Раздел:
скрепоносное(прошлое)Незнайка коммунистПорой однажды украденная идея становится успешным подспорьем в деле создания не явной, но действенной многоуровневой пропагандисткой конструкции. Так и вышло у знаменитого советского писателя
Николая Носова, создателя незатейливых книжек про Незнайку и его по-детски непосредственные приключения.
Вообще Носов начинал свою карьеру не с писательского ремесла, а с профессии постановщика в основном мультипликационных картин. Были в его коллекции немногочисленные учебные и околонаучные проекты. Таким образом,
с пропагандой, которая была и остаётся главной телевизионной ценностью, а также святым граалем изолированного советского кинематографа, будущий
писатель был знаком в лицо.Последствия этого знакомства он аккуратно и довольно подло протащил в скучную детскую литературу. Своего первенца, а именно книгу
"Приключения Незнайки и его друзей", Носов сваял из персонажей и сюжетной канвы дореволюционной книги
Анны Хвольсон "Царство малюток" (1889). Надо сказать, что и это произведение не могло похвастаться оригинальностью, так как являлось своеобразным переводом комиксов канадца
Палмера Кокса (1880-е). Однако
хронология плагиата не так важна, как само его наличие.Таким образом, бесцеремонно позаимствовав ключевое, Носов выпустил первую, самую идеологически нейтральную книжку, посредством которой обрёл признание, особенно, что логично, среди детской аудитории.
При такой поддержке Носов через литературные продолжения
начал активно восхвалять Совок и очернять его идейных врагов. Вторая книга под названием
"Незнайка в солнечном городе" является аллюзией на процветающий советский социум. Конечно, Носов здесь не перегружает юнного читателя экономическими и политическими нюансами. Писатель не утруждает себя разъяснением вопроса о происхождении бесплатных товаров, да ещё в большом количестве, не озадачивается проблемами ресурсов, поддерживающих общество с бесплатным и не ограниченным потреблением. Не пишет Носов также о людях, чей профессиональный образ не соответствует утопичным коммунистическим мечтам. В его книге есть место только гладковыбритым архитекторам, стройным балеринам, и выглаженным музыкантам.
Апофеозом серии наивного пропагандисткого чтива стала третья книга
"Незнайка на Луне", где в открытую и даже по-хамски высмеивался и осуждался капитализм.
Луна, конечно же, олицетворяла и представляла Америку, что Носов даёт понять даже детям, называя лунные города
Лос-Свинос и
Лос-Поганос. Здесь писатель опускается уже до критики денег как таковых и их возможностей. Его возмущает покупка автомобиля в кредит, выход преступника под залог, организация акционерного общества, в общем практически все, к чему в итоге пришло его собственное государство.
Книга символично завершается коммунистическим переворотом на загнивающей Луне и бегством лунных жителей в объятия их освободителей.
Картина в целом, с высоты сегодняшнего дня, знакомая, только вот невольно напрашивается
смена действующих лиц друг с другом.#скрепоносное