По фильму в день


Channel's geo and language: Russia, Russian


Впечатления об одном фильме в день, каждый день. У меня нет тонкого кинематографического вкуса, но есть мнение.
Я - @OlgaVolodina, главный редактор Cinemafia.Ru
Если вы вдруг хотите мне предложить посмотреть какое-то кино - не стесняйтесь!

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


Il primo re / Первый царь Рима* (2019)

История основания Рима Ромулом и Ремом - причем режиссёр Ровере очень хотел сделать исторически достоверную картину, даже обратился к ученым для воссоздания прото-латыни, на которой и заставил говорить актеров. Вышло не очень достоверно с точки зрения что языка, что истории (вот вам интересная ссылка на английском с критикой языка и сеттинга), но с точки зрения верной передачи «позднебронзовой хтони» - ух ты.

Действительно, там, где не срослось с реализмом - там все получилось с пафосом и поэтикой. И метафоры дико клево продуманные (вроде появления героев с белым агнцем - и немедленный потоп, агнца убивающий; это вам не христианский мир), и визуально клевые штуки (вроде тумана в лесу, оставляющего в прямом смысле половину человека), и интересный перевод фокуса с Ромула - на внезапно Рема (не будешь вслушиваться, как кого называют - так по поступкам сразу и не поймешь).

Самое крутое: впервые вижу на экране попытку визуализировать теорию Джулиана Джейнса о бикамеральном сознании бронзового века. Мол, человеку бронзового века в силу особенностей сознания не надо было ничего додумывать - он реально -видел- и -слышал- богов.
И в «Первом царе» Ромул - вот такой, он реально богов видит. И весталка - видит и слышит.
А Рем в силу уже субъективного сознания - не видит, не слышит, не понимает (но спасибо, конечно, что не изображает воинственного атеиста родом из xx века).

https://youtu.be/boaHGOqWjTA?si=RIPKfgvHEcdKlsTy


Не идеальное, конечно, кино - но прямо есть, что обсуждать и вокруг чего спорить.

*На Кинопоиске название локализировано как «первый король Рима», за что придумавшему это шестикласснику нужно два в четверти по истории поставить.


«Создатель» (The Creator, 2023)

В будущей глобальной войне части человечества против ИИ и другой части человечества инвалид пытается победить свой ПТСР и стереотипы.

Вот вы все, конечно, ругаете кино - и, наверное, в чем-то даже правы, - но это, кажется, самый гуманистический фильм 2023 года. Про то, что у нас еще есть шанс, и будущее, и разум с любовью победят ненависть и американский ВПК. И да, немного любви даже ИИ не помешает. Не говоря уж о нас с вами.

И ничего плохого ни про какую составляющую фильма говорить не хочется.

https://youtu.be/ex3C1-5Dhb8?si=bc6CnSEg-pRB1lYZ


“Миссия: невыполнима. Смертельная расплата. Часть первая” (Mission: Impossible - Dead Reckoning Part One, 2023)

Очередной том приключений неубиваемого агента Ханта и IMF (наконец была шутка про международный валютный фонд!) - в принципе, все то же самое: под знаменем добра и дружбы путешествовать по красивым локациям и уничтожать их. Не очень понятно, что могло бы пойти не так (и почему Джеймс Бонд решил свернуть с этого пути): так ничего не так и не идет, все как надо.

И понятно, конечно, что Круз у нас последний герой боевика, и не дай бог он закончится. Потому что из всех попыток прошлого года войти в жанр развлекательного мультиплексового кино только ему это удалось не только весело, но и так, что даже смотря дома на сколь угодно большом экране - тебе хочется экран больше. Шпионские фильмы в большом стиле, чего еще можно хотеть?
Законченного сюжета за почти три часа? Да ради бога, можно подумать, кто-то смотрит Ханта сотоварищи ради того, чтобы удостовериться, что добро победит. Нет, только ради того, чтобы посмотреть, как оно будет этого добиваться. Ну и удивиться, что Колизей устоял.

Живи вечно, Итан.

https://youtu.be/avz06PDqDbM?si=BLyl03zQ7HsW5nar


**Молодой Годар (Le Redoutable, 2017)**

1967 год. Живой гений Жан-Люк Годар (Луи Гаррель)снимает в своем новом фильм “Китаянка” юную Анну Вяземски (Стейси Мартин) - ну и, конечно, возникает страсть, очень быстро перерастающая в брак.

