Динишшка пра книшшки


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books


Третий тост — за метамодерн!

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


Пережил необычный опыт с романом Томаса Харриса «Красный дракон». Это культовая книга, с которой началась история о Ганнибале Лекторе, хотя именно в «Драконе» знаменитый каннибал — лишь эпизодический персонаж. Это потом уже напишется «Молчание ягнят», снимется экранизация и понесётся народная слава. Но, не суть. Я хотел прочитать именно «Дракона», и его прочитал.
Если коротко: отличный роман. Совершенно неудивительно, как много у него экранизаций. По закрученности и сложности сюжета «Красный дракон» намного интереснее «Ягнят», не говоря уже о персонажах — каждый герой сложен, многогранен и вызывает эмпатию. Книга прочиталась на одном дыхании, благо, и страниц в ней тоже немного.

Но если вы, как и я, часто смотрели детективы, триллеры и особенно сериалы в этих жанрах, имейте в виду: именно с этого романа режиссёры списывали очень многое. Во время чтения мне удалось предугадать почти каждый сюжетный поворот. Впрочем, раздражения это не вызвало. Я почувствовал себя человеком, который много лет видел неточные репродукции одной картины, какие-то оттиски, постмодернистские вариации, любительские размазанные фотографии… а потом увидел оригинал. Это… очень интересный опыт.

Ещё одна важная мелочь. Не знаю, как в других романах Томаса Харриса, но в «Красном драконе» есть грань, которая редко воспроизводится в других произведениях жанра, а жаль. В романе подробно рассказывается, как работают криминалисты и эксперты. Делается это спокойно и уверенно, нет ни малейших сомнений, что эти люди могут поймать любого. Людям реально нравится их работа, они чувствуют азарт — такой, знаете, соцреализм здорового человека. Без пафоса, без страданий, просто: мы тебя поймаем.

Я очень люблю трудиться, и этот мотив очень приятно лёг на душу. Обожаю увлечённых людей!


Проснувшись сегодня раньше обычного, созерцал потолок и думал, что же хотел сказать нам Стивен Кинг в прекрасном романе «Противостояние». На первый взгляд, перед нами просто укоряющее послание к Человечеству, которое даже после ужасной катастрофы оказывается разделённым на два лагеря. Причём единственно возможный выход, который видит автор — тотальный геноцид одной из сторон. Или мы, или вы. Грустно!

Однако если посмотреть на текст глубже, становится совсем не по себе. Потому что катастрофа совершенно необязательна и даже условна. Роман впервые был опубликован в 1978 году, когда мир и без того был разделён на два противоборствующих лагеря. В Тёмном человеке просматривается тень дорогого нашего Леонида Ильича, харизматичного служителя зла, кумира технократов и маргиналов.

Тут возникает вопрос: действительно ли Стивену Кингу было грустно писать «Противостояние»? Или это просто бесхитростная инструкция: чего с этими грязными комми мелочиться, шарахните по ним ядерной бомбой, и наконец-то заживём, как люди!

Ответ даёт нам сам писатель, но уже в 2006 году. Нет больше биполярного мира. Горизонтальные связи в мире становятся сильнее вертикальных. Америка борется с «горизонтальной» угрозой терроризма. Стивен Кинг издаёт роман «Мобильник», где опять катастрофа, опять разделение общества на два антагонистичных лагеря, опять геноцид, как единственно возможный способ решить проблему сосуществования. Нужно собрать всех людей, которые нам не нравятся, в одном месте и убить. Точка. Вокруг автора изменилось всё. Для него лично не изменилось ничего.

На мой взгляд, Стивен Кинг — великолепный писатель, один из самых ярких мастеров рассказывать истории. Но некоторая эммм… простота его взглядов ужасает.

Ещё сильнее пугает, что люди, выросшие на романах Кинга, наверняка занимают самые высокие должности в правительстве США. Читал ли «Противостояние» дежурный по «красной кнопке»? А «Мобильник»?

Doomsday Clock, тем временем, снова показывает без двух минут полночь. В интересное время живём. Надеюсь, не в последнее (смайлик).


Не планирую делать регулярные обзоры электронных книг и всякое такое прочее. Хочется больше говорить о самих книгах, чем о средствах. Но, в целом, к этой категории гаджетов отношусь очень хорошо. И сделал обзор одной из них (дешёвой и крайне удачной).

https://www.youtube.com/watch?v=2YFzkwtWw_E

Мне будет приятно, если вы посмотрите этот короткий ролик.
На чём читать электронные книги. Обзор ONYX BOOX Caesar 3
Мы часто говорим о книгах, но на чем читать купленное в Интернете? Взяли у бренда ONYX самый доступный электронный ридер Caesar 3 и проверили, хороший он или...




