Pinbooks


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books


Всякое интересное
из мира литературы
Обратная связь
@p_pinbooks

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


Нынче антиутопии преобразились - в XX веке там фигурировали шпионящие соседи и промывка мозгов пропагандой, а теперь всем правит интернет. Для тотального контроля теперь не нужны стеклянные стены - есть же социальные сети.

Упомянутая мной в предыдущем посте "Сфера" Дэйва Эггерса - она как раз про то, что бывает, когда посты, лайки и комментарии (ну, и ещё монополизация) занимают слишком много места в мире.
Начинается легко и иронично, но под конец становится страшно. Предположительно такой расклад и приводит к тому, что показано в фильме "Анон" (который тоже о технологическом тоталитаризме, рекомендую).
(Заметка на полях: с прискорбием вынуждена сообщить, что перевод "Сферы" на русский оставляет желать лучшего, не передаёт нужного настроения и даже немного искажает сюжет).

Совсем с другой стороны (во всех смыслах) соцсети показаны в "Смерти net", а именно - что с тобой происходит, если остаёшься жить только в интернете? За что люблю Татьяну Замировскую - так это за безумный слог и безумный сюжет, которые она при этом умудряется складывать в нечто, что потом остаётся в сердечке. Как ни крути, а по сути эта книга тоже антиутопичная.

Так вот. Я тут заметила, что многие сегодняшние антиутопии - не про то, как злое правительство прессует несчастный народ. Они о том, как все договорились сделать мир лучше, но при этом пришлось превратить его в такое, что лучше бы оставался как был. В духе "Дивного нового мира". Всегда удивляла эта книга своей актуальностью по сей день - написана в 30-е годы как-никак, хотя я и не считаю ее пророчеством от и до.

К чему это я? Да ни к чему, просто считается, что антиутопия - это предупреждение, и я верю, что книги, которые заставили людей задуматься в прошлом веке, внесли свой вклад в то, как мы живём сейчас. А нынешние, возможно, повлияют на будущее.


Я (читаю "Сферу" Дэйва Эггерса):
– Как так можно, вся жизнь в каких-то рейтингах, рейтинг у клиентов должен быть не меньше 95 из 100, такое-то место в соцсетях, столько-то подписчиков, вся жизнь на виду, мрак...
Тоже я:
– Ух ты, мое приложение-органайзер сообщает, что я выполнила 2894 задачи в 2021 году, это в среднем 7 задач в день! Нужно поделиться в Линкедине!
Stay tuned, скоро будет про парочку современных антиутопий, как руки дойдут.


Дочитала "Игрока" Достоевского. На удивление легко зашёл, в более-менее малых формах Федор Михайлович определенно мне нравится. (Хотя это всё-таки роман, хоть и небольшой).

Написан он аккурат между "Преступлением и наказанием" и "Идиотом", неудивительно, что чувствуется настроение и того, и другого.

Время идёт, декорации меняются, а человеческие эмоции остаются прежними. Хорошо, что есть такие книги, где они с таким блеском выражены.


Яна Вагнер "Вонгозеро"

Есть книги вроде "Противостояния" Стивена Кинга, где смертельный вирус косит всё население планеты, при этом выжившие персонажи - яркие индивидуальности, сюжет непредсказуемый и все время страшно.

А есть книги вроде "Вонгозеро", где смертельный вирус косит всё население планеты, при этом выжившие персонажи - ничем не примечательные обычные люди, в сюжете нет ни мистики, ни чего-то особо выдающегося или непредсказуемого, но именно поэтому всё время очень страшно.

Эпидемиологи говорят, что быстро убивающий вирус не может захватить всю планету, но если закрыть глаза на этот факт, книга очень реалистичная и в начале неуютно похожа на текущую ситуацию, даром что написана в 2011 году. Верится, что именно так оно и могло бы быть.

Без перерыва берусь за вторую часть, "Живые люди" - почему бы и нет.


Эльфрида Елинек "Пианистка" - в одной книге не только уроки музыки и гиперопека матери, но и полуэротические фантазии вперемешку с душевными терзаниями и поехавшей крышей.

Роман состоит из потока сознания автора в виде длинных предложений и абзацев, иногда занимающих всю страницу, но читается довольно легко, пока дело не доходит до эротических сцен, которые одновременно затянутые и бульварные. Суть этих сцен не в эротике как таковой, но всё равно как-то топорно получилось.

