📹 Интересно, как на историю про съемку фильма года и внимательность к себе, ложится психоаналитическая концепция уровней организации личности.
Если коротко, их три: психотический → пограничный → невротический, и мы между ними перемещаемся (если умеем, ха).
Психотический в самом низу — это когда нет границ между реальностью и фантазиями, между собой и другими людьми. Это состояние защищает от всепоглощающего архаического страха. Из него наблюдать за собой и что-то снимать точно не получится.
О съемке из такого состояния
писал в заметке про шторм и нехватку внимания.Чуть выше — пограничный. Это состояние амбивалентности и поляризации, когда происходит расщепление между ничтожностью и величием, интересом и скукой, бессилием и всемогуществом.
В этом состоянии есть временная способность реагировать: здесь можно что-то снимать, но обрывочно, без нарратива, рефлексии и любопытства. Например, когда я пересматривал фильм 2014 года, то заметил, что в ноябре-декабре, я явно находился в пограничном состоянии: кадров мало, а которые есть — смазанные, предметные, какие-то детали интерьера, улицы, нечеткие пейзажи, и ничего не вспоминается: ни историй, ни эмоций.
Кажется, это хорошая точка, чтобы обратить внимание на то, что со мной происходит. Об этом
писал заметку про наблюдение за дыханием.Самый высокий уровень, который ближе всего к «здоровым людям» (которых нет в природе) — невротический. Это состояние, в котором я могу рефлексировать, отстраняться от объекта наблюдения, погружаться в процесс, но не растворятся.
Именно о съемке из невротического уровня, я писал
заметку про то, что помогает снимать легче и воспринимать окружающее четче. Вывода нет, я просто решил сформулировать и уложить свое наблюдение из психологии на документальную съемку и знания о физиологии, которые помогут себя вовремя отследить и что-то с этим поделать.
Короче, фильм — отличный маркер состояния.