#психологи_отвечают
Вопрос от подписчика:
"Здравствуйте!
В последнее время встречаю такую мысль, что оценочные высказывания, в том числе одобрение (ты молодец, ты хороший), - не есть правильно, т.к. такие высказывания оценивают именно человека, а не его дела или поступки. Т.е. становится знак равенства между оценкой единичного действия человека и его личности в целом. По частному, судим об общем.
Эта рекомендация мне чаще встречалась в рекомендациях по воспитанию детей.
Хотелось бы узнать ваше мнение, имеет ли эта рекомендация под собой основание? Применима ли только к детям? И самое главное, если всё так, как перестроить себя на новый лад?
Заранее спасибо!"
Отвечает Ольга Клюпа - психолог, тренер и педагог:
"Здравствуйте.
Очень интересный вопрос, т.к. однозначного ответа на него нет даже среди специалистов. Моя позиция, что конкретика - это хорошо, но важнее всего соблюдать баланс и прислушиваться к собственным ощущениям, особенно если дело касается похвалы (оскорбления как оценочные суждения я рассматривать не буду, это отдельная категория). И вот почему я так думаю.
1. Вы верно заметили, что рекомендации эти касаются в основном воспитания детей. Связано это с тем, что чем младше ребенок, тем хуже он разделяет "я плохо/хорошо поступил" и "я плохой/хороший". Поступков ребенок совершает много. И если каждый раз он будет думать не о поступке, а о себе, совсем скоро появится уверенность "я плохой/хороший" и не важно, что я делаю.
Родителю ребенок верит на слово. Если родитель сказал "что ж ты такой неуклюжий", вместо "ты уронил тарелку", да еще и не один раз, значит я правда неуклюжий.
Если ребенок однажды уверовал, что он "ленивый/неуклюжий/глупый/самый лучший/самый первый", то став взрослым, он всячески будет стараться это подтвердить.
Пока что получается, что говорить нужно правда про действия. Но давайте подумаем, что будет, если говорить только про них? Для того, чтобы родитель обратил внимание, мне нужно совершать поступки. Для того, чтобы понять, кто я, мне нужно совершать поступки. Если я не буду постоянно делать хорошие дела, то и хорошим я не буду, и любить меня не будут?
Ребенку (читай человеку) важно думать, что его любят просто так, за то, что он есть. Что "я хороший" просто так.
2. Это все было про баланс. Осталась еще часть про ощущения. Теперь перейдем ко взрослым.
К счастью, когда мы вырастаем, когда у нас уже сформировалось мнение о себе, изменить его становится сложно. Потому оценочные суждения со стороны людей задевают нас либо если эти люди значимы, либо потому что мы согласны с их словами и это нам не нравится (я считаю себя неуклюжим и какой-то прохожий так меня назвал). Но.
Скорее всего это будет иметь не такие большие последствия, как с ребенком. А если похвалят, я может и не поверю, но все равно ведь приятно (или нет).
Именно поэтому важно обращать внимание на свои ощущения: а как мне сейчас от того, что я назвал человека умным/красивым/ленивым/безответственным? И на реакцию этого человека, а значит его ощущения. Ведь правда бывают люди, которым не нравится, даже когда их хвалят "молодец, умница, красивай(ый)". И это же ответ на ваш вопрос, как себя переучить. Если искреннее будет сказать "ты молодец" без объяснений, то и говорите. Если вам совсем уж от этого плохо, говорите конкретно.
Подытожу на собственном примере. Со взрослыми людьми я часто использую оценочные высказывания. С детьми - реже. Положительные, как мне кажется, чаще, но и негативные тоже. При этом всегда готова объяснить, что именно вкладываю в эту оценку, аргумментировать и привести поведенческие примеры.
Говорить совсем безоценочно, мне кажется, очень тяжело, долго и энергозатратно. Наш мозг вообще любит все категоризировать, чтобы тратить меньше сил при работе. Но для вас, возможно, будет иначе. То, как влияет оценка на нас, описано выше. Все остальное, это полностью вопрос выбора."
—
Задать любой вопрос нашим психологам (анонимно): http://t.me/psy_intouch_bot
Записаться на консультацию к автору ответа вы можете через личные сообщения: http://t.me/oklyupa
Вопрос от подписчика:
"Здравствуйте!