Мишель Хазнавичус идет по пути одновременно стилизации и деконструкции. С одной стороны, визуально все - от титров до локаций, от цветокоррекции до поворотов камеры, - большой привет (раннему) Годару. С другой стороны - это взгляд на Годара не только и не столько как на режиссера - в конце концов, герой периодически сообщает, что снимать больше вообще не намерен, - сколько как на человека.

А человек-Годар выходит, мягко сказать, неуверенным в себе судаком. Он завидует всем - от молодой жены до более успешных коллег; все, что он делает - для того, чтобы привлечь больше внимания к своей персоне, без всякого внимания к чувствам и жизням других. Он нарочно нарывается на скандалы, отталкивая от себя абсолютно всех - но будто не понимает, что терпение оскорбляемых окружающих небезгранично. При этом Годар выходит очень беззащитным: тощий лысеющий очкарик, которому в виде running gag все время разбивают очки (в конце концов он перестает лезть в драки, потому что цены на очки взлетели).

Казалось бы, обычная - путь и отличная, - трагикомедия про святую буквально жену (Стейси Мартин тут великая, великая) и завистливое ничтожество-мужа; но Хазнавичус постоянно напоминает, что Годар-то тоже - великий. К герою подходят восхищенные его талантом и благодарят; ему устраивают овации; его терпят, в конце концов. И недаром сравнение, ушедшее во французский заголовок - с атомной подлодкой; то, что мы видим на поверхности и то, что происходит внутри (и в творчестве) - две большие разницы.

И какая разница, что подлодка сошла на воду на четыре года позже, чем ее упоминают в фильме: фильм - не точная наука, а кино - не реальность, а забвение реальности, как позже скажет сам Годар.

https://youtu.be/SMMODc73AnM


Завела маленький канал про роботов (и вообще ИИ) в кино: не зря ж я написала по ним магистерскую диссертацию (и планирую писать кандидатскую, но тсссс).

https://t.me/SexDeathRobots


“В погоне за Бонни и Клайдом”

Очень неторопливый, очень старомодный и при этом бьющий наотмашь фильм про другую сторону эпопеи Бонни и Клайда - про их поимку. Про то, как большая государственная машина (и машина штата - поменьше) не справляются, и скрепя сердце губернатор Техаса (Кэти Бэйтс на три реплики, но великая) соглашается опять нанять на работу двух бывших техасских рейнджеров. Они оба (Кевин Костнер и Вуди Харрельсон) немолоды, им есть что вспомнить (и что забыть), но они умеют охотиться на людей. И на нелюдей тоже. Очень круто сделанное расчеловечивание преступников: мы их не видим до момента их смерти по сути, камера фокусируется на руке, ноге или снимает их против света, на лице фокус - только потом.
При этом у отправленных на их поимку тоже по сути руки в крови по локоть: то ли подобное можно ловить только подобным, то ли режиссёр предлагает все-таки разграничивать своих сукиных детей и чужих.
Но про героев Костнера и Харрельсона мы узнаём многое - и из прошлого, и из настоящего, причём от них лично; а преступники в этой истории - никто, про них узнаём только от третьих лиц. Круто прямо сделано. Харрельсон и Костнер - молотки. https://youtu.be/-qLBZeSQM_I


Совершенно невыносимый для просмотра сейчас - поверьте и очень серьезно оцените свои силы - австралийский "Breaker Morant" (1980, реж. Брюс Бересфорд) великое кино, конечно.

История австралийца Гарри Моранта, служившего в британских войсках во время англо-бурской войны и ставшего с однополчанами обвиняемым в одном из первых процессах о военных преступлениях - на разрыв; особенно потому, что сыграна она как раз тихо и сдержанно. И снята - тихо и сдержанно.
Морант со своими однополчанами, еще двумя лейтенантами-австралийцами, после гибели капитана в их полку продолжает следовать его инструкциям - пленных не брать, в том числе гражданских - расстреливать. Шестерых буров и расстреливают; еще под горячую руку попадет немецкий миссионер. Скандал, арест, суд; лорд Китченер намекает, что ради хороших отношений с кайзером суд должен завершиться приговором.
И тут как не крутится австралийский же защитник, как не пытается оправдать их британский разведчик капитан Тэйлор - все, понятно, чем оно кончится.