Такое чувство, как будто автор в процессе творчества регулярно прикладывалась к бутылке. Ну просто такое чувство.


Стивен Кинг о том, почему книги лучше фильмов

Любой фильм, в конце концов, – всего лишь иллюзия движения, скомпонованная из тысяч неподвижных фотографий. Воображение же движется по своим законам. Фильмы, даже лучшие из них, есть застывшая выдумка: любой, кто посмотрел «Пролетая над гнездом кукушки», а потом прочитал роман Кена Кизи, обнаружит, насколько сложно, практически невозможно представить себе Рэндла Патрика Макмерфи не с лицом Джека Николсона. Я не утверждаю, что это плохо… но это ограничивает воображение. Прелесть хорошей истории в том, что она лишена ограничений и подвижна; хорошая история воспринимается каждым читателем по-своему.


Для кого Александр Стесин написал свой "Нью-йоркский обход" - для любителей баек о врачах и народах мира или для поклонников индийской (и не очень) философии на околорелигиозные темы? Для того, чтобы по-настоящему зашло, нужно быть и тем, и другим.

Потому что начинается книга занимательными историями из жизни нью-йоркского онколога.

"...крепко во мне засела неврастеническая тревога. Я живу с ней много лет; может быть, с тех пор, как я впервые попал в Нью-Йорк. Но Нью-Йорк – единственный город на свете, где я дома. И моя тревога – тоже очень домашнее чувство, родное..."

И через рассуждения о жизни и смерти приходит к таким вещам, для понимания которых нужно запастись Гуглом либо быть настолько же увлечённым философом-любителем, как и доктор Стесин.

Общее впечатление, как ни странно, довольно теплое. Наверное, это из-за человеколюбия, не приправленного излишней сентиментальностью, не заявленного напрямую, но прячущегося в каждой строчке.


Если вообразить помесь "Заводного апельсина", Чака Паланика, Оксаны Робски и "99 франков" и представить это всё в грубом миксе на заезженной пластинке, то получится "Американский психопат" Брета Истона Эллиса.

Внимание, спойлеры, описывающие всю книгу.

Итак, Америка годов 80-х, и по сценарию:

1. Перечисление того, кто в какие бренды одет, с кем пришел и с кем спит, а также описание маникюра, педикюра, спортзалов и муссов для волос. Речь идёт преимущественно о внешности мужчин.

2. Порно: видеокассеты и в жизни героя.

3. Нищие.

4. Подробно (очень) описанные издевательства и убийства. Иногда в сочетании с №2 и №3.

Да, и увлечение героя №4 мало кто замечает, потому что все увлечены темами №1. В чем, видимо, и заключается глубокая мысль.

Всё это много раз повторяется по кругу. Иногда интерлюдии в виде рассуждений о музыке. Больше в довольно объемной книге ничего нет.

Теоретически есть разные символы и подтексты, которые описаны в русской и английской Википедиях. Может, и так. Но на мой взгляд, притянуто за уши.


Элеанор Олифант в полном порядке — Гейл Ханимен

Книжка про мисс Олифант хорошо пошла для разгрузки после "Дней Савелия". Здесь тоже не без депрессии, но и без полного мрака, да и вообще считается, что это почти юмористический роман. С последним вряд ли соглашусь, но в итоге возвращает ощущение легкости бытия и желание радоваться жизни.

Вроде бы типичный бытовой роман, но странноватый, это и привлекает. Читается как фильм, очень яркие образы, хотя и не припомню там каких-то пространных описаний. Но вот если бы сняли фильм, вряд ли он вошел бы в число моих любимых.


Про котиков и безысходность -—"Дни Савелия" Григория Служителя

Название и имя автора звучат как житие святого, но это не так. Рассказчик – котик. Рассказывает он о своей жизни с самого рождения, и с самого рождения ведёт философские беседы в высоком стиле. Но читается легко. Это же про котика.

"Он вывалил желе на газету, и я тут же принялся за еду, одновременно уясняя себе политическую обстановку в стране и мировые цены на углеводороды. Потом я лег отдохнуть в кусты."

Однако почти из каждой строчки сочится чисто руссколитературная депрессия. Настолько, что я еще неделю после прочтения отойти не могла. Не то чтобы у меня была привычка слишком близко к сердцу воспринимать книги, даже про котиков, но всё же эмоциональным людям не рекомендую. КОтарсис — оно, конечно, хорошо, но в меру.


