Чёрная бухгалтерия


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Economics


Финансы, налоги, бюджет, банки, аудит.
Ваши истории для публикации скидывать сюда: @NameHolder

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Economics
Statistics
Posts filter


This channel can’t be displayed because it violated local laws.


Нарушения в бухучете и отсутствие внутреннего контроля – повод уволить руководителя

В последнее время суды все чаще признают руководителя учреждения виновным за ошибки в учете и отчетности. И мы эту тему не раз поднимали в новостной ленте. Свои выводы в таких делах судьи основывают на нормах Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которым организация бухгалтерского учета в учреждении – обязанность руководителя. Именно поэтому в числе прочего в его функции входит контроль за работой бухгалтерии, на него же возлагается ответственность за качество бухгалтерского учета.

Меру ответственности руководителя судьи определяют по-разному.

Так, например, в одном из случаев, о которых мы рассказывали не так давно, судьи первой и апелляционной инстанций за ряд нарушений оштрафовали руководителя учреждения по ст. 15.15.6 КоАП на 15 тыс. руб. Кассационный суд согласился с таким наказанием.

А в прошлом году суд первого уровня за целый букет нарушений, связанных как с организацией бухгалтерского учета и оформлением первичных документов, так и непосредственно с учетом объектов и операций, поддержал привлечение руководителя учреждения к дисциплинарной ответственности – выговору, объявленному органом-учредителем. Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы коллег правильными (Постановление Шестого КСОЮ от 28 июня 2022 г. по делу № 16-3869/2022, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 9 декабря 2021 г. по делу № 33-23666/2021).

И еще один пример. При проверке учреждения ревизоры выявили более тридцати нарушений финансово-хозяйственной деятельности и законодательства в сфере закупок. Помимо этого, в учреждении не было документов, подтверждающих осуществление внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита; отсутствовали на бумаге и не были размещены в Интернете информация о муниципальном задании, его исполнении, Плане финансово-хозяйственной деятельности, и мн. др.

Ревизоры констатировали, что количество и объем выявленных нарушений свидетельствуют:

о недостаточной организации работы, особенно в части бухгалтерского учета,
о низкой исполнительской дисциплине,
о низком профессиональном уровне должностных лиц аппарата управления учреждения,
об отсутствии должного внутреннего контроля.

Однако при всем этом сотрудникам безосновательно, но регулярно выплачивались премии и всевозможные доплаты за расширение зон обслуживания и увеличение объема работы. По мнению ревизоров, при имеющемся количестве нарушений это свидетельствует о том, что руководство учреждения не в полной мере владеет истинным состоянием дел в учреждения, и указывает на неисполнение директором, его заместителем и главным бухгалтером своих должностных обязанностей, в том числе в части контроля за целевым и эффективным расходованием средств.
Не остался в стороне и орган-учредитель. Неразмещение на официальных интернет-ресурсах информации о муниципальном задании и плановых документах ревизоры расценили как отсутствие контроля со стороны учредителя за деятельностью подведомственного учреждения.

По решению учредителя трудовой договор с руководителем учреждения был расторгнут. Директор счел увольнение незаконным и пытался оспорить его в суде, требуя восстановить его в должности, а также выплатить зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Суды двух инстанций признали действия учредителя правомерными, во взыскании указанных выплат отказали.

@ProfAudit


This channel can’t be displayed because it violated local laws.


Как бухгалтеру общаться с инспектором

Чем бы ни занималась ваша компания, со своей налоговой лучше дружить. Даже если вы работаете в большом городе, где у каждого инспектора на учёте сотни юрлиц, знакомство вам всегда поможет. Это значит знать своего инспектора и поддерживать с ним тёплые отношения.

Для начала узнайте план семинаров и консультаций, которые проводит инспекция. Это можно посмотреть на сайте налог.ру и узнать в своей налоговой. Раз в квартал одно мероприятие для налогоплательщиков точно есть. Обычно там выступают инспектора, рассказывают про нововведения, разбирают отдельные случаи, отвечают на вопросы, рекомендуют, что почитать. В целом, мероприятие может быть очень полезным. Самое важное для вас в таких семинарах – познакомиться с инспекторами, узнать своего, позадавать вопросы начальнику или заму, просто чтобы он вас заметил.

Главное в общении всегда проявляйте предельную вежливость и терпение. Никогда не повышайте тон, даже если инспектор чем-то раздражён. Говорите ничего не значащие комплименты, это работает. А также соберите контакты, по которым можно будет обращаться напрямую, минуя справочную и горячую линию. Телефоны инспекторов сейчас на вес золота. Часто до налоговой дозвониться просто невозможно. А если и получается, то вас будут переключать до тех пор, пока кто-то не будет брать трубку. И если вам срочно нужны ответы по требованию, знание номера вашего инспектора вам сильно пригодится. В разговоре невзначай спросите номер телефона его непосредственного руководителя, это даст инспектору дополнительный стимул вам помогать.

Это всё в целом очень упростит вам работу с налоговой. А когда вы подружитесь с инспектором, вас даже могут заранее предупреждать о проблемах и недоимках, которые могут вызвать блокировку счёта и штрафы. В любом случае это пойдёт только на пользу, так что советуем наладить контакт. Дополнительно рекомендуем поздравлять с праздниками и баловать небольшими презентами или сувенирами хотя бы на новый год.

А если узнаете, когда у инспектора день рождения – это отлично. Подарки лучше презентовать со своей фирменной символикой, так можно будет избежать недопонимания и подозрения в «подкупе». Лучше дарить что-то небанальное или продукцию своей фирмы. Опять же, если это будет красивый календарь, который они повесят на стену офиса, ваша символика со временем осядет у них в «подкорке». Это благоприятно повлияет на ваши возможные будущие просьбы.

