Притчи продуктолога


Channel's geo and language: Russia, Russian


Концентрированная мудрость о менеджменте продуктов и построении команды.
Рекламу не размещаю, но участвую в коллабах.
Папка с отборными продуктовым каналами: https://t.me/addlist/YvmnHCHUp700Nzky
Контакты: Алексей Рытов @aleksritov сайт: http://ritov.ru

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


Junior+ QA wanted

У нас тут вакансия тестировщика. Все подробности по ссылке. Тексты вакансий я пишу лично, вдумчиво и с душой.

https://sponsrcompany.notion.site/QA-Engineer-587e7deca0944ea883fd4eec783e025c?pvs=4


Как вам видео в принципе?

Прошлый пост я сделал в своем стиле, но в другом формате — видео. Хочу узнать, как вам видео формат?

Напишите, стоит ли видосы делать? Станете смотреть? О чем снимать? Длинные или короткие?

Ставьте пальцы вверх или вниз и пишите подробности в комментариях.


284. Работа в большой и маленькой компании

За последний год я с удивлением осознал, что работать у нас гораздо сложнее, чем в условном Яндексе. Не важно кем — программистом, менеджером, в бэкофисе. Потому что в маленькой компании гораздо меньше разделения труда и каждый должен уметь много разного. Поэтому ребята, успешно работающие в других компаниях, у нас быстро понимают, что их шильдики мидл/синиор не много стоят.

Хотел написать про это притчу, но вчера разбирал работу на конкурсе для продактов в «Карьерном цехе» и свою мысль высказал устно. Так что сегодня притча будет в видео формате. Всего 2 минуты.

https://youtu.be/1gl7Mh-xACg

1.9k 0 23 15 34

Производственная травма

Какие повреждения вы получили на работе? Ногу сломали? Туннельный синдром от клавиатуры? Выгорели и лечились у психолога? Глаз дёргается? Коллега на корпоративе фингал поставил?

#жизашиза


283. Волшебный пендаль

Все мы пользуемся разными IT-продуктами каждый день. Порою нас что-то в них раздражает — недоработки, баги, дизайн. Мы даже иногда пишем жалобы в службу поддержки. Нас там вежливо посылают: Спасибо за ваши предложения, мы передадим их нашим разработчикам и постараемся сделать доработки как можно скорее (брешут, само-собой).

Есть действенный лайфхак, как добиться изменений быстро — волшебный пендаль от директора компании.

Проблема может не решаться годами, но если директор о ней напишет в саппорт, все исправляется очень быстро. Не потому что в компании работают ленивые негодяи, просто проблем и задач много, на все не хватает сил, а пендаль от директора просто делает некритичную проблему более приоритетной.

Так что если у вас есть выход на директора — это ваш шанс быть услышанным. Но и это не всегда помогает. Я работал в международной компании, CEO переслал мне письмо от какого-то древнего клиента, которому он много лет назад сказал «пиши мне в личку о любом баге». Прошло много лет, CEO давно занимался инвестициями, открытием филиалов на другом континенте и не следил, где там какая кнопка не нажимается. Так что личное письмо было спущено в обычный пайплайн фидбэка.

Если вы CEO небольшой продуктовой компании, мой совет, слушайте клиентов напрямую, позволяйте им жаловаться лично вам. Это помогает чувствовать пульс продукта. Главное не пропустить момент, когда компания перестанет быть небольшой и вам как директору придется «отпустить и забыть».


Думы о работе

А вы размышляете о рабочих вопросах во внерабочее время? Ночью засыпая, моясь в душе, на выходных во время шашлыков?

Если размышляете, то это продуктивно или нет? Кричите из душа "Эврика, я понял как это сделать"? Или это бесплодные суетные размышления?

#жизашиза


282. Догадайся сам

Слушайте пользователей, говорят продактам. Кто спорит, слушать надо, интервью брать, опросы проводить. Проблема, что большинство людей не знает, чего хочет. Точнее, говорит одно, а думает другое. Не со зла. Не потому что лицемеры. Просто не умеют сформулировать свои истинные потребности.

Например, с помощью вашего продукта люди зарабатывают деньги. Что нужно сделать? Правильно, дашборд со статистикой. Вы же продакт, вы любите дашборды. Интервью проводили, пользователи просили статистику. Умоляли ее сделать поскорее.