Прочитал роман «Золотая пуля», написанный в соавторстве Юрием Некрасовым @waitmanfear и Шимуном Врочеком. Это новый роман, только из типографии, и в нём действительно есть новизна. А также вызов и стресс. Много стресса.

Если подходить к тексту формально, перед нами три истории, происходящие в далёком будущем после и во время нескольких ядерных войн. Человечество более-менее успешно сохраняет остатки высоких технологий, но ментально сползает в новые тёмные века.

Жанр определить сложно: тут и постапокалипсис, и вестерн, и постмодернистское путешествие по любимым книгам детства, от ужасов Стивена Кинга до детских рассказов злого брата-близнеца Аркадия Гайдара. Поэтому жанр я назову в конце, после того, как сниму маску с авторов.

Три истории связаны между собой. И если первые две более-менее твёрдо объединяются общими персонажами и событиями, то третья, формально, уже о других людях и других событиях. При этом персонажей зовут также, выглядят они также и события перекликаются с тем, о чём мы читали ранее. В моём пересказе это, должно быть, читается как бред сумасшедшего, но на самом деле авторы решают таким образом несколько задач.

Во-первых, нам показывают, что тотально атомизированное общество лишено целостной картины мира. Никакая память, никакие факты не могут быть общепризнанными, если человек в мире «сам по себе». В романе даже простейшее примитивное объединение людей по родовому признаку случается ненадолго и ценой колоссальных усилий. Отсюда и разная трактовка любых событий. То, что кому-то кажется рейдом на вражескую базу, на самом деле окажется разграблением мирного поселения. Или наоборот. По сути, герои «Золотой пули» живут во времени новой мифологии, новой кровавой античности, поэтому реальность зыбка, субъективна и наполнена эхом поступи тёмных богов.

Сложновато для постапокалипсиса, да?

Во-вторых, авторы намекают, что смысл текста зарыт не в догонялках посреди радиоактивных прерий и мутировавших книг. Главный посыл книги вообще не про фантастику. «Золотая пуля» — экзистенциальный роман (вот маски и сорваны). Это роман о том, какой ад и ужас приносят с собой другие люди. А самый-самый главный ужас человек всегда носит в своей душе, и все наши проблемы и страхи тянутся из детства и детских травм.

В этом смысле, весь текст «Золотой пули» — это такое долгое, немного упорядоченное и слегка структурированное автоматическое письмо, написанное авторами в рамках сеанса психотерапии. И я уверен, что, дойдя до точки, Юрий и Шимун почувствовали невероятное облегчение. Они уже прошли своей Долиной Смерти, и теперь очередь страдать выпадает их читателям.

Текст дискомфортный. Роман содержит множество сцен насилия, пусть без особых подробностей, но хорошо вам от них не будет. Чем дальше, тем глубже мы проваливаемся в мир ненависти, предательства и отчаяния. Вдобавок, как персонажи жестоки друг с другом, так и авторы постоянно играют с нами, обрывая наши лапки Познания и крылышки Логики.

Поэтому я заранее понимаю всех, кому не понравится «Золотая пуля». Она и мне не понравилась.

Вместе с тем авторские игры с текстом завораживают. Как и сам язык, очень красивый, образный с яркими острыми диалогами во всех ключевых сценах.

Образы золотой пули, бомбы, долины Смерти перетекают из одной истории в другую. Отсылки к другим книгам переплетаются. И всё это создаёт ещё один уровень понимания текста, почти неосязаемый, но крепко западающий в память.

Поэтому я заранее понимаю тех, кому книга понравилась. Ведь она понравилась и мне…

В целом, «Золотая пуля» — хороший экзистенциальный роман об ужасах человеческой души, замаскированный под атомный вестерн с нанотехнологиями и скальпами.

Дочитать «Пулю» сможет только искушённый читатель. Это не книжка для посиделок с чаем вечером после работы. Это труд, и у читателя должна быть жёсткая мотивация, чтобы пройти этот путь за авторами до конца. Но, думаю, тот, кто осилит Долину Смерти, неизбежно станет лучше.


Но дело даже не в том, что я теперь не смогу читать детективы без ироничной усмешки. Давайте экстраполируем всю эту историю на любую другую историческую загадку, которая пока не получила разрешение. Посмотрите на любое таинственное событие — убийства, гибель туристов на перевале Дятлова, кыштымский карлик, пропавшие дети Бомонт, да что угодно. Вот многолетнее официальное расследование. Вот массив частных расследований, конспирологические теории, большие статьи в толстых журналах… Вернёмся к Гиене. Вот правильный ответ, который не столько нашли, сколько подсмотрели в конце задачника. Сильно этот ответ похож на все мысли, что были до него?