Учтите, что инспектор — профессионал и знает о налогах всё. Поэтому для корректного и эффективного общения с ним вам тоже следует почитать Налоговый кодекс в тех местах, которые касаются вашего режима налогообложения. А также изучить основы и термины бухучёта. Хотя бы такие, как сальдо, сторно, баланс, ОСВ и т.п. Так вы сможете лучше понимать его, и не будете задавать лишних раздражающих вопросов. Очень полезно просмотреть главу 5 НК РФ, там описаны обязанности и ответственность самих инспекторов.

Помните главное – инспектор простой человек, который работает за зарплату, и проблем у него хватает и так. Поэтому, если вы хоть чем-то сделаете его день лучше, это вам обязательно зачтётся.

С введением автоматизации, сервисов и систем типа АСК-НДС, человеческий фактор в принятии решений отходит на задний план. Глава налоговой Мишустин уже поставил задачу полностью перейти на бесконтактное общение с налогоплательщиками. Но пока это только задача. Поэтому многие сейчас считают, что необходимость в поддержании отношений отпадает. Но пока это всё же не так.

@ProfAudit


Мошенники не спят

Сегодня в связи с проведением кампании по рассылке физическим лицам налоговых уведомлений за 2022 год участились случаи отправления мошеннических писем от лица Налоговой службы.

Например, неизвестные от имени ФНС рассылают электронные письма с требованиями об оплате налоговой задолженности. Ее предлагается погасить при личном визите в инспекцию, либо перейдя по ссылке и отправив копию чека якобы уведомившему инспектору. Мошенники обращают внимание на то, что долг по налогам и сборам датируется 2021 годом, поэтому не отражается на госуслугах и в ЛК налогоплательщика.

Кроме того, на электронную почту могут приходить письма с приглашением к организации пассивного дохода. В них также содержатся ссылки для перехода, которые ведут на соответствующие мошеннические сайты. При этом к письму прилагаются реквизиты инспекции и приглашение ее посетить.

ФНС России сообщает, что не рассылает подобные сообщения и не имеет отношения к этим письмам. Уведомления об исчисленных налогах налогоплательщики получают в личных кабинетах либо по почте. В них не содержится иной информации, кроме номера самого уведомления и указания, что документ доступен для просмотра в сервисе. Дополнительно на электронные адреса налогоплательщиков налоговые органы ничего не присылают.

Напоминаем, что налоговые уведомления не направляются на бумаге лицам, получающим их в личном кабинете налогоплательщика и ЛК портала госуслуг. Для этого следует подать в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумаге через соответствующий сервис. Также свое уведомление можно получить при личном визите в налоговый орган или МФЦ, представив соответствующее заявление.

Уведомления также не направляются, если у владельца объекта налогообложения есть льгота, вычет или иное законное основание, освобождающие его от уплаты налога, или же общая сумма начислений не превышает 100 рублей. Исключение – если по истечении календарного года налоговый орган утрачивает возможность направить гражданину налоговое уведомление.

@ProfAudit


Про бухгалтерский учет цифрового рубля

Минфин в своем информационном сообщении разъяснил особенности бухучета операций с цифровым рублем. Документ: Информационное сообщение Министерства финансов РФ от 18.09.2023 №ИС-учет-47.

Операции с цифровыми рублями отражаются на счетах бухгалтерского учета организации в общем порядке, установленном для соответствующих фактов хозяйственной жизни Инструкцией № 94н.

В частности: № пп Содержание операции с цифровыми рублями Типовая схема корреспонденции счетов по дебету по кредиту 5.1 Увеличение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем: 5.1.1 перевода денежных средств с иного банковского счета организации счет учета счета цифрового рубля 51 5.1.2 уменьшения остатка электронных денежных средств организации счет учета счета цифрового рубля счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) 5.2 Уменьшение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем: 5.2.1 перевода денежных средств на иной банковский счет организации 51 счет учета счета цифрового рубля 5.2.2 увеличения остатка электронных денежных средств организации счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) счет учета счета цифрового рубля 5.3 Перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации): 5.3.1 в оплату приобретаемых организацией товаров, работ, услуг, иного имущества 60 счет учета счета цифрового рубля 5.3.2 в оплату проданных организацией товаров, работ, услуг, иного имущества счет учета счета цифрового рубля 62 5.3.3 в уплату сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате в бюджет 68, 69 счет учета счета цифрового рубля 5.3.4 в счет расчетов с персоналом организации 70, 73 счет учета счета цифрового рубля 5.3.5 обращение взыскания на цифровые рубли организации в рамках исполнительного производства счета учета расчетов счет учета счета цифрового рубля 5.3.6 возврат суммы, излишне взысканной с организации в рамках исполнительного производства счет учета счета цифрового рубля счета учета расчетов 5.3.7 на иные цели 76, др. счет учета счета цифрового рубля 5.4 Перечисление (направление) остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации при закрытии этого счета оператором платформы цифрового рубля: 5.4.1 OTM на иной банковский счет организации 51 счет учета счета цифрового рубля 5.4.2 на увеличение остатка электронных денежных средств организации счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) счет учета счета цифрового рубля 5.5 Оплата услуг оператора платформы цифрового рубля 91 счет учета счета цифрового рубля Счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета. Для обобщения информации о наличии и движении цифровых рублей на счете цифрового рубля организация может ввести дополнительный синтетический счет (например, синтетический счет 53 «Счет цифрового рубля»). В случае несущественности остатков цифровых рублей на счете цифрового рубля и операций с цифровыми рублями для учета счета цифрового рубля возможно применение синтетического счета 55 «Специальные счета в банках».

