», — читает на недавнем треке JPEGMAFIA, один из самых эксцентричных рэп-персонажей за последние пару лет. Смешивая рэп, нойз, глитчи, нелинейную структуру и отсылки на поп-культуру, он довольно быстро стал модным в музыкально-хипстерских кругах. В кругах, где принято ждать одобрения Энтони Фантано, ставить звездочки на RYM и насильно слушать экспериментальные релизы, потому что «на 3 раз точно зайдет».
У Пегги действительно есть особый почерк. Но спустя 3 альбома, где он диссил Дрейка, казался ироничным оппозиционером всего и пытался сделать «Южный парк от мира музыки», в его голове что-то щелкнуло. Он, как и его слушатели, вдоволь наглотался экспериментов и решил прийти со своим подходом в место, с которым должен был сражаться — в мир коммерческого музла.
До этого мы уже видели, как JPEG находит в баланс в хаосе, коллажирует кучу звуков и переизобретает хип-хоп. Как позже оказалось, это была всего лишь отработка перед тем, как ворваться в заезженные трэп и R&B и вдохнуть в них глоток свежего воздуха. На последних треках JPEG сохраняет свои фишки, но делает их настолько доступными, чтобы даже фанаты Дрейка приценили. И в этом, как мне кажется, главная задача музыканта — уметь делать музыку для всех, но делать ее интересно. Если ты нашел свой узкий круг и исполняешь мета-концерты на 15 человек — это, конечно, хорошо. Но в чем ценность инновационных идей, если их в итоге никто не услышал? А что, если взять, адаптировать их под массовую публику и достучаться до миллионов?
Теперь в своих песнях Пегги не троллит инцелов, а, наоборот, сопереживает им и на автотюне поет сэдбойские темы про любовь. А потом люди в комментариях напишут: «Как так, старина, предал андеграунд? В попсу скатился?». Такие обычно перестают слушать песню, если она стала популярна в ТикТоке — им важнее слушать «музыку не для всех», а не хороший материал.
А вот примеров грамотного захода в поп много — James Blake, фитующий с Metro Boomin и Трэвисом Скоттом, или Arca, перенесшая деконстракт и квир-пафос в более приемлемую для массового слушателя форму.
Помните, был такой Кендрик Ламар? На его альбоме «DAMN.», например, нет попыток переосмыслить афроамериканское наследие и сделать масштабный манифест. Зато есть трэп-бэнгеры и прыжки в чартовый поп, заставившие весь мир послушать альбом, вникнуть в концепцию и наткнуться на треки уровня «PRIDE.», которые для мейнстримного артиста редкость. Или возьмем того же Трэвиса, сделавшего главный коммерческий хип-хоп альбом 2018 года. Можно долго негодавать насчет того, что Жак адаптировался к реалиям Биллборда и променял смелость и арт-трэп на дешевые трюки и нарочитые мемы. Но даже посреди унылых трещоток мы слышим губную гармонь Стиви Уандера, гитару Tame Impala и синтезаторные картины Майка Дина. А это значит, что Трэвис уже посеял зерна своих идей в массы, хоть и просыпал большую часть на пути к мировому успеху.
И в этом, как мне кажется, беда отечественной музыки. У нас в стране есть много талантливых музыкантов, однако все они спрятались по норкам, заняли свои ниши и даже не пытаются выйти за пределы построенного манямирка. У них есть концерты, есть аудитория, но они никогда не выпустят пластинку масштабов Хаски или Скриптонита, потому что не хотят переступать через себя. Прилагать усилия и трансформировать прогрессивные задумки, понятные трем фанатам, в что-то грандиозное, что все люди страны потом смогут слушать годами. Хороший продукт всегда найдет слушателей, а вот претенциозный и намеренно изолированный от момента — максимум пост на ethereal grooves.
Автор: Давид Чебанов