Вы сделали, и оказалось, что статистикой не пользуются. Пошли к тем, кто просил, они сказали, да, мол, прикольно, спасибо большое. Но не пользуются.

Да как так, то! Сами же просили! Что делать?

Пытаться понять их тайные желания по косвенным признаками. Например, по обращениям в службу поддержки. Там может найтись интересная информация, типа жалоб на то, что ежедневные начисления заработанного пришли с опозданием в пару часов. Пользователь каждый день смотрит на сумму «к выводу» и сравнивает ее со вчерашней. Эта цифра ему нужна, а ваш дашборд — не очень.

Разговаривать нужно, но иногда важные вещи можно понять только по косвенным признакам. Говорят, с женщинами и детьми похожая ситуация.


281. Маркер адаптации нового сотрудника

Когда приходит новый сотрудник на работу — разработчик, дизайнер, менеджер, директор — можно легко отследить момент, когда он адаптировался и принял компанию как свою родную.

В начале он говори «у вас»:
— Как у вас получить корпоративную почту?
— Где тут у вас туалет?
— Почему у вас такой непонятный интерфейс?

В какой-то момент переключается на «у нас»:
— Какие у нас были результаты в прошлом квартале?
— С кем у нас поговорить про справку для налоговой?
— Почему у нас все так тормозит?

Годами наблюдаю — работает безотказно. Гораздо лучше, чем все эти ваши grows review и 360 feedback. Конечно, есть хитрецы, кто умеет хорошо притворяться. Но обычно люди за такими мелочами не следят, да и ничего плохого нет говорить «у вас».

Важный показатель — время в компании, когда происходит этот переход. У вовлеченных людей это занимает менее недели. У некоторых может затянуться на месяц. Больше месяца — это уже красный флаг, что-то идет не так.

4.7k 0 22 24 49

Я обычно не делюсь с вами всякими приколюхами, но тут не могу удержаться. По-моему это очень смешно и гениально со стороны чатагпт https://www.instagram.com/reel/C4rRl8jvLl4/?igsh=OTltZzRhMnNoODV4


Войти в продуктовый менеджмент из другой профессии

Я немного помогал партнерам из GoPractice в создании курса для свитчеров — людей, кто переходит в продакты из других профессий (аналитиков, дизайнеров, разрабова, рекламщиков, финансистов). Последний год взращиваю как раз такого джуна, поэтому участвовал в создании раздела «Как устроена работа начинающего продакта».

Если вам актуально, вот ссыль: https://gopractice.ru/switchers/


Какой у вас тип руководителя?

Услышал тут идею, что надо спрашивать на собеседованиях у будущего руководителя: «Какого вы типа руководитель». Если не смог ответить — это плохо, красный флаг.

Интересно, что на днях мне этот вопрос задал сын (я не беру его на работу, он в школе учится).

А как бы вы ответили на этот вопрос? Если вы не руководитель, то опишите тип руководства вашего руководителя.

В одном-двух предложениях.

#жизашиза


280. Маленький заборчик

Допустим вам надо, чтобы в парке не подходили к памятнику. Многие этот вопрос решаются большим уродливым забором и табличками. Это дорого и главное выглядит так ущербно, что теряется весь смысл памятника.

Нормальное решение — сделать низенький элегантный заборчик. Он дешев в установке и выглядит приемлемо. Такой заборчик легко переступить, но 99% людей не будут этого делать. А тот 1%, что перелезет — их и большой забор не остановит.

Тоже самое в продуктах, причем чаще, чем вы думаете. Например, вам надо собирать персональные данные — телефоны, паспорта и т.п. Для валидации этого нужно усложнять интерфейс, код, процессы компании — в общем строить дорогой и уродливый забор. А можно не валидировать и поверить людям. Если сделать это в правильном месте и в правильное время, 99% пользователей не будут обманывать и пришлют правильную информацию.

Конечно, не везде это возможно. Пропуск с золотовалютные хранилища выписывать так не стоит. Но очень часто можно обойтись маленьким дешевым заборчиком.

На уровне принципа — это легко понять и принять. Банальщина. Но на практике мало у кого получаются. Приходят дяденьки из службы безопасности, строгие главбухи, юристы и все требуют возвести бетонный забор с колючей проволокой и пулеметами. Именно поэтому в одном и том же банке пинкод на карту (который дает полный доступ ко всем деньгам) состоит из 4 цифр, а подтверждение платежа на 100 руб — состоит из 6 или 8 цифр. Не смогли договориться и сделать короткие 4 цифры.