Для учета счета цифрового рубля к этому синтетическому счету открывается субсчет «Счет цифрового рубля». Организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут учитывать операции по счету цифрового рубля на синтетическом счете 51 «Расчетные счета», предусмотренном Планом счетов. Остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля подлежит инвентаризации в сроки и порядке, установленных для инвентаризации денежных средств и расчетов.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля и операции с ними раскрываются в общем порядке, установленном для отражения денежных средств и расчетов (в частности, с учетом существенности).

@ProfAudit


Новые дела жадных бухгалтеров

Бывший бухгалтер экс-замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, находящегося под следствием по делу о хищении, задержана в Ярославской области. По поддельным документам она сняла со счета Митволя в банке в ОАЭ 136 млн рублей.

Она приехала в ОАЭ и в одном из банков сняла с его счета по поддельным документам 136 млн рублей. Женщина задержана в Ярославской области сотрудниками полиции.

Местонахождение подозреваемой было установлено в результате оперативно-разыскных мероприятий полицейскими Красноярского края. Сотрудники органов внутренних дел выяснили, что в марте этого года злоумышленница, находясь в банке на территории ОАЭ, предъявила поддельную доверенность, якобы дающую ей право на совершение ряда действий в отношении расчетных счетов мужчины, и похитила принадлежащие ему денежные средства

В ближайшее время она будет доставлена в Красноярск, где ей изберут меру пресечения. В настоящее время полицейские Красноярска по данному факту расследуют уголовное дело о краже.

Еще случай.

В Славянске-на-Кубани идёт суд над бывшим бухгалтером ФНС. 32-летняя женщина обвиняется в хищении более 4 млн рублей бюджетных средств. Из материалов дела известно, что обвиняемая, работавшая в межрайонной инспекции налоговой службы (ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю), в период с 9 марта 2021 года по 21 января 2022 года фальсифицировала кассовые ведомости.

Так она присвоила из бюджета свыше 4 млн рублей. Кроме того, ее обвиняют в хищении более 50 тыс. рублей, которые должны были быть зачислены в кассу, а вместо этого женщина присвоила их себе, указав, что деньги были начислены ошибочно. Если вина бывшей сотрудницы ИФНС будет доказана, ей грозит до 10 лет лишения свободы.

@ProfAudit


Налоговый контроль и налоговый мониторинг — в чем разница?

Многие считают, что налоговый контроль и налоговый мониторинг — одно и то же.
Главное отличие: налоговый мониторинг — особая добровольная форма налогового контроля, а сам налоговый контроль — целая система мер проверки того, как бизнес соблюдает требования НК.

В широком смысле мониторинг и контроль — понятия схожие. Мониторинг — это наблюдение, а контроль — наблюдение с обязательным воздействием. Но для налоговиков эти термины имеют все же разный смысл. Прочтите, как не перепутать налоговый контроль с налоговым мониторингом, и тогда сможете говорить с инспекторами на одном языке.

Налоговый контроль. Это целый комплекс мероприятий, которые позволяют инспекторам проверить, как компании и ИП, а иногда и простые физлица соблюдают требования НК. Основные контрольные мероприятия — камеральные и выездные проверки (ст. 88,
89 НК). В ходе проверок налоговики могут проводить дополнительные мероприятия. Большинство из них назначают в рамках выездной проверки. Например, могут вызвать на допрос свидетелей, привлечь сторонних экспертов. Также в ряде случаев инспекторы могут осматривать помещения и территории налогоплательщика.

Встречные проверки — это еще одна разновидность налогового контроля, которая раньше была закреплена в НК. Сейчас такого термина в кодексе нет, но в лексиконе бухгалтеров и налоговиков
он остался. Ведь кодекс по-прежнему позволяет проводить этот вид налогового контроля (ст. 93.1 НК).

Встречные проверки, или встречки, скрыты от ваших глаз. Инспекторы действуют через контрагентов, с которыми сотрудничаете, или третьих лиц: запрашивают у них документы и информацию касательно вашей деятельности и сравнивают с данными из вашей отчетности. Цель та же, что у камералок и выездных проверок, — проверить, правильно ли компания или ИП считают и платят налоги и взносы.

Налоговый мониторинг. Это особая форма налогового контроля, часть этого широкого понятия. Налоговый мониторинг заменяет привычные проверки на предоставление инспекторам онлайн-доступа к данным компании. То есть инспекция в режиме реального времени может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, отслеживать правильность расчета и своевременность уплаты налогов и взносов. Такую форму налогового контроля компании выбирают для себя сами, на добровольной основе. Инспекторы никого не принуждают подключаться к налоговому мониторингу, хотя организации это может быть выгодно.

Основной плюс налогового мониторинга в том, что компания избавляется от обычных проверок. Инспекторы мониторят ее деятельность в режиме реального времени и оперативно подсказывают, что и как подправить. Риск ошибок, доначислений, пеней и штрафов снижается. Но исключения все же есть. В некоторых случаях инспекция по-прежнему может проводить у участников мониторинга камеральные и выездные проверки. Например, в случае досрочного прекращения налогового мониторинга.

Перейти на налоговый мониторинг фактически могут только большие компании при соблюдении трех условий одновременно (п. 3 ст. 105.26 НК). Это те, кто, во-первых, за год до подачи заявления
на мониторинг заплатил налоги и взносы минимум на 100 млн руб.

Во-вторых, у кого доходы по итогам года превысили 1 млрд руб.

И в-третьих, имеет значение стоимость активов компании. Она тоже
должна составлять не менее 1 млрд руб.