Бересфорд не встает на сторону ни своего компатриота Моранта (хотя несомненно относится к нему с большим сочувствием, но не пытается представить его белым и пушистым), ни на сторону англичан (хотя явно показывает, что их действия больше направлены не гуманистическими принципами, а желанием не портить отношения с Германией и прямыми приказами). Да что там, самый приличный британец в фильме - чувак, которого местое население иначе как "Убийцей" не называло что в глаза, что за глаза. И даже на сторону буров Бересфорд не встает - это жертвы, конечно, но про них мы вообще мало что узнаем.

Нет, у Бересфорда красной нитью идет мысль - проговариваемая защитником обвиненных, капитаном Томасом - что в ненормальной ситуации войны даже нормальные люди совершают ненормальные поступки. И да, судить надо тех, кто отдает приказы.
Ну и очевидная для австралийца идея о том, что фигово быть при метрополии, которая тебя просто использует - в фильме, по словам Бересфорда, отсутствует (хотя i beg to differ).

Эдвард Вудвард в роли Моранта - чудный, у Джека Томпсона за роль капитана Томаса - приз Каннского кинофестиваля - фильм - невыносимый и прекрасный. Посмотрите потом (или сейчас - если у вас есть силы).

https://www.youtube.com/watch?v=49KxYVEGJZI


”Я женился на ведьме” Рене Клера - это какое-то абсолютное, дистиллированное счастье и ультимативный фильм в жанре «красавица издевается над обормотом».

Короче, почти триста лет назад в Новой Англии сжигают ведьму и ее отца - и она проклинает того, кто ее на костёр послал, и его потомков, чтобы никогда им счастья в семейной жизни не было. Дальше начинается комедия: как раз потомок того самого сурового переселенца (Фредрик Марч) баллотируется в губернаторы, собирается жениться на стерве-дочке основного спонсора его предвыборной кампании, и тут та самая ведьма внезапно возвращается, обретает плоть и оказывается Вероникой Лейк.

По меткому замечанию Дэвида Эрлиха, фильм посвящён попыткам сопротивляться Веронике Лейк - и потому такой короткий.

Конечно, кандидат в губернаторы в неё влюбляется немедленно - ну и, так складывается, она в него.

Реально фильм-счастье.
Посмотрите.
Помогает.

https://youtu.be/YJpxVbzzZt4


Так называемый до-кодексовый
Design for Living
(на русском его назвали, о ужас, «Серенада трёх сердец») - это, собственно, очень стыдливая «Третья Мещанская», но с Гэри Купером зато.

Двое приятелей - нищие совершенно американцы в Париже, автор пьес и художник (Фредрик Марч и Гэри Купер), в поезде знакомятся с красоткой Джильдой (Мириам Хопкинс), влюбляются в неё по уши. И она - в них. В обоих. Что, в общем, приводит к некоторым дурацким попыткам составить пару, но в итоге Джильда сообщает, что никак так не может, все время ей слышится грустный вой оставленного третьего, и надо как-то жить втроём. Без секса - он все усложняет - но все же.
Но потом Джильда решает все это прекратить и выйти замуж за американского промышленника…

Великое, Великое с большой буквы кино про любовь - и про то, что какая разница, кого и как ты любишь, если всех участников отношений это устраивает?

Вот вам открывающая сцена.

https://youtu.be/MOoBn7XagSg


Удивительный совершенно фильм - «Тихий американец» Джозефа Манкевича, 1958 года, первая экранизация романа Грэма Грина.

Сюжет поначалу - то ли детектив, то ли мелодрама: начало 50-х. во время празднования Нового года во вьетнамской столице в воду обнаруживается труп американца (Оди Мерфи), который то ли какой-то благотворительностью занимался, то ли просто приехал посмотреть, как это - когда война рядом. Его опознаёт средних лет британский репортёр Фаулер (Майкл Редгрейв, папа Ванессы) - они были то ли приятелями, то ли конкурентами в борьбе за сердце хорошенькой вьетнамской девушки по имени «Феникс» (Джорджия Молл).
И почти весь фильм дальше - флэшбек о том, что довело хорошего техасского парня до смерти.

НО: у Грэма Грина это очень едкая колониальная политическая сатира, а Манкевич, видимо, не рискнул - и превратил в колониальную же мелодраму. Хорошую, но не совсем соответствующую духу книги (Хотя очень соответствующую
Букве в первой половине).
Там, конечно, можно считать метафору развития бывших колоний через любовный треугольник, но остальное скорее впроброс идёт.