Как договориться со всеми и перестать делать уродливые заборы — это и есть главное ноухау, которое приобретается только с опытом.


279. Compliance

В детстве я жил в Сибири где-то посередине большой страны СССР. У нас на районе были хулиганы, которых все дети знали и боялись. Не стоит думать, что эти хулиганы имели системное мышление или строгую организацию, действовали они спонтанно. Будет проходить мимо — может попросить 20 копеек, а может и не заметит и все обойдется.

Если хулиган тебя начинал прессовать, то стратегия выживания была простая: прикинуться, что ты со всей душой хочешь ему помочь, при этом постараться отделаться малым. Однажды меня остановила компания гопников, чтобы отнять денег. Это не голливудское кино, я не стал драться и бить вертушку с разворота. Я сказал, что, мол, я бы с радостью, но есть только 2 копейки. У меня отняли 2 копейки и ушли.

В другой раз пытались снять наручные часы. Но я сказал, что это подарок папы и они вошли в положение. Забрали шарф, чтобы хоть что-то забрать.

Менеджеру продукта приходится сталкиваться с такой штукой как compliance — соответствовать законам страны. Большие государственные регуляторы требуют поставить всплывающее окно про куки или чекбокс про принятие оферты, или еще что-то. Я работал и на внутреннем, и на международном рынке — везде одинаково, разница лишь в нюансах.

Рекомендации прежние: Постараться, чтобы тебя не заметили; Если заметили, быть вежливым, активно идти на сотрудничество, отдать шарф и две копейки, а часы и рубль в другом кармане постараться сохранить.

4.9k 0 24 10 115

У меня выдалась тяжелая неделька

Вот прямо навалилось на работе последнее время. То хакеры нападают, то злопыхатели жалобы в инстанции пишут, то здесь проблема, то там. Не вздохнуть, не пукнуть. Не сказать, что «чёрная полоса», скорее «трудная».

В комментариях к этому посту можно жаловаться на жизнь. Утешать и поддерживать — тоже можно. В зависимости, к чему больше у вас лежит душа, сердце и другие части.

#жизашиза


Много лет я состою в закрытом клубе продуктовых каналов. Кого попало не принимаем, только проверенных профессионалов. Можете подписаться на папку, где собраны наши отборные каналы:
https://t.me/addlist/YvmnHCHUp700Nzky


Сознаемся во вредительстве

Поделитесь, какой ущерб вы наносили своей компании или коллегам? Например, я проломил стену в офисе и с меня хотели снять денег за ремонт, но потом почему-то не сняли.

А вы какое вредительство совершили?

#жизашиза


278. Гигиена мозга

С гигиеной тела мы все вроде бы более-менее разобрались. Руки с мылом надо мыть, комнату проветривать, целоваться с больным не стоит. Про гигиену мозга знаем хуже.

Первое, что приходит на ум, это бесконечный скроллинг лент соц. сетей. Говорят, это ловушка легкого дофамина, сжигает мозг и ведет к деградации. Обычно говорят об этом люди в тех же соц. сетях, а слушают это в тех же лентах. Ага, ага. Я бы хотел поговорить о менее очевидных вещах.

1. Zero inbox. Я не теряю писем и не пропускаю сообщения в чатах. Не забываю ответить. Потому что у меня в почте пустой ящик и ноль непрочитанных сообщений в Телеграме. Я отписываюсь от всех рассылок и каналов, которые не читаю. Если письмо требует моего ответа через время, я использую откладывание сообщения — в Gmail это штатная функция, в Телеграме наполовину, также @selfmailbot помогает. Если у вас во входящих почты тысячи писем, а в чатах десятки каналов с сотнями непрочитанных сообщений — конечно же вы будете ничего не успевать и терять письма.

2. Слепая печать. Если вы работаете за компьютером и набор текста — часть вашей работы, лучше освоить метод слепой печати. «Я и так быстро печатаю», говорят некоторые или «Я печатаю вслепую, только не теми пальцами и ошибаюсь». Это самообман. Цель — исключить сознание из этого процесса. Вы же не нагружаете мозг размышлениями, как лучше вдохнуть?! Естественно, печатать вслепую нужно на всех языках, которые вы используете (у меня русский и английский).