Инспекция проводит налоговый мониторинг удаленно, на своей территории. Для этого налоговики используют документы и сведения, которые представляет компания, и иную информацию, имеющуюся в распоряжении налоговиков. Если и этого мало, могут запросить документы и сведения у контрагентов или третьих лиц.

Налоговый мониторинг позволяет компании не тратить много времени на взаимодействие с проверяющими в отличие от других мер налогового контроля. Он подойдет тем организациям, которые готовы дать инспекторам доступ к финансовым и налоговым расчетам
компании.

@ProfAudit


Три спора, которые проиграла налоговая

Да, у налоговой иногда можно выиграть в суде. Приведем примеры.

Обанкротившийся предприниматель не должен платить взносы. Инспекторы обратились в суд, чтобы взыскать с бизнесмена долг по страховым взносам. Он ссылался на то, что утратил статус предпринимателя, поэтому платить не должен. Однако запись о прекращении деятельности внесли в ЕГРИП намного позднее.

Верховный суд выяснил, что предпринимателя признали банкротом как «физика»
с открытием процедуры реализации его имущества. С этого момента регистрация в качестве
предпринимателя прекращена в силу закона. «Физик» не должен платить взносы только
из-за формального наличия записи в ЕГРИП (определение от 22.03.2023 № 4-КАД22-34-К1).

Бизнесмен может использовать профвычеты даже без регистрации ИП. «Физик» отчитался о доходах с продажи доли в уставном капитале организации и заявил вычет 250тыс. руб. Но не учел доход с реализации трех объектов недвижимости и земельных участков, поэтому инспекторы
доначислили налог.

Гражданин направил уточненку, где указал доходы от продажи недвижимости и заявил
вычет в виде затрат на приобретение имущества. В итоге исчисленная сумма НДФЛ стала
меньше. Но раз «физик» использовал недвижимость в предпринимательской деятельности,
имущественный вычет не положен – решили инспекторы.

В итоге спор разрешился только на уровне Верховного суда, где арбитры поддержали бизнесмена. Он заявил профессиональный вычет, а не имущественный и не отрицал, что
использовал объекты в бизнесе, хотя и не регистрировал себя в качестве ИП. Отсутствие
регистрации не лишает права на учет обоснованных и документально подтвержденных
расходов, связанных с извлечением дохода (определение Верховного суда от 08.02.2023
№ 19-КАД22-15-К5).

Бывший учредитель может участвовать в споре с налоговой. Инспекторы доначислили
недоимку по взносам и НДС, но компания оспорила суммы.
В процессе поступило ходатайство от бывшего учредителя. Женщина попросила, чтобы ее
привлекли к делу в качестве третьего лица. В деле о банкротстве конкурсный управляющий
привлекает ее к субсидиарной ответственности как контролирующее должника лицо, а значит, с нее могут взыскать долг организации.

Судьи нижестоящих инстанций отклонили ходатайство. Но Верховный суд посчитал иначе. Разъяснил, что бывший учредитель как контролирующее лицо может участвовать
в деле, когда оспаривается решение налоговой (определение от 06.03.2023 № 303-ЭС22-22958). Раньше такой возможности не было.

@ProfAudit


Профвизиты налоговиков в компанию. Стоит ли их приглашать?

Теперь любая компания вправе сама запросить у проверяющих профилактический визит. Тот, который не проверка, а наставническая беседа без доначислений и штрафов. Именно на такой вид предупредительных мер сейчас ставят контролеры. ФНС и Роструд не исключение.

А так ли профвизит безобиден?

В рамках таких визитов трудинспекторы пытаются предупредить нарушения ТК и снизить профессиональные риски. Налоговики же изучают и подсказывают компаниям и предпринимателям, как без нарушений вести деятельность, связанную с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

Как мы выяснили, бухгалтеры не считают профилактические визиты такими уж безобидными. Судите сами.

Добровольно вызывать проверку никто не хочет. Не стоит рисковать и проявлять инициативу, если дело касается проверяющих. К тому же, контролерам это общение не очень-то и интересно.

Ничего хорошего в профвизитах нет. А вот аудиторов, пожалуйста, приглашайте. Налоговая же сразу деньги требует, а не проверяет правильность учета. Им этого не надо.

Профвизиты безопасны только для новичков в бизнесе. Новым компаниям профилактический визит может быть полезен — для консультаций и прочего. Но хотим напомнить, что информацию о том, как законно вести деятельность и платить налоги, можно получить и без участия проверяющих.

Можно и по старинке сбегать в инспекцию — вариантов масса. Для давно работающей организации, опасность профвизита стопроцентная. Что бы ни говорили проверяющие, если они захотят выдать предписание об устранении нарушений прямо во время профвизита, они его выдадут. Никто их не остановит.

Также профвизит ни от чего компанию не защищает. Все совсем наоборот. Возникает опасность «разведки» нарушений через профвизит и более детальной проработки нарушений во время проверки. Ведь у государственных контролеров нет независимости, как, например, у аудиторов.
Имейте это в виду.

@ProfAudit


​​Стабильный удаленный доход для бухгалтера, который хочет зарабатывать!

В связи с ужесточением налогового администрирования бизнесу требуются более четкие кадры. Один из основных ключевых сотрудников в любой фирме сегодня – бухгалтер.

Предпринимателям сегодня очень нужны грамотные бухи – активные профи, кто постоянно разбирается в нововведениях и растет.

Мир очень быстро меняется. Современный бух, кроме того, что должен быть профессионалом, должен расти и получать новый опыт.

Должен четко понимать необходимую и достаточную налоговую нагрузку и давать варианты, как ее добиться, взвешивая налоговые риски.

На первом месте у любого бизнеса сегодня стоит вопрос оптимизации, поэтому это главная задача бухгалтера.

И нашей команде сегодня требуются такие люди.