А вот в 2001 году Филип Нойс снял вторую версию - и там, конечно, нашлось место всей политической составляющей; но удивительным образом выбранные Нойсом актеры, Брендан Фрейзер в роли американца и Майкл Кейн в роли британского репортера, вообще не соответствуют ролям, никак.

А у Манкевича идеальное попадание при этом.

https://youtu.be/3pTqEe76uvA


Серебряные коньки (2020)

Фильм-оливье: здесь есть все, что вы хотели бы чисто теоретически от новогодней сказки в имперско-богатых декорациях, кроме танцующих медведей.
Почти-дворец с принцессой в клетке, не понимающим отцом и (желающей добра, но) мачехой; бедный, но честный ясноглазый сиротка с талантом и макгаффином, вынесенным в название; жестокие обстоятельства, сначала мешающие сиротке и принцессе быть вместе, а потом начинающие им совершенно по-сказочному подыгрывать.

Однако это не просто оливье, это оливье с вареной морковью (брр!): зачем-то тут также есть линия противостояния охранки и читающих «Капитал» карманников, что немедленно сказку вроде как должно вывести на уровень социального кино о неравенстве в российском обществе на рубеже веков. Принцесса жаждет университетского образования, сиротка же читать не умеет – но, в общем, социальные лифты и не рассчитаны на их встречу. Но это же сказка, поэтому морковка из оливье в конце выкидывается нафик, потому что в сказке еще могут быть честные разбойники, но не разбойники идеологические – это уже другое кино бы вышло.

Собственно, где-то в глубине «Серебряных коньков» погребена история про борьбу женщины за право учиться – но именно что погребена, потому как сверху наверчена довольно дурацкая любовная история. Дурацкая потому, что главному герою-сиротке на тех самых коньках в сценарии вообще не прописали ничего, кроме румянца, коньков и щенячьего взгляда на героиню; зачем он героине – совершенно неясно. Зачем-то сделан довольно слабый любовный треугольник (сопернику сиротки прописали княжеский титул и желание удачно жениться, и больше мы о нем не знаем вообще ничего). В итоге около героини два довольно блеклых героя, и понять, зачем героине хотя бы один из них, и в чем между ними разница, кроме имени – решительно неясно.

Может создаться ошибочное впечатление, что фильм не может доставить удовольствия: может. Это все-таки новогодний оливье, в котором есть все, кроме танцующих медведей: костюмы красивые, съемки, сцены масштабные, исполнители почти всех главных ролей наделены большим обаянием (то, что им нечего играть, обаяния их не лишает).
Просто даже в сказке ждешь большей степени проработанности и внимания к таким мелочам, как сюжет и герои, чем because fuck you that’s why.

https://youtu.be/-fPb4z5bsVM


«Оборотень» (The Wolf of Snow Hollow, 2020)

Что: детектив и драмеди о расследовании нападений вроде как оборотня в сонном городишке в Юте.

О чем: растерзанный труп – совсем не то, чего могут ожидать отдыхающие и жители в снегах затерянного в глуши городка в Юте. Не говоря уж о местном офисе шерифа – до сих пор ограбление сорокалетней давности тут вспоминают с придыханием как главное событие, а количество убийств в год не превышает одного. Но, что ж поделать, именно убийство и растерзанный труп, да не один, а рядом вроде как следы волка. И все расследование сваливается на бывшего алкоголика Джона Маршалла (Джим Каммингс, он же режиссер), у которого все не так: бывшая жена скандалит, отправляющаяся в колледж дочка требует внимания, отец стремительно стареет и не готов это признавать, всплывают давние проблемы контроля агрессии, да и опыта расследования таких убийств у Джона примерно ноль.

4 причины посмотреть:
- это редкий пример, когда детектив-процедурал концентрируется не на преступлении, не на жертвах, а на том, что чувствует расследующий, не особенно хорошо справляющийся не только с расследованием, но и со всей своей жизнью. И ты волей-неволей чувствуешь себя в шкуре героя – кто из нас, в конце концов, не оказывался в ситуации, когда проблемы наваливаются одна за другой и никакого просвета не видно?
- «Оборотень» мог бы быть очень тяжелым фильмом, если бы не обаяние главного героя, который к тому же не просто Иванушка-дурачок – а все про себя понимающий и потому страдающий от невозможности что-то поменять. Джим Каммингс, которого вы раньше могли видеть в роли чувствительного копа в его же фильме «Thunder Road» - очень славный, такая не-гуттаперчевая версия Джима Керри, если вы меня понимаете.
- в каждом отзыве пишут, что это последняя роль Роберта Форстера (и фильм ему посвящен), ну так и я упомяну, что тут очень трогательная линия взаимоотношения отца и сына, когда роли постепенно меняются; и это сделано очень аккуратно, без четко поданной морали и вроде как в проброс, на втором плане детективного расследования – но оттого еще пронзительнее.
- но еще это и смешно гомерически местами – это дорогого стоит, когда в кровавых убийствах можно придумать, как веселить зрителей не просто физическим юмором.

