Forward from: Даня пишет
Technê и epistêmê, и почему уровень образования не влияет на богатство страны
Существует два типа человеческого знания: technê («know-how», практическое, инженерное, техническое, ремесленное) и epistêmê («know-what», теоретическое, отвлеченное, внеконтекстуальное, академическое).
Часто эти типы знания путаются между собой и вступают в ложную причинно-следственную связь.
Technê — область знаний профессионалов, занимающихся практическим делом — ремесленников, фермеров, торговцев, военных. Исторически передается путем прямого наставничества или внутри конкретной профессиональной гильдии.
Epistême — область знаний классов, не обремененных конкретным практическим занятием — священнослужителей, академиков, бюрократии, различных консультантов и «экспертов». Культивируется академическими институтами, исторически «выросшими» из институтов религиозных с их бюрократической иерархией (в противовес «плоскому» устройству гильдий).
Промышленно-техническая революция 19 столетия избавила множество людей от необходимости ежедневного утомительного физического труда и значительно увеличила благосостояние общества.
В академическом образовании новорожденный зажиточный средний класс видит способ стабилизации благосостоянии своего потомства: ремесленники и торговцы, заработавшие свое богатство благодаря новым возможностям, отправляют детей в университеты, обеспечивая им непыльное занятие и финансовую стабильность.
Современное понимание влияния всеобщего академического образования на благосостояние общества выглядит так:
Академическое образование (университеты) → Теоретическое знание → Инновации → Рост благосостояния
Почему-то кажется, что именно академики, вооруженные отвлеченными (эпистемологическими) теориями, должны рассказывать инженерам, изобретателям и предпринимателям, у которых «в крови» стремление к постоянному улучшению в своем деле, каким образом и лучше делать свою работу.
На эту тему у автора «Черного лебедя» Нассима Талеба есть хлесткое выражение — lecturing birds how to fly («читать птицам лекции о том, как им летать»).
Как мы видим, в реальности всё ровно наоборот:
Техническое знание (профессиональные сообщества) → Инновации → Рост благосостояния → Академическое образование (университеты)
В связи с этим сложно не припомнить пример Швейцарии — сверхзажиточной страны часовых мастеров, банкиров и знаменитых шоколатье (достаточно припомнить сына стекольщика предпринимателя Анри Нестле): до 20 века это была страна с довольно низким для Европы распространением университетского образования.
Очевидно, что к нынешнему процветанию страну привели отнюдь не теории из учебников.
#образование #знание #экономика
Существует два типа человеческого знания: technê («know-how», практическое, инженерное, техническое, ремесленное) и epistêmê («know-what», теоретическое, отвлеченное, внеконтекстуальное, академическое).
Часто эти типы знания путаются между собой и вступают в ложную причинно-следственную связь.
Technê — область знаний профессионалов, занимающихся практическим делом — ремесленников, фермеров, торговцев, военных. Исторически передается путем прямого наставничества или внутри конкретной профессиональной гильдии.
Epistême — область знаний классов, не обремененных конкретным практическим занятием — священнослужителей, академиков, бюрократии, различных консультантов и «экспертов». Культивируется академическими институтами, исторически «выросшими» из институтов религиозных с их бюрократической иерархией (в противовес «плоскому» устройству гильдий).
Промышленно-техническая революция 19 столетия избавила множество людей от необходимости ежедневного утомительного физического труда и значительно увеличила благосостояние общества.
В академическом образовании новорожденный зажиточный средний класс видит способ стабилизации благосостоянии своего потомства: ремесленники и торговцы, заработавшие свое богатство благодаря новым возможностям, отправляют детей в университеты, обеспечивая им непыльное занятие и финансовую стабильность.
Современное понимание влияния всеобщего академического образования на благосостояние общества выглядит так:
Академическое образование (университеты) → Теоретическое знание → Инновации → Рост благосостояния
Почему-то кажется, что именно академики, вооруженные отвлеченными (эпистемологическими) теориями, должны рассказывать инженерам, изобретателям и предпринимателям, у которых «в крови» стремление к постоянному улучшению в своем деле, каким образом и лучше делать свою работу.
На эту тему у автора «Черного лебедя» Нассима Талеба есть хлесткое выражение — lecturing birds how to fly («читать птицам лекции о том, как им летать»).
Как мы видим, в реальности всё ровно наоборот:
Техническое знание (профессиональные сообщества) → Инновации → Рост благосостояния → Академическое образование (университеты)
В связи с этим сложно не припомнить пример Швейцарии — сверхзажиточной страны часовых мастеров, банкиров и знаменитых шоколатье (достаточно припомнить сына стекольщика предпринимателя Анри Нестле): до 20 века это была страна с довольно низким для Европы распространением университетского образования.
Очевидно, что к нынешнему процветанию страну привели отнюдь не теории из учебников.
#образование #знание #экономика