Требования:

• Понимать в оптимизации
• Иметь опыт работы с теневиками, либо с владельцами бизнеса, кто практиковал оптимизацию
• Понимать суть схем. Знать, как все происходит, всю систему изнутри, какие нужны документы и т.п.
• Разбираться в электронном документообороте, ЭЦП, кадровом делопроизводстве.
• Ответственность
• Быть на связи

Задача:

Нужно вести технические компании, как и в нормальном бизнесе. Основные отчеты: НДС и налог на прибыль. Формировать и сдавать отчетность, следить за работой. Ничего сверхсложного.

Условия:

Работа удаленная. Можно трудиться из любого города и региона, но нужно быть на связи. Если что-то не знаете, научим. Карьерный и профессиональный рост гарантируем.

Оплата:

Высокая по региону. Без задержек. Премии и индексация.

Итого:

Нужны надежные и понимающие люди, кому интересно развитие и рост как профессионала, а также тот, кто хочет увидеть работу системы изнутри. У нас вы получите уникальный опыт и можете превратиться в профессионала оптимизации, которого через год с руками оторвет любой предприниматель!

Пишите. Банальные резюме, которыми полон HeadHunter, слать не нужно. Пишите четко и простым языком, укажите ваши навыки и опыт работы. Можно просто в сообщении: ФИО, возраст, связь с оптимизацией, опыт, стаж, должности, отношение к НДС и оптимизации: помогал, зашивал, схематозил, общался с площадками, решал такие-то задачи внутри системы, кол-во компаний, которые вели одновременно.

Скидывайте резюме на @Ellarosi

Мы набираем постоянную крепкую команду лучших из лучших по всей России. Количество мест ограничено!

@Ob_nal


Новая схема мошенничества, направленная на бухгалтеров

Появилась очередная схема мошенников — публикация шаблонов документов с вирусным программным обеспечением. Сотрудники компаний – бухгалтеры, секретари и специалисты по финансовой или налоговой отчетности часто ищут в открытом доступе шаблоны документов, и злоумышленники решили этим воспользоваться.

Сначала мошенники создают поддельные сайты госорганов и известных справочно-правовых систем. Затем на них размещаются зараженные вирусом документы. В работе злоумышленники используют метод SEO-poisoning, который «отравляет» поисковую выдачу и поднимает такие ресурсы на первые строчки в списке. Сотрудник скачивает шаблон документа, который запускает на его компьютере программу удаленного доступа. С ее помощью мошенники могут, например, дистанционно изменить банковские реквизиты в договорах фирмы на свои.

Обычно пользователи обнаруживают такие вирусные программы не сразу. Это позволяет хакерам заблокировать доступ к компьютеру и требовать деньги за его восстановление. Чтобы избежать таких последствий, нужно установить антивирус, настроить запрет на автоматическую установку и запуск различных программ, а еще обращать внимание на адрес сайта — поддельный обычно отличается от настоящего только одним символом.

Следует быть осторожными при работе с сайтами, в адресной строке которых нет значка безопасного соединения. А еще при скачивании шаблона документа нужно смотреть на его формат: безопасными считаются pdf, docx, xlsx, jpg, png.

Если что-либо скачивайте, для надежности всегда проверяйте на virustotal.


@ProfAudit


Отвечать ли на позднее требование?

Подход работает и в обратную сторону. Любой налогоплательщик может направить документы поздним вечером в последний день срока, установленного для их подачи. И если документы были отправлены по почте, то неважно, что ИФНС получит их уже за пределами отведенного на подачу документов срока — штрафа быть не должно.

Если же документы отправлены с нарушением срока — штраф будет.

Например, казенное учреждение получило требование о представлении пояснений и оперативно подготовило ответ, которому был присвоен исходящий номер. Однако для отправки письмо на почту отнесли только спустя неделю — на 2 дня позже срока, установленного в Налоговом кодексе. ИФНС назначила штраф. Суд не внял доводам учреждения о том, что пояснения были подготовлены вовремя.

Готовим вежливый отказ.

Может случиться, что ИФНС оформит требование еще в период проведения проверки, а направит его уже после ее окончания. Как мы уже написали выше, игнорировать такое требование нельзя, но и исполнять его оснований не имеется.

Еще в 2013 г. Пленум ВАС РФ указал: требования о представлении пояснений или документов, направленные после истечения трехмесячного срока, являются незаконными. На полученные по такому требованию документы и информацию налоговики не вправе опереться в налоговом споре. Исполнять незаконные требования ИФНС налогоплательщики не обязаны.

В случае, когда требование выставлено в период камеральной проверки, а отправлено уже за ее пределами, можно в ответе обратить на это внимание ИФНС и не отвечать по существу. И в любом случае, получив требование из ИФНС, проверьте свою отчетность и исправьте оплошность, если она есть. Когда налоговая просит представить пояснения, формально это не означает, что она нашла ошибку в декларации. Но такая вероятность есть. Подача уточнении с доплатой налога и пеней до составления акта КИП или назначения ВНП, гарантирует отсутствие штрафа.

Также ответьте себе на вопрос: так ли много сил и времени займет у вас составление пояснений по существу или подготовка документов? Если оставление требования без ответа — не дело принципа, возможно, имеет смысл пойти навстречу инспектору, чтобы потом не влезать в споры из-за штрафа. Если срок камеральной проверки затягивается, не думайте, что это будет поводом оспорить ее результаты. Такая оплошность не помешает ИФНС взыскать налог, если она сможет доказать нарушения. Сорванные сроки проведения камеральной проверки не меняют порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

@ProfAudit


Отвечать ли на позднее требование?