Вот бы в книгах, где указаны даты событий, заранее предупреждали, если их надо запоминать. Обычно в таких случаях повествование прыгает то вперёд, то назад, и для того, чтобы хоть что-то понимать, нужно помнить хотя бы год каждой главы.

Если у кого-то в планах "Где бы ты ни скрывалась" Элизабет Хейнс, предупреждаю - надо запоминать.


Джо Уолтон "Среди других": прочитала пока только 1/7, но уже нравится. Тоже про девочку, но постарше, чем в книге из предыдущего поста. И она не из Австрии, а из Уэльса (изначально), и можно кое-что узнать про отличия Англии и Уэльса в 80-х годах прошлого века.

Как сказали в подкасте, где я услышала про эту книгу, непонятно – то ли девочка выдумывает волшебных существ и всякое такое, то ли сама книга — мистика. Но впечатление от такого чтения отпадное. И это не сказочка, как может показаться по аннотации.

Кстати, о подкасте. Делюсь: "Книжный базар" от Медузы. Вообще-то я его редко слушаю, потому что список литературы раздувается до неприличных размеров, и его становится неудобно просматривать.

Только сейчас дошло, что список можно поделить на категории, например, по теме или по настроению, которое должно быть перед началом чтения.


Жаль, что у нас в школах не проходят книгу "Лети, майский жук" Кристине Нестлингер.

Автобиографичная история на тему окончания Второй мировой от лица маленькой девочки из Австрии. Просто и страшно. Но, как я люблю, без лишней сентиментальности - восприятие ребенка, ещё ничем не искаженное.


У меня тут в процессе "Сила" Наоми Алдерман. Женщины во всем мире внезапно получили возможность бить током руками. Тонкости этого процесса оставлены за кадром.

Ожидала чего-то философского, но история довольно простая и доступная, к тому же тут есть развлекухи на любой вкус: мафия, войнушки, религия, потусторонние голоса и секс, конечно же.

Больше для расслабления мозга в процессе и для жарких споров потом, чем классическая антиутопия с серьезным посылом (да и антиутопия ли?).


Поздравляю книголюбов с Днём книголюбов!

(строителей тоже поздравляю, но не придумала, каким боком приладить сюда День строителя)

В связи с этим небольшой списочек особенно годных книг, которые я читала в прошедшие полгода

Заветы — Маргарет Этвуд
Продолжение "Рассказа служанки". Тизер для знакомых с сюжетом: раскрывается тема Тёток.

Нежные щёчки — Нацуо Кирино
Драма с горой морально-этических вопросов, непохожая на другие книги Кирино. Я ещё не встречала у нее двух книг, похожих друг на друга.

Бездна Челленджера — Нил Шустерман
Мальчик существует одновременно в двух мирах, хотя знает об этом только он сам.

А также уже упомянутые выше "Остаток дня" Кадзуо Исигуро и особенно "Престиж" Кристофера Приста (даром что Прист мне ранее не зашёл, но "Престиж" - это нечто).


Сравнение финского языка с английским 🐱

"И нет глагола иметь – финн скажет не я имею кота, а minulla on kissa, у меня есть кот (и в данном случае это очень верно – ведь понятно, что главное действующее лицо тут кот, а не я)."

"Лингво. Языковой пейзаж Европы", автор Доррен Гастон

Уж мы-то знаем.
Но особый респект финскому языку за kissa 😸


Читаю в "Престиже" про верность своей профессии настолько, что она превращается в саму жизнь – и сразу вспоминается "Остаток дня" Кадзуо Исигуро.

В контексте этих книг имеется в виду постоянное (не только в процессе работы) исполнение роли, принесение в жертву собственной личности во имя того, чтобы тебя считали настоящим профессионалом.

Звучит круто, но полностью погрузиться в эту роль означает сделать свою жизнь довольно-таки однообразной. Даже если ты дворецкий в доме влиятельного политика или гастролирующий фокусник.

Все силы приходится класть на поддержание имиджа (престижа, ага), а вот есть ли от этого отдача? Может ли такой человек чувствовать себя счастливым или просто довольным жизнью, если он не чувствует себя самим собой?

Словом, я им ничуть не завидую.


После "Опрокинутого мира" Кристофера Приста ожидала от его же "Престижа" чего-то столь же наркоманского. Однако начало на удивление вполне приземленное, и даже главный герой как будто бы закоренелый реалист. Посмотрим, что будет дальше.


