#теория #основные_правила
Концентрация на частностях (бытовое название – «подмена понятия») – оратор старается сконцентрироваться на ошибке или неточности, даже совершенно незначительной, или на промедлении оппонента. Переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности) – вместо того, чтобы доказывать истинность своих положений и опровергать аргументацию оппонента, пытаясь убедить слушателей, что оппонент – плохой, недостойный, не разбирающийся в вопросе, пристрастный или лицемерный человек.
Подобная аргументация часто производит впечатление на недостаточно искушенных в вопросе слушателей, не имеющих достаточно знаний или навыков, чтобы сознательно анализировать объективные слабости аргументации, а предпочитающих безосновательно доверять тому, кто в их глазах выглядит более авторитетным. Одной из форм перехода на личности является нахождение легко критикуемого лица, имеющего сходные с оппонентом взгляды на обсуждаемую проблему.
Апелляция к очевидности, ложная авторитетность – аргументация демагога начинается с выражений типа «каждому известно, что…», «очевидно…», «наука давно доказала…», все успешные бизнесмены знают, что…» и так далее. При этом эксплуатируются ложная гордость слушателя (если что-то подается как «общеизвестное», ему бывает сложно признаться даже себе, что он об этом никогда не слышал) либо приводятся мнимые авторитеты, согласные с высказыванием, что действует на людей, склонных доверять авторитетам. Сюда же относятся и бездоказательные утверждения.
Ложная альтернатива – распространенный прием, основанный на приведении в качестве альтернативы двух вариантов из гораздо большего множества. Ложной альтернативой является также упоминание в качестве альтернативных двух или нескольких вариантов, которые не являются альтернативой друг другу и основные признаки которых могут быть объединены в одном варианте. Например, «Что важнее: личная свобода граждан или целостность страны? Демократия или стабильность?». Заявление звучит громко, но если разобраться, ни одно из приведенных понятий не может быть альтернативой другому, но эффект воздействия на слушателей колоссальный.
Казуистика являет собой примерно то же, что и демагогия – изворотливость в аргументах, и преследует ту же цель – убедить слушателей в чем-то, что угодно именно Вам.
Подробные примеры употребления демагогии и казуистики, а также советы, в каких ситуациях стоит к ним прибегать, находятся по хештегу #вербальные_уловки
Концентрация на частностях (бытовое название – «подмена понятия») – оратор старается сконцентрироваться на ошибке или неточности, даже совершенно незначительной, или на промедлении оппонента. Переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности) – вместо того, чтобы доказывать истинность своих положений и опровергать аргументацию оппонента, пытаясь убедить слушателей, что оппонент – плохой, недостойный, не разбирающийся в вопросе, пристрастный или лицемерный человек.
Подобная аргументация часто производит впечатление на недостаточно искушенных в вопросе слушателей, не имеющих достаточно знаний или навыков, чтобы сознательно анализировать объективные слабости аргументации, а предпочитающих безосновательно доверять тому, кто в их глазах выглядит более авторитетным. Одной из форм перехода на личности является нахождение легко критикуемого лица, имеющего сходные с оппонентом взгляды на обсуждаемую проблему.
Апелляция к очевидности, ложная авторитетность – аргументация демагога начинается с выражений типа «каждому известно, что…», «очевидно…», «наука давно доказала…», все успешные бизнесмены знают, что…» и так далее. При этом эксплуатируются ложная гордость слушателя (если что-то подается как «общеизвестное», ему бывает сложно признаться даже себе, что он об этом никогда не слышал) либо приводятся мнимые авторитеты, согласные с высказыванием, что действует на людей, склонных доверять авторитетам. Сюда же относятся и бездоказательные утверждения.
Ложная альтернатива – распространенный прием, основанный на приведении в качестве альтернативы двух вариантов из гораздо большего множества. Ложной альтернативой является также упоминание в качестве альтернативных двух или нескольких вариантов, которые не являются альтернативой друг другу и основные признаки которых могут быть объединены в одном варианте. Например, «Что важнее: личная свобода граждан или целостность страны? Демократия или стабильность?». Заявление звучит громко, но если разобраться, ни одно из приведенных понятий не может быть альтернативой другому, но эффект воздействия на слушателей колоссальный.
Казуистика являет собой примерно то же, что и демагогия – изворотливость в аргументах, и преследует ту же цель – убедить слушателей в чем-то, что угодно именно Вам.
Подробные примеры употребления демагогии и казуистики, а также советы, в каких ситуациях стоит к ним прибегать, находятся по хештегу #вербальные_уловки