Бывает, налогоплательщик получает из налоговой требование о представлении пояснений/документов по конкретной декларации, когда срок камеральной проверки уже истек. Возникает вопрос: можно ли не исполнять такое требование?

Тут нужно действовать осторожно. Игнорировать требование нельзя.

Камеральная проверка длится 3 месяца с момента подачи налоговой декларации. Проверка декларации по НДС — 2 месяца (в некоторых случаях— месяц). В ходе проверки налоговики могут запросить пояснения, а в некоторых случаях и документы. Ответить на требование о представлении пояснений нужно в течение 5 рабочих дней со дня его получения, представить документы — в течение 10 рабочих дней.

Если требование не исполнить или вовремя не представить пояснения, можно получить штраф в размере 5000 руб., а при повторном в течение года нарушении штраф вырастет до 20 000 руб. За несданные по требованию документы штраф составит 200 руб. за каждый документ. Также должностное лицо компании могут оштрафовать на 300—500 руб.

Очевидно, что совсем игнорировать требование налогового органа, даже если вы получили его по окончании 3 месяцев камеральной проверки, нельзя. Как минимум в течение 6 рабочих дней следует направить налоговикам квитанцию о приеме требования, если оно направлено по ТКС, иначе налоговая может заблокировать ваш банковский счет.

Проверяем: уложилась ли инспекция, когда отправляла требование, в трехмесячный срок проведения проверки или нет? Смотрим на дату оформления и дату отправки документа.

Налогоплательщику имеет смысл все же направить какой-либо ответ на требование. И дело даже не в вежливости, а в том, что игнорирование требования может обернуться штрафом.

ИФНС может выставить требование в любой день в пределах срока камеральной проверки. Налоговики нередко этим пользуются и направляют требование в день ее завершения. При получении требования за пределами трехмесячного срока компании не торопятся его исполнять, ведь формально проверка уже закончилась. Но это неправильно.

ВС РФ рассмотрел спор о поздно выставленном требовании. Фирма сдала декларацию по УСН. В последние дни камеральной проверки ИФНС сформировала и направила требование о представлении пояснений. Документ компания получила уже после того, как истекли 3 месяца на проверку. Поэтому организация ответила инспекции, что исполнять его не будет. Получив штраф 5000 руб., фирма пошла судиться. Верховный суд указал: нельзя оставлять без исполнения требование инспекции в случае, если оно направлено до окончания камеральной проверки, а получено уже после ее окончания.

Отметим, что Минфин придерживается такого же мнения, когда ИФНС истребует документы в последний день срока выездной налоговой проверки. И неважно, что фактически документы появятся у инспекторов уже после того, как проверка закончится. Ранее ВС РФ говорил о наличии у налогового органа права истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, относящиеся к проверяемому налоговому периоду.

Продолжение далее.

@ProfAudit


Бесплатное питание для сотрудников: как оформить?

Чтобы организовать бесплатное питание для работников, можно заключить договор со столовой или открыть собственную, обратиться в кейтеринговую компанию, покупать для работников продукты, выплачивать компенсацию. В каждом из этих случаев у инспекторов бывают претензии – то по прибыли, то по НДС, то по взносам. Разберем основные моменты.

Налог на прибыль

Учесть стоимость питания в расходах по прибыли можно в двух случаях.

1. Компания обязана обеспечить своих работников спецпитанием, поскольку этого требует трудовое законодательство. К примеру, вахтовиков необходимо три раза в день кормить горячей едой.
2. В трудовом или коллективном договоре прописано, что бесплатное или льготное питание – часть оплаты труда. В этом случае контролирующие ведомства предъявляют еще одно условие: организация должна вести учет доходов каждого работника и начислять НДФЛ.

Теперь рассмотрим, как учитывать расходы, когда у организации есть собственная столовая. Если столовая обслуживает только своих работников, то затраты на ее содержание признают в составе прочих расходов. Если кроме своих сотрудников столовая обслуживает сторонних посетителей, налоговики считают ее обслуживающим производством.

В этом случае применяют специальные правила, предусмотренные статьей 275.1 НК. В частности, убыток от деятельности столовой можно принять, если одновременно выполняются три условия:
– стоимость блюд и услуг рыночная;
– расходы на содержание столовой не превышают обычных затрат на обслуживание аналогичных объектов;
– условия оказания услуг существенно не отличаются от других столовых.

НДФЛ и страховые взносы

Минфин считает, что оплата питания работников и денежная компенсация освобождены от НДФЛ и страховых взносов, если такие выплаты предусмотрены законом. Если компания кормит сотрудников по собственной инициативе на основе локального нормативного акта, выплаты облагают НДФЛ и взносами. Правда, суды не разделяют такой подход.
НДС

Облагать ли НДС бесплатное питание и продукты зависит от того, ведет компания персонифицированный учет расходов или нет. Если ведет, то на стоимость питания начисляют НДС и принимают входной налог к вычету. В противном случае НДС платить не нужно, но и права на вычеты нет. Если не платите НДС с безвозмездной реализации, вычет заявлять рискованно.

@ProfAudit


Как теперь проверять сведения о собственниках объектов?

С 1 марта есть три способа выяснить сведения о владельце объекта.

Способ 1. Запросите выписку у собственника недвижимости. Новые правила позволяют заказать выписку с полными данными самому владельцу недвижимости. Поэтому потенциальный покупатель может попросить документ у собственника. Если продавец представит бумагу, вы убедитесь в том, что он действительно правообладатель, ведь посторонним сведения не дают.

В таком способе для потенциального покупателя есть риски. Если сделка затянется, придется снова просить у продавца свежую выписку, повторно он может на это не пойти.

