В соседнем телеграм-канале @eduvtatarstan написали о круглом столе по подростковым проблемам. Спасибо за критику. Да, собрались разные эксперты (и не только), но нет самих подростков. Действительно, важно услышать подрастающее поколение, что волнует их и чем они живут. Распространяется ли в подростковой среде идея громких суицидов, что они смотрят, кто их герои, насколько глубоко закралась "субкультура АУЕ" и т.д. Но пригласили бы 1 подростка (да и кого именно? отличника? активиста? "трудного подростка"?) - все равно получился бы один субъективный опыт.
Для полной картины нужны масштабные исследования с использованием количественных (опрос) и качественных методов (интервьюирование), с анализом контента подростковых групп в соцсетях. Нужна публичная огласка такого "портрета подрастающего поколения", нужны междисциплинарные экспертные сессии. Только тогда мы начнем понимать суть проблемы. От государства, от общественности должен быть запрос, ТЗ на такие исследования. Конечно, исследования ведутся, но они фрагментированы и в экспертном, и в бюрократическом плане. Получается, сумма субъективного опыта.
Собственно, об этом говорилось и на круглом столе.
Следующий важный момент. У подростков нет своей трибуны, нет своего толкового СМИ. С этим дела даже хуже, чем в позднесоветское время - пионеры хотя бы писали проблемные письма в редакцию и их обсуждали всем миром. Да и у большинства до 16 и старше нет навыка выражения своего мнения. Школа (за редким исключением) этому почти не учит.
В Казани в позапрошлом году создали такое подростковое электронное СМИ - "Фракция", но пока, кажется, интересному хипстерскому изданию до трибуны далековато. В любом случае, им удачи.
Да, еще есть Совет детских организаций РТ при Минмоле и конечно масса детских организаций. В общем, акторы есть, но контента, адекватного проблеме, и площадки пока не видно.
По идее, нужны подростковые круглые столы и обсуждения, с представлением мнений разных субкультур, школьников, разных по успеваемости, разных по интересам. Но такие вещи надо стимулировать. Готовы ли к этому ответственные чиновники, родительское сообщество, школы?
Только так мы услышим тех, кто через 5-10 лет активно вольется в жизнь города и республики.
Иначе, мы можем получить потерянное поколение.
В завершение. Вот интересный опыт реального школьного самоуправления, которого тоже не хватает: https://vk.com/wall-59737330_5735 .
Айрат Файзрахманов
Для полной картины нужны масштабные исследования с использованием количественных (опрос) и качественных методов (интервьюирование), с анализом контента подростковых групп в соцсетях. Нужна публичная огласка такого "портрета подрастающего поколения", нужны междисциплинарные экспертные сессии. Только тогда мы начнем понимать суть проблемы. От государства, от общественности должен быть запрос, ТЗ на такие исследования. Конечно, исследования ведутся, но они фрагментированы и в экспертном, и в бюрократическом плане. Получается, сумма субъективного опыта.
Собственно, об этом говорилось и на круглом столе.
Следующий важный момент. У подростков нет своей трибуны, нет своего толкового СМИ. С этим дела даже хуже, чем в позднесоветское время - пионеры хотя бы писали проблемные письма в редакцию и их обсуждали всем миром. Да и у большинства до 16 и старше нет навыка выражения своего мнения. Школа (за редким исключением) этому почти не учит.
В Казани в позапрошлом году создали такое подростковое электронное СМИ - "Фракция", но пока, кажется, интересному хипстерскому изданию до трибуны далековато. В любом случае, им удачи.
Да, еще есть Совет детских организаций РТ при Минмоле и конечно масса детских организаций. В общем, акторы есть, но контента, адекватного проблеме, и площадки пока не видно.
По идее, нужны подростковые круглые столы и обсуждения, с представлением мнений разных субкультур, школьников, разных по успеваемости, разных по интересам. Но такие вещи надо стимулировать. Готовы ли к этому ответственные чиновники, родительское сообщество, школы?
Только так мы услышим тех, кто через 5-10 лет активно вольется в жизнь города и республики.
Иначе, мы можем получить потерянное поколение.
В завершение. Вот интересный опыт реального школьного самоуправления, которого тоже не хватает: https://vk.com/wall-59737330_5735 .
Айрат Файзрахманов