Религия и общество на Востоке


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Religion


Статьи и новости периодического издания «Религия и общество на Востоке», основанного на базе одноименной межотдельской группы Института востоковедения РАН.
О ближайшем выпуске: https://t.me/religionv/62
По всем вопросам - @sarabdary

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Religion
Statistics
Posts filter


"Значение религии как глубинной структуры общества возрастает в периоды общественного кризиса (кризиса системы, нарушения стабильного хода развития, обострения противоречий и конфликтов в обществе) накануне перехода общества в новое качество.

Религиозный фактор редко играет главенствующую роль в общественно-политической жизни современного, преимущественно секуляризованного общества. Тем не менее он имеет важное значение, наряду с иными факторами. Он может слабеть, может и усиливаться, но, в отличие от собственно религии, он видоизменяется как по форме проявления (высокая активность, слабая активность, политизация или отказ от нее), так и по своей сущности (фундаментализм, консерватизм, либерализм, модернизм)..."

Из статьи Александра Ивановича Яковлева "Религиозная политика государства в эпоху перемен: выбор
между модернизмом и фундаментализмом
" 💬


#religionv_articles


Дорогие друзья!

В пятницу 19 ноября 2021 г. прошло очередное мероприятие лаборатории "Религия и общество на Востоке". Как обычно, наш круглый стол "К основам методологии изучения традиционных общин Востока" поднимает вопросы развития и цивилизационных сдвигов в восточных социумах.

Ключевым докладом конференции стало сообщение доктора исторических наук, профессора А.И. Яковлева на тему: «Ценностные ориентации планов социально-экономического развития нефтяных монархий Аравии в XXI в.».

Спасибо всем участникам за интересную беседу и внимание к нашим мероприятиям!
#religionv_news

Видеозапись встречи можно посмотреть по ссылке:

https://youtu.be/zKwOwGDnboE


​​Коллеги, приглашаем вас к участию в очередном выпуске ежегодника «Религия и общество на Востоке», выпуск VI (2022) 📕

Приветствуются темы из области социологии религии, истории, религиозной культуры, религиоведения и т. п., связанные с восточными обществами. В ежегоднике имеется и рубрика первоисточников, где публикуются исторические свидетельства, документы и тексты деятелей прошлых эпох.

Оригинальные материалы, оформленные по правилам ежегодника, можно высылать на почту religion@ivran.ru

Правила оформления: https://religion.ivran.ru/pravila-oformleniya-statej
О процедуре принятия статей: https://religion.ivran.ru/prinyatie-statei

#religionv_news


Дорогие друзья! 🍂
Пятый выпуск нашего сборника увидел свет, и с его материалами мы будем вас знакомить в постах нашей группы по мере размещения электронной версии книги на сайте издания: https://religion.ivran.ru/

А пока что можно скачать пдф-версию сборника по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/CB_-dfIQ2A4QFQ

С пожеланиями хорошей осени и продуктивного года,
Редакция сборника "Религия и общество на Востоке".


Дорогие друзья и единомышленники!
С наступающим Новым годом! 🎄

Каждому из нас в отдельности и всему нашему дружному сообществу в целом есть чем гордиться из совершенного в уходящем году. Пусть и наступающий год окажется плодотворным, наполненным творческими исканиями и маленькими победами!

Пожелаем друг другу здоровья, бодрости духа и, конечно, помощи свыше на благие дела!


​​Дорогие друзья, состоялся круглый стол группы "Религия и общество на Востоке" на тему "Встреча старого и нового в религиозно-культурном измерении" в рамках XV Конференции арабистов "Чтения И. М. Смилянской".

От всей души благодарим каждого слушателя за проявленный интерес к мероприятию и живую дискуссию, в который была затронута проблематика заявленной темы в отношении самых разных сообществ. Участие приняли ученые из ИВ РАН, ИЕ РАН, ИАфр РАН, ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, а также высокие представители православного и мусульманского духовенства.

Отдельную благодарность выражаем нашим глубокоуважаемым докладчикам!

Александр Иванович Яковлев (ИВ РАН) выступил с докладом "Государственная религиозная политика перед выбором между модернизмом и фундаментализмом";
Роман Николаевич Лункин (ИЕ РАН) рассказал о "Религиозном фундаментализме как новом вызове старому секуляризму";
Иеромонах Григорий (Матрусов) (Московский Патриархат) затронул обширную тему "Процессы и проблемы развития основных функциональных сфер христианства и ислама: методологические подходы анализа".

