Беседа


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: not specified



Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
not specified
Statistics
Posts filter


Forward from: Листва: Москва
Лекция о самой важной и загадочной духовной практике православной церкви!

Дмитрий Крехов: «Исихасткая молитва словами Григория Паламы»

На протяжении веков в восточнохристианской монашеской среде формировалось особенное представление о возможности соединения человека с Богом. В XIV веке философ Варлаам Калабрийский, познакомившись с аскетическими практиками монахов, возмутился их содержанием и обрушился на них с критикой и оскорблениями.

Григория Паламу просят встать на защиту молитвенного способа исихастов, элементы которого могут удивить и сегодня своей экстравагантностью. Но кажется, что защищает он не определенный образ жизни — монашеский, не молитвенную практику, а особенную антропологию и саму суть христианской веры.

Приходите узнать об исихазме, исихастской молитве и Григории Паламе!

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Регистрация на Timepad: https://lavka-listva-msk.timepad.ru/event/1744403/

24 августа, вторник, 19:00
Москва, ул. Жуковского 4с1


Долго молчал. И как обычно во что-то это вылилось. В этот раз занимался исихастской молитвой и учителем безмолвия (ха!) Григорием Паламой, защитился, теперь делюсь.
Приходите! Просветиться и поддержать!
Дебют все-таки.

А обложка какая у анонса, а!


У Моисея Мендельсона встретил шикарную мысль. Текст называется «Федон или о бессмертии души». Это тот же платоновский диалог, описывающий последние дни Сократа и его беседу с учениками о бессмертии души. Сюжет прост: Сократа приговорили к смерти, жена плачет, друзья плачут, а он веселый. Ибо после смерти будет только лучше, ведь он прожил достойную жизнь.
Мендельсон адаптирует ситуацию под свои потребности, Сократ становится просветителем, Бог, о котором речь, иудео-христианским. В последней части рассуждение идёт о жизни после смерти. Вопрос прямой: что дальше? Беспамятство, забытье или памятование о минувшей жизни. Вопрос важный, так как абсурдно, если человек добродетельный, умерев, поставит точку в своём развитии, а не продолжит его и далее. Назначение человека у Мендельсона — это постоянное стремление к развитию. Оно ориентировано в бесконечность. Без веры в жизнь после, человек концентрируется на жизни сейчас и только. Жизнь становится целью и ценностью, а не средством. И вот эта шикарная мысль (своими словами):

Человек, выбравший свою конечность, всеми силами будет за неё держаться, ибо после неё ничего нет, а, значит, в ней главная ценность. Я смертен, моя жизнь здесь и сейчас, живем один раз. Умереть за веру, семью, страну, значит, отдать самое ценное (жизнь). И ради чего? Мало того, такой человек будет искать погибели всем институтам, которые способны к смерти его призвать. Если таким человеком будет каждый?
Мендельсон вопрошает дальше. Может ли такой тип человека все-таки пожертвовать своей жизнью ради чего-то другого? Да, но не разумом, а сердцем. То есть не после размышления и принятия осознанного решения, а под действием чувства, аффекта. Одно дело, когда ты берёшь ружьё и знаешь, как им воспользуешься; другое дело, в страхе искать курок.

Все так и сейчас. Чувства, эмоции ввиду «неоспоримой» конечности человеческой жизни стали инструментами манипуляции.
Нам больно, и этим пользуются. Митинги недавние тому подтверждение. Дворец показали, всех это задело. Политической культуры ноль. Разум отключён.
За что мы все? Мы против!


Брюс Лейси и его куклы




Джонстаун.
Девятьсот мертвых людей и две птицы над ними.


Давно не писал, но вот случился случай в университете, и его оказалось достаточно, чтобы себя последних месяцев описать.

