Сергей Штырков
в своей статье о хæдзарах очень хорошо подчеркнул, что официальное оформление хæдзара (счетчик, документы на постройку и прочее) будет менять роль этого места с объединительной на сегментирующую. Описывая конфликты вокруг хæдзаров, которые стали возникать из-за необходимости распределения оплаты электричества на всех жильцов дома, он приводит цитату профессора социологии LSE Фрэн Тонкисс:
“Очевидно, что здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда инфраструктурные объекты становятся фактором не столько социальной солидарности, сколько сегментации сообщества”.
В данном случае мы видим как неформальный статус хæдзара объединяет людей, позволяет им собрать “дворовское комьюнити на защиту бездушной бюрократической машины”, которая пытается уничтожить их неформальную ценность, даже сокральную — хæдзар. И, обратите внимание, на фамилии людей — защищающих хæдзар, это в очередной раз указывает на высокий уровень инклюзии осетинской культурной среды.
Как можно было бы выйти из этой ситуации? На мой взгляд, на территории Осетии должны существовать законодательные нормы, которые позволили бы формализовать хæдзар — институционализировать его, но в таком формате, который бы позволил сохранить его ключевую роль — объединять жителей дворов.
🎙 Наш с
@Sidaemon подкаст о хæдзарах можно послушать тут.