Материалы круглого стола будут опубликованы в ближайшем выпуске "Религия и общество на Востоке".

Полную запись круглого стола, а также отдельные видео докладов Вы можете посмотреть на официальном канале Института востоковедения РАН на YouTubе, кликнув сюда.

Еще раз большое спасибо за Ваше внимание и активность, будем рады видеть Вас на наших будущих мероприятиях!


​​Один из наших уважаемых докладчиков – Александр Иванович Яковлев отвечает на вопрос редакции по теме круглого стола "Встреча старого и нового в религиозно-культурном измерении", который состоится 18 декабря на платформе Zoom (https://religionv.timepad.ru/event/1493131/).

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО НА ВОСТОКЕ:

– Александр Иванович, в своих книгах и статьях Вы пишете о реформе как стратегии. И наш вопрос будет связан с проблемой фундаментализма. Едва ли можно назвать конструктивным фундаменталистский откат к воображаемому прошлому. Но можно ли разумным ответом на кризисные явления в религиозной жизни считать реформу?
Есть ли тому положительные примеры в истории религиозных общин?

А. И. ЯКОВЛЕВ:

– Предложенные вопросы подразумевают обращение к исходной точке: это системный кризис, в ответ на который общество в разных сферах своей жизни даёт тот или иной ответ. Как правило, этот ответ – или застой (и угасание), или целенаправленная модернизация (в виде революции или реформы).

Однако религиозная сфера – сфера особая, и к ней альтернатива "революция или реформа" редко применима, там цель неизменна. Поэтому отказ от модернизации – решение объяснимое. Причём это не может рассматриваться в качестве негативного решения кризисных проблем, так как само явление религии сущностно неизменно. Религия, согласно Лактанцию и блаженному Августину, рассматривается как связь человека с Богом, и разрыв этой связи (союза) означает отказ от религии.

В то же время в религиозной жизни могут происходить революционные преобразования. Очевидный пример – Реформация в Европе в XV–XVI вв., затронувшая и догматическую, и обрядовую стороны Христианства. Да и застой не равнозначен откату к фундаментализму, как показало существование Восточных Церквей на Ближнем Востоке под владычеством Османской империи в XV–XX вв.

Конечно, реформа – это разумный ответ на вызов кризиса в революционном ХХ в. Таким ответом в православной России был Поместный Собор 1917–1918 гг. Но собственно религиозные официальные авторитеты на Ближнем Востоке (в отличие от неофициальных) нередко избирают путь застоя. А светская власть в лице шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви или президентов Египта Хосни Мубарака и Абдель Фатаха ас-Сиси побуждали религиозных лидеров к адаптации (реформам) религиозной жизни в условиях стремительных перемен в обществе и в мире (исходя из представлений самой власти).

Тезис о неконструктивности фундаментализма слишком категоричен. Фундаментализм радикально разрушителен в сфере политической жизни, что показал опыт ИГИЛ (запрещено в РФ) и международного терроризма. Однако фундаментализм в религиозной сфере по существу стремится к возвращению постоянно меняющейся Истории Бога к неизменной Идее Бога (использую категории К. Армстронг). Таковы, например, американские фундаменталистские течения, подобное имело место и в иудаизме. Кстати, и религиозный модернизм может быть нигилистически разрушителен в отношении к Истории Бога, в крайности – и к Идее Бога, но в то же время, он побуждает к ответу на вызовы времени.

Неконструктивен застой, закрытые двери и окна перед ветром перемен.

#religionv_news


​​Об издании 📕 Рубрика «Историческая ретроспектива»

Историческая связь настоящего с прошлым описывалась Фернаном Броделем многозначительно и загадочно:
«Повторение и сравнение, с одной стороны, длительность и динамизм – с другой, вот что добывается из реальности, вот средства, которые каждый может использовать. Является ли столь четкой граница между отжившей реальностью и той, которая живет или будет жить?»

Должно быть, и в самом деле, историк актуализирует уроки прошлого, когда пытается отразить и осмыслить действительность – ушедшую или длящуюся.

Статьи нашей традиционной рубрики "Историческая ретроспектива" представляют широкое тематическое разнообразие и позволяют читателю взглянуть на освещаемые явления через призму пережитого исторического опыта. Авторский взгляд на события прошлого помогает прочувствовать неразрывность их связи с современными региональными процессами.