https://www.youtube.com/watch?v=q03zOoH-hGo


«Пара на праздники» (Holidate, 2020)

Что: осовремененный ромком, который с одной стороны издевается над штампами романтического кино, а с другой – очень четко им следует. Милота милотная, посмотрите немедленно.

О чем: Слоун (Эмма Робертс) ненавидит праздники, потому что на каждом ей приходится отбиваться от всех родственников, настоятельно старающихся ее кому-то сосватать. Джексон (Люк Брейси) ненавидит праздники, потому что девицы, с которыми он встречается, в праздничном настроении начинают ждать от него романтических жестов и серьезных намерений. Очевидным образом два одиночества должны встретиться и решить, что станут друг для друга парой на праздники, holidate – чтобы спокойно повеселиться без навязчивого желания всех вокруг устроить их личную жизнь, никакого секса, никаких обязательств.
Конечно, всем вокруг станет ясно гораздо раньше, чем героям, что ждать дальше.

3,5 причины посмотреть:
- ромком сейчас – вымирающий жанр, если не брать детский вариант фильмов канала hallmark. Здесь же в наличии сочетание R-rated юмора и всех наших любимых штампов; потому что это жанр про штампы, за то мы его и любим. Ну же, понятно, что два до смешного красивых человека должны быть вместе, а не дурить друг другу головы какими-то придуманными социальными конструктами!
- собственно, ромком хорош не только обязательной жесткой структурой, но и (в главных!) красивыми и обаятельными героями. Герои действительно обаятельные до чертиков сами по себе и вместе, собственно, сочетание Робертс и австралийца было лучшим рецептом ромкома еще в 90-е (да, «Теория заговоров» - ромком, не спорьте). Брейси к тому же приносит в ромком довольно редко используемый троп мужчины, а не лучшего-друга-задрота; всегда приятно, когда романтический герой почти копия Шона Бина в лучшие годы, а не условный Гарри Поттер, знаете ли. Ну и Эмма, ах, Эмма.
- отсылки к классике жанра и современной классике жанра: тут вам и «Грязные танцы», и «Эта дурацкая любовь», и, собственно, несколько очень интересных наблюдений про отношения полов вроде любви мужчин к взрывам («это про секс, дорогая») и девицам все моложе («чем моложе, тем меньше обязательств»), и, наконец, необходимости порно на Валентинов день.
- если в «Любви и монстрах» была тема зависти к австралийцам, то тут воскрешен куда более старый троп о неприятии французов, австралийцы на этом фоне – нормальные парни (даже если говорят со смешным акцентом).

… я уже сказала про Люка Брейси, да? О, да.

https://youtu.be/hxaaAoI57fk




«Любовь и Монстры» (Love and Monsters, 2020)

Что: постапокалиптическая трогательная комедия о взрослении, ПТСР, выживании и любви.

О чем: семь лет назад 95% человечества было уничтожено выросшими до немыслимых размеров рыбами, амфибиями, жуками и рептилиями. Остатки живут в «колониях» - собираются в относительно защищенных подземных бункерах. Джоэл Доусон (Дилан О’Брайен) живет в одной из таких колоний: доит корову, готовит крутой минестроне, чинит радио и совершенно бесполезен в защите бункера, потому как от опасности каменеет и неспособен ничего сделать. Но однажды по радио он слышит голос Эми (Джессика Хенвик) – девушки, которую он любил до апокалипсиса, когда они были обычными семнадцатилетними подростками. И Джоэл, поняв, что для своей разбившейся на парочки колонии он бесполезен, а всего в 85 милях от него – любовь всей его жизни, решает пуститься в путешествие по поверхности к своей любви.