В последнее время встречаю такую мысль, что оценочные высказывания, в том числе одобрение (ты молодец, ты хороший), - не есть правильно, т.к. такие высказывания оценивают именно человека, а не его дела или поступки. Т.е. становится знак равенства между оценкой единичного действия человека и его личности в целом. По частному, судим об общем.
Эта рекомендация мне чаще встречалась в рекомендациях по воспитанию детей.
Хотелось бы узнать ваше мнение, имеет ли эта рекомендация под собой основание? Применима ли только к детям? И самое главное, если всё так, как перестроить себя на новый лад?
Заранее спасибо!"
Отвечает Ольга Клюпа - психолог, тренер и педагог:
"Здравствуйте.
Очень интересный вопрос, т.к. однозначного ответа на него нет даже среди специалистов. Моя позиция, что конкретика - это хорошо, но важнее всего соблюдать баланс и прислушиваться к собственным ощущениям, особенно если дело касается похвалы (оскорбления как оценочные суждения я рассматривать не буду, это отдельная категория). И вот почему я так думаю.
1. Вы верно заметили, что рекомендации эти касаются в основном воспитания детей. Связано это с тем, что чем младше ребенок, тем хуже он разделяет "я плохо/хорошо поступил" и "я плохой/хороший". Поступков ребенок совершает много. И если каждый раз он будет думать не о поступке, а о себе, совсем скоро появится уверенность "я плохой/хороший" и не важно, что я делаю.
Родителю ребенок верит на слово. Если родитель сказал "что ж ты такой неуклюжий", вместо "ты уронил тарелку", да еще и не один раз, значит я правда неуклюжий.
Если ребенок однажды уверовал, что он "ленивый/неуклюжий/глупый/самый лучший/самый первый", то став взрослым, он всячески будет стараться это подтвердить.
Пока что получается, что говорить нужно правда про действия. Но давайте подумаем, что будет, если говорить только про них? Для того, чтобы родитель обратил внимание, мне нужно совершать поступки. Для того, чтобы понять, кто я, мне нужно совершать поступки. Если я не буду постоянно делать хорошие дела, то и хорошим я не буду, и любить меня не будут?
Ребенку (читай человеку) важно думать, что его любят просто так, за то, что он есть. Что "я хороший" просто так.
2. Это все было про баланс. Осталась еще часть про ощущения. Теперь перейдем ко взрослым.
К счастью, когда мы вырастаем, когда у нас уже сформировалось мнение о себе, изменить его становится сложно. Потому оценочные суждения со стороны людей задевают нас либо если эти люди значимы, либо потому что мы согласны с их словами и это нам не нравится (я считаю себя неуклюжим и какой-то прохожий так меня назвал). Но.
Скорее всего это будет иметь не такие большие последствия, как с ребенком. А если похвалят, я может и не поверю, но все равно ведь приятно (или нет).
Именно поэтому важно обращать внимание на свои ощущения: а как мне сейчас от того, что я назвал человека умным/красивым/ленивым/безответственным? И на реакцию этого человека, а значит его ощущения. Ведь правда бывают люди, которым не нравится, даже когда их хвалят "молодец, умница, красивай(ый)". И это же ответ на ваш вопрос, как себя переучить. Если искреннее будет сказать "ты молодец" без объяснений, то и говорите. Если вам совсем уж от этого плохо, говорите конкретно.
Подытожу на собственном примере. Со взрослыми людьми я часто использую оценочные высказывания. С детьми - реже. Положительные, как мне кажется, чаще, но и негативные тоже. При этом всегда готова объяснить, что именно вкладываю в эту оценку, аргумментировать и привести поведенческие примеры.
Говорить совсем безоценочно, мне кажется, очень тяжело, долго и энергозатратно. Наш мозг вообще любит все категоризировать, чтобы тратить меньше сил при работе. Но для вас, возможно, будет иначе. То, как влияет оценка на нас, описано выше. Все остальное, это полностью вопрос выбора."
—
Задать любой вопрос нашим психологам (анонимно): http://t.me/psy_intouch_bot
Записаться на консультацию к автору ответа вы можете через личные сообщения: http://t.me/oklyupa