Росреестр уже разрабатывает сервис для проверки выписок с помощью специального QR-кода. Покупатель сможет отсканировать код. Кроме того, проверить достоверность электронного документа можно через сервис на gosuslugi. Для этого попросите собственника заказать выписку через личный кабинет на gosuslugi.ru и выслать вам документ в формате pdf, а также файл, содержащий отсоединенную электронную подпись в формате .sig.

Способ 2. Попросите владельца открыть данные в выписке. Закон сохраняет за собственниками недвижимости право оставить свои персональные данные в открытом доступе, как это было до 1марта.
Поэтому, перед тем как заключить сделку, потенциальный покупатель может договориться с владельцем, чтобы он открыл свои данные в выписке. Для этого собственник должен направить в Росреестр согласие на формирование выписок для посторонних с полными данными. Выслать заявление можно через МФЦ или почтой, а также в личном кабинете Росреестра или портала госуслуг.

Конечно, владелец может отказать в просьбе, ведь не все готовы обнародовать свои персональные данные. Но собственник объекта заинтересован в продаже, поэтому вероятность, что он откроет данные, большая. Тем более у потенциального покупателя есть и другой способ проверить информацию – через нотариуса, но процесс дольше, поэтому сделка может затянуться.
После продажи собственник сможет снова скрыть в выписке свои Ф. И. О. и дату рождения, для этого достаточно подать заявление в Росреестр о погашении записи.

Способ 3. Получите сведения через нотариуса.
Потенциальный покупатель недвижимости может запросить выписку с полными сведениями о собственнике объекта у нотариуса. Закон открывает им доступ к информации о владельцах недвижимости. Но просто так сведения вам не дадут, понадобится доказать, что запрашиваете данные, чтобы обезопасить свои права.

Аргументировать запрос вы можете предварительным договором купли-продажи. Кроме того, будьте готовы заплатить, стоимость услуги– 300 руб. Если запросите документ онлайн, дополнительных затрат не понесете.

Имейте в виду, в услуге вам могут и отказать, ведь закон позволяет нотариусам самостоятельно оценивать, достаточноли документов и оснований запрашивать для клиента выписку.

Если вам необоснованно отказали, путей разрешения ситуации два. Вы можете потребовать вынести письменное постановление с отказом и оспорить его в суде либо же обратиться к другому нотариусу.

@ProfAudit


Forward from: Обнальщик 2 - @ob_nal_bot
Почему никогда не поймают всех?

Бурлит отчетный период. Самые ответственные предприниматели уже все заказали и готовы сдавать свои декларации. У меня есть знакомый – очень уважаемый бухгалтер и владелец бухгалтерской фирмы, где на ведении почти 200 юрлиц. Так вот он говорит, что все эти вопросы закрывает до 5 числа. А потом, когда вокруг паника, все суетятся и волосы карандашами, он спокойно едет на дачу и играет там с детьми. Потому что у него все готово и сделано. Берите на заметку.

Кстати, работает с сервисами, которые я упоминаю в канале, доволен.

Чтобы постоянно быть в теме, оптимизаторы каждый квартал прокачивают свои схемы, выстраивают более мощные цепочки и делают все более похожие на реальный бизнес компании. Слышал от одного предпринимателя, что походу, запускать бизнес скоро придется чисто на квартал и потом его закрывать, как раньше держали ООО-шки по 3 года, чтобы не влететь на проверку. Вероятно, как-то так оно и будет.

Пока же АСК тоже регулярно обновляется. Но есть моменты. Как в любой системе, там имеются дыры. И пока они все затыкаются программистами в ручном режиме. Это не быстро, просто потому, что инспектор должен вначале обнаружить дыру, потом доложить начальству, согласовать, как она будет затыкаться и создать айтишникам толковое ТЗ, чтобы они поняли, чего от них хотят. А эти две банды разговаривают абсолютно на разных языках. Правда, сегодня уже есть специалисты, кто фокусируется исключительно на ТЗ и переводят хотелки инспекторов в доступный для понимая программистами язык.

В общем, если случайно в процессе какой-то проверки выясняется, что АСК пропустил какие-то схемы, по которым уходит НДС, фискалы проводят анализ, ставят задачу разработчикам, а те добавляют в алгоритм. И обычно обнаруживают тоже далеко не сразу. Чаще всего тогда, когда схема пошла в массы и на ней уже прокатили ярды налога.

Сама система свои дыры не видит и онлайн не обновляется, а требует постоянного контроля человека. В итоге даже после обнаружения бага до внедрения обновления проходит много времени. И оптимизаторы этим эффективно пользуются. И при этом обновить ПО нужно по всей РФ. Поэтому, если подозревают схему, выделяют так называемые операции особого контроля (ООК).

Да, в планах руководства ФНС сделать эту махину самообучаемой, в том числе при помощи искусственного интеллекта, чтобы злодеев находили автоматически и сразу переносили новые схемы для дальнейших проверок. Такая работа ведётся, но ждать результат точно ещё не скоро.

По надежным сервисам пишите в лс, подскажу, если забыли. Время на подходе.

@Ob_nal

@ob_nal20


Свою компанию можно оценить в ФНС

В Официальных документах ФНС разработала методику оценки деятельности компаний. Проводят оценку только по запросу, направить который можно через «личный кабинет налогоплательщика» (приказ от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181).

Проводить оценку можно раз в день, сформировав запрос на получение выписки. После сервис приступит к оценке деятельности организации. Процедура проходит в два этапа.
На первом этапе организацию проверят на соответствие 12 критериям. В том числе: введена ли в отношении компании процедура ликвидации, банкротства, есть ли записи о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, наличие недостоверных данных, к примеру, об адресе.

Проверят наличие противоречий между декларациями по НДС со сведениями из отчетности, которую представили контрагенты. Наличие долга тоже критерий, но только по обязательным платежам в сумме выше 1% от величины активов предприятия и не менее 3000 руб.