Ознакомиться с содержанием статей рубрики и скачать полные выпуски сборника можно по ссылке: https://religion.ivran.ru/number

#religionv_news


​​Глубокоуважаемые Коллеги!
Разрешите пригласить вас к участию в нашем мероприятии «ВСТРЕЧА СТАРОГО И НОВОГО В РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ» 📆

Круглый стол группы «Религия и общество на Востоке» в рамках ежегодной конференции ИВ РАН «Чтения И. М. Смилянской»

Онлайн, 18 декабря 2020 г., 14:00

Ссылка для регистрации:
https://religionv.timepad.ru/event/1493131/

Предполагается обсудить вопрос встречи и столкновения (в том числе диалектического) «старого» и «нового» в приложении к общественно-религиозным и религиозно-политическим явлениям в арабском мире и сопредельных обществах.

Будут затронуты вопросы фундаментализма и модернизма в истории и современной религиозной жизни, обсуждены такие явления, как религиозный консерватизм и обновленчество (в том числе, в исламе и иудаизме), квиетизм и активизм. Ожидается сопоставление реалий арабского мира с российскими проявлениями религиозного модернизма – исламским (джадидизм), православным (обновленчество, реформизм).

Участники круглого стола смогут обсудить сделанные доклады, поделиться своими мыслями на заданную тему – как в методологическом ключе, так и в русле конкретно-исторических и теологических исследований. Большое разнообразие научных направлений, представленных участниками, позволит привлечь широкий фактологический массив для обоснования предлагаемых тезисов.

Материалы круглого стола (доклады и краткие выступления в ходе дискуссии) будут отражены на страницах специализированного периодического издания ИВ РАН «Религия и общество на Востоке» (ISSN 2542-1530).

Предполагается следующая программа круглого стола: три доклада по 12 мин, затем вопросы к докладчикам (20 мин.), затем свободная дискуссия (50 мин.) и подведение итогов (10 мин.).

«Ключевые» доклады:
1. Яковлев А. И., ИВ РАН. «Государственная религиозная политика перед выбором между модернизмом и фундаментализмом».
2. Лункин Р. Н., ИЕ РАН. «Религиозный фундаментализм как новый вызов старому секуляризму».
3. Иеромонах Григорий (Матрусов), Московский Патриархат, председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром. (Тема уточняется.)

Ведущий: Сарабьев А. В., ИВ РАН.

Приглашены более трех десятков участников – представителей шести научных и образовательных институтов, а также православного и мусульманского духовенства.

📌 Пожалуйста, подтвердите свое участие в мероприятии, зарегистрировавшись по ссылке: https://religionv.timepad.ru/event/1493131/


​​О наших авторах... 🌿

Завидовская Екатерина Александровна

Кандидат филологических наук, изучает даосизм в приграничной зоне Вьетнама и Китая, состояние народной религии в Китае и на Тайване в XX–XXI вв., китайские народные ксилографические картинки позднеимперского периода, современную китайскую литературу.

Ассистент-профессор в Государственном университете Цинхуа (Тайвань), бывший научный сотрудник ИДВ РАН.

Автор двух монографий о современной состоянии народной религии в КНР (2009) и на Тайване (2012) на основании полевых наблюдений автора и с привлечением широкого круга материалов, а также ряда публикаций по этой проблематике.

Почитать статью Екатерины Александровны, опубликованную в нашем сборнике, можно по ссылке: https://religion.ivran.ru/number?artid=10292

#religionv_authors


​​"Бирма всегда считалась одной из наиболее веротерпимых стран. В центре Янгона (до 1989 г. - Рангун) внутри одного квартала находится древнейшая буддистская пагода Суле, существующая более 2000 лет, в которой хранится священный волос Будды, рядом – индуистский храм, мечеть, христианская церковь и даже единственная в стране синагога (построенная еще в 1854 г. общиной иракских евреев и действующая до сих пор, хотя приверженцев иудаизма в Мьянме очень мало). Эта площадь в центре бывшей столицы считается символом религиозной толерантности.

Но в последние годы тревожным явлением в Мьянме стали участившиеся конфликты между буддистами и мусульманами, причем в них вовлечены не только мусульмане-бенгальцы (рохинджа), но и местные бирманские мусульмане. Вызывает опасения то, что эти столкновения принимают затяжной и массовый характер..."

Из статьи Аиды Алексеевны Симонии "К вопросу об этноконфессиональных отношениях в бирманском обществе" 💬

#religionv_articles


Ливан, где религиозная принадлежность всегда тесно переплеталась с политическими взглядами, не сходит с первых полос новостных лент. Эта страна чутко реагирует на малейшие изменения расклада сил и общественных настроений на всем Ближнем Востоке.