3. Горячие клавиши. Когда я смотрю как обычные люди пользуются компьютером, меня аж трясет — очень медленно. Чтобы скопировать промокод из мессенджера в браузер — выделяют мышкой, потом вызывают меню правой кнопкой, потом мышкой переключаются в другое окно, мышкой вставляют в поле, мы мышкой переводят курсор в следующее поле. Если вы профессионал, то все это должно происходить через горячие клавиши. И главное, без участия сознания, на уровне рефлексов.

Добавляйте свои пункты.


277. Техническое задание и коммерческое предложение

Технические задания (ТЗ) умеют читать не все. Еще меньше людей их умеют писать. С коммерческим предложением тоже самое. Хочу поделиться опытом на бытовом примере.

У нас в подъезде сделали ремонт. Пол заляпан строительной пылью. Местная уборщица помыла его «как всегда», но для такого загрязнения — просто размазала грязь. Меня достало ходить по грязному подъезду и я решил вызвать клининг.

Написал на маркетплейс работников заявку. 99% людей бы написало что-нибудь типа: «Нужно помыть подъезд после ремонта». Сколько там этажей, где он находится, что за ремонт — все это они бы долго обсуждали с людьми в личке.

Я же написал короткое, но хорошее ТЗ, где указал:
– количество этажей (5),
– описание загрязнения,
– фотографии загрязнения (общий и крупный план),
– место в городе,
– бюджет (2000 руб),
– уровень тщательности (не нужно делать идеально, нужно немного помочь местной уборщице).

Мне стали присылать предложения. И по ним можно понять, насколько люди умеют читать ТЗ.

Кто-то прислал предложение в 7, 10, 15 тысяч рублей и ни слова о моем заказе. Это почти спам, можно не читать.

Кто-то прислал объяснение, что подъезд после ремонта невозможно отмыть за 2 тысячи, что уйдет много тряпок, чистящего средства и времени. Предложили 6 тысяч за качественную уборку. Это уже намного лучше, но не идеально.

Кто-то согласился на 2 тысячи, но стал торговаться за 500-1000 руб, давя на жалость — такое себе…

Хорошего предложения не написал никто. Если бы я занимался клинингом, я был написал так:

Алексей здравствуйте. Спасибо за подробное задание, по описанию и фотографиям все понятно. Я с удовольствием выполню заказ за ваш бюджет в 2 тыс. руб. Но хочу предупредить, что за такие деньги результат будет сомнительным, не станет сильно лучше, чем после уборщицы из ЖКХ. Чтобы отмыть пыль от штукатурки и краску, нужно пройтись несколько раз, израсходовать много тряпок и чистящего средства. Довести такой подъезд до идеала стоит 10 тысяч. Но я понял, что вам это не нужно, поэтому хочу предложить вам золотую середину — 4000 руб, это будет не идеально, но достаточно качественно, ваша уборщица дальше справится. Я могу начать завтра утром. Во сколько вам будет удобно?


276. Работа в невесомости

Недавно слушал лекцию «Почему мы не полетим на марс», где разбирались технически непреодолимые проблемы длительных космических путешествий. Одно из них — невесомость. Человек в невесомости очень быстро слабеет, кальций вымывается из костей, потом надо заново учиться ходить, да еще куча болезней обостряются.

Помню когда сын сломал руку и через месяц сняли гипс, то рука была заметно тоньше и слабее, чем соседняя. А ведь всего месяц прошел!


На нас постоянно действует сила тяжести и давит атмосферный столб и это хорошо. Мы спроектированы так, что без постоянной нагрузки слабеем. Тоже самое и с жизненными невзгодами, мы не любим неприятности, но без них быстро деградируем. Помните, как агент Смит говорил Морфеусу, что первая версия Матрицы выглядела как идеальный мир и поэтому все люди в ней умерли?

В компаниях — тоже самое. Если случаются неприятности — это тяжело морально и физически. Но без этого команда деградирует.

Придумывать форс-мажоры не приходится, они случаются сами. За последние пару месяцев на нас было несколько хакерских атак, а также нашествие SEO-спамеров. Пришлось подсуетиться по технике и даже по юридическим вопросам. В общем, держат в тонусе.

Мораль: непредвиденные задачи и трудности неприятны, но полезны.

4.9k 2 23 10 54

А вы работаете в эти выходные?
Poll
  •   Да
  •   Нет
  •   Ой, не начинай!
839 votes

20 last posts shown.