Трёхтомник Алексея Ракитина «История Гиены. Хроника подлинного расследования» научил меня тому, что мы не до конца понимаем мир, в котором живём. И даже многолетнее фундаментальное изучение вопроса не гарантирует абсолютного понимания и просветления. Потому что шаблонность восприятия, недопонимание контекста, нехватка информации и её намеренное искажение третьими лицами запутают кого угодно. Но это не повод опускать руки.

И этот тот урок, который хорошо бы вынести из книг о «Гиене» каждому.

P.S. Книги продаются на «Ридеро»: https://ridero.ru/books/istoriya_gieny_khronika_neokonchennogo_rassledovaniya/


Дочитал трёхтомник Алексея Ракитина «История Гиены. Хроника подлинного расследования». В книге ни капли вымысла, только хроника расследования преступлений маньяка, орудовавшего в Калифорнии в 70-80е годы прошлого века и пойманного только апреле 2018. Не самая простая книга. Читать описания преступлений очень сложно психологически, к тому же ловкость, с которой насильник и убийца проникал в дома, здорово подпитывает паранойю. Если вы не проверяете перед сном запоры на двери и окнах, то после «Гиены» обязательно начнёте. Слишком высока цена такой мелочи, как забытое окно.

Тем не менее, эти книги прочитать стоит. На это есть минимум два соображения, одно из которых сугубо практическое, а второе касается одного популярного литературного жанра, и через него уводит нас в сияющую экзистенцию.

С практическим смыслом всё просто. Ознакомившись с работой полиции в США 70-х годов, я понял, какой огромный скачок сделало Человечество за последние десятки лет. В конце семидесятых, когда не было компьютеров, Интернета и электронных баз данных, простая пробивка автомобильного номера занимала неделю, если свидетель не запомнил одну-две цифры. Потому, что всё это перебиралось руками. Единых баз данных больных, быстрого обмена информацией между подразделениями, дорожных камер — ничего этого не было. И в тех условиях даже очень сильно мотивированная полиция часто не справлялась с розыском преступника. Даже с засадами и вертолётами (буквально). Не буду, пожалуй, раскрывать все карты на счёт маньяка, вдруг вы действительно захотите прочитать. Просто как факт: в наши дни этот человек скорее всего был бы пойман после первого десятка преступлений. В те годы он совершил более пятидесяти нападений и, казалось, ушёл от правосудия навсегда…

В общем, для меня эти книги — гимн нашим технологиям, которые научились как предотвращать преступления, так и устанавливать истину даже десятки лет спустя. И ещё верный знак того, что реформа полиции, о которой мечтают, кажется, во всех постсоветских странах, зависит не от количества хороших людей, а от готовности страны и общества имплементировать технологии. Что, конечно, несёт свои издержки, например, выдвигает множество требований к обществу, но, в целом, посильно и больше не занимает сорок лет. Всё в наших руках и мозгах.

Второй момент, который потряс меня до глубины души — как эта абсолютно реальная история деконструирует жанр литературного детектива. Писатели-детективщики приучили нас к тому, что улики важны, что загадка логична, а сюжет имеет линейное развитие и даже внезапные сюжетные повороты подчиняются внутренней логике повествования.
Это так жизненно, так правдоподобно, совсем по-настоящему?

А вот хрен.

ХРЕН.

Маньяка в результате поймали исключительно благодаря анализам ДНК с места преступления, которые были сделаны в начале нулевых. Причём сами по себе эти анализы ничего не дали, пока в 2018 дальний родственник убийцы не сдал анализы в поисках уникальных исторических предков, и база не выдала совпадения. Стоит отметить, что мечты действительно сбываются. Неизвестный родственник действительно получил то, что хотел. Хотя, возможно, представлял себе знаменитого предка немного иначе….

Вышло так, что самое главное достижение полиции заключилось в сборе и сохранении биологических материалов с мест преступлений. А если пересмотреть ход расследования, видно, что улики, прямо связанные с преступником, иногда рассматривались детективами как имитация с целью сбить с толку следствие. А то, что казалось железобетонными признаками, по которым убийцу вот-вот раскроют, вообще не выстрелило и неизвестном ещё, подтвердится ли в принципе в ходе судебного процесса (суд ещё идёт). Некоторые почти правильные догадки насчёт личности преступника, высказанные в ходе расследования, также были отбракованы.


Итак, за что же я поднимаю бокал?

О метамодернизме я уже писал в этих заметках, но без конкретики. Если совсем коротко: это новый вид общественных отношений. Мы заканчиваем жить в постмодернистском мире, переходим в метамодернизм, и теперь в жизни человека изменится всё. Не сразу, постепенно. Просто в какой-то момент мы посмотрим назад, и ужаснёмся тому, какой долгий путь проделали, не понимая даже, что куда-то шли.

Разумеется, это скажется и на искусстве, да ещё как! Однако каким бы неистовым читателем-писателем я не был, на первом месте всё-таки физическое существование. Хотя бы потому, что трупики не пишут, и не читают (тут смайлик со сложным выражением лица).