Об этом и об особенностях внутренней политики Ливана порассуждали на площадке "Россия сегодня" экс-посол России в Ливане Александр ЗАСЫПКИН, замдиректора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр КУЗНЕЦОВ, в.н.с. Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Алексей САРАБЬЕВ.

http://pressmia.ru/pressclub/20201002/952922643.html?fbclid=IwAR2R9i_4woFQr5X0rRpVET2OxmH0SEYthiJzgTySlI8ZVE44qeQhACMHwNo


Дорогие Коллеги и друзья ежегодника "Религия и общество на Востоке"!

Постепенно вырисовываются очертания будущего выпуска. Нас ждут интереснейшие статьи: и о вопросе семьи в общинах джайнов, и о вкладе японских христиан в гармонизацию семейных отношений в их стране в конце XIX в., и о религиозной политике в отношении армянской общины Ирана в Новое время, и об институте хубилганов в современной Монголии, и даже о методах пропаганды радикальных исламистов в женской среде. Будет и многое другое.

Кстати, пока среди авторов большинство - ученые-женщины, что весьма приятно 🌺


​​"Выступая перед израильским Кнессетом в ноябре 1977 г., египетский президент Анвар Садат назвал то, что он видел в качестве основных барьеров на пути к миру меж­ду арабами и израильскими евреями: «Все же остается еще одна стена. Эта стена представляет собой психологический барьер между нами. Барьер подозрения. Барьер отверже­ния. Барьер страха быть обманутым. Барьер галлюцинаций вокруг любого действия, поступка или решения. Барьер осто­рожных и ошибочных интерпретаций всех и каждого собы­тия или утверждения. Именно этот психологический барьер, который я описывал в официальных заявлениях, составляет 70 процентов всей проблемы».

Более сорока двух лет спустя этот психологический барьер остается тем, что многим кажется неразрешимым пре­пятствием на пути к миру, и особенно между арабами и евре­ями в Израиле."

Из статьи Филипа Стюарта "Миротворчество в Израиле: на пути к открытому обществу в условиях устойчивой демократии."

Религия и общество на Востоке, Выпуск IV (2020), стр. 162-183.

#religionv_articles


Мнение главреда 📖

Сарабьев: "В Ливане очень ждали итогов заседания Спецтрибунала по Ливану (СТЛ) 18 августа и оглашения его результатов из Гааги. Кстати, этот орган был основан под эгидой ООН и финансировался многими странами, в том числе Ливаном. И ливанцы потратили на деятельность этого суда, как говорят около полумиллиарда долларов в общей сложности. Каждый год Ливан вносил свой взнос, и даже сам этот факт вызывал раздражение у тех в стране, кто был не согласен с передачей следствия в столь высокую международную инстанцию.
Стоит напомнить также, что после теракта 14 февраля 2005 г., когда погибли 22 ливанца, в том числе экс-президент Рафик аль-Харири, в Ливане произошло несколько не менее кровавых политических убийств (взорваны Пьер Жмайель, Валид Идо и др. политики), а также громких терактов против гражданских и военных. Но сейчас мы наблюдаем столь громкую "международную политизацию" только события 15-летней давности. Такая избирательность обясняется региональной повесткой.
Поначалу работу СТЛ сопровождали эмоциональные обвинения Сирии и Хизбаллы со стороны тогдашнего "антисирийского" альянса "14 марта", но уже через год работы СТЛ, в 2010 г., вскрылся скандал с ложными показаниями свидетелей. И это "дело лжесвидетелей", и необходимость выплачивать многомиллионные взносы за работу СТЛ к осени того же года стали важными поводами подачи в отставку недовольных министров-шиитов, а вскоре и падения правительства Саада Харири, на смену которому в январе 2011 г. было решено поручить сформировать новый кабинет другому миллиардеру-сунниту Наджибу Микати.
Так что, СТЛ с самого начала воспринимался многими в Ливане как процесс однонаправленный, в пользу противников Сирии и Хизбаллы.
Прошло время, и главной мишенью осталась Хизбалла. Недаром в преддверие оглашения нынешнего приговора раздавались требования наказать не четырех главных подозреваемых исполнителей теракта, а саму организацию.
Информационная атака на Хизбаллу была и косвенной. Если смотреть недавние события, то, как говорят, Франция и США обуславливают получение Ливаном денежной помощи после трагедии в бейрутском порту 4 августа 2020 г. решимостью ограничить влияние Хизбаллы. То же говорият и в отношении ожидаемого кредита от МВФ (порядка 30 млрд долл.), который фонд увязывал со "скорейшим проведением реформ", в том числе разоружением Хизбаллы.
Вердикт СТЛ многих удивил. Виновным непосредственно признан только один из заочно обвиняемых - Салим Джамиль Айяш. Партию Хизбалла не обвиняют, хотя заявляется, что и она, и Сирия "могли иметь мотивы преступления".
В Ливане правительство ушло в отставку, и действующие министры пока остаются в статусе и.о. Наиболее консервативные круги сейчас склоняются к решению пригласить возглавить новое правительство "оппозиционного" С. Харири, а не продавливать кандидатов, близких к партиям, входившим некогда в альянс "8 марта" (Свободное патриотическое движение, Хизбалла, Амаль, Марада и др.). Предлагался, в частности, Наваф Салам, из семьи "потомственных" премьеров. Новое премьерство С. Харири вызовет, конечно, эффект дежавю. Но в рамках устоявшейся ливанской политической парадигмы это будет, возможно, наиболее взвешенным решением в данной ситуации - в целях сбалансировать привычный ливанский политический расклад, невзирая на почти год длящиеся народные выступления - массовые и решительные.
Окончательное оглашение приговора СТЛ назначено на 23 сентября, по истечению срока апелляции, но оно уже, похоже, ничего не изменит. Впереди - примерно то, что мы наблюдали последние несколько лет в среде ливанской верхушки, а именно, политический торг (консоциацию в действии). Пока, по мнению недовольных ливанцев, это сдерживало развитие государственных институтов Ливана. Но скажите, какая из стран региона могла бы стать образчиком такого развития?"


