#пьесадня №12🇦🇹
Эден фон Хорват, «Дон Жуан приходит с войны». Жанр: драма. С сегодняшнего дня буду ещё и обозначать (где получится — при помощи emoji, где не выйдет — словами) национальность писателя. Этот контекст очень важен, ведь существенно держать в голове, что Сароян — не армянский писатель, а американский, равно как и Эден фон Хорват — никакой не хорват, а австриец.
Пьеса «Дон Жуан приходит с войны» написана в 1930-х и является зрелым осмыслением воздействия Первой мировой войны на мир, общество и индивида. Фантастически крутая идея: жуткая война ломает даже вечный архетип. Что может быть более незыблемым, чем Дон Жуан в его донжуанстве? Однако и его война перемолола: он возвращается задумчивым ветераном с подорванным здоровьем и экзистенциальным кризисом. Актуально? Не то слово.
Мы узнаём Дон Жуана, это по-прежнему, несомненно, он. Его узнают — осознанно или нет, открыто или нет — и все прочие действующие лица (тридцать пять женщин, ха-ха). Но он уже другой. По крайней мере, он сам считает себя уже другим человеком, хотя и остаётся обитателем своего классического мира: мужских персонажей — помимо непосредственно Дон Жуана — в пьесе нет. Почему? Потому что для него их и не существует, как не существовало никогда мужей или морали.
Интереснейшая формула пьесы. В ней (как и в «Физиках» Дюрренматта, которых мы уже читали в рамках рубрики) есть несколько совершенно независимых философских уровней, каждый из которых исследует свою проблему. Подробнее об этом планирую порассуждать в
приватке, мы там препарируем пьесы до основания и обсуждаем тонкости. Но даже при беглом ознакомлении мы можем заметить двойственность причин и следствий (это двоится наше понимание из-за наличия нескольких философских уровней). Яркий пример: выше я объяснил, что Дон Жуан встречает в пьесе лишь женщин, потому что только из женщин состоит его мир. Это верно и несомненно. Но есть и другая причина, менее относящаяся к сущности великого обольстителя, а оттого не сразу приходящая на ум: все мужчины просто погибли на войне. Остались бабы — вдовы, сироты. Лихо, фон Хорват, волосы дыбом!
Ставить очень хочется, сейчас — самый сок. Помимо актуальности исторической, есть и иная: пьеса выстроена из довольно коротких ярких эпизодов, очень удачная структура для публики, подсевшей на Тикток. Опять же, весьма удобно для постановки отрывка, для оттачивания мастерства.
Итог: материал, о котором всякий режиссёр сегодня мечтает. Пьеса, которая сейчас должна бы греметь повсюду. Берите, пользуйтесь, не забывайте ссылаться в интервью, кто вас надоумил. А ещё подумайте, каким будет ваш Дон Жуан. Я убеждён, что решений много, но их объединяет одно: в зале не должно остаться ни одной спокойной к нему женщины (кроме лесбиянок). Это не отвлечённый персонаж, о котором зритель из повествования узнаёт, мол, это мастер соблазнения. Нет, каждый в зале это должен чувствовать: женщина — нутром, а мужчина — по реакции сидящей рядом женщины. Если у вас получится, будет грандиозно.
Действующие лица: Дон Жуан и 35 женщин. Не пугайтесь, драматург (в совершенно уморительной манере) требует, чтобы режиссёр обошёлся сколь возможно меньшим количеством актрис. Сам Эден фон Хорват заботливо предлагает схему, как в рамках пьесы «разойтись» десятью актрисами. Схема хорошая, бери да пользуйся.