Сегодня на занятии один преподаватель (пусть будет ИС) мельком коснулся словосочетания «бритва Оккама». Есть расхожее его объяснение «не следует множить сущностей без необходимости», похожее ИС и применил . Вообщем-то любой, кто его касался на наших занятиях, за исключением медиевистов, наверное, ответил бы так же. Затем он объяснил его примером, наглядно.
В руках папка с бумагами. Она падает на пол. Можно сказать, что она упала, или ИС ее уронил (здесь разницы не имеет). А можно не останавливаться на этом, а предположить, что пробежал кентавр и сбил ее, или что-то другое. Так вот принцип Оккама и ограждает от такой траты сил и времени. Мол, очевидно же, что упало, идём дальше.
Мне показалось, что это правило, наверное предполагавшееся для исследовательских целей, осев в массовом сознании, оказалось одним из смыслообразующих сегодня. Опрощение универсума и сведение его через Реформацию до удобной религии, а сквозь научный прогресс к удобному миру вообщем-то базируется на том же принципе. Зачем усложнять? Отрезаем все непонятное как ненужное. Так и живём.
Я озвучил эту интуицию. Преподаватель ответил, за некоторые слова я зацепился, в частности «быть увереннее». Его высказывание: необходимо совершать именно такой выбор, чтобы иметь прочные основания, быть увереннее в последующих шагах исследования. Может софистически, но я успел вставить фразу, кажущуюся мне полемически успешной. Я предположил, что попытка найти основания вне себя, обрести уверенность, как-то связаны с потерей себя, внутренней уверенности. Это серьёзный момент: я должен сделать именно этот выбор, иначе окажусь в ситуации неопределенности. То есть не я награждаю исход смыслом, а он определяет меня.
Если бы кто-то крикнул «бог ветра влетел в эти двери и сбил папку; но случайно, какое ему дело до неё», я бы восхитился этому, даже будучи не видя того же. Ведь он не видел (что важнее того, что он видел), что папка просто упала, да и каждый из нас видел это по-разному. Как «Инструкция по выживанию» пела: «лучше по уши влезть в дерьмо, но не нравится вам». Вот и я хочу быть любому открыт, но не мертворожденной позиции.

О чем я? Минуя сегодняшнюю толерантную (ново-тоталитарную https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/10/89120-pohischenie-evropy-2-0) повестку, говорю, что надо преодолевать тотальную разъединенность. Хотя бы между людьми. Последствия случая на вавилонской башне (разные языки и невозможность услышать друг друга) висят в воздухе. И все это завязано на непонимании, страхе, неуверенности в себе. Это не об абстрактном человеке, это обо мне. Можно бесконечно закрывать для себя что-то, иметь пустые об этом представления, а можно попробовать узнать. Можно идти по понятной дороге, а можно бросаться в то, от чего воротит. Например, сейчас я занимаюсь восточно-христианской мистикой. Пытаясь реализовывать определённые духовные практики, я сталкиваюсь с некоторыми сложностями, разрешение их я обнаружил в магическом учении Алистера Кроули. Магия? Пф, скажите мне об этом год назад.
И мне не хочется, чтобы все видели кентавров; те, кто увидел, что папка просто упала, если они сами это увидели, тоже правы.

Такая зарисовка: можно смотреть на цветущий сад, а мы смотрим на сад, заросший травой, где цветы видно только цветам, а под травой солнца для жизни недостаточно. Нужно разгребать траву или скашивать. Вот так.




Forward from: PhilosophyToday
Русский космизм


Forward from: Русский хтонизм
Клима Самгина рвет от красоты России.
Кадр из телесериала «Жизнь Клима Самгина» (1986–1988).

#советское_кино


Бальтюс
Роман Михайлов
И Бальтюс


Определенность нужна лишь тому, кто хочет скорей.
Кинчев




Давно у меня сидит мысль о том, что расширение сознания с помощью психоделиков и пр. — это пустота и обман. Суррогат. А откровения эти, рассказываемые участниками экстазов уж слишком заманчивы и доступны. Мысль все сидела, а ответа не приходило. А сегодня это случилось.

Читаю Мартина Лютера «О рабстве воли». Это произведение — ответ великого реформатора на одно из творений другого лидера мнений эпохи Эразма Роттердамского. В одном месте Лютер приводит такую мысль Эразма: простой народ проповедь свободы исповеди и покаяния по своей злобе толкует как свободу плоти, укротит его только необходимость исповеди. Эразму кажется так: чтобы люди не грешили, необходимо сделать исповедь и покаяние законом, с санкциями там и всем остальным, иначе человек будет продолжать пользоваться лазейками для своих грязных делишек. И, наверное, он прав, что такая проблема есть, только решение не то, и вот почему. Лютер отвечает, что такое действие — это принуждение человека извне, душа (нутро человека) не участвует в этом. Человек, связывается земными, созданными другими (такими же как он) людьми, законами, фокусируется на них, думая, что их соблюдение и есть вера, благочестие и пр., а сердце его в это время жаждет его внимания. Как результат, утрачивается понимание и способность различать, душа остается без присмотра, человек ожесточается ненавистью против людей и Бога. И так происходит, потому что человек не ищет в себе ресурс для становления себя, а черпает его вовне. В какой-то момент он понимает «что-то идет не так, душа моя жаждет другого», и здорово, если он запомнит эту случайно попавшую к ему мысль. Но как это сложно! Представьте, что гуляя по улице, услышали чью-то брошенную фразу, долго ли она будет в памяти?