​​Друзья, предлагаем вашему вниманию опубликованную в III выпуске нашего сборника (2019) расширенную стенограмму обсуждения подходов к некоторым базовым понятиям общественно-исторического анализа социальных групп Востока, которые условно принято называть традиционными общинами.

К последним относятся и локальные сообщества на основе совместной хозяйственной деятельности, и связанные общими интересами небольшие национальные группы, и религиозные конфессии. В ходе живой научной полемики были высказаны мнения по основополагающим понятиям: община, традиция, цивилизация, этническая общность, модернизация и др.

Рассуждая на важные для историков темы методологического характера, ученые обнаруживают целую гамму мнений и подходов, иногда кардинально не совпадающих. Свои взгляды на людские сообщества – под углом зрения разных культурных и религиозных традиций, свойственных этим социумам общественных устройств, и наделенных особыми «восточными» чертами политико-экономических систем – участники дискуссии подкрепляют конкретными примерами исторических явлений и событий.

К основам методологии изучения традиционных общин Востока (расширенная стенограмма круглого стола, ИВ РАН, 18 декабря 2017 г.)

Лепехова Е. С. , Кузнецов В. А. , Орлов В. В. , Яковлев А. И. , Милеев Д. А. , Сарабьев А. В. , Мишин Д. Е.


​​О наших авторах...

Лепехова Елена Сергеевна
доктор философских наук, старший научный сотрудник Отдела истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН

Елена Сергеевна окончила восточный факультет БГУ в 2000 г., с 2004 г. работает в Институте востоковедения РАН после окончания очной аспирантуры и защиты диссертации «Отображение и интерпретация буддийских концепций в ранней хэйанской литературе (на примере "Повести о Гэндзи")». Тема научного исследования: «Факторы, определяющие формирование религиозной ситуации в Юго-Восточной Азии в VI-XII вв».

В 2013 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Генезис религиозной бюрократии в Японии в контексте ее отношений с институтами власти».

Является автором 5 монографий (из них две с грифом ИВ РАН) и 91 статьи.

Статью Елены Сергеевны, опубликованную в нашем сборнике в 2019 году, можно прочитать по ссылке: Религиозный аспект легитимации статуса женщин-императриц на Дальнем Востоке (на примере императриц У-хоу и Кокэн)

#religionv_authors


​​"Ситуация в макрорегионе в рассматриваемый период – рубежа веков и первые годы ХХ в. – была отнюдь не проще, чем теперь.