3,5 причины посмотреть:
- это то самое «послание любви и надежды», которое очень хорошо вписывается в осень 2020 года: мол, даже если все плохо, надо сначала радоваться мелочам, а потом не поддаваться панике и постепенно возвращать себе старую жизнь. То, что послание это несет Дилан О’Брайен, а не условный Джейсон Стэйтем – очень важно: если у него получилось, и у нас получится.
- в квесте, конечно, важна не только цель – но и само путешествие, которое помогает герою понять себя лучше; и в «Любви и монстрах» и мир интересный (как быстро мы потратим все нажитое цивилизацией?), и населяющие его люди и иные существа (от жуков и крабов до людей, не игнорируя роботов).
- собачка! В своих странствиях Джоэл встречает песика, который становится ему верным компаньоном, и это прямо самый правильный ответ «Парню и его псу», который вы могли представить (если вы так же травмированы в детстве этим фильмом, как и я). Песик, что удивительно – не компьютерный, а настоящий, австралийский келпи, чудо чудное.
- в фильме наконец проговорена важная для американских юношей зависть к красивым и здоровенным австралийцам, и это очень забавно сделано.


«Безумная блондинка» (Blonde Crazy, 1931)

Что: комедия об аферистах с романтической линией (ну конечно).

О чем: пронырливый коридорный (Джеймс Кэгни) и саркастичная горничная (Джоан Блонделл) объединяются, чтобы дурить гостей отеля – и решают, что зарабатывать на этом куда интереснее, чем разносить багаж да белье по номерам.

3 причины посмотреть:
- Джоан Блонделл – глазастая блондинка из типажа «красавица издевается над мужиками вокруг»: у нас ее мало знают, а она дико, дико крутая.
- Джеймс Кэгни, говорящий «hooooo-ney». Вообще Кэгни хорош в ролях сомнительных скользких парней с отрицательным обаянием, а его герой в этом фильме – собственно, квинтэссенция обаятельного проныры с потенциально золотым сердцем.
- фильм вышел до введения кодекса Хейса, и это заметно: сейчас в любом описании фильма упоминается сцена «Джоан Блонделл принимает ванну, пока Джеймс Кэгни ищет деньги в подкладке ее лифчика».




"Человеческий фактор" (The Human Factor, 1979)
Режиссёр: Отто Премингер
В ролях: Никол Уильямсон, Джон Гилгуд, Ричард Аттенборо, Иман, Дерек Джакоби

Работа "Фирмы" - британской разведки - это очень скучно: сиди в кабинете да получай телефонные звонки. У ЛеКарре это так, и у Грэма Грина тоже - именно его роман экранизировал Премингер. Морис Кастл (Уильямсон) - бюрократ средней руки, отвечает на звонки, покупает сыну шоколадки, домой ездит на велосипеде, тоска смертная; коллега его по офису Дэвис (Джакоби) готов на что угодно, лишь бы его перевели из Лондона в Мозамбик. Но вдруг двойной агент из Москвы передает, что в Фирме утечка, и под подозрением - именно Кастл и Дэвис.
Кастл сейчас, конечно, скучный семьянин, но жену свою он тайно вывез из ЮАР (а на дворе самый разгар апартеида), и выслан был оттуда с дипработы из-за скандала. А Дэвис - холостяк, проводящий время в стрип-клубах, в тратах себя не сдерживает и иногда, кажется, берет документы домой. Кто же из них - крот?

Много отличных актеров старшего поколения и история о том, как медленно затягивается петля вокруг предателя: люди в костюмах с дорогим британским произношением, рука Москвы, апартеид, и много разговоров. Нет, никаких погонь и перестрелок, скучная вроде бы бюрократическая работа - но оторваться нельзя никак.

Как я это раньше не видела - совершенно неятно. Богическое кино; если вы любите "Шпион, выйди вон" - то немедленно смотрите.
Все-таки шпионские триллеры без Холодной Войны - не то, совсем не то.