За что люблю Кинга - так это за шикарные вставки "за жизнь". Перевод, в котором я читаю "Худеющего" – не самый удачный, но здесь и он прекрасен.

- Есть еще одна вещь, в которую я верю, Уильям. Я верю в то, что вижу. Вот почему я относительно богатый человек. И вот почему я еще жив... Большинство людей не верят в то, что видят своими глазами.
- Не верят?
- Нет, представь себе. Не верят, пока увиденное не совпадет с тем, во что они верят. Вот, кстати, знаешь, что я увидел в аптеке, куда хожу? Буквально на прошлой неделе увидел.
- Что?
- Они там поставили аппарат для измерения давления крови. Иногда они их продают, а тут - для бесплатного пользования. Засунул руку в петлю, нажал кнопку, петля затягивается. Ты сидишь там, размышляя безмятежно, а потом - пожалте: вспыхивают красные цифры. Смотришь на указатель: "пониженное", "повышенное", "нормальное". Усек?
Билли кивнул.
- О'кей. Вот стою я там и жду, когда мне принесут бутылку лекарства, которое моя матушка принимает от язвы. И тут заходит мужик, ну, так, на двести пятьдесят весом. Жопа - словно две собаки возятся под одеялом. На носу - карта всех кабаков, где он надирался, то же самое на остальной роже. Из кармана торчит пачка "Мальборо". Взял пакетики поп-корна, а потом заметил эту машинку. Сел к ней, ну и машинка ему все выдала: двести двадцать на сто тридцать. Я, знаешь, не шибко силен в медицине, Уильям, но знаю, что двести двадцать на сто тридцать это еще то давление. Все равно что ходить с дулом пистолета в ухе. Верно я говорю?
- Точно.
- Так что же этот хмырь делает? Смотрит на меня и говорит: "Все эти цифровые хреновины без конца ломаются". Заплатил за свою кукурузу и потопал. А знаешь, какая мораль у этой истории, Уильям? Некоторые... да что некоторые? - большинство не верят в то, что видят, особенно если это мешает им жрать, пить, думать или верить, понял?


Между тем месяц назад опубликовали новый список мастридов научпопа - лонг-лист премии "Просветитель". Вряд ли я готова в этом году на такой же марафон, как и в прошлом, но все же кое-что для себя выбрала:

1. Искусственный интеллект и мозг человека — Владимир Губайловский
Для меня в последнее время очень актуально. Берем не задумываясь. Больше про мозг, меньше про его цифровое моделирование (куда ж нынче без нейросетей). А еще две животрепещущих темы: про память и про личность (включая свободу воли).

2. "Гибель Запада" и другие мемы. Из истории расхожих идей и словесных формул — Александр Долинин
"Кому гадит англичанка, давно ли начал загнивать Запад и кто сказал, что все мы вышли из гоголевской "Шинели"? Увлекательная история этих и многих других расхожих идей и словесных формул, которые веками живут в русской культуре, в книге Александра Долинина превращается в глубокое исследование устройства культурной памяти и сложной механики культурных изменений."
Короче, из аннотации не очень понятно, про фразы это или про идеи, но выглядит интересно.

3. Мозг материален — Ася Казанцева
Еще раз про мозг и его познаваемость. Обещают легко и весело.

4. Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум — Николай Кукушкин
И правда, как? И главное, зачем?

5. Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться — Полина Лосева
Почему до сих пор нет таблетки от старости и что, собственно говоря, она должна лечить? А еще про то, почему сложно испытывать предполагаемые средства от старости на мышах.

6. От оргазма до бессмертия. Записки драг-дизайнера — Григорий Никифорович
Еще про лекарства. Как их придумывают, разрабатывают и отправляют на рынок, и почему для этого нужно намного больше времени, чем на выпуск нового смартфона.

Мда, все равно много получилось 😮 хотя и кажется на первый взгляд, что в этом году лонг-лист победнее.

Несколько прикольных заголовков оттуда же:
- Рептилоиды на плоской Земле. Лженаука — Жвалевский Андрей
- Люди на Луне: Главные ответы — Егоров Виталий
- Как называются женщины — Фуфаева Ирина
- Вселенная. Путешествие во времени и пространстве — Язев Сергей
- Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета — Соколов Александр

20 last posts shown.

49

subscribers
Channel statistics