Даже если учитывать современные перипетии геополитического соперничества мировых держав в Западной Азии (включая палитру черноморской проблематики) и на Балканах, увязку ближневосточных военно-политических вопросов с мировой экономикой, инструментальное использование религии вооруженными группами и, наконец, внутриправославные споры и межцерковные конфликты, то ситуация вполне сравнима по сложности с той, что складывалась там около 120 лет назад.

Ближний Восток входил в сферу интересов многих держав, но основными из мировых игроков в регионе были на тот момент Франция, Британия, Россия, Италия, Германия, Австро-Венгрия. Соединение моментов политического влияния с усилением межцерковных связей было закономерным и логичным.

Особое мнение России по вопросам религиозной жизни местного населения тесно сплеталось с проводимыми линиями других порядков – сугубо светского характера. Линия российской «внешней религиозной политики» формировалась, безусловно,в контексте общей стратегической и геополитической повестки. В этом Российская империя не выделялась в ряду других государств, – причем далеко не задавала тон в этом отношении, а следовала скорее по примеру французов и англичан, которым в миссионерстве и его политическом использовании принадлежало первенство."

Из статьи Алексея Викторовича Сарабьева "Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад": https://religion.ivran.ru/number?artid=15653

#religionv_articles


Юбилейная кинохроника как нельзя лучше подходит к нашей юбилейной публикации "Агентурная записка 1920 года о положении в Турции" 🇹🇷

https://youtu.be/HT3AXGIFSvQ

Как пишет у себя на странице Erik Bey Seitov:

Архивные кадры Стамбула столетней давности - периода оккупации города войсками Антанты (английские, французские, итальянские войска). На первый взгляд покажется полное спокойствие присущее восточным городам и людям. Но именно в этот момент в 1920 г. был наиболее трагическим в истории побежденной Османской империи, оборона войсками ангорского правительства региона Чукурова, Газиантепа, Кахраманмараша от греческих оккупационных войск, подписание Сервского договора султанским правительством и отказ его признать ВНСТ во главе с бывшим османским генералом Мустафой Кемалем.

#religionv_news


​​Четвертый выпуск нашего сборника (2020) был посвящен вопросам религиозной политики и ее неоднозначной связи с внутренней жизнью религиозных общин 🌍

То, как политические амбиции государств или официальных структур вторгаются в повседневную жизнь верующих, обычно вызывает негативные оценки. Тем не менее это вторжение – такая же объективная данность, как и сложные взаимоотношения между разными конфессиональными группами, которые существуют от начала, искони. Собственно, регуляция социальных отношений, в том числе межконфессиональных, является в идеале той обязанностью государства, которая отображается во многих фактах его «вмешательства» в религиозную жизнь, и которая реализуется в том, что называют религиозной политикой.

Иное дело, что гармонизация отношений между разными социальными группами, внутренне объединенными собственным религиозным мировоззрением, на деле нередко оказывается лишь попутной задачей религиозной политики. А на первом плане этой сферы политического управления чаще стоят стратегические задачи, внешняя безопасность или экономика. При таком подходе со стороны властей негативные последствия для себя конфессиональные сообщества ощущают наиболее часто.

Отношения государства с религиозными объединениями является, видимо, только одной из сторон религиозной политики. При этом использование властных ресурсов для повышения лояльности самих общин может рассматриваться как один из методов религиозной политики, который, подменяя собой последнюю в глазах многих, бросает на нее справедливую тень недоверия.

Двойственность этого понятия (своего рода «палка о двух концах») не может быть преодолена, пока не будет достигнуто понимание, что религия – это часть самоопределения большинства граждан государства и важнейший элемент их картины мира. То есть, пока противопоставление государства верующим по линии «управляющий/управляемые» не утратит свой логический смысл в плане «управляемые через религию».
Только в этом случае религиозная политика могла бы приблизиться к основной своей задаче – гармонизации отношений между конфессиональными общинами,а уже в ходе этого – к смыканию их интересов с интересами сложносоставного государства...

(Из обращения к читателям главного редактора издания - Алексея Сарабьева)

В IV выпуск вошли статьи А.И. Яковлева, А.В. Сарабьева, Г.Г. Косача, И.В. Следзевского, Ф. Стюарта, А.Ю. Другова, Н. Ва'эз.
Ознакомиться с материалами можно по ссылке: https://religion.ivran.ru/number?number_id=275

Друзья, еще есть возможность поучаствовать в обсуждении новой темы и опубликовать свои статьи в V выпуске (2021).
Условия публикации размещены на сайте, о тематике выпуска размышляем в сообщении.

#religionv_news

20 last posts shown.

92

subscribers
Channel statistics