«Наживка» (Bait, 2019)
Режиссёр, сценарист
: Марк Дженкин
В ролях: Эдвард Роу, Мэри Вудвайн, Саймон Шеперд, Джайлс Кинг, Айзек Вудвайн, Хлоя Индин, Джорджия Эллери

Тихая рыбацкая деревушка на побережье Корнуолла сталкивается с последствиями джентрификации: на траулере теперь возят туристов, богатеи из Лондона скупают местные живописные старые домики и трансформируют их в духе глянцевых журналов, а местные жители теперь только в летние месяцы обслуживают приезжающих отдыхающих, в другое время работы нет. Братья Мартин (Эдвард Роу) и Стивен (Джайлс Кинг) продали родительский домик семье из Лондона, и теперь маются – если Стивен как-то приспособился к новой реальности, то его сын Нил (Айзек Вудвайн) хочет попасть в «команду» лодки Мартина, пусть у Мартина пока лодки нет и он вынужден собирать рыбу из расставленных у берега сетей и продавать ее в местный ресторан, обслуживающий туристов. Мартин и его подруга Венна (Хлоя Индин) становятся практически местным сопротивлением: они хамят туристам и всячески отстаивают свое право жить не в новом «сообществе», придуманном лондонскими выскочками, а в своей родной деревне, такой, какой она была много лет. Их не устраивает, что ловлю рыбы заменили ловлей туристов. Но в полном соответствии с часто показываемыми садками и рыболовными сетями, сбежать некуда – и вот уже пассивная агрессия приводит к трагедии.

Марк Дженкин снял социальную драму о своем родном Корнуолле буквально на коленке: на 16мм пленку, черно-белое, на антикварную камеру Bolex. «Наживка» оказывается минималистичной не только в производстве: здесь мало и медленно говорят, часть действия зрителю остается довообразить, а главные герои прячутся за своими типажами больше, чем за драматургической проработкой персонажей. Выбор сверхкрупных планов, очень похожий на ранний советский монтаж и максимальная контрастность изображения также придают дополнительный масштаб истории.

Британская критика, от Питера Брэдшоу до Марка Кермода, дружно причислила «Наживку» к одному из главнейших и самых оригинальных фильмов последнего десятилетия в британском кино. Тем не менее даже за последние десять лет можно найти примеры близкого по посылу и внешней форме социального кино: к примеру, «Гнев» Сержиу Трефо, который тоже активно заимствует у фильмов прошлого, только если Дженкин использует нарративные инструменты авангарда, то Трефо опирается на более зрительскую традицию – неореализм. А не проведет параллелей между «Наживкой» и «Маяком» Роберта Эггерса, видимо, только ленивый – морская тематика и черно-белое изображение делают это сравнение слишком очевидным, несмотря на разницу в жанрах. Тематика же противостояния местного сообщества и чужаков для британского кино - давняя традиция: вспомним хотя бы «Плетеного человека» Робина Харди и «Соломенных псов» Сэма Пекинпа, чье место действия – также Корнуолл.

ИТОГ: смотреть киноведам и кинознатцам, ну или желающим таковыми стать; остальным – бегите прочь.

https://www.youtube.com/watch?v=ZmydSyiR59o


The Roads Not Taken / Неизбранные дороги (2020)

Страдающий деменцией писатель Лео (Хавьер Бардем), кажется, полностью отключен от реальности, лежит в кровати без движения и то ли вспоминает прошлое, то ли воображает его, то ли уже живет в параллельной реальности: снаружи не понять, он иногда произносит по паре отрывочных слов на испанском и как-то коммуницирует, кажется, только с дочерью (Элль Фаннинг). А дочь все еще общается с ним, как с живым человеком и с личностью - и злится, когда окружающие при Лео говорят о нем в третьем лице. Она везет его сначала к дантисту, потом к окулисту, и постепенно понимает, что никакие ее усилия уже не приносят результата. Но бросить отца и умыть руки не может.

Собственно, я не могу смотреть фильмы с Элль Фаннинг и не хвалить их, потому что Элль (всегда две Л и никак иначе, Она богиня, а не испанский артикль).
Но действительно она прекраснее всех: Сальма уходит в мелодраму, Хавьер торгует лицом и печалью, Лоры Линни слишком мало. А вот то, что выдает Фаннинг в образе дочери, которая продолжает сохранять надежду в безнадежной ситуации - это, собственно, игра, ради которой стоит смотреть фильм.

Режиссерская придумка Салли Поттер про развилки в судьбе, к которым хочется вернуться, очень интересно работает - как то ли сон, то ли параллельная реальность. Но постоянное возвращение к настоящему, где героя уже нет, заставляет концентрироваться на героине Фаннинг как единственном персонаже, с которым можно себя идентифицировать; и Элль, повторюсь, прекрасна.

Живым людям "Неизбранные дороги" рекомендовать практически невозможно.

https://www.youtube.com/watch?v=cE0pvT1Lgrg

20 last posts shown.