Если по итогам первого этапа выяснится, что организация не отвечает одному или нескольким критериям, то далее оценка прекращается. Вы получите выписку, где будет указано, каким критериям организация не соответствует.

Если удачно пройдете первый этап, сервис приступит ко второму. Проверят, к примеру, такие сведения: выше ли среднемесячная зарплата на одного работника, чем средняя зарплата по отрасли; равна ли налоговая нагрузка не менее чем 75 процентам от среднего уровня для вида деятельности и т.д.
По итогам оценки по каждому критерию присваиваются баллы:
◦ 0 баллов при несоответствии условиям критерия;
◦ 1 балл при соответствии условиям критерия.

В Методике не указано, сколько максимальных баллов может набрать компания. Но в выписке
будет указано: «Соответствует» или «Лицо не соответствует следующим критериям». Если
не согласны с оценкой, результаты можно оспорить.

Полагаем, данная оценка не несет юридических последствий при взаимодействии с инспекцией. Но в любом случае такой документ от партнеров поможет подтвердить должную осмотрительность. Выписку выдают в формате pdf с электронной подписью инспектора.

@ProfAudit


Бухгалтеры все воруют

Бывший бухгалтер двух коммерческих организаций Тюмени присвоила больше 17 миллионов рублей.

Прокуратура Тюменской области направила в суд уголовное дело о присвоении и мошенничестве на сумму более 17,7 млн рублей. Бывший бухгалтер двух коммерческих организаций, оказывающих населению услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляла фиктивные платежные поручения и перечисляла денежные средства со счетов организаций на свои счета.
Известно, что в ходе следствия наложен арест на недвижимое имущество обвиняемой и ее близких родственников на общую сумму около 14,5 млн рублей.

В Нижневартовске вообще будут судить банду бухгалтеров за хищение более 200 млн. Они выводили деньги со счетов компании четыре года.

Сотрудницы бухгалтерского отдела «Нижневартовскавиа» работали по-крупному. За четыре года (2017-2021 гг.) им удалось провернуть махинации на более 200 млн рублей. Обвиняемые переводили деньги со счетов компании на банковские карты сотрудников, в том числе свои. В документах же они эти операции выдавали за выплаты зарплат, командировочных и т. д. после все выведенные деньги они делили между собой.

В ходе следствия наложен арест на имущество обвиняемых на сумму почти 150 млн рублей.

Еще эпизод.

За хищение в особо крупном размере осуждена бухгалтер камчатского муниципального предприятия. Как установил суд, при исполнении обязанностей главного бухгалтера муниципального предприятия путем перечисления на свой расчётный счет под видом заработной платы присвоила свыше 310 тысяч рублей, принадлежащих учреждению. Аналогичным способом, воспользовавшись доступом к компьютеру главного бухгалтера и электронному ключу, предоставляющему право перевода денег, она в течение двух месяцев несколькими транзакциями похитила более 4 млн. 700 тыс. рублей.

Полученные в результате преступной деятельности деньги она проиграла в онлайн-казино. Учитывая сведения о личности, наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, беременность фигурантки уголовного дела, частичное возмещение причиненного ею ущерба, а также активное способствование расследованию преступления, суд назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Также суд удовлетворил иск представителя потерпевшего о взыскании с подсудимой ущерба, причиненного преступлением, в размере 4 554 869 руб.

@ProfAudit


Forward from: Обнальщик 2 - @ob_nal_bot
Как же хорошо было раньше...

Жизнь становится все сложнее и интереснее. Предлагаю поностальгировать.

Помните, как раньше бизнес сдавал отчетность по НДС? До 2014 года все декларации были на бумаге, а бухгалтеры часто лично топали в налоговую. Вопросов по декларациям у фискалов особо не было. Максимум сверяли выручку в декларации по НДС и по прибыли. И смотрели налоговую нагрузку, чтобы не было криминала. Книги покупок и книга продаж не сдавались вообще. Людей особенно не дергали.

Про зашив никто даже не знал, ибо он был не нужен. Любой комерс мог тупо открыть ряд технических лавок и слить налог туда. Короче, каждый сам себе оптимизатор. Взять налоги с технички не представлялось возможным. Обычно на этом все и заканчивалось. Никакого АСКа не было. А была вольница вольная.

В 2015 включили АСК НДС-2, и всё перешло в электронный вид. Каждая декларация стала камералиться и просматриваться по древу

Началась автоматическая сверка счетов-фактур. Пошли требования, почему контр не отразил вычет. Помню, тогда контра тупо меняли, и ситуация выруливалась. Сорян, бухгалтер накосячил. А за мелкие расхождения вообще не трогали.

Сама система АСК тогда постоянно лажала и тупила. Иногда дергали полностью белых и не видели откровенно черных.

Помню, рисовали даже фейковые документы с датами до 2015 года, которые вообще никак проверить было невозможно. Эту дыру использовали очень долго. Иногда вставляли древние счета-фактуры на нужные суммы. Если люди не борзели их особо не проверяли.

Помню, что можно было воткнуть одну счёт-фактуру несколько раз в разных кварталах. Помню, как дальше 4-5 колена АСК ничего не видел. Помню, как успешно циклировали НДС. То есть несколько лавок давали сами себе вычеты по кругу.

Помню незаконные обнуления и бои корректировок. Во движуха была. Много чего было.

Условия меняются, но возможность работать остается. И сегодня для успешной оптимизации – главное иметь надежного партнера, который все это уже схавал и сделает все по уму. Кому надо, пишите.

@Ob_nal

@ob_nal20

20 last posts shown.

6 466

subscribers
Channel statistics