В общем, за тему метамодернизма я взялся с более практических и приземлённых аспектов. С политики, государственного управления, стратегического планирования и тому подобных скучных вещей, которые касаются каждого.

По ссылке — моя обширная статья об основных признаках метамодернизма и основных рисках, которые несёт каждая страна. Заголовок специально «хайповый», потому что кто иначе прочитает?

https://newssky.com.ua/chto-takoe-metamodern-i-pochemu-on-unichtozhit-ukrainu-i-rossiyu/

В целом, в будущее я смотрю с умеренным оптимизмом, так как новая система отношений выглядит достаточно надёжной и с хорошей балансировкой влияния разных сил на общие процессы. Но ещё лет пятнадцать нас потрясёт на ухабах, и доедут до финиша немножко не все…


Соавторский роман «Добрые предзнаменования» Нила Геймана и Терри Пратчетта уникален, ведь нравится даже тем, кто не любит «соло» произведения этих джентльменов. Пратчетту и Гейману удалось написать книгу, которая объединяет достоинства обоих, но не содержит присущих обоим писателям недостатков. В соавторстве часто бывает наоборот, поэтому я не устаю восхищаться этим романом.

Сейчас по «Добрым предзнаменованиям» снимают сериал и вполне возможно, что получится хит. Поэтому рекомендую до выхода прочитать книгу. Просто потому что потом вам будет лень читать, я же вас знаю, как себя! (смайлик).

Книга очень хорошая, добрая... и очень британская. По сюжету на Земле вот-вот должен произойти Апокалипсис, что категорически не нравится ангелу и демону, слишком долго проработавшим «в полях» на Земле. Разумеется, эти двое будут ставить палки в колёса!

На первый взгляд, это вроде бы сугубо библейский сюжет в ироничном постмодернистском переложении. Однако сквозь текст просматривается чисто британский взгляд на мироустройство, и это формирует дополнительную ценность книги. Работа разведки или воспитание детей — авторы смогли охватить крайне широкий спектр тем. Поэтому, в «Благих предзнаменованиях» я вижу ещё и ключ к биографии Джека Филби, а также нахожу наглядный пример, как работает концепция воспитателя-садовника, которой пользуюсь, когда нужно обучать коллег. Ну и поклонники компьютерных игр Blizzard могут заподозрить, что сценаристы студии крепко уважают этот роман.

Ниже по ссылке ещё немного мыслей о романе, опубликованных на YouTube. Но самое главное я уже написал здесь. «Добрые предзнаменования» — очень интересный роман. Прочитайте.

https://www.youtube.com/watch?v=mY1LuN1SHtg
"Благие предзнаменования". Обязательно читать До сериала GOOD OMENS. Им вдохновлялась Blizzard!
Сегодня мы говорим об одной из самых любимых книг Дениса, которая и Олегу также понравилась. Это соавторский роман Терри Пратчетта и Нила Геймана "Благие пре...


Подумал, и решил-таки выложить собственный рассказ, который взял пятое место на упомянутой ранее «Зарисовке-42». Он короткий и без жести. Почитайте:

Воскресный обед во время катастрофы

Когда по радио предупредили о буре, мы садились обедать. Мама разливала суп по тарелкам, я пыталась выспросить, что снится игрушкам. Я в курсе, что они не живые, но мне важно внимание, понимаете? Папа настраивал щитовой контур, чтобы наш домик не унесло далеко-далеко в Страну ОЗ. Над прозрачной крышей собирались чёрные тучи.

— Ну что? — Спросила мама у папы, хотя имела в виду другое. — Ты же знаешь, я тебе не доверяю. Только на словах мастер, а сам робота-уборщика починить не можешь.

— Делаю, — буркнул папа, хотя наверняка подразумевал что-то вроде «вечно ты под руку лезешь, обожди в сторонке, и долбанного уборщика я бы давно починил, если бы ты не бесила».

— Делает он! — мама в сердцах поставила полную тарелку на стол, отчего суп пролился на стол. — Я пахала у плиты, а вы не цените! Эй ты, — обратилась мама ко мне, — почему руки не вымыты?

— Я их не вымыла, чтобы почувствовать хоть немножко контроля над своей жизнью, мамочка. А тебе совру, чтобы проверить границы дозволенного в наших отношениях. Но это не значит, что я тебя не люблю, мамочка. Я тебя очень люблю, не сердись!

— Точно вымыла? — переспросила мама, и тут же рявкнула на папу: — сколько можно копаться? Суп стынет!

— Вечно ты всем недовольна! — папа бухнул кулаком по столу, отчего суп пролился уже из всех тарелок.

— Ой, грозный какой, укротитель роботов!

— Да! — поддержала я мамочку. — Папа бяка!

— Вся в мать, — папа сказал это очень неприятным голосом, так что я поспешила его успокоить.

— Видишь ли, папа, я рассматриваю маму как ролевую модель, что неизбежно. Как иначе? Про феминизм я узнаю совсем нескоро, а до тех пор я — мамина дочка. Но это не значит, что я тебя не люблю! Я тебя сильно-сильно люблю!

— В смысле, «бе-бе-бе»? — папа рассердился, и рявкнул уже на маму: — это твоё воспитание?!

Мама не осталась в долгу:

— Идите к чёрту! Дёргаете каждую минуту, я, может, не на вас ору, а просто кричу от боли! Дочь, уважай отца!

— Бе-бе-бе! — ответила я. Просто потому, что могла.

— Мне тоже всё время больно, — заметил папа. — Мы сильно давим друг на друга, да?

— Это всё чёртовы ожидания.

За окном гигантский смерч засосал дуб, пожевал-покрутил, да и выплюнул прямо на нас. Дерево сгорело в полуметре от окна.

— Чётко работают экраны, — похвалила мама.

— Ещё бы, — выпятил грудь папа.

Мы наконец-то начали есть, и суп оказался очень вкусным. С маленькими аккуратными фрикадельками, которые я обожала. А потом тучи разошлись, и на небе снова показалось солнышко.

И выросла я нормальным человеком, кстати. Не хуже других.


В последнее время читаю, в основном, тексты с литературных конкурсов. Ну, то есть, мне не позавидуешь (смайлик). Только что закончилась «Зарисовка-42», это конкурс очень коротких рассказов. До этого были ещё разные литсоревнования, и впереди ещё несколько. Ужас!

Зато могу с уверенностью сказать о молодом поколении интернет-писателей, что оно наконец-то повзрослело. Пусть не все, но многие выбрались из раковинки-эскапизма в реальную жизнь, и читать массивы текстов на конкурсах стало интереснее. Теперь там поднимаются темы отношений между людьми в разных аспектах, включая сословный и производственные отношения. Поднимаются темы любви, выбора, непростых решений в непростой жизни.

Раньше, конечно, такие тексты тоже были, но чаще всего в меньшинстве, и третировались другими участниками. Мол, не хотим ничего знать, давайте писать про эльфов в космосе, нам больше ничего не нужно.

Теперь, наконец-то, стало «нужно». И это тоже важный признак эпохи метамодерна, которой я неизменно отдаю свой третий тост.


Интересно, как работает писательский «бензин» у разных авторов. Кого-то хватает на одну успешную книгу (или цикл). Кто-то пишет всю жизнь, меняя декорации, героев и убеждения. Объяснений этому можно придумать очень много, но всё сводится к тому, что один человек позволяет обстоятельствам победить, а другой продолжает двигаться дальше.

Был уверен на сто процентов, что Джоан Роулинг уже не оправится после книжек о Гарри Поттере. Однако мой друг Олег Радченко меня переубедил.

Обычно я не рассказываю на этом канале о других проектах, но сейчас сделаю исключение. Просто потому, что этот разговор о пост-поттерском периоде Джоан Роулинг случился только благодаря Олегу. Поэтому публикую ссылку на передачу YouTube-канала Next Channel.

https://youtu.be/EWr7eLivyBA

Очень рад, что такая перспективная писательница не опустила руки. И огромный салют авторам «Большой игры Дамблдора», особенно anna_y и cathereine. Искренне восхищаюсь их работой, и давно искал возможность сказать об этом.


Довлатов очень неоднозначный писатель. Я долго не мог определиться с тем, нравится он мне или нет. Не определился я и по сей день, однако теперь неопределённость уже возведена в позицию. Так что можно и поговорить.

(наливает, пьёт)

С одной стороны — читать Довлатова необходимо. Если вы с ним не знакомы, значит элементарно не понимаете 10-15% смысловой нагрузки практически любой колонки редактора. Потому что журналисты крайне высоко котируют Довлатова. По степени воздействия на современный язык это чуть ли не Ильф с Петровым.

(наливает, пьёт)

С другой стороны, читать Довлатова необязательно, потому что каких-то Вечных тем он не поднимал, а советская повестка давно себя исчерпала. Хотя, кому-то может и полезно почитать про прекрасный благополучный СССР, где экспедитор зарабатывал 90 рублей в месяц, а фарцовщик 500 рублей за четыре часа. Ностальгирующие по самому вкусному в мире мороженому должны понимать, почему в СССР очереди были не к мороженщику, а в пивную. Это да. Но за пределами этого понимания давно ушедшей эпохи почти ничего нет.

(наливает, пьёт)

С третьей стороны, читать Довлатова очень интересно. Он прекрасно иронизирует, замечательно передаёт грусть большого человека в маленьком обществе, великолепно подмечает детали окружающего его быта. Он прекрасный рассказчик. С героями Довлатова хорошо веселиться, хорошо грустить, и, в целом, я не уверен, что Литература должна читателю что-то большее.

(наливает, пьёт)

Четвёртое — сам Довлатов был конформистом, который душевные трения компенсировал алкоголизмом и скрытой фрондой. С открытым протестом у него не складывалось. Это отражается и в книгах, которые учат приспосабливаться, а не побеждать. Тот же сборник рассказов «Компромисс» вполне тянет на настольную книгу журналиста, пишущего по заказу и ищущего слова оправдания. Мол, не мы такие, жизнь такая. «Бумер», Довлатов, «Кровосток» …

(наливает, пьёт)

Сам я Довлатова читаю, регулярно возвращаюсь, мне интересно, смешно, весело. Но всегда помню о всех четырёх сторонах творчества этого неоднозначного автора, который, к сожалению, умер слишком рано, чтобы успеть написать своё произведение жизни. А может, именно затем и умер, чтобы такое произведение не писать.

И где-то тут должна была быть какая-то мораль, но…

(наливает, пьёт)
(наливает, пьёт)
(наливает, пьёт)


Прочитал нашумевший в прошлом году рассказ Юрий Некрасова «Неглубокая могила на границе СССР-КНР». Это очень интересный автор, наш современник, в этом году победил на конкурсе «Грелка», что очень круто в писательской тусовке.

Сам рассказ оставил двойственные впечатления: он порадовал мозг, но практически не затронул душу. Поэтому говорить о нём хочется отстранённо, хотя писался он, напротив, скорее сердцем.

Прочитать его можно по ссылке:

https://medium.com/@buhrun/%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80-%D0%BA%D0%BD%D1%80-71c8fde0c1a2

А ниже я просто перепечатаю часть своей рецензии с «Фантлаба». Вероятно, лучше сначала прочитать сам рассказ, а потом рецензию, так как имеются спойлеры, причём в товарных количествах.

«В рассказе автор конструирует советский эпос, взяв за основу реальный скандинавский, но добавив в него русский архетип Ивана-дурака, который вроде бы ничего не умеет поначалу, но ближе к финалу показывает (спорно), где раки зимуют. Читать рассказ сложно, местами тяжело. Это потому, что история начинается на профанном уровне, а затем резко разгоняется до полноценного мифа с богами в половину неба. При этом автор неплохо удерживает читательское внимание на диалогах, которые реально живые, и ловко управляют настроением читателя. То есть, вполне допускаю, что какая-то часть аудитории оказывается в состоянии, когда ничего не понятно, но сердце чует, куда ветер дует.

Есть хорошие символические схемы, вроде Солнцева — солнца, очень удачно вписанные в контекст. Или противопоставление реальной Тошки в степном бездорожье с идеалистическим Тотошкой, ведущим по дороге из жёлтого кирпича. Противопоставление жесткое, так как начитанный парень в армии — это уже маленькая трагедия. В рассказе, работающем на уровне конструирования мифа иначе быть не может. На Ивана-дурака, которого, кстати, зовут Егор, который нам всем пел про дурачка, мощно наслаивается образ яйца, которое в мифах тоже весьма в почёте.

Есть философские рассуждения о крахе СССР, почему, отчего, и тоже в контексте национальных архетипов. Это уже немного поверхностно, но всё же неплохо в части определения русского тотема, который вовсе не факт, что медведь.

Резюмируя: хороший тренажёр для мозга. Мне было интересно разгрызть такой сложный текст. Но «трудящиеся» в него не въедут от слова «никак», потому что читается тяжело даже носителям культурного кода. И актуальность текста стремительно теряется, потому что всё это давно было, этого не вернёшь, да не очень-то и хочется. Уверен, читатель старше 1991 г.р. прочитает финал совсем не так, как, скажем 1981г.р, и даже вещий сон в начале истории не поможет».


Тема возвращения в места, где ты когда-то был, а теперь там тебя нет, сколько туда ни возвращайся, очень сильная. И, конечно, писатели ездят на ней вдоль и поперёк, куда ж без этого. Вчера прочитал ещё один достойный рассказ на тему. Автор Даниил Гранин, называется «До поезда оставалось два часа».

В целом, удивительно, какая мощная в русской (русскоязычной?) литературе культура короткого рассказа, и как сильно она не востребована современными читателями и критиками. Все хотят читать романы и только романы. При этом читать романы людям некогда, поэтому всё чаще народ выбирает ничего не читать.

И вот «До поезда оставалось два часа», минут на десять чтения. Есть хорошая основная линия возвращения к прошлому, которая разделяется на эмоциональное («что я чувствую») и рациональное («что теперь со всем этим делать»). Есть хорошая динамичная линия соперничества молодости и опыта, ещё и в делах сердечных, что всегда волнительно и остро. И зачем, спрашивается, романы?

После рассказа в голове у меня осталось немного грусти, немного ветра и острое желание разобрать старые альбомы фотографий, вглядеться в лица тех, кого уже нет, и в лица тех, кто ещё жив и кому ещё не поздно сказать, как сильно их любишь. В общем, я вчера хорошо провёл время, чего и вам желаю.


Наверное, самым недооценённым и недореализованным советским писателем можно назвать Аркадия Гайдара. Дело даже не в ранней смерти, а в том, что он успел раскрыться однобоко, как «детский» писатель, хотя со своим юным читателем Гайдар разговаривал предельно серьёзно и взросло. И явно закидывал удочки в сторону родителей малышей.

Моя любимая книжка Гайдара — «Комендант снежной крепости». Это малоизвестное продолжение «Тимура и его команды», где писатель прекрасно передал ощущение большого и страшного вокруг ребёнка, который ещё толком ничего не понимает, но уже чует. И чем эта небольшая повесть выносит мозг — автор под маской идеологического трень-брень о «белофиннах» воспитывает в детях общечеловеческие ценности, учит самопожертвованию и любви не только к ближнему своему, но и к врагу.

Открыл на днях маленький рассказ «Горячий камень», а там автор прямым текстом учит любить жизнь, какая она есть, со всеми её трудностями и невзгодами. Не мечтать о том, чтобы вернуться в прошлое и всё переиграть, а принять себя и полюбить. Читал и думал, неужели все те российские фантасты, пишущие о «попаданцах» в прошлое, не читали в детстве «Горячий камень»? А если читали, зачем они пишут то, что пишут? Но не суть…

Не питаю иллюзий насчёт судьбы Гайдара. Он был тяжело покалечен войнами и бытом, здоровье не то. Да и петлять долго от надзора цензоров не получилось бы. Раскусили бы, что не советская атрибутика для него главное, а человек. Так что, даже если бы не Война, то Сталина Гайдар пережил бы едва ли. Для раннего СССР он был слишком человечен и это бы ему вышло боком.

Но, всё-таки, успей бы он попробовать себя во взрослом жанре, литература бы заметно обогатилась. Ведь именно Гайдар удачно совмещает хорошие описания, «даёт картинку», и живые диалоги. У него все живые, даже проходные персонажи второго-третьего плана воспринимаются, как живые люди, у них есть свои конфликты, свои преодоления. И всё это в очень сжатой, если не сказать «малой», форме.

Конечно, не все произведения Гайдара выдержали проверку временем. Что-то выцвело в двумерную фанеру, как заключительная третья повесть об Артёме. Кое-где сместилась аудитория с детской на строгий 30+.

Например, «Голубую чашку», при всей её сложной структуре и хорошим насыщенным сюжетом, ребёнку уже не прочитаешь. Это взрослый рассказ о семье на грани развода с очень странными несовременными отношениями. Ребёнку будет странно, непонятно и дискомфортно — этот поезд уже ушёл, и слава Богу, пожалуй. А вот взрослый, особенно внимательный, с включенными информационными фильтрами, насладится сюжетом и счастливо избежит неловкой советской пропаганды.

«Р.В.С.» класснейшая повесть, очень сочная и фактурная, но без понимания революционного контекста её нет смысла читать. А кто сейчас знает историю в необходимом объёме?

Но что-то где-то осталось, какие-то осколки, отчаянно отбрасывающие свет в вековую тьму. Жаль, конечно, что не сложилось с полноценной книгой для взрослых, о любви и мужестве, и без навязчивого СССР, но кто из нас может похвастаться, что реализовал себя на 100%? Приходится ценить, что имеем.


Нужно уметь признавать свои ошибки, и с литературным конкурсом «Будущее время» я именно что ошибся. Организаторы не налажали со сроками объявления лонг-листа, и в финал прошли не заранее отобранные кандидаты, а реальные участники. Это не попил денег, это реальный конкурс.

http://bf.sistema.ru/futuretense/

Ну что же, значит будем наблюдать за перезапуском русскоязычной научной фантастики. Очень интересно, что получится.


Невозможно вернуться в прошлое, нельзя даже думать об этом. Даже если пространство снова совпадёт, время надёжно отнесёт вас от людей и событий. То есть, и вернётесь уже не вы, и не к тем, и не туда… Очень простая тема, но я всё равно с огромным удовольствием прочёл рассказ Константина Воробьёва «Костяника». Он как раз об этом, о попытке вернуться, совершенной нелепой и иррациональной, но от этого особенно отчаянной и красивой. Если вам хочется прожить эти эмоции, потратьте немного времени, он совсем короткий.

Ещё в «Костянике» есть два очень сильных мотива, которые придают объём этой простой истории.

Первый — единение человека и природы, их взаимное дополнение. Каждое прозвище в рассказе, каждая сцена и каждый сюжетный переворот «двоятся» в человеке и окружающем его мире.

Второй мотив «Костяники», набирающий силу ближе к концу произведения — непоколебимая вера автора в людей. Сильных, смелых, гордо несущих себя сквозь время. Хороших людей.

И это тоже крайне полезно прочитать и прочувствовать.


С огромным удовольствием прочитал короткий рассказ советского писателя Алексина Анатолия «Мимозы». Это очень хорошая история о том, что в отношения нужно вкладываться всю жизнь, и как это хорошо и правильно. И это действительно хорошо и правильно!

Но я не просто так подчеркнул происхождение писателя. Тигелем рассказа выступает знаменитый советский быт. Если точнее дефицит и умение «доставать». Причём тема раскрывается очень объёмно, не на единичном примере.

В 2018 этот простой сюжетный каркас уже просто зажимает героя в определённых рамках обстоятельств. Он уже играет как отдельная сюжетная линия, драматичная и страшная. Принять дефицит, как данность, становится очень трудно. В девяностые ещё туда-сюда, были свежи воспоминания. Но через тридцать лет после развала СССР уже невозможно представить, чтобы у тебя были деньги, но ты не мог на них купить элементарные вещи.

Настоятельно рекомендую ностальирующим по советскому мороженому тридцатилетним старикам (смайлик).

А вообще Алексин очень добрый писатель. У него простые рассказы, с одной центральной идеей и хорошо разжёванным бекграундом. Что особенно хорошо: в них очень много любви.

Кому не хватает тепла на сердца, прочитайте его же «Актрису». Там без подробного советского бекграунда, зато очень хорошо и тепло о семье, и сильных спонтанных поступках, которые остаются с нами на всю жизнь. И очень хорошо, что остаются!

Извините, что редко пишу. Надеюсь, в будущем будет больше времени на книшшшки и наш уютный канал. Я работаю над этим!


Мой рассказ взял 13 место на конкурсе коротких миниатюр "Зарисовка-41", и так как текст очень маленький и НЕЖНЫЙ, запощу сюда целиком.



Маршрутка №34

Веничка протиснулся сквозь потные спины, и вцепившись в поручень, протянул деньги водителю.

— На улице Британских полярников, пожалуйста.

Водила, рыжий усач в засаленной кепке, ухватил купюры мозолистой рукой и что-то пробурчал под нос. Одуревший от жары и шума Веничка не расслышал, что именно. Пассажиры исполняли привычный концерт.

— Ой, Галечка, пока еду, решила позвон…
— …се знают, презик бабло тырит для мирового правител…
— …акое «мировое правительство»? То рептилоиды криптоколонию сдела…
— Коля, шо ты стоишь?! Мы же опоздаем!
— Света, шо ты хочешь, шобы я сделал? Впереди маршрутки побежал?!

Дома так же, подумал Веничка, пригибаясь, чтобы не удариться головой о низкий потолок. Ла-ла-ла-сделай-послушай-ла-ла-ла. И на работе так. Еду от одних обязательств к другим. И лето… Скорее бы сентябрь! Или лучше сразу сдохнуть?

Маршрутка пронеслась через перекрёсток, проехав улицу Британских полярников.

— Эй, я остановку просил!
— Ёптыть. Ничего, тут выйдешь. Прогуляешься.
— В смысле, «тут»? Вы проехали мою остановку!
— И что теперь?
Сейчас узнаешь, что теперь, — подумал Веничка, — о, да!
Он схватил водителя за грудки и потянул на себя…
— Смотри! Масоны оргию устроили!
— Ого! Давай и мы так!!!
— Галечка, ты сейчас умрёшь! Тут пассажир водителя маршрутки в жопу ебёт!
— Коля, сделай шо-нибудь!
— Шо сделать? С ними, шо ли?
— Коля! Надень штаны обратно!!!

Вот так, подумал Веничка, лёжа на полу и глядя в вытертый головами пассажиров потолок. Вот так. Вот как надо было. А не вот это вот всё… Он вытянул руку и ущипнул водилу за грудь. Тот хихикнул и закурил.
Дым плыл по салону. Пассажиры устало молчали.
Пропищал таймер. Значит, аренда кончилась, время платить. Пачку купюр усатому, ещё одну — пассажирам. Сегодня все сыграли прекрасно, спасибо.

— Красава, — похвалил водитель, считая купюры, — третий раз за месяц снимаешь нашу бригаду! Что, живёшь рядом? И потрахался, и домой приехал?
И лукаво улыбнулся в растрёпанные усы.

— Да, согласился Веничка, живший на другом конце города. — Я приехал домой. Наконец-то.

20 last posts shown.

81

subscribers
Channel statistics