Возвращаясь к психоделикам, алкоголю и связанными с ними откровениями: не кажется ли это урезанием себя, а не обнаружением? Как и догматы не понятые, но выполняемые? Странно религиозному человеку думать, что в нем нет того, что ему нужно, что он — подобие Божие этого не имеет; а человеку нерелигиозному так не верить в свои силы, придумывать духов каких-то. Счастье не в деньгах — вроде мысль избитая, но ее тоже можно в этот контекст ввернуть, это тоже внешнее. Да и не в знании счастье.

Что я предлагаю вместо «расширения» сознания? Сужение, если хотите, урезание его до обнаружения себя. Молчание, ничегонеделание.

https://t.me/contemplatio/4391




Этот текст был навеян одним разговором, который опосредованно связан с этим каналом. Вообщем-то для таких бесед я и пишу сюда. Ведь что такое все эти слова без комментариев, откликов, критики в конце концов? Упражнения в мудрствовании? Кому это надо..

Мне очень нравится этот текст, поэтому я им делюсь. Как настроением или шоколадкой. Но пока диалога у нас не выходит, хотя даже и комментарии в телеграме появились. А хочется именно соучастия, иначе зачем все это.

Итого: прошу вас, товарищи, поделиться ссылкой на Беседу (если, конечно, нравится, иначе зачем?) и самим включаться (иначе зачем?).

(кстати, текст не слишком большой)


Премудрость. Чудесный улов. Благоразумный разбойник.

Преображенский храм (Спаса-на-Яру)
Рязань


Вчера с интересом подслушивал разговор нескольких мужчин. Беседовали о христианстве и язычестве. Собравшиеся явно склонялись к славянским представлениям о мире, правда, с некоторыми оговорками. Перуну, Ярило и пр. идолы они не возводят — «это же только образ». Кстати, началось все со взаимных поздравлений с днём зимнего солнцестояния. «Мощный день». Один из присутствующих занял позицию христианского апологета, другие контраргументировали. Все, конечно, более расслаблено было: с вином, едой. Говорили много, но все можно свести к двум ответам.
1). Эмоциональный: христиане разрушили нашу культуру, забыли истинных богов и даже храмы строили на местах капищ (странно, что это не оценивают положительно: ведь хороший маркетинговый ход, так и сейчас делают). Как представить вообще такой нашизм? В Х веке наших не стало, а теперь в ХХI мы явились. Откуда? Не укладывается это у меня.
2). От неведения: христианство в наше время — это мерседесы, большие попЫ и бизнес. Видимо, так было всегда. Видимо раньше, ДО ХРИСТИАНСТВА, было хорошо. Наши боги — это боги стихий, Бог христиан нас от матери-природы оторвал.

Кажется, что в этих ответах есть и что-то от причин обращения к «славянству». Не родились же они такими. А я до сих пор не понимаю межконфессиональной текучки вообще, а особенно внутри христианских линий. «Где родился, там и пригодился» — так не случайно говорят. Плохо тебе в православии, так не отказывайся ты сразу от него, ищи своё место, нужные ответы и преображай, коли по силам.
Эту неустойчивость я бы свёл все к тем же двум факторам: эмоциональный и от неведения. Но тот и другой кажутся смешными в таком мирообразующем вопросе как религиозное определение. Честнее, кажется, признать своё бессилие перед этим неисправным механизмом.


Летом был на премьере фильма «Дни» маститого режиссёра из Тайвани, но мне тогда совершенно неизвестного — Цая Минляна. Фильм об одиночестве и невозможности его преодоления в современном мире. Майя Туровская в книге о Тарковском замечает, что человеческие отношения как-то изменились: раньше то, что сейчас называется интервью, называлось беседой, разговором. Некоторые отношения приобрели характер услуги. Нам стало легко общаться с официантами, косметологами, врачами, но почти невозможно завести новое знакомство. Просто так. И эту тяжесть схватывает режиссёр и вываливает на нас в долгих обыденных планах (вот герой пятнадцать минут готовит, а другой столько же лечит спину), в отсутствии коммуникации (дисклеймер в начале предупреждает, что в фильме нет диалогов). И одиночество не проблема определенного социального слоя, это эпохальная болезнь. Даже не одиночество, а невозможность его преодолеть. Полчаса экранного времени один человек ласкает незнакомого ему человека, потому что это его профессия; казалось бы, какая близость! В момент оргазма они даже целуются, но после, когда ужинают, не говорят ни слова. Снова разрыв. В фильме не пьют, может потому, что тогда механизмы дают сбой, и у тебя появляется возможность выскользнуть из отчуждённости. И вообще на экране рутина, обычные дни обычного человека без «искушений, праздников» — как Летов говорил: «долгая счастливая жизнь».

Интересно, что после просмотра мне захотелось познакомиться с кем-то, опровергнуть увиденное. И я не смог.



20 last posts shown.

51

subscribers
Channel statistics