Индивидуалисты никогда не достигают духовного прогресса
Основная проблема нашего существования сводится к присутствию внутри нас качества отделенности.
Это учение Господь Капила поведал своей матери. И смысл этого учения, санкхьи, заключается в том, чтобы научить живых существ вступать в духовные взаимоотношения, поскольку основную проблему существования в этом мире Господь Капила обозначает через два термина бхинна-дрик – грубый невежественный индивидуализм и притхак бхава – деятельность на основе собственных интересов, которая также отделяет нас от других людей.
Бхинна- дрик – это состояние, когда мы испытываем неприязнь по отношению к кому-то, а притхак-бхава означает, что мы хотим использовать других в своих целях. И то и другое является проявлением зависти, живущей в сердце человека.
А чувство зависти, в свою очередь, - это состояние отделенности от Бога. Поэтому очень интересно, что здесь Господь Капила дает наставление, Шрила Прабхупада объясняет нам это наставление, суть которого заключается в том, что мы должны думать об исполнении своего долга по отношению к другим.
Но не просто долга, в смысле, что мы кому-то должны. На самом деле, вы никогда не можете удовлетворить человеческое существо, потому что оно по своей природе неблагодарно: сколько бы вы ни делали для других, они все равно будут вами не довольны или могут возомнить себе, что вы обязаны или недодали чего-то, сделали неправильно, поднесли не так. Надо было с бОльшим уважением сделать это или что-то в этом роде.
Поэтому возникает вопрос: почему люди сейчас отказались от исполнения обязанностей? В значительной степени люди думают сейчас о своих правах. Почему это происходит? Потому что люди не умеют этого делать, они это делают, как у них получается, а результат приходит совсем не тот, который мы ожидаем.
Поэтому человек сейчас решил: «Я буду жить для себя – это беспроигрышная стратегия». Живешь для себя – все довольны, парадоксально, да? Потому что все живут для себя, никому от других ничего не надо, и все: вопрос решен.
Все живут для себя, и мерой человеческого успеха является то, насколько ты можешь обустроить свою собственную жизнь. Сейчас даже в семье люди живут вроде бы внешне вместе, но внутри, в общем-то, для себя.
Мужчина играет свою игру, женщина играет свою игру, дети – свои игры, никому друг до друга никакого дела нет. Ну, так, по большому счету, как у нас говорится, по чесноку.
И вот, Господь дает это учение своей матери, Девахути, он объясняет через свою Божественную мать всем нам, поскольку женский принцип, материнский принцип – это основа мира.
В мире мы почитаем мать, потому что она дает жизнь. Также мы почитаем женское начало, поскольку оно представляет взаимосвязи, то, что мы называем семьей, а весь этот мир является семьей Господа.
Мы вступаем на путь отчуждения, бхинна-дрик, из-за какой-то неудовлетворенности, враждебности чувств по отношению к своему брату, сестре, тем, кто рядом находится, потому что мы разочарованы, у нас есть неприязнь.
Или другой вариант – притхак бхава, я заискиваю перед близким человеком, чтобы установить с ним близкие отношения, суть которых сводится к тому, что я хочу находиться в состоянии чувственного наслаждения или, как минимум, зоны эмоционального комфорта, поэтому я хочу установить хорошие отношения с другими.
Но Господь Капила говорит, что и то, и другое является проявлением индивидуализма, и те, кто проявляет индивидуализм, никогда не достигают духовного прогресса. Это невозможно.
Из лекции Бхактиведанта Садху Свами и Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами
Основная проблема нашего существования сводится к присутствию внутри нас качества отделенности.
Это учение Господь Капила поведал своей матери. И смысл этого учения, санкхьи, заключается в том, чтобы научить живых существ вступать в духовные взаимоотношения, поскольку основную проблему существования в этом мире Господь Капила обозначает через два термина бхинна-дрик – грубый невежественный индивидуализм и притхак бхава – деятельность на основе собственных интересов, которая также отделяет нас от других людей.
Бхинна- дрик – это состояние, когда мы испытываем неприязнь по отношению к кому-то, а притхак-бхава означает, что мы хотим использовать других в своих целях. И то и другое является проявлением зависти, живущей в сердце человека.
А чувство зависти, в свою очередь, - это состояние отделенности от Бога. Поэтому очень интересно, что здесь Господь Капила дает наставление, Шрила Прабхупада объясняет нам это наставление, суть которого заключается в том, что мы должны думать об исполнении своего долга по отношению к другим.
Но не просто долга, в смысле, что мы кому-то должны. На самом деле, вы никогда не можете удовлетворить человеческое существо, потому что оно по своей природе неблагодарно: сколько бы вы ни делали для других, они все равно будут вами не довольны или могут возомнить себе, что вы обязаны или недодали чего-то, сделали неправильно, поднесли не так. Надо было с бОльшим уважением сделать это или что-то в этом роде.
Поэтому возникает вопрос: почему люди сейчас отказались от исполнения обязанностей? В значительной степени люди думают сейчас о своих правах. Почему это происходит? Потому что люди не умеют этого делать, они это делают, как у них получается, а результат приходит совсем не тот, который мы ожидаем.
Поэтому человек сейчас решил: «Я буду жить для себя – это беспроигрышная стратегия». Живешь для себя – все довольны, парадоксально, да? Потому что все живут для себя, никому от других ничего не надо, и все: вопрос решен.
Все живут для себя, и мерой человеческого успеха является то, насколько ты можешь обустроить свою собственную жизнь. Сейчас даже в семье люди живут вроде бы внешне вместе, но внутри, в общем-то, для себя.
Мужчина играет свою игру, женщина играет свою игру, дети – свои игры, никому друг до друга никакого дела нет. Ну, так, по большому счету, как у нас говорится, по чесноку.
И вот, Господь дает это учение своей матери, Девахути, он объясняет через свою Божественную мать всем нам, поскольку женский принцип, материнский принцип – это основа мира.
В мире мы почитаем мать, потому что она дает жизнь. Также мы почитаем женское начало, поскольку оно представляет взаимосвязи, то, что мы называем семьей, а весь этот мир является семьей Господа.
Мы вступаем на путь отчуждения, бхинна-дрик, из-за какой-то неудовлетворенности, враждебности чувств по отношению к своему брату, сестре, тем, кто рядом находится, потому что мы разочарованы, у нас есть неприязнь.
Или другой вариант – притхак бхава, я заискиваю перед близким человеком, чтобы установить с ним близкие отношения, суть которых сводится к тому, что я хочу находиться в состоянии чувственного наслаждения или, как минимум, зоны эмоционального комфорта, поэтому я хочу установить хорошие отношения с другими.
Но Господь Капила говорит, что и то, и другое является проявлением индивидуализма, и те, кто проявляет индивидуализм, никогда не достигают духовного прогресса. Это невозможно.
Из лекции Бхактиведанта Садху Свами и Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами